Конспект открытого занятия "Ложка расписная, да звонкая такая"
план-конспект

Бут Светлана Сергеевна

Конспект разработан для детей младшего школьного возраста и их родителей с целью познакомить детей и их родителей с историей возникновения русской деревянной ложки, изготовление ложек и применение их практике детьми и их родителями. Конспект разработала Бут Светлана Сергеевна - педагог дополнительного образования МБОУ ДО "ДДЮТ Всеволожского района"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования  

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»

(МБОУДО ДДЮТ)


Конкурс методических материалов

педагогических работников МБОУДО ДДЮТ - 2022 

                    Номинация: «Взаимодействие с родителями»

Конспект открытого занятия

«Ложка расписная, да звонкая такая»





Автор-составитель: Бут Светлана Сергеевна

Педагог дополнительного образования

                                 

                                           

                                            Всеволожск 2022 г

                                         Пояснительная записка

                             

                                Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой. Деревянные ложки до сих пор являются распространѐнным предметом быта и в то же время они являются самым популярным и колоритным народным инструментом. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Наряду с балалайкой, ложки по праву можно считать символом русского музыкального искусства. Эта методическая продукция представляет конспект  открытого занятия в рамках воспитательной работы с родителями. На этом занятии учащиеся закрепляют знания о русской деревянной ложке через повторение фигур на ложках: «Кошка-Матрешка», «Забор», «Отличник», «Зеркальце», «Двоечник», а также выступают наставниками игры на ложках для своих родителей, знакомят с этим необычным традиционным самобытным инструментом, который не только являлся частью посуды, а так же приобрел статус музыкального инструмента. В занятии представлены материалы не только теоретические, но и игровые: викторина и ребус.

   

Педагог дополнительного образования: Бут Светлана Сергеевна

ДО фольклорный ансамбль «Веретенце»

Состав учебной группы: 10 человек, (6 мальчиков, 4 девочки)

Возраст детей: 1-3 класс (1-й год обучения), учащиеся 7-9 лет младшего школьного возраста

Тема занятия: «Ложки расписная, да звонкая такая»

Степень сложности: занятие средней сложности

Место в учебном процессе: Дополнительная общеразвивающая программа «Русская музыкальная культура и традиции»

Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам через исполнение произведений на деревянных ложках.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания о деревянных ложках, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек);
  • отработать приёмы игры на ложках;
  • совершенствовать исполнительское мастерство.

Развивающие:

  • Развивать навык ритмической тренировки развивать музыкальность, выразительность исполнения музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру исполнения песен;
  • прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Тип занятия: комбинированное занятие

Формы работы: групповая

Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (игра на ложках).

Оборудование: проектор, экран, компьютер, деревянные ложки, презентация «Ложка расписная, да звонкая такая» (приложение).

Оборудование для учащихся: железные ложки (по две штуки).

Продолжительность занятия: 45 минут

Структура учебного занятия (этапы учебного занятия)

Этапы занятия

Время

1. Вводная часть

2

2. Основная часть

38

3. Подведение итогов

5

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 Организационный момент. Приветствие

Перед началом занятия обучающиеся сидят на стульях в актовом зале

Педагог:  Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые родители!

Ответ детей и родителей: - «Здравствуйте»

2 Основной этап занятий

Педагог: Начнём мы с вами наше занятие с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о чём будет идти речь?

– Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. 
(Ложка)

Педагог: Верно! А вот и ответ на мою загадку.

Показывает деревянную ложку.

Слайд №2 Деревянная ложка

Педагог: Дети сегодня я вам расскажу про историю возникновения русской деревянной ложки.

Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»?

Дальше мой рассказ продолжат участники фольклорного ансамбля «Веретенце»

Участник ансамбля 1: Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

 Слайд №3 Бить баклуши

Участник ансамбля 2: Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Участник ансамбля 3: Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.               

Педагог: И сегодня я расскажу вам про «Семеновские ложки».

Педагог: А начну с загадки, которую я вам загадаю, послушайте внимательно, о каких ложках пойдет речь?

Педагог: Все листочки, как листочки

                Здесь же каждый золотой!

                Красоту такую люди

                Называют… («Хохломой»)

Самым известным центром по производству деревянных ложек ещё с XVIII в. стал Семёновский уезд, который тогда был маленьким селом в Нижегородской области.

На Нижегородской земле издавна ловко резали ложки. Но популярными они стали, благодаря уникальной технологии — хохломской росписи. Такие ложки не боялись ни воды, ни горячего и служили очень долго.

 Слайд № 4 Хохломская ложка

Педагог: Ребята, я приготовила для вас и ваших родителей ребус и его нужно отгадать.

Слайд №5 Ребус «Ложка», Слайд №6 «Хохлома»

Существует огромное количество фигур на ложках. Но, мы с вами пока познакомились только с шестью фигурами.

3 Повторение и закрепление приёмов игры:

Практическая работа: –  в ансамбле

 Педагог: Сегодня мы с вами повторяем наши фигуры на учебных ложках (железных) под инструментальный наигрыш «Барыня». Сегодня дети покажут игру на тренировочных железных ложках.

 Слайд № 5 Алюминиевые ложки

1. «Кошка - Матрешка» –обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Дети начинают игру с правой ноги, издавая ритмический рисунок, напоминающий марш, или произносится фраза по названию фигуры «Кошка – Матрешка»  

2 «Кошка- Матрешка с переменой ног» – обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Дети начинают игру с правой ноги, издавая ритмический рисунок, напоминающий марш, или произносится фраза по названию фигуры «Кошка – Матрешка». Сначала фигура играется по правой ноге, потом по левой ноге.

3 «Забор» – обе ложки берут в правую руку, между ложками указательный палец правой руки. Далее левая руки находится с левой ногой ладонью вверх, и дети начинают делать скользящие движения от ладони левой руки и по ногам, после делают удары, напоминающие «удар молотка» по правой ноге, затем по левой ноге, в завершении делается подбой левой ладонью по ложкам снизу.  

4 «Двоечник» - фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка» по названию первой фигуры, левая рука выступает в роли «утюга», которая будет двигаться вперед и назад. Первый удар ложками приходится на левую ладонь, далее левая рука движется вперед и удар ложками делается возле локтя левой руки. Левая рука возвращается в исходное положение и завершается игра по ладони левой руки и подбоем левой руки ложек снизу.

5 «Отличник» - Эта фигура отличается положением левой руки, если в фигуре «двоешник» левая рука играла роль «утюга», то в фигуре «отличник» рука выступает в роли «свечки» (рука до локтя поднимается вверх). фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка» по названию первой фигуры,. Первый удар ложками приходится на левую ладонь, далее левая рука до локтя поднимается вверх, создавая «свечку» и удар ложками делается возле локтя левой руки. Левая рука возвращается в исходное положение и завершается игра по ладони левой руки и подбоем левой руки ложек снизу.

6 «Зеркальце» - фигура начинается с ритмического рисунка «Кошка – Матрешка», далее левая рука образует зеркальце и дети продолжают играть по плечу левой руки, потом по ладони левой руки (ладонь выступает в роли «зеркальца»), снова удар по плечу левой руки и в завершении мальчики бьют ладонью левой руки по груди, а девочки каблучком правой ноги ударяют об пол и одновременно говорится «УХ»!

4.Физминутка. Кадриль «Ночка темна»

5. Работа с родителями

Педагог: А сейчас настало время и нашим дорогим родителям научиться играть на ложках

Педагог: Ребята, приглашайте своих родителей

Участники коллектива приглашают своих родителей

Педагог объясняет, как нужно правильно работать с ложками: 

- Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

Педагог вместе с детьми показывают фигуры для родителей: «Кошка-Матрешка», «Забор», «Отличник» 

Педагог: Ребята, а сейчас пройдет викторина для родителей на тему «Ложка расписная, да звонкая такая». Я приглашаю участницу фольклорного ансамбля «Веретенце»  для проведения викторины

Участница ансамбля:

Вопросы:

  1. Что такое бить баклуши?

Ответ родителей: (сделать маленькое не сложное дело)

  1. О каком виде ложек вы сегодня узнали типы ложек?

Ответ родителей: (Хохломская)

  1. Где появились первые ложки?

Ответ родителей: (Нижегородская область город Семенов)

  1. Какой рисунок и фон используют для ложек?

Ответ родителей: (Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне).

Педагог благодарит участницу ансамбля и родителей за проведенную викторину

6. В заключении занятия звучит шуточная песня «Жил я у пана» (Пензенская область)

Подведение итога занятия

Педагог: Мы сегодня с вами хорошо потрудились много что увидели и узнали. И я попрошу вас вспомнить и сказать:

- Какие фигуры мы с вами сегодня играли?

- Что нового узнали о ложках…

- что больше всего понравилось…

-что получилось и не получилось…

Педагог благодарит детей и родителей за участие в самом занятии и по окончании вручаются подарки детям ложка-магнит.

Педагог: Вы сегодня были большие молодцы! Спасибо, вы мне очень помогли!

Педагог: До свидания!

Участники коллектива: До свидания!

Ожидаемые результаты занятия

Будет отработан четкий и правильный ритм, который используется при игре на ложках. Дети познакомятся с новыми фигурами на ложках и закрепят ритм, который используется в фигурах при игре ложках.

Обучающиеся узнают такие длительности как: четверти и восьмые и шестнадцатые, которые представлены не нотами, а двустишиями, например: «Кошка-Матрешка» проговорят слова и проиграют вместе со словами на ложках.

Список литературы для педагогов

  1. Каплунова, И. Ансамбль ложкарей. – СПб: Изд.-во «Невская нота», 2015.
  2. Рытов, Д. А. Русская ложка. — СПб: Композитор, 2011.
  3. Рытов, Д.А. У нашего двора нет веселья конца. - СПб: Изд -во Музыкальная палитра, 2006.
  4. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа. - М., 2000.

Список литературы для детей

  1. Рытов, Д. - «У нашего двора нет веселью конца» СПб.: Композитор, 2010. - сценарии праздников с использованием народных инструментов Знакомство с историей инструментов Ознакомление с приемами игры на шумовых ударных инструментах
  2. Тимофеева, О.Е. Сказки о музыкальных инструментах. – СПб: Композитор, 2010.
  3. Финкельштейн, Э. Маленький словарь маленького музыканта. — СПб: Композитор, 1998.Электронные образовательные ресурсы Перечень CD
  4. Цыганков Александр Ансамбль «Скоморохи» 1998. - современные исполнители на домре, исполнительство Выдающиеся исполнители на домре Владение виртуозной техникой Исполнение произведений на домре (соло, в сопровождении ансамбля)

Интернет – ресурсы

  1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
  2. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet 
  3. В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio Домра.
  4. Народные инструменты http://folkinst.narod.ru Домра, балалайка, мандолина http://domrist.ru 
  5. Воспитание детей дошкольного возраста. http://doshvozrast.ru/ http://www.artterem.ru/rubricator 

                                                                                                                Приложение 1

                                                                                                       Приложение 2

                   Ребусы по теме «Ложка расписная, да звонкая такая»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ложка расписная, да звонкая такая »

Слайд 3

Бить баклуши

Слайд 4

Хохломская ложка

Слайд 7

Алюминиевые ложки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

План-конспект открытого урока "Есть такой в России городок красивый..."

Урок-экскурсия с фрагментом презентации группового проекта...

Конспект открытого занятия в старшей группе интерната Тема: Что такое героизм? Как стать героем в наши дни

Конспект открытого занятия в старшей группе интернатаТема: «Что такое героизм? Как стать героем в наши дни (в мирное время). Мое отношение к людям, способным на героические поступки». Цель:...

Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"

Задачи:Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.Воспитание волевых кач...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Конспект открытого урока Такие разные марши

Конспект открытого урока Такие разные марши...