"Развивающее обучение – принцип активного и сознательного обучения. Рефлексия."
статья (5 класс)

Егорова Мария Вадимовна

Возможные варианты проведения рефлексии после занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее обучение – принцип активного и сознательного обучения.  Рефлексия.

 Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

     Рефле́ксия (тж. рефлекси́я[1]; от позднелат. reflexio «обращение назад») — формулировка, охватывающая широкий круг явлений и концепций, так или иначе относящихся к обращению разума, духа, души, мышления, сознания, человека (как родового существа или как индивидуума), коллективов на самого себя.

Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

     Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

     Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

     В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнёрами по общению. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией.

     Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.

     Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

     При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

физическую (успел – не успел);

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

   Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

    Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия содержания учебного материала.

  Таким образом, рефлексия может:

выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

быть средством самопознания.        

Виды   рефлексии

Интеллектуальная рефлексия.

  Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.

Выбери верное утверждение:

Я сам не смог справиться с затруднением;

У меня не было затруднений;

Я только слушал предложения других;

Я выдвигал идеи...

Моделирование или схематизация  своего понимания, действий  в  виде рисунка или схемы.

Паучок (солнышко, цветочек) – фиксация ассоциативных связей любого понятия.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Понятие        

Знал        

Узнал        

Хочу узнать

6.  Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью  

        знаков на полях возле текста или в самом тексте:

        «+» - знал,      «!» - новый материал (узнал)      «?» - хочу узнать

Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.

     10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

     11.  Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

     12.Синквейн – составление четверостишия по схеме:                                                        

первая строка – понятие, выраженное существительным,

        вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

        третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к

        понятию,

            четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или

        расширение смысла.

      13.Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

     14.Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:        

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

     15.Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,

по просьбе учителя…):

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

     16.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

        5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

        в соответствии с этапами урока:

Сначала мы рассуждали так…

Потом мы столкнулись с проблемой…

Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

Мы увидели (поняли)…Значит…

Теперь мы будем…

     17.Бортовой журнал.

     18.Письменная дискуссия.

     19.Пчелиный улей. Приём используется после подачи нового материала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.

     20.Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.

Азы работы над текстом.

(найдите в тексте основные понятия и запишите их).

Ты уже знаешь последние новости?

(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).

Известное и неизвестное.

(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).

Что, не ждали?

(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).

Главная жизненная мудрость.

(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).

Поучительный вывод.

(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).

Важные темы для обсуждения.

(найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).

Проанализируйте основную мысль в схемах, таблицах, графиках… (если это возможно по содержанию текста).

     20.Техника развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.

      21.Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапе изучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

   Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

          1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

    1-й вариант: мокрый лист бумаги и краски. Попросите ребёнка нарисовать своё настроение.

    2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка (в течение минуты).

    Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам.

    После этого обсуждают получившийся рисунок.

    Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;

синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;

жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;

фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;

коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

     2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).

     Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

     Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

     3.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

солнышко;

солнышко с тучкой;

тучку;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

   В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет бантика соответствует настроению ребёнка.

     4.Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

     5.Моё настроение. Каждый ребёнок рисует в течение минуты своё настроение.

     6.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно.

   Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

     7.Мишень настроения. День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.

      8.Маятник настроения. Идея та же – оценка настроения.

  Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.

  Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху.

  В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»). И др

Рефлексия  деятельности.

     Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

   Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».

   Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

     1.Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

   Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовало…

- Сегодня меня огорчило…

  На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

   Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

- Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

    2.Дерево творчества.  По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

   Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

   Цветок – довольно неплохо.

   Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

   Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

     3.Метод пяти пальцев.

   М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

   Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

   С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

   У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

   Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

     4.Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

   Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

     5.Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.

   Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

- Что нового я узнал сегодня на уроке?

- Что было особенно интересным и познавательным?

- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?        

ИЛИ:

- Поставь точку в любом секторе и объясни, почему ты её поставил именно здесь? (эмоциональное состояние).

Очень хорошо

Многому научился                                                         Не научился ничему

Очень плохо

Рефлексия содержания учебного материала.

     Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

   Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

                Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

   В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал                               активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я                    доволен/не доволен

3. Урок мне показался                              коротким/длинным

4. За урок я                                                 не устал/устал

5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                    понятен/ не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

7. Домашнее задание мне

кажется                                                     лёгким/трудным

  интересно/не интересно

   Для оценивания учащимися  своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы:

         «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

       «-» -  ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

       «П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

       «Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный

       «0» - не ответил

               Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

   Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Принципы проблемно – развивающего обучения на уроках литературы"

Современная жизнь на передний план вы­двигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общест­ва. В этом вз...

Использование принципов развивающего обучения

Принципы развивающего обучения дают хорошие условия для формирования компетенций учащихся...

Принцип активности ребенка в процессе обучения

Принцип активности ребенка в процессе обучения...

Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене

Опыт реализации  принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ. ОТРАЖЕНИЕ ПЯТИ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Теория развивающего обучения, как известно, берет свое начало  с древних времен и представляет собой систему диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса – процесса становления лич...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

Развивающее обучение- как один из активно-деятельных способов обучения математики

Аннотация. В условиях реализации требований ФГОС наиболее важной является технология развивающего обучения. Данный вид дает возможность применять различные методы, такие как дидактические игры, дискус...