Доклад
методическая разработка

Сташкова Ольга Владимировна

Доклад на тему " Работа с художественным концептом как средство формирования и развития любви к родному краю. "

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казенное учреждение управление образования Балаганского района

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа

Роль школы в формировании и развитии любви к родному краю на основе компетентностного подхода.

Работа с художественным концептом как средство формирования и развития любви к родному краю.

                                                                                                       

                                                    Выполнила: Сташкова Ольга Владимировна,

                                                              учитель русского языка и литературы

                                           

                                            Коновалово 2013 г.

                                                                                                                           

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………1

Глава 1. Актуальность работы с концептами русской культуры…………………………….1-8

1.1 Концептуальный анализ художественного текста…………………………………..........1-2

1.2.Работа с художественным концептом «береза» как фрагмент  формирования и развития  любви к родному краю в миниатюре В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»………………..2-6

1.3. Творческое задание  как личностное восприятие концепта «береза»…………………..6-8

Заключение………………………………………………………………………………………...8

Список литературы…………………………………………………………………………..........9

Приложение………………………………………………………………………………………10

Введение

      Любой человек в современном мире, не замечая этого, живет среди текстов и сам то и дело создает их. Тексты везде в нашей жизни: реклама, информация по радио, доклад на собрании, заявление о приеме на работу, статья в газете или журнале, сообщение, отправленное по мобильному телефону или через Интернет, записка, мимоходом написанная на клочке бумаге и даже чек из продовольственного магазина. Все эти виды текстов большей частью являются обыденными и чаще всего они не несут большого воспитательного значения.

      Поэтому в национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Использование текста как средства формирования и развития  патриотических чувств, воспитания любви к родному краю при изучении русского языка обеспечивает решение важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование  патриотичной личности. Долг учителя – организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, формирующую мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.

Глава 1. Актуальность работы с концептами русской культуры

1.1 Концептуальный анализ художественного текста

      В рамках модернизации содержания школьного курса русского языка и методики его преподавания одним из самых перспективных представляется лингвокультурологическое  направление. Сегодня предлагают разные пути его реализации. При этом  всё больший интерес вызывает работа с концептами русской культуры. Культурный концепт рассматривается как свернутый текст, как культурно-семиотический феномен, в котором сочетаются архетипические и мифопоэтические параметры, а также религиозно-философское и культурно-историческое  знание о мире. Содержание культурных концептов, свойственных тому или другому художнику слова, определяется особенностями его мировоззрения, художественно-образного мировосприятия и индивидуально-авторской картины мира.

      Концептуальный анализ  художественного текста – это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов, развитии и формировании любви к Родине.

      Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана  через «ключевые слова»  и сформулирована в идейно-тематическом, содержательном плане. Ключевые слова – слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста. Ключевыми  или опорными словами считаются как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова.

       

1.2.Работа с художественным концептом «береза» как фрагмент  формирования и развития  любви к родному краю в миниатюре В.П.Астафьева «Свеча над Енисеем»

В качестве примера учебной работы с художественным концептом «берёза» как фрагментом  индивидуально-авторской художественной картины мира можно обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем».

Напротив села, на скале, обкатанной дождями и временем, похожей на запёкшийся кулич, чуть ниже гор и отрогов скал, отдаляясь, скорее отскочив от прибрежного леса, растет береза. Я помню её с детства. Она уже старая, но по росту всё девушка – не хватило ни почвы, ни света, ни размаха дереву.

Эта береза распочинает осень на левом, скалистом берегу Енисея: числа двадцатого - двадцать пятого августа приоткрывается на ней полоска едва видной прожелтины, и быстро-быстро, за несколько дней, от низу до верху вся береза сделается, будто свечка восковая.

         Последним пламенем, словно ярким вскриком в оконце лета, заявит она о себе и сразу же отделится от мира, от леса, от реки и всего своего земного окружения.

Стоит деревце одиноко и тихо светится, молитвенно догорает. Только белый ствол, будто  кость, с каждым утренником проступает все явственней, все отчетливей от корня до вершинки.

     Но вот конец августа, завершение прошлогоднего лета. Вышел я на берег, нашел взглядом деревце, которому  так и суждено вековать в девичьем облике. Зеленая стоит березка, разве чуть приморилась, ужалась в себе.

    Быть благодатной осени, извещает. Молчит святая душа  березки, которую язык  не поворачивается назвать бобылкой. Но ласточки уже улетели, в палисаднике моем  со стороны солнца окалиной покрылись листья на черемухе.

    Все равно быть осени, быть непогоде, все равно зазимиться и на сей раз за день облететь и погаснуть, но пока стоит, молчит тихая вещунья на голой скале.

    Ниже её в камне пещера таинственно щурится, под нею ключ шевелится, еще ниже Енисей под солнцем сиянием исходит, вроде бы и не шевелится, только дышит холодом, навевает предчувствие неминуемой осени.

Свечечка, родная, не зажигайся подольше, не сгорай дотла, пусть дни погожие и ясные дольше постоят, порадуют людей, их, кроме природы, уже некому и нечем радовать. И останься за нами, красуйся, как и до нас красовалась на утесе. Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы, негасимым  желтым огоньком, свеча вечности.

      Как известно заглавие – «ключ к интерпретации», так как «восприятие задается им» (Умберто Эко). Используя интригующую функцию данного заглавия, прошу учеников предположить, какова будет тема текста.

После чтения миниатюры вопросы:

- Какие чувства вызывает береза на скале у В.П. Астафьева? Насколько название отражает состояние души  писателя?

      В русской культурной традиции береза – самый любимый «древесный» символ. Поэтому  важно обратить внимание учеников на внутреннюю форму славянского названия дерева, так как на ней «крепится символ, ею определяются содержательные формы» (понятие, образ, символ) – она структурирует духовность. Позитивное восприятие березы (с этимологической точки зрения береза – «дерево со светлой, белеющей корой», слово возводится  к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света (в березовых рощах всегда светло, береза – солнцелюбивое дерево), чистоты, непорочности. С другой стороны, белый цвет для христиан-язычников – цвет траура. С этим могли быть связаны поверья о том, что души умерших переселяются в березы. Во время праздника, связанного с почитанием умерших и весенней земледельческой обрядностью (Семик), дома и дворы украшали ветками березы – «семицким», «семиковым» деревом. Еще одно объяснение наименования слова береза принадлежит Б.А.Рыбакову, который гипотетически связывает существительное береза с этимологическим гнездом оберегать, берег. Историк аргументирует свою гипотезу сакральной функцией этого дерева в жизни древних славян: береза – обязательная принадлежность летних молений о дожде. Все три мотивации внутренней формы в той или иной степени актуализируются  в процессе анализа художественного концепта «береза», начиная с разрешения над  вопросом: как реализуется в тексте значение «оберегающая»?

       Следующее задание связано с истолкованием традиционного символа с помощью эпитета. Известно, что в народной речи наиболее употребительны постоянные эпитеты, в письменно-книжной речи особо ценится идеальный эпитет, по возможности метафорический. Ученикам предлагается соотнести национально-традиционное (белая береза) и авторско-индивидуальное (белый ствол, будто кость; тихая вещунья) в символическом образе березы, моделируемом автором.

      Сначала ученики дают собственную интепретацию образа белой березы.

Затем соотносят  свои объяснения с примерами цветовых прилагательных, взятых из «Словаря эпитетов  русского литературного языка» К.С.Горбачева и Е.П.Хабло (1979): белая, белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая.

      Прием сравнения помогает ученикам оценить оригинальность авторского сравнения. Обращаем внимание на языковые средства, связанные с воспроизведением мифопоэтического  сознания. Так, например, кость в индоевропейских  языках  считалась вместилищем жизни (божественного огня) и тесно связанной с ней смертью. «Поскольку ,по поверьям древних,  местом пребывания душ была не только кость, но и дерево (ветка дерева), то слова со значением «кость» нередко могут также означать и «дерево» («ветка»). С языческой символикой связан также образ тихой вещуньи, что подтверждают отмеченные М.М.Маковским два ранних значения березы «чудо, волшебство» и «предзнаменование» - в индоевропейских языках.

      Обратим внимание на метафоры в тексте. Образ-символ, передающий основной смысл миниатюры. Свеча – ключевой образ. Приводят доказательства:

1.слово вынесено в заглавие и завершает миниатюру;

2.трижды повторяется по мере содержания текста: свечка, свечечка, свеча.

     Проанализируем словообразовательную структуру этих однокоренных слов  и назовем основные языковые средства, которые помогают раскрыть символический образ березы-свечи (святая душа, храм природы, свеча вечности).

     Одна из основных оппозиций текста, связанная с образом березы, - оппозиция «время-вечность». Береза выражает «полифонию  времени и вечности» (Г.Гачев). Жизнь её связана с землёй и временами года: с одной стороны – зелёная, полоска едва видной прожелтины, жёлтый огонёк, последним пламенем, свечка восковая; но с другой – береза на скале для автора – образ вечности: она красовалась до нас, радует людей сейчас и останется за нами.

           Определяя особенности индивидуально-авторского отношения ко времени в этом тексте, обращаем внимание на языковые  способы его воплощения. Это:

1.видовременные формы глагола: догорает – гори – не сгорай;

2.лексические средства прямо или косвенно обозначающие время; время, вековать,  с детства, старая осень, утренник, оконце лета, за нами, до нас, свеча вечности, при этом некоторые слова  отражают специфику авторского слога (например, распочинает осень).

Обращение к словообразовательной структуре  производного слова распочинать помогает ученикам  почувствовать  образность и выразительность языка писателя. (Ср. у Даля В.И.: починать – «положить чему-то начало»; начинать, починать, зачинать)

    Художественное пространство в тексте организовано таким же способом, что и время. Есть пространство конкретное, реальное. Для его выражения используется лексика с вещным значением: солнце, горы, скала с березой, прибрежный лес, село, палисадник, река Енисей, пещера под скалой, ключ. Но есть пространство надмирное, космическое (Гори и не гасни над Енисеем, над миром, в храме природы негасимым желтым огоньком, свеча вечности). Между землей и Вселенной (низ - верх) промежуточное положение занимает береза (способная отделиться… от всего своего земного окружения), причастная к тому и другому пространству (от низу до верху; от корня до вершинки).

         Обращаемся далее к анализу индивидуально-авторских способов воплощения художественного пространства в тексте. Анализ сравнения  в первом абзаце (как запекшийся кулич), а также проведенный стилистический эксперимент (попытка заменить образное  выражение Енисей сиянием исходит на сияет) позволяет ученикам сделать вывод о средствах одухотворения писателем земного пространства, понять роль каждого слова в создании образности, когда замена одного слова другим (даже синонимичным) создает,  то или иное изменение образа.

      Отвечая на вопрос, какие синтаксические конструкции преобладают в тексте, ученики прежде всего называют безличные (Быть благодатной осени… быть осени, быть непогоде… зазимиться…) и повелительных конструкциях (не зажигайся… не сгорай… пусть постоят, порадуют… остаться… красуйся… гори и не гасни), отмечая , что глаголы в инфинитиве позволяют выразить неизбежность, необходимость происходящего, а основная функция, которую выполняют глаголы в повелительном наклонении, - это обращение к березке - свечечке родной.

         После чтения  двух последних абзацев учащиеся получают задание озаглавить микротему, аргументируя свой ответ. Предлагаются варианты: молитва, обращение, заклинание. Отдавая предпочтение первому варианту, ученики так раскрывают смысл: это молитва о жизни как высшей ценности, о вечной красоте природы как источнике последней радости для измученной души человека, о судьбе России, символом которой является береза, о сохранении для мира русской духовности.

Лексическая структура предложенных для анализа поэтических текстов обнаруживает новые элементы  ассоциативного поля концепта «береза». В поэзии Есенина, например, активно используются две темы: тема девичества и тема печали. Что стоит за образом «березы в белом»? Поиск ответа на этот вопрос предполагает включение текста в открытое поле русской культуры:

     Снежная равнина, белая луна,

    Саваном покрыта наша сторона.

    И березы в белом плачут по лесам.

    Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

    Белая береза под моим окном

   Принакрылась снегом,

   Точно серебром…

1.3. Творческое задание  как личностное восприятие концепта «береза».

    Береза – знак русской культуры. Разные метафорические модели представляют слово береза во всей его сложности и многообразии проявлений. Каково же личностное восприятие концепта «береза» как варианта индивидуального знания  ученика становится возможным  в процессе работы над собственным эссе. Предлагается  на выбор ученикам

два письменных задания:

      1. А.Перед вами тексты, выражающие разные позиции. Насколько аргументированными они вам покажутся?

1)И деревья у них, может быть, даже очень хороши, да чужие по-русски не понимают.

У нас каждая баба знает – если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними березоньку, крепко, двумя руками, грудью прижмись, и качайся вместе с нею, и голоси голосом, словами, слезами изойди вся с нею, с белою, со своею, русской березонькой!

А попробуйте здесь:

- Allons au bois de Boulogne embrasser le bouleau! (Пойдемте в Булонский лес обнять березу! (фр.)).

Переведите русскую душу на французский язык… Что? Веселее стало? (Тэффи).

2) – Чего же вам так далась  береза? Что она вас обувает и одевает? Или молоко дает?

В общем-то, я тоже не знал, как объяснить ему, сколько помню себя все в городе живу, тоскую без асфальта, без этой пестрой выматывающей круговерти. И тем не менее! И березку-то вижу от случая к случаю. Но неведомая сила, сокрытая в этом образе, - поднимает душу и наполняет силой. Именно так! С кровью дано. И, как видно, не только мне. (Е. Чернов).

3. Напишите  эссе на тему «Русская береза: меркнущий символ для меня или …», используя приемы, на которых строится эссе:

1) прием цитирования (частичный);

2) прием риторических вопросов («мнение» и «со-мнение») по данной проблеме;

3)прием сравнений (помогает ярче и точнее выразить мысль);

4) прием ассоциативных «отступлений», позволяющих совершать переходы из образного ряда в понятийный, из отвлеченного – в бытовой;

5) прием моделирования диалогической ситуации:

а) обращение к реальному или воображаемому собеседнику;

б) диалог с самим собой (Какие поэтические строки я вспоминаю при слове «береза»? Прежде всего…).

2. Попробуйте, опираясь на данное рассуждение, написать эссе на тему «Почему русские так возвеличивают березу?»

Англичан и японцев сближает склонность ставить естественное превыше искусственного. Однако в рамках этого сходства заключено и различие. Две островные нации возвеличивают разные черты природы, ее диалектики. Если японцы поэтизируют переменчивость, то англичане – преемственность. С одной стороны - сакура с ее внезапным буйным, но недолговечным цветением. С другой – вековой дуб, равнодушный к бегу времени и недоверчивый даже к приходу весны.  (Овчинников).

Ученики выбрали первое творческое задание, первую тему эссе. Мнение единое – береза не меркнущий символ для наших детей. Вот высказывания детей:

«Я не представляю своей деревни без берез.  Если бы не было берез, то лес был бы однообразным по цвету».  «Березовый лес всегда светлый, в нем хорошо, свободно дышится, а осенью именно в березовом лесу - грузди, а кто их не любит». «В русских поэтических произведениях русская береза в образе девушки, подруги, оберега – в женском образе.  Женский образ – образ матери, а мать - Родина».  «Какая русская баня без березового веника? А дух какой? Русский!».  «Смотрю в окно  девятого кабинета и вижу на территории школы березу.  Какая она красивая! Высокая, раскидистая, стройная.

Летом  –  ярко-зеленая, а осенью ярко-желтая». «Мы писали изложение о березах за рубежом.  Там они были куцые, маленькие, смотрелись сиротками. А дома они  и поодиночке веселые, красивые».  «Не обувает, не одевает и молока не дает, но ни один русский человек не представляет русского пейзажа без березы». Прочитав такие высказывания старшеклассников, понимаешь, что не очерствела душа русского молодого человека. Слова выражают надежду, оптимизм и веру в будущее России, в будущее наших деревень. Значит, урок не прошел даром.

Заключение

     Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.

        Любить Родину… А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую, и притихнешь под ней, как  птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит от того, какие чувства ты перенял от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же,  как люблю я свою диковинную и прекрасную Сибирь… (В.П.Астафьев)

    Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надежный и чудодейственный инструмент национального спасения. (В.Распутин)

Список литературы:

1. Шульгина Н.П. Работа с текстом как средство формирования личности языка.// Русский язык в школе. – 2003. - № 3.- С.3 -9.

2. Гвазава В.И. Народная мудрость как источник нравственного воспитания.// Русский язык в школе. – 2003. - № 3.- С.3 -9.

3. Кулаева Г.М. Воспитание языкового эстетического идеала при обучении русскому языку.// Русский язык в школе. – 2004. - № 6.- С.3 – 8.

4. Ходякова Л.А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства.// Русский язык в школе. – 2004. - № 6.- С.8 – 15.

5. Мишатина Н.Л. Работа с художественным концептом как средство речевого развития школьника.// Русский язык в школе. – 2006. - № 3.- С.23 – 27.

6.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом – средство подготовки к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям.// Русский язык. Первое сентября. – 2005. - № 8. – С. 11-16.

 

Приложение

Словарь  понятий к работе по миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем»

1.Архетип – 1. прообраз, идея; образы, мотивы, лежащие в символике сновидений, мифов, сказок. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г. - «Советская энциклопедия»)

2. Интепретация – истолкование смысла художественного произведения. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)

3. Концепт – смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат) этого имени (например, смысловое значение имени Луна – естественный спутник Земли). (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»).

4. Метафора – один из тропов, скрытое сравнение, в котором  отсутствует сравнительный оборот.  (Из школьного словаря литературных терминов и понятий. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Т.Г.Тренина. – 1995г.- «Дрофа»).

5. Миниатюра – жанр «малых форм», небольшое по размеру произведение (рассказ,

 пьеса, водевиль, сценка, реприза).  (Из школьного словаря литературных терминов и понятий. А.Б.Есин, М.Б.Ладыгин, Т.Г.Тренина. – 1995г.- «Дрофа»).

6.Семантика  - значение единиц языка. (Из Советского энциклопедического словаря.  А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)

7.Семиотика – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. (Из Советского энциклопедического словаря. А.М.Прохоров. - 1990г.- «Советская энциклопедия»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с художественным концептом как средство формирования и развития любви к родному краю

Слайд 2

Использование текста как средства формирования и развития патриотических чувств, воспитания любви к родному краю при изучении русского языка обеспечивает решение важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте русского языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование патриотичной личности.

Слайд 3

Концептуальный анализ художественного текста – это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов, развитии и формировании любви к Родине.

Слайд 4

Концепт - смысловое значение имени (знака), то есть содержание понятия. Ключевые слова – слова , которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста. Ключевыми или опорными словами считаются как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова.

Слайд 5

В качестве примера учебной работы с художественным концептом «берёза» как фрагментом индивидуально-авторской художественной картины мира можно обратиться к миниатюре В.П. Астафьева «Свеча над Енисеем».

Слайд 7

В русской культурной традиции береза – самый любимый «древесный» символ

Слайд 8

Позитивное восприятие березы (с этимологической точки зрения береза – «дерево со светлой, белеющей корой», слово возводится к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света (в березовых рощах всегда светло, береза – солнцелюбивое дерево), чистоты, непорочности

Слайд 11

Личностное восприятие концепта «береза» как варианта индивидуального знания ученика Береза – знак русской культуры

Слайд 12

1)И деревья у них, может быть, даже очень хороши, да чужие по-русски не понимают. У нас каждая баба знает – если горе большое и надо попричитать – иди в лес, обними березоньку, крепко, двумя руками, грудью прижмись, и качайся вместе с нею, и голоси голосом, словами, слезами изойди вся с нею, с белою, со своею, русской березонькой! А попробуйте здесь : - Allons au bois de Boulogne embrasser le bouleau ! (Пойдемте в Булонский лес обнять березу! (фр.)). Переведите русскую душу на французский язык… Что? Веселее стало?

Слайд 13

2) – Чего же вам так далась береза? Что она вас обувает и одевает? Или молоко дает? В общем-то, я тоже не знал, как объяснить ему, сколько помню себя все в городе живу, тоскую без асфальта, без этой пестрой выматывающей круговерти. И тем не менее! И березку-то вижу от случая к случаю. Но неведомая сила, сокрытая в этом образе, - поднимает душу и наполняет силой. Именно так! С кровью дано. И, как видно, не только мне. (Е. Чернов).

Слайд 14

Написать эссе на тему «Почему русские так возвеличивают березу?» Англичан и японцев сближает склонность ставить естественное превыше искусственного. Однако в рамках этого сходства заключено и различие. Две островные нации возвеличивают разные черты природы, ее диалектики. Если японцы поэтизируют переменчивость, то англичане – преемственность. С одной стороны - сакура с ее внезапным буйным, но недолговечным цветением. С другой – вековой дуб, равнодушный к бегу времени и недоверчивый даже к приходу весны. (Овчинников).

Слайд 16

«Я не представляю своей деревни без берез. Если бы не было берез, то лес был бы однообразным по цвету». «Березовый лес всегда светлый, в нем хорошо, свободно дышится, а осенью именно в березовом лесу - грузди, а кто их не любит». «В русских поэтических произведениях русская береза в образе девушки, подруги, оберега – в женском образе. Женский образ – образ матери, а мать - Родина». «Какая русская баня без березового веника? А дух какой? Русский!». «Смотрю в окно девятого кабинета и вижу на территории школы березу. Какая она красивая! Высокая, раскидистая, стройная. Летом – ярко-зеленая, а осенью ярко-желтая». «Мы писали изложение о березах за рубежом. Там они были куцые, маленькие, смотрелись сиротками. А дома они и поодиночке веселые, красивые». «Не обувает, не одевает и молока не дает, но ни один русский человек не представляет русского пейзажа без березы»

Слайд 18

Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.

Слайд 19

Любить Родину… А может быть, чувствовать, ощущать, как самого себя? Если любовь можно привить, укоренить и даже навязать, то чувства и ощущения передаются лишь по родству, с молоком матери, редкой лаской отца, когда опустит он тяжелую ладонь на детскую, и притихнешь под ней, как птенец под крылом, и займется сердчишко в частом, растроганном бое, и прежде всего в матери, в отце ощутишь ты Родину свою. А уж какая она – эта Родина – все зависит от того, какие чувства ты перенял от родителей. В голой пустыне живут люди, и в тундре живут люди и любят ее так же, как люблю я свою диковинную и прекрасную Сибирь… (В.П.Астафьев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...