НПК "7 чудес моего села"
творческая работа учащихся (7 класс)

Эрдыниева Аюна Дугаровна

Исследовательская работа ученицы 7 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7 чудес моего села84.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»

Тема работы

«7 чудес моего села Улюн»

Подготовила: Цивилёва Диана,

ученица 7 класса

Руководитель: Эрдыниева Аюна Дугаровна

учитель бурятского языка.

у. Улюн, 2022 г.

 Оглавление

I. Введение                                                                     стр. 3-4

II. Основная часть:

     1. История происхождения культовых мест          стр. 5-6

     2. Культовые места у. Улюн                                    стр. 7-9

III. Заключение                                                              стр. 10

Литература                                                                     стр. 11

  1. Введение

Наш край имеет свои достопримечательности - исторические, природные и культурные. О некоторых из них мне рассказали мама, папа и бабушка, коренные жители нашего района. И мне захотелось узнать об этих местах что-то новое. Поэтому тема моей исследовательской работы «7 чудес моего села».

Люди старшего поколения хорошо помнят наставления предков об отношении к природе и сами относятся к ней соответственно потому, чему их учили. В отличие от них молодое поколение забыло эти заветы и наставления, что порой даже противоречит им своими действиями, не задумываясь о последствиях. Глобальные проблемы современности вызвали необходимость изучения и возрождения традиции бережного отношения к природе и рационального его использования.

В Баргузинской долине культовые места можно встретить повсюду: в горной местности, у подножия лил на вершине горы, у необыкновенной скалы или камня, дерева, родника, озера, реки и т.д.

Актуальность:  В современное время молодое поколение не задумывается сохранять и обогащать историко-культурное наследие, приобщается к духовным ценностям и истокам народной культуры. Люди старшего поколения хорошо помнят наставления предков об отношении к природе и сами относятся к ней соответственно тому, как их учили. А молодежь забывает эти заветы и наставления, что порой даже противоречит им своими действиями, не задумываясь о последствиях. Изучение исторического прошлого села и возрождение традиций обладают мощным воспитательным потенциалом: любви к родителям, родным местам, родному укладу жизни. Все это способствует возрождению национального характера, духовности, воспитанию чувства малой родины. Через систему исследования формируется человек, знающий свою родословную, большую и малую Родину, уважающий, помнящий обычаи и традиции своих предков и сохраняющий интерес к познанию своего родного края на протяжении всей своей жизни.

Цель работы: направлены на изучение культовых мест - как свидетеля эпохи; любви к родному краю; обогащения знаниями о родном крае; способствовать возрождению духовной культуры и пропаганде этно-экологической этики среди учеников.

Задачи:

- изучить историю культовых мест села Улюн;

- выявить культовые места нашего села;

- провести мини-экскурсию по культовым местам Улюна на интерактивной карте;

- сделать буклет по культовым местам села Улюн.

План работы

- сходить в библиотеку и изучить краеведческую литературу;

- найти информацию об этих культовых местах, особенностях;

- побеседовать с местными жителями.

Методы исследования: Сбор и анализ материалов библиотеки, работа с периодической печатью, книгами, фотоматериалами в сети интернет, опрос коренных жителей и старожилов села.

Объект исследования: значимые природные, культурные, исторические объекты на исследуемой территории.

Предмет исследования: культовые места села Улюн.

Практическая значимость: создание в сети интернет интерактивной карты культовых мест Улюна и мое выступление перед своим классом.

В данной работе даётся краткое описание исследуемых объектов, так как чтобы изучить всё более подробно и углубленно, необходимо потратить больше времени и приложить больше усилий. Работа рассчитана на привлечение внимания 7 класса для дальнейшего его изучения.

Исследование проводилось на территории села Улюн в течение нескольких недель.

II. Основная часть

История происхождения культовых мест

До 1740 г. коренными жителями Баргузинской долины были эвенки. Они обитали в основном в лесах, и основными занятиями для жизнеобеспечения у них была охота и рыболовство. Религией был шаманизм, потому что их материальное благополучие было в прямой зависимости от природы. Устойчивость шаманизма объясняется тем, что бытовые народные обряды по своему происхождению вызваны заботами о сохранении жизни. Чем суровые природно-климатические условия, тем ярче выражена традиционная обрядность и тем устойчивее шаманизм.

Баргузинские буряты, пришедшие из Иркутской губернии, так же были шаманами. Освоив территории, расселившись родовыми семьями, они приняли религиозные местные культы в виде почитания хозяев местности, встали под их покровительство, а также создали свои культовые места, давая им названия и устраивая в их честь обряды жертвоприношения с просьбами о покровительстве. Выходя на охоту, на промысел и другие мероприятия, связанные с хозяйственным жизнеобеспечением, наши предки, прежде всего, просили о помощи и удачи. И этот ритуал передавался из уст в уста от одного поколения к другому. Исходной формой кровнородственных связей является семья, род, община, а право лидерства принадлежит старшему члену коллектива с подчинением ему младших членов, отсюда культ предков и их обожествление после их смерти. Территория первичного освоения предкам почитается их потомками, как историческая родина, материнская колыбель, давшая начало родовым поколения – тоонто нютаг. Основателями поселений почитались, как хозяева родовой земли, божественные покровители всяческого благополучия её поселенцев, несмотря на годы притеснения религий, и позднее возникновения атеизма, культовые места сохранились, но местные жители на горьком опыте массовых репрессий и других форм борьбы с религией, стали скрытные, осторожнее.

Из записей беседы с Шагдуровым Санжи Доржиевичем, ветераном труда, было сказано: «В детстве я ходил на молебны с взрослыми. Они обычно ходили тайком и нам запрещали рассказывать об этом другим. Я пытался спрашивать, но мне рассказывали немного. Все хранилось в тайне. А почему, мы рассказывали, сейчас я думаю, что секрета в этом особого нет, так как молились за благополучие всех, но они боялись наказания, осуждения односельчан, боялись за судьбу своих близких, пережив горький опыт исторического прошлого, массовых репрессий во времена гонения религии. Таким образом, чтобы передать вам смысл этих обрядов, я рассказываю вам о том, чему учил мой отец и из своего жизненного опыта. А теперь я понял, в чем состояла мудрость предков. И сейчас, когда духовная культура возрождается, я очень рад, что молодое поколение интересуется историей и культурой родного края».

Но сегодня, когда сняты все запреты на свободу вероисповедания, жители нашего села возрождают традиции поклонения местным божествам. Следует отметить, что сегодня обряды несколько видоизменились и участились, приняли массовый характер (прил.3). Обращение к прошлому своего народа, знание традиций и ритуалов, живой памяти старшего поколения – это словно прикосновение к неиссякаемому роднику, питающему корни могучего древа, и нам, современному поколению, бережно хранить и обогащать это бесценное богатство. О прошлом баргузинских бурят можно узнать из знаменитых «Баргузинских летописей», из воспоминаний старожилов. Когда-то наши предки жили в долинах реки Лена, Куда, Мазурка и принадлежали к племени Эхирит. Как устные и письменные летописные данные говорят о том, что в свое время в Баргузин прибыли представители эхиритских родов Һэнгэлдэр, Шоно, Баяндай, Абзай и Эмхэнэт. Они жили отдельными группами в разных улусах, начиная от местностей Долоон Нараһан Ярикто до улусов Хара модон. Раньше члены родов обязаны были знать наизусть свою родовую и племенную генеалогию, родовые и племенные легенды, рассказы о вождях и знатных людях, призывания племенных и родовых божеств, ритуальные действия и обряды, боевые кличи и тамги. Знания своей истории, своего происхождения всегда ценилось в народе, незнание же, наоборот, осуждалось по-своему у каждого народа.

II. Культовые места с. Улюн

Улюнский аршан. В трёх километрах северо-западнее села Улюн на трассе Улан-Удэ – Курумкан находится Улюнский аршан.

1. Улюнский аршан ещё называют «Урбаантанай нюдэнэй аршаан». Это святое место, которому поклоняется род Урбаана, одного из великих шаманов нашей местности. В народе этот аршан называют «ХYХЭ БУЛАГТА АРШАН» за кристальную чистоту воды. Ключевая вода берёт начало высоко в горах, пробивается сквозь грунт, выходит около дороги и дальше попадает в реку Баргузин. Она обладает целебными свойствами, помогает от глазных болезней, а также его пьют.

Так как аршан находится, рядом с автотрассой многие останавливаются. Здесь принято угостить хозяина аршана (эзэна) белой (молочной) пищей, преподносят монеты, спички и спрашивают светлой дороги. После того как, хозяину источника преподнесли угощения, можно умываться аршаном и пить из него.

Вся эта территория от реки до горы называлась Урбаантанай бууса. Она почитается бурятами в течении нескольких веков. И при въезде, и при выезде из села, местные жители преподносят угощение и просят защиты.

Севернее от этого аршана есть высокая гора (НААДАНАЙ ХАДА), где проводятся молебны, они сопровождаются играми, а на вершине горы – родовые погребения шаманов (аранга).

2. Шастиин ʏндэр. Следующим святым местом является ШАСТИИН YНДЭН – САГААН ХАДАЙН САБДАГ, СЭРГЭЭН ЕХЭ НОЁН. Эта белоснежная вершина - одна из самых высоких вершин Баргузинского хребта - покровитель всех жителей долины. У подножия этой горы в знак поклонения возведены две коновязи (ЗОНОЙ МОРИНОЙ СЭРГЭНYYД) – они посвящены людям долины и их лошадям. В основании первой коновязи уложены монеты, а в основание другой – зёрна пшеницы. Это символизирует достаток и плодородие всего. Как мы знаем у бурят кони были постоянными и верными их спутниками. В бурятских сказках конь не только земной друг и защитник, а иногда и вещий предсказатель, обладающий даром видеть незримое.

3. Хойто аршаан. В таёжной зоне у подножия гор Улюнского отрога находится ХОЙТО АРШААН – АРШААНАЙ ЭЗЭН (хозяин аршана). Об этой местности с древних времен Камней, отрогов, отщепленных Природой…

Из воспоминаний старожилов дедушки Ринчино. «Землю возле аршана надо очищать обязательно, там даже близко сорить нельзя. Бутылки, после того как побрызгал, забирай с собой. За неуважение к земле Бурхан ругает и вода в аршане становится холодной. Раньше, как начинаешь чистить источник, вода сразу поднимается и теплеет. На моей памяти, один человек пытался здесь золото брать, так его чуть не убило. Даже охотники боятся стрелять около Бурхана». Вполне возможно, что именно поклонение святым местам и уважение традиций, живущих в народе, позволяют сохранить этот уголок в первозданной красоте. Рассказывают, что аршан открыт местными охотниками. Они заметили раненного медведя, который лежал в родниковой воде, залечивая свои раны. Тогда люди поняли, что эта вода имеет лечебные свойства. Так он стал местом поклонения жителей. Аршаны наши – это не вода с чем-то. Это совершенно другое преобразование, составленное из равновесия диких скал, из мечты и мыслей благородных зверей.

Сегодня здесь находится дом отдыха, который был построен в 1957 году. С тех пор местные жители отдыхают и поправляют своё здоровье. С каждым годом желающих отдохнуть становится все больше. Приезжают гости из других сел, районов и города Улан-Удэ. Состав воды очень разнообразен, туда входят почти все элементы периодической таблицы Менделеева, особенно богат магнием, цинком, железом, благодаря чему лечебный эффект аршана очень высок.

Все посетители аршана оказывают почести его хозяину, так как источник приносит исцеление. Кто неукоснительно подчиняется правилам, выработанным веками, тот обретает здоровье.

При заезде на отдых нужно учитывать правильный день недели – тэгшэ гараг – понедельник, среда, пятница. Для проведения обряда поклонения хозяевам аршана нужно взять с собой следующие продукты: водка, желательно молочная собственного приготовления, молочная пища, чай, конфеты, печенье. Нужны монеты, спички, сигареты, берут так же разноцветные ленточки – сэмэлгэ.

По одной легенде хозяйка аршана – красивая женщина в национальной одежде. Однажды один человек рубил дерево возле аршана, она появилась внезапно, забрала у него топор и укоризненно покачала головой. Не помня себя от страха лесоруб прибежал домой, топор у него оказался зазубренным. Вскоре он заболел и умер. По другим преданиям она любит золотые женские украшения. Если потерялась на аршане одна серёжка нужно повесить вторую туда, где висят сэмэлгэ. Если потерялась цепочка, кольцо то искать, ругаться не нужно.

На аршане нельзя рвать цветы, ломать деревья, сорить.

4. Нүхэтэй шулуун. В окрестностях села Улюн с северной стороны на пригорке есть святое место НΥХЭТЭЙ ШУЛУУН: ХОРИ МОНГОЛ УДХАТАЙ, ЕХЭ БАЙСАТАЙ, УЛАНАЙ ЭДЛЭЭШЭ. Это древнее место обитания монголов на землях БАРГУДЖИН-ТОКУМА, родина прародительницы чингисидов, Алан-гоа. Само название БАРГУДЖИН-ТОКУМ переводится как родина замужней женщины. Считается, что покровительницей этой земли является женщина. Традиционно каждое новолуние жители села проводят обряд «МYРГЭЛ», а также в любое время года сюда приходят местные жители, выходцы из этих мест, живущие далеко за пределами района; они приходят со своими проблемами, чтобы поклониться родной земле, получить благословение, исцелить душу и уходят с надеждой на благополучие.

Перед отъездом в дальнюю дорогу, перед любым важным мероприятием (выезд на учёбу, проводы в армию) нужно помолиться.

Каждую весну, в новолуние совершается традиционный обряд моления. Для совершения обряда приглашают шамана или пожилого человека, который знает обычаи и правила обращения к местным духам, так как каждое место имеет своих хозяев (эзэн). Поклонение происходит в праздничной форме. Каждая семья готовится к этому обряду как к празднику, для этого определяется благоприятный день (тэгшэ гараг).

Родственники, соседи договариваются между собой и берут продукты – это водка, желательно молочная, собственного приготовления, молочная пища, чай, конфеты, печенье, топленое масло. Нужно взять мелкие монеты, спички, сигареты, разноцветные ленточки (сэмэлгэ) несколько штук (по количеству членов семьи и на два больше). Нельзя брать ленточки красного и черного цветов. Этот обряд называется МYРГЭЛ – полонение хозяевам Улюнской горы.

Перед жертвоприношением все участники называют свой род. Например: hэнгэлдэр, Шоно, баяндай, абзай и т.д., затем мужчины разжигают костер, и все участники угощают огонь пищей, кладут монеты в специально отведённые места, зажигают лампады (зула) и ставят в установленное место на скале, сопровождая словами благопожелания всем живым существам. Принесённые с собой сэмэлгэ развешивают на молодых, зелёных веточках, что означает благополучие и процветание.

Приглашенный для проведения поклонения пожилой человек (YБГЭН) приступает к исполнению обряда. Он собирает небольшие порции водки и молока (эдеэнэ дээжэ) у всех присутствующих в одну ёмкость и в сопровождении нескольких мужчин идёт «брызгать», то есть угощать эзэнов местности, причем все мужчины должны быть с покрытой головой и с ремнём на поясе (малгатай, бэhэтэй). При этом все остальные участники сидят, обратившись в сторону восхода солнца, с молитвенно сложенными руками. Каждый мысленно обращается к духам местности, испрашивая благополучия. Брызгая сэржэм, Yбгэн перечисляет все рода, имена присутствующих и просит их благословить. Он обращается к предкам, духам местности с просьбой, чтобы все жили в достатке, дети росли здоровыми, домашний скот размножался, все начатые дела осуществлялись и т.д. В конце обряда все мужчины синхронно бросают блюдца (тоорог) в сторону поклонения эзэнам. Если при падении блюдца не переворачиваются, то это означает, что всех ждет благополучие и год будет удачным. После молебна полагается убрать мусор и пустые бутылки унести с собой.

5. hалаатай нараhан. В двух километрах севернее Улюна в таёжной зоне возле дороги растет старая раздвоенная сосна. По поверьям баргузинских бурят такие деревья нельзя рубить. Местные жители с незапамятных времён поклоняются этой сосне, она олицетворяет хозяина Улюнской тайги. Охотники, лесорубы, сборщики ягод и грибов оставляют возле сосны монетки, спички, еду, ягоды.

6. Галзуу шулуун  - священная скала

Уникальное творение природы – скальный останец с естественной аркой.

Шаманы здесь совершали особый обряд «тахил»-очищение человека от грехов и от болезни излечивались. Больному нужно раздеться догола и пройти узкое отверстие, после этого надевал новую одежду, старая сжигалась. Только большой грешник не мог пройти через отверстие.

7. Эхын ялга

Недалеко от с. Улюкчикан есть сакральное место «Эхын ялга», где шаманы устраивают молебны, поклонения духам. Это место расположено между двух гор. По рассказу бабушки Бадмаевой С.Д., в этой местности была похоронена прародительница нашего рода һэнгэлдэр. Она была сильной шаманкой, ясновидящей, народным целителем и жила в местности Огнооли. Рядом с селом при выезде есть место, где одиноко стоит одна береза. Эту березу считают священной, сакральной. Она выполняет функцию ворот.

III. Заключение

Идёт время, уходят, одни поколения жителей сёл приходят им на смену другие. Много тяжёлых испытаний выпало на долю моих земляков, но они всё с честью вынесли. Всё так же, как и сто лет назад хлопочут в сёлах жители, шумят ребятишки, лают собаки, кричат петухи. И это даёт надежду, что летопись нашего родного края ещё не закончена.

Исследуя историю культовых мест, я пришла к таким выводам, что мы должны беречь обычаи предков, которые имеют природоохранный смысл. Культовые места обязывают нас придерживаться норм и правил, которые придерживались наши предки. Сохранение обычаев и традиций предков способствуют пробуждению в сознании людей бережного отношения к природе. Таким образом, преподается ценный урок молодому поколению. История возникновения культовых мест в Улюне будет еще исследоваться, но то, что выбор именно этих мест не случаен, это несомненно. В этой работе освещены лишь основные моменты истории мест и связанные с ними культовых обрядов.

Именно память и любовь к малой Родине, к народу, традициям, истории порождает желание сделать свою малую родину еще красивее и не может быть у нас выше любви к Родине, родному краю, людям, живущим в нем.

Литература:

1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят, Улан-Удэ, 2004.

2. Базаров Б.Д. Человек во времени и пространстве, Улан-Удэ, 2009.

3. Востриков П.П., Поппе Н.Н. Летопись Баргузинских бурят, Москва, 1935.

4. Герасимова К.М., Галданова Г.Р., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят, Улан-Удэ, Бэлиг, 2000.

5. Дареева О.А, Богомолова О.И. Путешествуем по Бурятии, Улан-Удэ, Бэлиг, 2010.

6. Раднаев А.О. К вопросу о происхождении и составе Баргузинского рода Хазухай или откуда и кто мы-Раднаевы, Улан-Удэ, 2018.

7. Эрдыниева Людмила Дармаевна, ветеран труда, краевед.

МКУ «Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улюнская средняя общеобразовательная школа имени Сахара Хамнаева»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюн, ул. Пионерская, 29

Тел. 8 (301 31) 94-129; факс 8 (301 31) 94-219; e-mail: USOSchool@mail.ru

Рецензия

на исследовательскую работу «7 чудес моего села Улюн».

Данная работа посвящена изучению родных мест, природных памятников, культовых мест. В данной работе автор рассказывает и демонстрирует о том, что насколько интересна и увлекательна история развития родного села. Подробно останавливается на том, какие природные памятники окружают нас. Автор знакомит нас своеобразием культовых мест. Тема исследования очень актуальна, она помогает привить любовь к своей родине и всему окружающему подрастающее поколение.  

Цель работы это привлечь внимание к окружающей природе, рассказать о истории возникновения культовых мест и о культовых местах села Улюн.

Для того чтобы рассказать о своей проделанной работе автор применил современные технологии - создал интерактивную карту по культовым местам села Улюн.

Вывод: исследовательская работа выполнена в соответствии с требованиями и заслуживает высокой оценки. Материал полученный в ходе проведенной работы может быть применен на уроках истории, географии и служить дополнительной информацией на классных часах.

Рецензент: __________

Эрдыниева Чимита Хобисхаловна, учитель высшей категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Афганская война в истории моего села

Обоснование проблемы:отсутствие у молодежи знаний об истории советско-афганской войны, организация встречи с участником афганской войны.Задачи урока:Общеучебная задача: познакомить школьников с послед...

Учебно-исследовательская работа "История моего села"

Работа выполнена к юбилею края для школьной НПК...

Исследовательская работа "История моего села"

Исследовательская работа ученицы 9 класса Буниной Веры о с.Великополье Оршанского района...

Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»

Тема исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...

Методическая разработка урока (мероприятия): «Традиции народов моего села»

В учебных учреждениях нашего района обучаются дети разных национальностей. Данный урок или мероприятие по воспитанию осознания молодёжью единства российской нации может проводиться в любой школе с уча...

История моей школы и моего села неразрывно связаны

строительство новой  десятилетки в 1977году...