Онлайн-клуб «Мүнгэн дугы» как ресурсный центр сетевого взаимодействия
проект

Гармаева Ольга Игоревна
В данном проекте раскрывается педагогическая сущность инновационного вида организации стажировочной площадки «Онлайн-клуб «Мүнгэн дугы» как ресурсный центр сетевого взаимодействия». Разрабатываемый в логике развития информационного общества проект обуславливает повышение квалификации педагогических и руководящих работников школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onlayn-klub_kak_resursnyy_tsentr_setevogo_vzaimodeystviya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Республиканский конкурс на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка по развитию государственно-общественного управления образованием»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский бурятский национальный лицей –интернат № 1»

Инновационный проект

«Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы» как ресурсный центр сетевого взаимодействия».

Улан-Удэ

2014 

Содержание

1. Данные проекта

2.Описание проекта

2.1.Актуальность и значимость проекта.

2.2.Новизна проекта

2.3.Адресность (для кого рассчитан проект)

2.4. Цели и задачи проекта

2.5.Основные направления сетевого взаимодействия  в рамках проекта

а)Взаимодействие в осуществлении образовательного процесса

б)Взаимодействие в использовании информационно-образовательных и  материально-технических ресурсов

2.6.Механизм реализации проекта.

2.7.Ожидаемые результаты в совместной деятельности субъектов сетевого взаимодействия

2.7.1. Мониторинг деятельности и развития онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия

2.7.2.Список показателей-индикаторов

2.7.3. Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие.

2.8.Нормативные документы в сфере образования и информатизации

Приложения

1.1.Название проекта: «Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы» как ресурсный центр сетевого взаимодействия».

1.2. Полное название организации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1»

1.3.Адрес, телефон, электронная почта:

670034 г.Улан-Удэ, ул.Чертенкова,30

44-62-03; 44-63-19  rbnli1@yandex.ru

1.4.ФИО руководителя проекта (полностью):

1)Жалсанов Баир Баторович, директор ГБОУ «РБНЛ-И №1»

1.4.1.ФИО исполнителей проекта:

1.5. Сроки выполнения проекта: постоянно действующий с февраля 2011 года  

2.Описание проекта:

2.1.        Актуальность и значимость проекта.

В данном проекте  раскрывается  педагогическая сущность инновационного вида организации стажировочной площадки «Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы» как ресурсный центр сетевого взаимодействия». Разрабатываемый в логике развития информационного общества проект  обуславливает повышение квалификации педагогических и руководящих работников школ.

Онлайн-клуб как ресурсный центр сетевого взаимодействия создается в логике развития информационного общества. Но информационное общество требует не только насыщения образования информационно-компьютерными и цифровыми технологиями и средствами, но и полноценно (а не односторонне) развитого человека. Прокладывать дорогу к школе XXI  века необходимо с сохранением базовых национальных ценностей, человекосозидающих классических традиций обучения и воспитания.

 Центральная проблема проекта  – найти разумное соединение вводимых в массовое общее образование компьютерных и цифровых средств с лучшими ценностями и традициями национальной культуры и образования. Реализация данного проекта представляет возможным преодолевать пространственную разделенность школ.

Проект «Онлайн-клуб как ресурсный центр сетевого взаимодействия»   носит многоаспектный характер.

Методологические подходы в построении онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия.

В построении онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия есть необходимость опираться на ряд методологических подходов:

антропологический подход, базирующийся на современном междисциплинарном знании о сущности и развитии человека под влиянием открытой системы образовательных средств;

аксиологический подход к развитию участникам образовательного процесса в открытом информационном образовательном пространстве;

личностно ориентированный подход;

соотношение инновационного и традиционного в условиях открытого информационного образовательного пространства;

– рассмотрение информационных ресурсов и сетевого взаимодействия как новых средств развития человеческого потенциала в образовательном процессе.

Устойчивое, сложившееся за века содержание образования, обогащается новыми характеристиками в соответствии с ходом исторического развития цивилизации. Особенно это заметно, когда человек попадает в открытое информационное пространство, как это происходит в условиях обучения в цифровой школе. В нем - новые образовательные ресурсы, новый тип взаимоотношений (сетевое взаимодействие), новые средства обучения (цифровые), влияющие на преобразование человека; новые образовательные процессы (технологии), выступающие фактором развития человеческого потенциала. Однако и новые ресурсы, и сетевое взаимодействие, и цифровые средства обучения, и информационно-компьютерные технологии противоречивы в своем преобразующем воздействии. Позитивная траектория становления личности педагога в условиях открытого информационного образовательного пространства может быть обеспечена при вдумчивой профессиональной работе по достижению необходимого соотношения между исторически оправдавшим себя опытом (традициями) и инновационностью.

Реализовать соотношение инновационного и традиционного означает следующее:

Информатизация системы образования предъявляет сегодня к участникам образовательного процесса  новые требования к его профессиональной компетентности. В данное время информатизация образования в значительной мере связана с приобщением педагогов к применению информационно-коммуникационных технологий как для обучения и воспитания учащихся, так и для собственного  профессионального развития. Сегодня для решения данной задачи все шире используется интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для  поддержки педагогических и руководящих работников школ. В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для сетевого взаимодействия. Значительную роль в профессиональном развитии педагогов играют сетевые сообщества, сайты.

Одним из ключевых направлений,  обозначенных в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", является совершенствование учительского корпуса. В документе также говорится, что в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. С апреля 2011 года творческая группа ГБОУ «РБНЛ-И №1» начала разработку проекта «Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы». В предлагаемом проекте представлена инициатива творческой группы проекта по созданию онлайн-клуба как интерактивной динамической сети участников педагогического процесса по распространению и обобщению накопленного педагогического опыта.

Современный учитель, как основной рычаг, влияющий на то, каким будет будущее поколение, должен шагать в ногу с основными тенденциями развития образования в современном мире. Интенсивное обновление технологий, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, ускорение темпов развития общества, вызывающее необходимость такой организации системы образования и образовательного процесса, которая должна готовить людей к жизни в быстро меняющемся мире – вот таковы вкратце условия, в которых приходится работать современному учителю.

2..2.Новизна проекта: Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы»  – ресурсный центр сетевого взаимодействия как социально-педагогическая инновация

Каждая школа работает относительно изолированно от других и имеет ту степень достижений, которая во многом обеспечивается социокультурной средой. С этой точки зрения стремительно нарастает разрыв: а) между условиями функционирования разных школ: городских и сельских, крупных сельских и мелких сельских; б) разрыв в результатах образования.

Пространственная разделенность школ на всей огромной территории России затрудняет решение вопроса о равных условиях и возможностях образования. Нужны иные пути решения проблемы.

В эпоху информационного общества возникают принципиально новые задачи образования в отношении развития личностных качеств и компетентностей, таких, как:

– способность самостоятельно видеть и решать разнообразные жизненные и познавательные проблемы;

– способность к проектировочной деятельности;

– способность к исследованию;

– готовность к саморазвитию и непрерывному образованию;

– способность для блага, а не во вред здоровью пользоваться услугами открытого информационного пространства;

– новые коммуникативные, творческие, общекультурные компетентности.

Органическая связь школы с жизнью – наукой, производством, техникой, технологиями, способами общения поддерживается содержанием, методами и средствами образования. Сегодня научное содержание и средства его передачи и осмысления наиболее динамичны. Эта динамичность может гармонировать только с личностью интеллектуально, эмоционально, регулятивно, технически и технологически динамичной.

Требуется некая новая организация образования, которая решила бы исторически накопленные проблемы образования и одновременно соответствовала бы ходу развития цивилизации, концентрировала кадровые, информационные, технические, организационные условия, объединяла школы, пространственно сближала их, позволяла использовать ресурсы более сильных школ и в то же время позволяла обмениваться ресурсами, чтобы отдельные школы объединялись единой организацией, предоставляющей воспитанникам всех объединенных школ максимально возможные благоприятные условия для качественного современного образования.

Проект такой организации выступает под названием «Онлайн-клуб «Мүнгэн  дугы»  как ресурсный центр сетевого взаимодействия». Этот проект призван: 1) решать не только те же задачи, что и всякая общеобразовательная школа России, но и ряд других перспективных задач; 2) решать эти задачи в новых условиях – условиях открытого информационного пространства; 3) решать через новые педагогические процессы (ИКТ); 4) новыми средствами (цифровыми), имеющими неограниченную перспективу развития; 5) через новые организационные формы (сетевое взаимодействие); 6) обеспечивать индивидуальные маршруты образования и направления индивидуального развития; 7) ориентироваться на новое видение гармоничных результатов обучения, воспитания, развития личности.

В качестве правовой основы создания и деятельности онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия выступают нормативные акты, представленные в разделе «Нормативные документы в сфере образования и информатизации».

Основные понятия, описывающие ресурсный центр сетевого взаимодействия.

ресурсный центр – общеобразовательное учреждение, концентрирующее и создающее информационные, технические, программные, кадровые, методические и иные ресурсы для качественной реализации образовательных программ как внутри своего образовательного учреждения, так и оказания педагогической помощи другим общеобразовательным учреждениям в сопровождении актуальных направлений развития современного образования;

онлайн-клуб как ресурсный центр сетевого взаимодействия – это новая организация методической службы, выполняющая функции ресурсного центра относительно сети школ; концентрирующая и создающая разнообразные виды современных образовательных ресурсов и на их основе – единое открытое информационное образовательное пространство для сети школ и других образовательных учреждений, доступный информационный обмен и взаимодействие между участниками образовательного процессе сети школ в целях обеспечения условий для качественного образования всех обучающихся в сети школ;

сеть школ – это совокупность общеобразовательных учреждений, имеющих общие цели, общие ресурсы для их достижения, единое информационно-образовательное пространство, ресурсный центр, единый центр управления;

сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совместная деятельность образовательных учреждений, входящих в сеть и  обеспечивающих возможность обучающимся осваивать основные и дополнительные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

2.3.Адресность (для кого рассчитан проект): участники образовательного процесса в рамках сетевого информационно - образовательного пространства и сферы их ответственности

Единое информационно-образовательное пространство сети  – это  совокупность единой базы данных, технологий их сопровождения и использования;  информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие и удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса в сетевом объединении. В его рамках важно обеспечить возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

  • планирование образовательного процесса в сети;
  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью сети школ;
  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;
  • взаимодействие образовательных учреждений, входящих в сеть, с органами, осуществляющими управление в сфере образования,  с потенциальными социальными партнерами.

Под участниками образовательного процесса следует понимать следующие устойчивые группы:

  • администрация образовательных учреждений (директор, его заместители);
  • социально-педагогическая служба;
  • педагоги (классные руководители, учителя-предметники);
  • обучающиеся (независимо от параллели, класса и возраста);
  • родители или лица, их заменяющие (как основные заказчики качественных образовательных услуг)
  • социальные партнеры

Приоритетные направления деятельности администрации образовательных учреждений

  • Автоматизация организационно-распорядительной деятельности, электронный документооборот.
  • Осуществление компьютерного мониторинга качества образования.
  • Проведение семинаров-практикумов
  • Совершенствование и поддержание сайта школы, Web-страниц отдельных проектов.

Приоритетные направления деятельности учителя-предметника

  • Использование информационных ресурсов сети Интернет, электронных образовательных ресурсов в организации познавательной деятельности школьников на уроке, при организации проектной и исследовательской деятельности и во внеклассной воспитательной работе.
  • Диагностика учителями учебных достижений и уровня воспитанности обучающихся как составная часть мониторинга  качества образовательных результатов с использованием средств ИКТ.
  • Эффективное использование сетевых образовательных ресурсов в профессиональной деятельности.
  • Разработка собственных  оригинальных продуктов на базе цифровых средств.

Приоритетные направления деятельности обучающихся

  • Использование информационных ресурсов сети Интернет, цифровых образовательных ресурсов в ходе самообразования.
  • Дистанционное обучение в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
  • Использование средств ИКТ, цифровых образовательных ресурсов при подготовке к учебным занятиям и внеклассным мероприятиям.
  • Тренировочное тестирование в рамках подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  • Участие в  дистанционных обучающих олимпиадах, викторинах.

Приоритетные направления деятельности родителей или лиц, их заменяющих

  • Получение оперативной информации о расписании учебных занятий; текущей успеваемости детей; о проводимых мероприятиях и их результатах через сайты образовательных учреждений, входящих в сеть. Участие в решении возникающих проблем.
  • Интернет–знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса в образовательной сети.

 2.4. Цели и задачи проекта

Цели онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия

         Основной целью во имя чего предпринимается проект, есть формирование устойчивой интерактивной среды профессионального общения, обеспечивающей эффективное взаимодействие субъектов государственных, образовательных и общественных структур, направленного на соблюдение интересов обучающихся, обществ аи государства в повышении качества общего образования. 

Развитие интерактивной среды предполагается по двум направлениям:

1) интернет-площадка «Мүнгэн дугы» на сайте www.rbnli1konkurs.ru, направленная, во-первых, на активное вовлечение общественности в разработку и  реализацию стратегических образовательных проектов и программ, являющихся основными направлениями государственной образовательной политики РБ; во-вторых, на повышение информационной открытости образовательных организаций потребителями образовательных услуг.

2)онлайн-клуб «Мүнгэн дугы» для проведения мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования.

Ведущие задачи онлайн-клуба «Мүнгэн  дугы»  как ресурсного центра сетевого взаимодействия

1.Проверить на практике инновационные модели создания, кооперации и использования кадровых, организационных, информационных, цифровых, финансовых и других ресурсов образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия с ориентацией на успешное освоение федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Обеспечить реальную – содержательную, процессуальную, пространственную, результативную доступность качественных образовательных услуг для всех обучающихся в сети школ в соответствии с запросами государства, общества, личности.

3. Достичь единства развития универсальных учебных действий, усвоения системы научных знаний, воспитания и социализации с формированием компетентностей обучающихся в сфере применения цифровых средств в познании, проектировании, исследовании.

4. Создать систему непрерывного повышения профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников на базе ИКТ – насыщенной среды и с учетом принципа сетевого взаимодействия.

Принципы деятельности онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия

Первый принцип. Открытость для ресурсного центра сетевого взаимодействия развивающейся цивилизации вот всех её позитивных проявлениях: ценностей человека, науки, труда, культуры, коммуникаций, производства, экономики, образа жизни и др.

Второй принцип.  Нацеленность ресурсного центра сетевого взаимодействия на непрерывное совершенствование образовательного процесса на базе всё новых средств и технологий. Однако это не означает приоритета цифровых средств, информационно-коммуникационных технологий перед современным содержанием, перед широкой совокупностью современных методов и задач образования.

Третий принцип. Непрерывное совершенствование единого информационно-образовательного пространства сети школ и сетевого взаимодействия.

Единое информационно-образовательное пространство конкретной сети школ не есть нечто заданное раз и навсегда. Источники информации сети, их определенная совокупность, субъекты сетевого взаимодействия будут меняться (скорее всего, в сторону расширения). В период создания онлйн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия единое информационно-образовательное пространство будет формироваться на основе имеющихся у школ сети ресурсов. С подключением к сети других (кроме школ) образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта, науки, профессиональной ориентации, а также источников и субъектов передачи информации более высокого уровня (регионального и федерального), единое информационное пространство образовательного значения будет существенно разрастаться.

Четвёртый принцип. Создание и развитие в единой сети школ инфраструктуры на основе сочетания нового и незаменимого традиционного.

Основное  содержание работы онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия

Основное содержание работы сводится к следующим направлениям:

  1. Разработка наиболее эффективной модели государственно-общественного управления на основе сетевого взаимодействия.
  2. Организация процесса государственно-общественного управления с органическим использованием в нем информационных и цифровых средств.
  3. Организация сетевого взаимодействия.
  4. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников в условиях ИКТ-насыщенной среды.

2.5. Основные направления сетевого взаимодействия школ

а)Взаимодействие в осуществлении образовательного процесса

Общим и обязательным содержанием сетевого взаимодействия  и деятельности каждого ОУ, входящего в сеть, является реализация основных образовательных программ в их обязательной части (согласно ФГОС). Вариативным содержанием сетевого взаимодействия и деятельности отдельных ОУ, входящих в сеть, является та часть основной образовательной программы, которая формируется участниками образовательного процесса (согласно ФГОС); разработка и реализация других образовательных программ, реализующих идеи Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; разработка и реализация дополнительных программ.

б)Взаимодействие в использовании информационно-образовательных и  материально-технических ресурсов

Данное направление включает в себя следующие аспекты:

  • использование информационно-образовательных ресурсов сети школ для обеспечения качественных образовательных услуг в сетевом сообществе;
  • использование помещений, цифрового оборудования, программного обеспечения ресурсного центра для проведения учебных занятий, практических семинаров, мастер-классов и других организационных форм, требующих наличия специальной материально-технической базы на условиях заблаговременного согласования;
  • обмен между школами педагогическими работниками – специалистами по отдельным направлениям образовательной деятельности.
  • в)Взаимодействие в формировании кадрового ресурса

Отметим, что онлайн-клуб - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы и другие объекты техники, это еще и высококвалифицированный и подготовленный персонал. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности в школе, сопровождать обучающихся в образовательной сети.  Для этого в условиях сетевого объединения необходимо взаимодействие в формировании кадрового ресурса, включающее в себя:

  • реализацию на основе ресурсного центра программ повышения квалификации кадров,
  • оказание методической и консультативной помощи педагогическим работникам учреждений, входящих в сетевое сообщество.

Таким образом, обмен ресурсами между образовательными учреждениями, входящими в сеть, может быть многовекторным, направленным как на восполнение объективного дефицита в ресурсном обеспечении субъектов сетевого взаимодействия, так и определяющий линии их взаимодействия по приоритетным направлениям развития системы образования. Основными характеристиками сетевого взаимодействия являются:

  • единый контент образовательной деятельности образовательных учреждений, входящих в сеть, в отношении содержания образования и применяемых информационно-коммуникационных технологий;
  • многообразие направлений и форм взаимодействия в сети;
  • наличие объединенных ресурсов сети;
  • открытость к взаимодействию в сетевом сообществе;
  • нацеленность на результат  совместной деятельности.

Онлайн-клуб – единое открытое информационное образовательное пространство для сети школ, доступный информационный обмен и взаимодействие между участниками образовательного процесса сети школ в целях обеспечения условий для качественного образования всех обучающихся в сети школ.

Онлайн-клуб в статусе ресурсного центра является системообразующим субъектом сетевого взаимодействия. Он является преимущественным обладателем и поставщиком для сетевого объединения информационно-образовательных и иных видов ресурсного обеспечения. Каждое образовательное учреждение как субъект сетевого взаимодействия, получает доступ ко всем  объединенным ресурсам сети и тем самым усиливает собственные возможности.

Взаимодействие образовательных учреждений, входящих  в сеть, должно выстраивается в тесном сотрудничестве для того, чтобы обеспечить реальную – содержательную, процессуальную, методическую доступность качественных образовательных услуг для всех обучающихся в сети школ. 

2.6.Механизм реализации проекта Инновационный подход регионов России требует гибкой системы обучения с учетом специфики региональных условий.РБНЛИ №1как ведущая школа, практикующая и активно внедряющая в образовательный процесс преподавание предметов этнокультурного компонента, имеет большой педагогический опыт, а также кадровый ресурс ОУ позволяет на данном этапе работы  разработать и реализовать данное новое направление организации научно-методической деятельности лицея: проведение обучающих семинаров, мастер-классов, открытых учительских и т.п. в режиме онлайн.

Механизмы реализации проекта:

- Создание творческой группы педагогов лицея, курирующей работу клуба, содержание деятельности которой будет предполагать: разработка нормативных документов, программы клуба; установление контактов с представителями педагогических коллективов республики и других регионов, заинтересованных в методических материалах и инновационных педагогических находках педагогов лицея; информирование о работе клуба.

- Создание сайта, отражающего направления деятельности работы клуба.

- Вебинар как одна из основных форм работы клуба. Вебинар — это «виртуальный» семинар, организованный посредством интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность. Преподаватель или преподаватели делают доклад, показывают слайды, рисуют на виртуальной "классной доске" проводят опросы, демонстрируют экран свое компьютера, слушатели задают вопросы (голосом или в чате), а ведущие на них отвечают. Онлайн-клуб на регулярной основе будет проводит вебинары, в которых планируется будут принимать участие ведущие педагоги лицея.

Основные мероприятия, проведенные в рамках подготовки

 проекта запуска онлайн-клуба

 сроки

Основные

мероприятия

Существенные

результаты

Выполнение

(да/нет)

Диагностико-прогностический этап.

апрель

2011

В ходе реализации проекта «Мунгын дугы» была организавана  онлайн-конференция с РАО институтом информационных технологий  г.Москва

идея проекта проведения вебинаров

да

июнь-август 2011

Разработать общую идею и концепцию работы, распределить задания.

Определена ведущая идея: создание онлайн-клуба

да

сентябрь2010

Разработать план и модель работы  онлайн-клуба

Разработана структура работы

да

октябрь

ноябрь 2011

Провести диагностику  востребованности  данного проекта

Просьба о методической помощи  от учителей бурятского языка и литературы Усть-Ордынского округа

Выезд на областной семинар по приглашениИИПКРО

Организационный этап.

ноябрь

2011

Устное соглашение

на проведение вебинаров

Устная договоренность  между РБНЛ-И №1  и кафедрой этнопедагогики ИИПКРО

да

Октябрь ноябрь 2011

Описание проекта

Структура проекта

да

ноябрь 2011

Разработка программ семинаров, занятий по данным мониторинга

Программа семинаров

Частично да, на декабрь 2011

Декабрь

2011

Подсчитать бюджет, составить смету.

Первичная смета составлена

Частично да

декабрь

2011

Размещение на сайте школы для публичного обсуждения

Итоги голосования на форуме

нет

Декабрь 2011

Корректировка проекта с учетом замечаний общественности

нет

Практический этап - реализация проекта.

01.12.2011

Вебинар«Анализ УМК НРК в средних классах» для учителей Усть-Ордынского округа

Ведущие семинара:  Дашицыренов Д.Х, заместитель директора по ИТ; Гармаева О.И., учитель русского языка и литературы

Докладчики: Аюшиева И.Н., заведующая библиотекой РБНЛ-И №1;Мункуева М.Б., учитель бурятского языка и литературы РБНЛ-И №1

По просьбе учителей Усть-Ордынского округа и ИИПКРО определена тема 2 вебинара

да

08.12.2011

Вебинар «Анализ УМК НРК в начальных классах» для учителей Усть-Ордынского округа

Ведущие семинара: Гармаева О.И., учитель русского языка и литературы

Докладчики: Цыренжапова Б.П., руководитель МО учителей начальных классов, Бадмаева С.М., учитель бурятского языка в начальных классах, Эрдыниева Ж.Ц., ШойжоноваД.Д., Батуева Б.И., учителя начальных классов  РБНЛ-И №1

Запланирован вебинар, который будет проводиться Зандыновой О.Б.

да

24.12.2011

вебинар «Метапроектное обучение в реализации этнокультурного

компонента содержания образования»

Ведущие семинара: Зандынова Ольга Баировна, старший методист кафедры этнопедагогики ИПКРО, Илыгеева Ирина Леонтьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Нагалыкская СОШ

-

да

10.02.2012

Вебинар «Организация исследовательской деятельности по предметам естественно-научного цикла с учетом этнокультурного  компонента»

Ведущие семинара: Дашицыренов Д.Х, заместитель директора по ИТ; Гармаева О.И., учитель русского языка и литературы

Докладчики:Алексеева И.М. учитель биологии ГОУ «РБНЛ-И №1», Чойдонова Ж.Д. учитель химии ГОУ «РБНЛ-И №1»Гармаева С.Л. учитель географии ГОУ «РБНЛ-И №1»Цырендоржиев Д.С. учитель технологии ГОУ «РБНЛ-И №1»

Запланирован вебинар  по составлению программы  летней экспедиции по совместному изучению озер  Бурятии и Иркутской области под руководством Алексеевой И.М.

да

Действия.

Ответственные субъекты сетевого взаимодействия

1. Создание онлайн-клуба как ресурсного центра (центров).

Обеспечивает муниципальный орган управления образованием.

2. Утверждение образовательного учреждения в статусе «ресурсный центр сетевого взаимодействия».

3. Выбор варианта модели сетевого взаимодействия.

4. Определение сети школ (подбор образовательных учреждений для сети школ) в соответствии с выбранной моделью сетевого взаимодействия.

5. Определение конкретных линий и программ взаимодействия в соответствии с выбранной моделью сетевого взаимодействия.

6. Определение специализации деятельности ресурсного центра сетевого взаимодействия (образовательных программ, системы управления, организационно-методических, технических условий, повышение квалификации…)

7. Разработка образовательных программ (основной образовательной программы, дополнительных программ, программы специализации и др.) в соответствии с ФГОС.

8. Внедрение образовательных программ с помощью цифровых средств и сетевого взаимодействия (с учетом выбранной его модели).

9. Отработка системы управления деятельностью ресурсного центра и сетевым взаимодействием.

11. Мониторинг деятельности и развития ресурсного центра сетевого взаимодействия.

Обеспечивает муниципальный орган управления образованием.

Осуществляет муниципальный орган управления образованием.

Осуществляют администрация ОУ – ресурсного центра сетевого взаимодействия совместно с муниципальным органом управления образованием (муниципальной методической службой)

Осуществляют администрация ресурсного центра  сетевого взаимодействия совместно с муниципальной методической службой.

Совместно осуществляют администрации и коллективы всех школ сети при координирующей роли муниципальной методической службы.

Осуществляют администрации и коллективы школ сети совместно с муниципальной методической службой при координирующей роли Координационного совета

Осуществляется в образовательных учреждениях

Осуществляется в сети школ.

Осуществляет администрация ресурсного центра во взаимодействии с администрациями школ сети.

Осуществляет администрация ресурсного центра во взаимодействии с администрациями школ сети.

2.7.Ожидаемые результаты в совместной деятельности субъектов сетевого взаимодействия

  • ресурсное обеспечение  (нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, информационное, учебно-методическое, научно-методическое, программное, финансовое);
  • применение ИКТ и электронных ресурсов в различных видах деятельности (урочной, внеурочной, административной, внебюджетной, сетевом взаимодействии с другими ОУ, социокультурной средой);
  • традиционные формы досуговой и воспитательной деятельности;
  • образовательные результаты с учетом нормативных требований к деятельности школ и фактора сетевого взаимодействия школ

2.7.1. Мониторинг деятельности и развития онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия

Цель мониторинга деятельности и развития ресурсного центра сетевого взаимодействия:

- выявление эффектов деятельности  ресурсного центра сетевого взаимодействия и тенденций их развития.

Задачи мониторинга:

-отслеживание качества образовательных результатов в соотношении с нормативными в сети школ, изменений, происходящих в развитии процессов компьютеризации и информатизации, изменений в сетевом взаимодействии образовательных учреждений;

-изучение характера взаимосвязей между качеством образовательных результатов, процессами компьютеризации – информатизации и сетевым взаимодействием школ;

- выявление факторов, негативно влияющих на решение задач, поставленных перед участниками сетевого взаимодействия;

-обобщение и распространение опыта онлайн-клуба как ресурсного центра сетевого взаимодействия;

-изучение уровня удовлетворенности субъектов образовательного процесса нововведениями, связанными с функционированием ресурсного центра сетевого взаимодействия.

Примерное содержание мониторинга:

-образовательные результаты с учетом нормативных требований к деятельности цифровых школ и фактора сетевого взаимодействия школ;

- здоровье обучающихся;

-ресурсное обеспечение  (нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое, информационное, учебно-методическое, научно-методическое, программное, финансовое);

-применение ИКТ в различных видах деятельности (урочной, внеурочной, административной, внебюджетной, сетевом взаимодействии с другими ОУ, социокультурной средой и др.);

- традиционные формы досуговой и воспитательной деятельности;

-изменения в социокультурной среде под влиянием деятельности онлайн-

 -степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса.

Увеличится количество:

  1. учащихся, владеющих информационными, коммуникативными и социальными компетентностями в соответствии с ФГОС.
  2. участников УВП, овладевших способами управления активами знаний
  3. учащихся и учителей, имеющих свободный доступ к ЦОР.
  4. учащихся, самостоятельно разработавших и реализовавших индивидуальный образовательный маршрут
  5. учащихся и учителей, ставших лауреатами конкурсов, олимпиад и пр.
  6. учителей – авторов инновационных проектов, техник, электронных учебных, методических и дидактических пособий.
  7. учителей, повышающих квалификацию в сетевом формате.
  8. учащихся и учителей, предъявивших на внешнюю экспертизу авторские  проекты и программы и получивших высокую оценку.
  9. учреждений-партнеров лицея, вступивших в сетевое взаимодействие
  10. родителей, которые имеют возможность оперативно в электронном виде получать информацию о продвижении своих детей.
  11.  родителей, получивших поощрение за вклад в развитие лицея.
  12. учителей, имеющих успешный экспертный опыт и практику.

Сбор данных для оценки выполнения задач проекта:

  • Результаты внешней экспертизы проекта (конкурс).
  • Статистические данные.
  • Карты внедрения новых информационных технологий в УВП.
  • Карты здоровья учащихся.
  • Сравнительные показатели формирования банка информационных ресурсов для учебного процесса и управления лицеем.
  • Данные ежегодных аттестационных процедур.
  • Отчетные документы по проекту (аналитическая записка, доклад и др.)
  • Документы, описывающие продукцию проекта.
  • Материалы по PR – сопровождению, анализ прессы и интернет СМИ
  • Разносторонняя психолого-педагогическая диагностика образовательных сред лицея.
  • Комплексная диагностика результатов учеников по ступеням обучения.
  • Результаты наблюдения, анализа и рефлексии участников УВП.
  • Результаты соцопросов, анкетирования участников УВП
  • Собеседование с участниками сетевого взаимодействия, интервьюирование.
  • Данные SWOT-анализа (преимущества, слабости, возможности, угрозы), фокус-группы.

2.7.2.Список показателей-индикаторов

Направления

Показатели оценки

Электронная образовательная среда, ориентированная на обеспечение современного качества образования

  • Наличие серверов для образовательных целей
  • Наличие образовательного контента на серверах
  • Наличие лицензий на программное обеспечение
  • Наличие локальной сети в лицее
  • Соотношение числа ученических и учительских ПК к числу учащихся и педагогов
  • -   Наличие цифровой медиатеки
  • Процент ПК школы, включенных в локальную сеть
  • Наличие доступа к сети Интернет
  • Ширина канала связи: не менее 20Мбит/сек
  • Доля учащихся школы, имеющих  доступ к информационным ресурсам во внеурочное время
  • Доля учителей и учеников, использующих в УВП ЦОР
  • Наличие в открытом доступе актуального расписания
  • - Наличие в открытом доступе электронных учебных материалов в соответствии с учебным планом
  • Наличие конструктора уроков (специального ПО или элемента используемой системы)
  •  Наличие электронных журналов
  • Наличие электронных дневников
  • Наличие школьных электронных учебных проектов, реализованных в текущем году (по ступеням)
  • Наличие разработанных программно-методических продуктов

Управление процессами

  • Наличие системы электронного документооборота
  • Внедрение системы удаленного доступа к документам и оперативной управленческой информации
  • Внедрение системы цифровой подписи и согласования документов
  • Наличие карты знаний
  • Наличие навигационных карт
  • Наличие базы отчужденных знаний
  • Наличие системы мотивации и стимулирования участников УВП

Формирование сетевого сообщества профессионалов

  • Наличие работающего сайта
  • Наличие соответствующих разделов для родителей, и партнеров с возможностью обратной связи
  • Наличие форума
  • Доля учителей, имеющих собственные сайты, блоги
  • Доля детей, имеющих собственные сайты, блоги
  • Доля учителей, использующих электронные сервисы для общения с учащимися и родителями (электронная почта, Skype, социальные сети и пр.)
  • Наличие специализированной электронной среды (или раздела общей системы)  для совместной работы учителей, учащихся, родителей
  • Доля учащихся, имеющих «свои» разделы (индивидуальные программы, портфолио) на информационных ресурсах школы

Безопасность и здоровьесбережение УВП

  • Наличие системы видеонаблюдения в местах повышенной опасности
  • - Наличие электронной системы учета нахождения учащихся и посетителей в здании
  • Соответствие рабочих мест с персональными данными
  • - Наличие необходимых локальных актов
  • Наличие электронной системы учета питания
  • Наличие электронного меню в открытом доступе
  • Наличие электронной системы учета здоровья учащихся

Создание условий для непрерывного повышения квалификации  педагогов

  • Доля учителей, имеющих «свои» разделы (индивидуальные программы, портфолио) на информационных ресурсах школы
  • Наличие школьных электронных материалов (дистанционных курсов) в открытом доступе для повышения квалификации учителей
  • Доля учителей, самостоятельно составивших индивидуальную программу повышения квалификации - Доля учителей, имеющих свои рабочие программы на информационных ресурсах

Социальный эффект

  • Доля учителей, учащихся, принимавших участие в сетевых социальных проектах и программах
  • Процент родителей, использующих ИКТ
  • Доля родителей, имеющих собственные сайты, блоги

2.7.3. Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие.

Возможные риски

Меры по снижению рисков

1. Недостаточный уровень информационных компетенций участников учебно-воспитательного процесса

- повышение уровня  управленческой компетентности  школьной администрации;

- использование возможностей  педагогического и социального партнерства;

- обучение участников информационным технологиям;

-поддержка педагогических инициатив.

2. Нежелание участников нести дополнительные расходы (обучение, стимулирование, мотивация участников)

- необходимо вести просветительскую работу о целях и преимуществах проекта

- среди родителей могут найтись технические специалисты, готовые оказать квалифицированную поддержку проекту

- стимулирование и мотивация  участников

3. Возникновение проблем со здоровьем участников проекта (снижение зрения,  гиподинамия и пр.).

- интенсификация программы здоровьесбережения и активная пропаганда ЗОЖ;

- регулярное проведение диспансеризации;

- обязательное посещение бассейна;

- технологии, стимулирующие и сохраняющие здоровье;

- коррекционные технологии

4. Неудовлетворительное качество услуг местного рынка при завышенной стоимости.

Поиск поставщиков из других регионов, оказывающих более высококачественные услуги и продукты

2.8. Нормативные документы в сфере образования и информатизации

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями);
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года  №149-ФЗ  «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с последующими изменениями);
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации  4 февраля 2010 года, Пр-271);
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года №61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373);
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897);
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413);
  8. Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация сетевого взаимодействия в рамках Ресурсного центра

Организация сетевого взаимодействия в рамках Ресурсного центра Яманаев Дмитрий Яковлевич, мастер производственного обучения  деревообрабатывающего профиля подготовки ГБОУ СПО Республик...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Сетевое взаимодействие опорного центра профориентации со средними и высшими профессиональными учреждениями технической направленности

Что же такое осознанный выбор профессии и возможен ли он в школьном возрасте?[2, 100] Осознанный выбор - это один из самых мудрых поступков в жизни. Выбирая профессию, в идеале, делать это необх...

Окружной круглый стол «Развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и психолого-педагогических центров в системе образования СВОУО»

Окружной круглый стол «Развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и психолого-педагогических центров в системе образования СВОУО»...

Выступление на августовской конференции на тему: "Сетевое взаимодействие -инструмент для эффективной реализации общеобразовательных программ с целью расширения ресурсного обеспечения качества образовательных услуг"

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного  развития экономики, ...

Цифровая образовательная среда. Проект "Ресурсный этнокультурный центр сетевого взаимодействия "Соел Туяа"

Материалы регионального этапа XI Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций. Номинация «Цифровая образовательная среда». Представление и защита проекта "Ресурсный центр ...