Конспекты логопедических занятий
план-конспект

Конспекты логопедических занятий 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи

Задачи:

          - воспитание самоконтроля во время произношения звука;

          - развитие фонематических процессов;

- упражнение в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- обогащение лексики родственными словами;

- расширение и уточнение словаря по лексической теме занятия;

- развитие мышления, памяти, воображения;

- развитие органной артикуляции;

- развитие дыхательного аппарата;

- развитие мелкой моторики;

- воспитание усидчивости.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальное зеркало, карточка-схема для конструирования.

Речевой материал: текст загадки, текст скороговорки, материал для выполнения лексико-грамматических заданий.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Введение в лексическую тему.

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у сына есть,

И у кошки есть,

И у собаки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

2. Дыхательная гимнастика.

Игра “Греем руки”: дуть на ладошки, меняя силу выдоха.

Игра “Дышим носом”: поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха, то правой, то левой ноздрёй.

3. Артикуляционная гимнастика.

- Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений.

- Изолированное произнесение звука [Л] перед зеркалом.

4. Автоматизация звука.

Выполнение лексико-грамматических заданий.

- Игра “Повторяй-ка”. Проговаривание слов-имён за образцом.

Лариса, Володя, Мила, Николай, Илона, Влад, Алла, Руслан, Светлана, Ярослав, Клава, Слава, Влада, Павел, Злата, Кирилл, Клара, Данил, Михаил.

- Игра “Поймай-ка”. Выбрать (хлопнуть в ладоши) имена девочек/мальчиков и повторить.

- Игра “Запоминай-ка”. Запоминание и последовательное повторение слов. Кол-во слов постепенно увеличивается, начиная с двух и заканчивая возможностями ребёнка.

У Аллы лак, кукла, юла, стол, платок, клубника.

(Например: У Аллы лак. У Аллы лак, кукла. У Аллы лак, кукла, юла.

У Аллы лук, кукла, юла, стол…)

У Славы лук, пила, мыло, стул, клубок, булавка.

- Игра “Сочиняй-ка”. Образование родственных слов (фамилий) от предметов (предложенных картинок).

Голубь, белка, лопата, ложка, волк, лось, сокол. (Например: Орлов Кирилл)

- Игра “Сочиняй-ка”. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Голос, голова, локоть, ладонь, кулак, улыбка, глаза, волосы.

(Например: У взрослого человека голос, а у ребёнка голосок).

- Упр. “Запоминай-ка”.

Заучивание скороговорки:

- прослушивание образца;

- совместное проговаривание с логопедом;

- самостоятельное проговаривание ребёнком.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла –

Мила в лодочке плыла,

Клава в лодочке сидела,

Вместе с Милой песни пела.

5. Развитие мелкой моторики.

Игра “Конструктор”.

Конструирование из счётных палочек рожицы.

Развитие мелкой моторики.

6. Подведение итогов занятия.

Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.

Коррекционно - развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно - воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.

Он хочет показать тебе слайды.

На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.

Показ слайдов.

Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.

Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?

Ребёнок. Овощи.

Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?

Ребёнок. Звук Р.
II. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р.
III. Артикуляция звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.

Показ бумажных пчёл на ниточках.

Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.

  • Маляр.
  • Вкусное варенье.
  • Индюк.
  • Барабанщик.

VII. Речевая зарядка.

Логопед. Буратино любит играть на трубе.

У него их две и звучат они по – разному.

Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой.

Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.

РА — РО- РУ

РЫ – РУ — РА

РУ- РА –РЫ 
VIII. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра «Звуковая мозаика».

Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А также лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.

Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.

Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р, ты внимательно их слушай.

Если я произнесу слово со звуком Р, клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р, то тогда клади в следующий квадрат круг.

Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.

Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.

Затем два квадрата (логопеда и ребёнка) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.

Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.

Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.

Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.

Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями.

Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.

Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.

Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.

Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?

Ответ ребёнка.

Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?

Ребёнок. Звук Р.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях»

Тема птицы звук [Л] 

Цели:

- автоматизировать звук [Л] в словах, предложениях;
- развивать пространственную ориентацию;
- формировать умение оценивать свою деятельность;
- воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, любовь к природе;
- стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, интонационную выразительность;
- активизировать словарь по
теме «Птицы»;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа, существительные родительного падежа, притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с существительными;
- формирование навыка правильного чтения.

Оборудование: картинка-символ звука [Л], «птичий домик», предметные картинки с изображением птиц, карточки-задания «Найди букву Л», геометрические фигуры с буквами, карточки с заданием по чтению, разрезная сюжетная картинка на каждого ребёнка, картинки «Найди отличия».

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Начнём занятие!

2. Актуализация темы занятия

- Послушайте весёлую скороговорку и определите, какой звук повторяется в ней чаще других?

Галка села на палку,
Палка ударила галку.

- Как вы думаете, над каким звуком мы будем сегодня работать?
- Да, мы будем работать над звуком [Л], будем произносить его в словах, предложениях.
- А что необходимо выполнять для того, чтобы хорошо проговаривать все звуки? (Артикуляционные упражнения).

3. Артикуляционные упражнения.

- Выполним упражнения для язычка.

«Часики»,
«Качели»,
«Вкусное варенье»,
«Накажем непослушный язычок»,
«Почистим верхние зубки»,
«Маляр»,
«Индюк»,
«Лошадка».

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

- Вспомни, что нужно сделать, чтобы правильно произнести звук [Л]?

Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается,
А губки улыбаются.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л – получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный.

- Дайте характеристику звуку [Л]. (Согласный, твёрдый, звонкий).
- Выберите символ звука [Л]. (Мальчик в синий курточке с колокольчиком).
- На что похож этот звук? Послушайте! (Летит и гудит самолёт). (Выставляется картинка-символ звука [Л]).
- Произнесите звук [Л]! Старайтесь, следите за произношением звука [Л].

5. «Хлопни в ладошки, если услышишь в слове два звука [Л]»

- Подошёл, плыл, колол, посадил, делал, закрыл, лазил, гладил, уронил, наладил, горел, увидел, ловил, ломал, глотал, вертел, колокол, лопнул, крокодил, слушал, служил, слышал, пропал, получил, улыбался, алфавит, балалайка, гладиолус.

6. Буква Л.

- Какой буквой на письме обозначается звук [Л]? (Буквой Л).
(Выставляется буква).
- Пропишите эту букву в воздухе.
Работа с карточкой.
- Найдите спрятанные буквы «Л». Обведите их.
- Молодцы, вы нашли много букв «Л». Каждый из вас за хорошо выполненное задание будет получать фрагмент картинки, а в конце занятия вы составите целую картину.

7. Развитие ориентации в пространстве.

- Перед вами геометрические фигуры.
- Положите перед собой квадрат,
слева от квадрата положите треугольник,
справа от квадрата положите прямоугольник,
между квадратом и прямоугольником положите круг,
между треугольником и квадратом положите ромб.

- Прочитайте слово. (Птицы).
(Дети получают второй фрагмент картинки).
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (О птицах).
- А каких вы знаете птиц? (Ответы детей).

8. Определение наличия звука [Л] в названиях птиц.

- А в нашем птичьем домике могут поселиться птицы, в названии которых есть звук [Л].
- Какие это птицы?
- Я буду выставлять картинки, а вы, если узнаете птицу, то поднимите руку и назовите её.
- Иволга – таких ярко-золотистых перьев нет больше ни у одной птицы нашего леса;
- щегол – лоб и горлышко у него красные, на чёрных крылышках жёлтые полоски;
- соловей – самый знаменитый певец в России.
(Каждый из детей называет всех птиц, заселяющих домик).

- Название какой птицы начинается со звука [Л]? (Ласточка).
- Названия каких птиц, заканчивается звуком [Л]? (Дятел, орёл, щегол).
- Где находится звук [Л] в названиях остальных птиц? (В середине слова).

9. Образование существительных множественного числа именительного падежа.

- В нашем домике по одной птичке каждого вида, а если бы их было много, то, как бы мы их назвали?
(Дятел — дятлы, т.д.)

10. Согласование числительных с существительными.

- Я назову число, а вы – такое же количество указанных мною птиц.
- 5. (Пять дятлов).
- 3. (Три ласточки). И т.д.

11. Образование существительных родительного падежа. Игра «Кого не стало»

- А как птицы передвигаются? (Они летают).
- Птицы любят перелетать с места на место. В нашем птичьем домике осталось пять птиц. Запомните, кто в домике. Закройте глазки.
- Нет кого? …

12. «Найди названия птиц»

- А сейчас посмотрим, как вы запомнили названия птиц. Прочитайте слова, подчеркните только названия птиц.

щегол крылья голубь иволга
соловей глухарь лапы клюв
хвост ласточка поползень дятел
галка туловище орёл голова

- Какие названия вы нашли в первом столбике? (Щегол, соловей, галка). Проверьте, у всех так? И т.д.
- Какие слова у вас остались неподчёркнутыми? (Хвост, крылья, туловище, лапы, клюв, голова).
- Что обозначают эти слова? (Части тела птиц).

13. Образование сложных прилагательных

- А чем же птицы отличаются друг от друга? (Размером, окраской).
- У галки чёрные крылья. Галка какая? (Чернокрылая).
- У дятла красная голова. Дятел какой? (Красноголовый).
- У ласточки короткие лапы. Ласточка какая? (Короткопалая).
- У иволги жёлтые перья. Иволга какая? (Желтопёрая).

14. Образование притяжательных прилагательных

- А клюв голубя? (Голубиный).
- Клюв соловья? (Соловьиный).
- Клюв глухаря? (Глухариный).
- Клюв галки? (Галочий).

15. Активная пауза. «Будь внимателен!»

- Давайте немного отдохнём, поиграем в игру и посмотрим, кто у нас самый внимательный.
- Если я говорю слово «зайчики», вы будете прыгать, «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — делайте взмахи руками, «аист» — стойте на одной ноге.

16. Образование новых слов при помощи приставок

- Прочитайте слово. (Летела).
- Составьте новые слова с помощью записанных частей.
(У-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-, в-).
- Как вы понимаете смысл этих слов?

14. Составление предложений. Работа со схемой предложения.

- А теперь с любым из названных вами слов составьте предложение о понравившейся птичке.
- Составьте на листочке схему вашего предложения.
- Сколько слов в ваших предложениях?
- Почему на первом месте чёрточка с уголком? (Начало предложения, заглавная буква).
- Какой знак в конце предложения? (Точка).

15. Работа над интонационной выразительностью.

- А какие ещё знаки препинания могут быть в конце предложения?
- Если в конце предложения стоит восклицательный знак, то, как оно называется? (Восклицательное). Как мы должны его прочитать? (Ярко, весело, восклицая, восторженно).
- Произнесите своё предложение с восклицательной интонацией.
- А если стоит вопросительный знак, как произнесём предложение? (Вопросительно).
- Произнесите своё предложение вопросительно.

16. Составление разрезной картинки.

- Вот теперь у вас достаточное количество фрагментов картинки.
- Соберите картинку.
- Что изображено на картинке?
- Посмотрите на картинку вашего соседа по парте! Картинки немного отличаются.
- Разрезные картинки оставьте на партах, я вам даю по две картинки домой.
- Постарайтесь дома найти отличия, составить небольшой рассказ по картинке, вспомнить названия птиц, о которых мы сегодня говорили, пусть взрослые помогут вам записать названия птиц на обратной стороне картинки.

17. Рефлексия.

- У вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Приклейте на верху листа солнышко, облако или тучку, в зависимости от того, какое настроение у вас было на занятии.
- Приклейте человечка на то место «скалы знаний», до которого вы добрались на сегодняшнем занятии.

- Спасибо за занятие. Вы можете идти в свой класс.

Дополнительно:

«Какое слово не подходит?»

- Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
- Соловей, соловушка, совет, соловьи, соловьиный.
- Иволга, голубь, щегол, барсук.
- Галка, кормушка, глухарь, ласточка.



Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия с учащимися 1 – 2 класса

по коррекции дисграфии "Слоговой анализ слов"

          

Тема: Слоговой анализ слов.

Цели и задачи: закрепить у обучающихся понятие «слог», знания о слогоразделе, учить   детей дифференцировать слоги и слова, односложные, двусложные и трехсложные слова, развивать навыки слогового анализа и синтез, развивать логического мышление.

Оборудование: индивидуальные карточки, ребусы, карточки для индивидуальной работы.     

Ход занятия

1.Оргмомент

Дифференциация слогов и слов

Логопед: Прочтите то, что написано на карточках, и определите, где слог, а где слово.

ТИ ША КОТ ПОЛ МА ЛЫ ФО СТОЛ ДА РИС ЖА КУ ПОЛКА СО МАРКА СОРОКА   ЛЫ   МАК

2.Основная часть.

1) Сформулировать тему занятия.

2) Закрепление правила образования слогов и слов.

Всем известно правило: Сколько в слове гласных,

                                          Столько и слогов -это знает каждый из учеников.

3) Развитие слогового анализа. Закрепление знаний о гласных и согласных.

Логопед: Образуйте слоги, соединив согласные и гласные (запись на доске)

Т + А, Р + О, К + У, П + А, К + У + С

4) Отгадайте ребусы и разделите слова на слоги.

Па, лам;  ке , та, ра, гон, ва; да, по, су

5) Работа с цепочками слогов

Логопед: Слоги и слова предлагают нам поиграть в интересную игру. Продолжите цепочку так, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего.

Ма- ша, ша- ги , ги- ря, ря-ды , ды- ра …

6) Физминутка

Если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши,

Из двух слогов – стукните по столу,

Из трех слогов – топните ногой.

Слова: стол, рука, дом, ворона, каша, ракета, дым, пароход …

7) Развитие логического мышления

Логопед: Перед вами слоговица:

         Раз, два, три, четыре, пять

         Потрудитесь ухитриться

         Слоговицу разгадать:        

 Каждая цифра обозначает слог:

1 – кен, 2- гу, 3- ру, 4- ба, 5- нок

1 – 2 – 3 – есть сумка, но не ходит (кенгуру).

2 - 4 – на видном месте две у вас (губа).

3 – 4 – 5 – скользит и стружка из-под ног ( рубанок)

Логопед: запишите слова и определите количество слогов.

8) Назовите свои имена и поделите слова на слоги. Запишите названные имена, поделив их на слоги (запись на доске). Укажите количество гласных.

3.Итог занятия.

 



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по развитию связной речи младших школьников с нарушениями зрения

  

Тема. Составление рассказа по сюжетной картине «Повар готовит обед».

 

Цель: формирование умения составлять связный рассказ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

●   Учить составлять предложения и объединять их в рассказ.

●   Учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

●   Уточнять и расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

●   Активизировать работу всех сохранных анализаторов.

●   Развивать воображение детей

●   Развивать мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание.

●   Развивать познавательные способности

Коррекционно - воспитательные:

●   Воспитывать активность детей.

●   Воспитывать умение вежливо слушать собеседников.

Оборудование: сюжетная картина «Повар готовит обед», предметные картинки, условные обозначения органов чувств, схематические изображения человеческих эмоций, прищепки, картонные фигурки овощей, схемы для отстукивания ритма, индивидуальные зеркала, карточки со словами.

Ход занятия

Психогимнастика

Логопед. Представьте себя весёлыми зайчиками, играющими на воображаемом барабане в цирке. Как сильно зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твёрдые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит. А кулачки напряженно стучат! Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения. А теперь отстучим ритмический рисунок подушечками пальцев.

Демонстрируется схема: м у м у.    м - мизинец; у - указательный.

Работа по составлению рассказа

Логопед. Что любят зайцы?

Дети. Морковку, капусту.

Логопед. Как одним словом назвать морковку, капусту, свеклу...?

Дети. Овощи.

Логопед.  Что можно приготовить из овощей?

 Дети. Винегрет, салат, суп.

Дети подходят к картине и молча рассматривают её.

Логопед.  Рассмотрите картину. Мы будем учиться составлять рассказ. Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Дети. О том, как повар варит суп. (Повар готовит обед).

Логопед.  Чтобы наша речь была плавной, правильной и красивой, выполним упражнения для язычка, дыхательную гимнастику и упражнения для пальчиков.

  

Самомассаж языка (выполняется перед зеркалом)

-   язычок погладим губами;

-   пошлепаем губами;

-   покусаем зубами; 

-   погладим зубами;

-   пошлепаем губами;

-   погладим губами.

Дыхательные упражнения

Логопед. Произнесите стихотворный текст в спокойном темпе, равномерно распределяя выдох на одну строчку. (Стихотворение дети знают наизусть).

Повар

                                                                                                                                          О. Григорьев

Повар готовил обед (вдох),                                        Мешает суп кочережкой (вдох),

А тут отключили свет (вдох).                                    Угли бьет поварешкой (вдох).

Повар леща берет (вдох)                                            Сахар сыплет в бульон (вдох),

И опускает в компот (вдох).                                       И очень доволен он (вдох).

Бросает в котёл поленья (вдох),                                 То-то был винегрет (вдох),

В печку кладет варенье (вдох),                                   Когда починили свет.

  

Упражнения на развитие мелкой моторики

Логопед читает стихотворение Г.А. Пичугиной «Овощи»:

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

Сразу овощи узнаем.

Дети выбирают вырезанные из картона фигурки и прикрепляют к ним прищепки и называют овощи.

Логопед.  А сейчас сложите ладошки вместе, чтобы получился глазок, и смотрите через него так, чтобы в глазок попадал только один объект. Что вы видите в глазке своей камеры?Хочу такой сайт

Появляется схематическое изображение - определение состава.

Дети. Повар, плита, капуста, свекла, лук, нож, хлеб, часы, дуршлаг, кастрюля.

Каждая находка фиксируется на ковролине с помощью предметных картинок. Уточняются названия предметов (дуршлаг).

Логопед. Какие из этих рисунков мы можем связать между собой? Кто придумал, может соединить картинки линией и объяснить свои действия.

Появляется схематическое изображение - нахождение связей.

Дети. Повар и поварешка:

Повар держит поварешку.

Повар и колпак:

У повара на голове колпак.

Плита и кастрюля.

На плите стоит кастрюля.

Капуста и нож.

Капусту режут ножом.

Зрительная гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять.                 Дети выполняют круговые

Будем овощи искать.                             движения глазами.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.                  Смотрят вниз

Там редиска, там салат -                       влево-вправо.

Наша грядка просто клад!                Моргают глазками.

 

Логопед. Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку.

На доске появляются схематические изображения органов чувств.

Логопед. Что вы слышите?

Дети. Кипит вода, тикают часы, хрустит капуста, стучит нож, тикают часы.

Логопед. Вдохните запах. Чем пахнет?

Дети. Супом, хлебом, луком.

Логопед. Попробуйте что-то пожевать. Какие вкусовые ощущения добавились?

Дети. Лук горький, капуста сочная и сладкая.

Логопед. Представьте, что вы притронулись руками к тому, что вас окружает. Что чувствуете?

 Дети. Хлеб мягкий, капуста упругая, свекла твердая, нож острый.

Логопед. Назовите все цвета, присутствующие на картине.

Дети. Капуста зеленая, лук зеленый, свекла бордовая, халат белый.

  

Физкультурная минутка.

Логопед читает стихотворение. Дети повторяют стихи, выполняя движения.

                                     Мы картошку накопали,

                                    Огурцы с гряды сорвали (приседают),

                                    Выдернули всю морковку (наклон),

                                    Срезали капусту ловко

                                     И в корзине от земли

                                     Вам в подарок принесли

Логопед. Смотрим на нашу картину. Как вы думаете, какой суп варит повар? Почему?

Дети. Это борщ, потому что повар кладет свеклу.

Появляется карточка со словом «борщ».

Логопед. О супе, в котором много овощей, говорят - наваристый.

На доске появляется карточка с этим словом.  Дети узнают значение новых слов (борщ и наваристый) в толковом словаре.  Слова произносится хором.

Логопед. А где повар был раньше и как он оказался на кухне?

Появляется схематическое изображение временной последовательности.

Дети.  Повар был дома и пришел на работу. Повар встал очень рано.

Логопед. Что будет потом?

Дети.  Он придет домой и будет смотреть телевизор. Он будет готовить ужин дома.

Логопед. Посмотрите на повара. Каким он вам кажется?

Дети.  Повар добрый, веселый.

Появляются схематические изображения человеческих эмоций. Дети выбирают нужную схему.

Логопед. Как изменится настроение у повара, когда работа будет закончена?

Дети. Повар устал, но всё равно добрый.

Логопед. А теперь проверим, что за рассказ у нас получился. Помните, в рассказе должно быть начало, середина и конец.

Появляются три полоски разного цвета.

 

Рассказы детей

Дети по желанию вызываются составлять рассказ. Установка: рассказывать связно, непрерывно, без пауз.

Оценка работы детей

Логопед оценивает рассказы детей. Обращает внимание на грамматическое оформление предложений, на количество предложений, на соблюдение логической и временной последовательность, на использование разнообразных средств связи предложений.

  

Итог занятия

Логопед. Чему мы учились на занятии?
Дети. Учились составлять рассказ.

 



Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие

для детей с нарушениями зрения по теме "Зимующие птицы"


Разрабатывая конспект занятия, прежде всего учитывались офтальмологические заключения детей, зрительная нагрузка и индивидуальные возможности каждого ребенка.

Цель занятия: развитие ориентировки в пространстве через лексическую тему “Зимующие птицы”. Цель занятия осуществлялась через решение обучающих, развивающих, коррекционных и воспитательных задач.

Коррекционные задачи:

  • Расширять у детей с нарушением зрения опыт ориентировки в малом пространстве. Для решения этой задачи мы использовали игру “Найди части картинки”, дети должны были воспринять словесную инструкцию и в соответствии с ней выполнить задание.
  • Формировать пространственные представления, умение ориентироваться на листе в крупную клетку. Данная задача была решена в задании “Перемести птичку по клеткам”.
  • Совершенствовать зрительно-моторную координацию. Мы использовали лабиринт, где были задействованы одновременно рука и глаза.
  • Развивать глазомер. Для решения этой задачи мы использовали зрительные ориентиры.

Обучающие задачи:

  • Закреплять и конкретизировать знания детей на тему “Зимующие птицы”, опираясь на графические изображения. Для решения этой задачи мы использовали дидактические картинки.
  • Обучать соотношению расположения птиц на карте-пути (лабиринт).

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, внимание, память, прослеживающую функцию глаз, мелкую моторику, умения ориентироваться по словесной инструкции. Эти задачи осуществлялись через следующие игры и упражнения: “Составь из частей целое”“Узнайте птиц, прилетевших к кормушке”, пальчиковая гимнастика “Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?”, “Проведи линию у себя на листочке”, “лабиринт”, “Найди части картинки”. Развитию слухового восприятия помогало музыкальное сопровождение “Голоса птиц”.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам. Эти задачи старались осуществлять в ходе всего занятия, а также через игры: “Помоги птицам добраться до своего дерева” (лабиринт), пальчиковую гимнастику.

Требования, которые учитывались во время проведения данного занятия:

  • Время занятия. Зрительная гимнастика проводится на 7–10 минуте. Длительность зрительной работы не должна превышать 15 минут.
  • Достаточная освещенность.
  • Предварительная посадка детей (по отношению к свету и с учетом состояния их зрения и вида косоглазия).
  • Учет расстояние от глаз до наглядного материала 20–30 см.
  • Доступность наглядного материала (он должен быть – яркий, контрастный, насыщенный).
  • Использование фланелеграфа, подложек, конторок.

На занятии обучение строили как увлекательную игровую деятельность. Использовали сюрпризный момент, прием воображаемой ситуации. Такая деятельность создала положительный эмоциональный фон процесса обучения и повысила активность детей.

В ходе занятия использовали наглядные, словесные и практические методы. На протяжении занятия учитывали интересы и способности детей, варьировали задания и их дозировку. Оказывали помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах. Практиковали групповые ответы, они снимают напряжение и активизируют неуверенных в себе детей.

Занятие динамично: дети ходят по кабинету, сидят за партой, собирают картинки, работают на ковролине, конторках, и т.д.

Планируя занятие, мы учитывали индивидуальные особенности детей. Детей с низкой остротой зрения и зрительной нагрузкой №1 мы посадили за первую парту. Детей с косоглазием мы посадили так, чтобы рабочий глаз ребенка видел рассматриваемый предмет. Конторки давались детям со сходящимся косоглазием с целью смены деятельности. Все общеразвивающие упражнения строились так, чтобы зрительный анализатор не перегружался, а его функция сочеталась с работой слухового и двигательного анализатора.

Ход занятия

Организационный момент.

– Здравствуйте, дети, сегодня со мной произошла вот какая история:

Прихожу утром в кабинет, а на столе сидит птица с запиской. Вот она. (Показывает птицу с запиской.)

– Хотите узнать, что написано в письме?

(Читаю письмо.)

– Сегодня утром я нечаянно залетел в ваш кабинет. Перелетая с одного места на другое, я уронил все картинки, которые лежали на ваших столах. Я расскажу, где они лежат, а вы их найдите.

Основная часть.

Дидактическая игра “Найди части картинки”.

– Первая картинка на стуле, который стоит у окна, ближе к доске.
– Вторая картинка находится 
около стола педагога.
– Третья картинка лежит 
во втором ящике большого стола.
– Четвёртая картинка находится 
за зелёной книгой, которая стоит на полке.
– Пятая картинка выглядывает 
из-за игрушечного мишки, который сидит на подоконнике.
– Давайте сложим все картинки вместе и посмотрим, что получится.

Дидактическая игра “Составь из частей целое”.

– Что у вас получилось? (Кормушка.)
– Кому нужна кормушка зимой? (Птицам.)
– Рассмотрите картинку, и узнайте птиц, прилетевших к кормушке. (Ворона, синицы, воробей, снегирь.)
– Какие это птицы? (Зимующие.)
– Молодцы, правильно!
– Представьте, что мы очутились в зимнем лесу

Физическая минутка:

В лесу очень холодно, у нас замерзли руки, погреем их (потерли).

Щеки тоже замерзли (потерли).

Давайте попрыгаем, на месте побегаем.

Раздается птичий крик.

– Вы слышите, как кричат птицы? Давайте послушаем и узнаем, какая птица издает голос (прослушивание криков птиц).

– Чтоб на холоде не мерзнуть
Птицам нужно упражняться.
Ну и глазкам нашим нужно
Всегда зарядкой заниматься.

– Давайте потренируем наши глаза, чтоб продолжить наше путешествие.

Зрительная гимнастика:

Проводиться со зрительными ориентирами.

– Надевайте очки и проходите за парты.

“Лабиринт”.

– Мы с вами пришли на лесную зимнюю полянку. Ребята, а кто расположился слева на лесной полянке? Это птицы. Назовите этих птиц по порядку, начиная сверху вниз (снегирь, воробей, сорока, синица).
– Посмотрите, что находится справа на зимней поляне? Назовите деревья по порядку снизу вверх (сосна, береза, ель, дуб).
– Не зря птицы собрались все вместе. Они забыли, с какого дерева они прилетели. Ребята, а вы поможете птицам? Распутаете следы? А помогут нам в этом разноцветные дорожки.
– Первую дорожку мы распутаем вместе. Я буду медленно вести указкой по дорожке, а вы внимательно следите глазами и пальчиком вместе со мной, вдруг я ошибусь, будете помогать, чтобы мы правильно распутали дорожки и вернули птицу на ее дерево.
– Поставьте правую (левую) руку на локоток и указательный палец направьте в ту точку, где сидит снегирь, переведите палец на начало дорожки.
– Готовы, ребята, начинаем распутывать первую дорожку следов снегиря. (Дети следят глазами и ведут пальчиком. Педагог медленно ведет указкой по линии лабиринта.) Мы распутали первую дорожку, скажите, с какого дерева прилетел снегирь? (С елки.) Мы с вами выручили снегиря. Какого цвета дорожка нам в этом помогла?
– Теперь проведите линию на своих листочках от снегиря до елки, мы нашли с какого дерева прилетел снегирь.
– Все остальные дорожки вы должны распутать сами.
– Чтобы приступить к дальнейшему заданию, потренируем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем:
2 синицы, воробей
6 щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках
Всем хватило зернышек.

“Ориентировка на микроплоскости”.

– А теперь, Петя подойдет ко мне. У каждого из вас на парте сидит птичка. Возьмите ее в руки и покажите, как она полетела на середину листа. А ты Петя, покажешь это на ковролине. А теперь, птичка полетела на одну клетку вверх, вправо, где оказалась птичка? (в верхнем правом углу) и тд.
– Молодцы, правильно выполнили задание.

Дидактическая игра “Кто скорее соберёт зёрнышки?”.

– Я приготовила корм для птиц. Он лежит у вас на тарелочках. Давайте переберём его, чтобы птицам удобнее было клевать. Пшено складывайте в синие тарелочки, а семечки в жёлтые.

Итог занятия.

– Ребята, кому мы сегодня с вами помогали? Каких птиц мы встретили на поляне? Как люди заботятся и помогают птицам зимой? Нужно ли делать кормушки для птиц? Вот и я вам приготовила подарок. Я вам дарю кормушку, чтобы вы ее повесили у себя на участке, насыпали туда семечек и подкармливали птиц. Ведь им так тяжело зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....