программа летнего лагеря
материал

Программа для летнего школьного лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lager.docx649.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность

Каникулы – это период свободного общения детей, время приобретения новых интересов. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Летний лагерь дневного пребывания – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном.  Это жизнь в новом коллективе, это новая деятельность, время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья.
       При правильном использовании воспитательных возможностей летних каникул можно добиться хороших результатов в краеведческом, экологическом, патриотическом, эстетическом, нравственном воспитании и оздоровлении школьников, так как лето – это самое плодотворное время года для организации творческой и оздоровительной работы школьников:

  • летнее время позволяет организовать изучение истории родного города, области, края, страны;
  • летом удается наладить диалог между учителем и учеником, свободный от учительского давления и назидания;
    -происходит самоутверждение личности школьника, так как итоги их деятельности формируются и демонстрируются на творческих выставках, школьном сайте;
  • в программах Лета образовательный компонент умело сочетается с формированием чувств патриотизма, гражданственности, что способствует формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России;
  • у детей есть возможность раскрыть свои творческие способности, проявить личную инициативу, приобрести новые навыки и интересы, и завоевать уважение среди сверстников и детей старшего возраста.

В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Именно в пришкольном лагере ребёнок заполняет своё свободное время полезными делами. Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Программа лагеря дневного пребывания «Моя область на карте России» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного отдыха. Но первоочередным направлением, подчиняющим себе различные формы и виды деятельности, является краеведческое. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, любви к родным местам, к историческому прошлому, к родной культуре, к собственному народу и народам России.

Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.

 Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой город, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, городом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, город, Россия.

Данная программа приурочена к знаменательным датам- 80-летию Пензенской области, 340-летию Мокшанскому району и 50- летнему юбилею школы.

В летний период (июнь, 2019) на летней оздоровительной площадке получат возможность отдохнуть 150 учащихся в возрасте от 7 до 14 лет.

Цель программы: изучение истории родного посёлка и области, традиций, обычаев, праздников.

Задачи:

  • организовать разнообразную общественно значимую досуговую деятельность детей;
  • продолжить формировать потребность изучения культурного и исторического прошлого родного города, родного посёлка,
  • прививать навыки культуры поведения, санитарно-гигиенической культуры, навыки общения и толерантности, сохранения и поддержания здоровья;
  • сформировать умение социально-востребовано и продуктивно организовывать свою деятельность в свободное время;
  • сформировать стиль отношений сотрудничества, содружества, сотворчества всех участников летней смены;
  • продолжить развитие у детей навыков работы в группе, коллективе;
  • повысить интерес к изучению истории родного города, села, традиций и обычаев через различные виды деятельности (игры, экскурсии, викторины и т.д.).

Данные задачи реализуются через систему творческих дел, построенных на основе активных и интерактивных форм работы с использованием современных социально- проектных и социально-педагогических технологий.

Концептуальные основы программы

Программа по организации жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря - это комплекс взаимосвязанных оздоровительных, досугово-развлекательных мероприятий, коллективно - творческих дел, общественно-значимых акций и операций, определяющих содержание воспитательного процесса, нацеленного на дифференцированный и индивидуальный подходы и ориентированный на личностный рост воспитанников.

Концептуальные основы программы опираются на гуманизацию процесса воспитания, которое должно быть обращено к человеку как высшей ценности и цели воспитательного процесса.

Концепция основана на следующих идеях:

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин).
  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский).
  • Идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
  • Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности (Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин);
  • Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала обучающихся (А. И. Щетинская).  

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Принципы реализации программы

Деятельность лагеря с дневным пребыванием детей предполагает соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
  7. Принцип наглядности данной программы

Планируемые результаты.

В рамках реализации программы предполагаются следующие результаты:

- общее улучшение или поддержание физического здоровья воспитанников, укрепление эмоционального состояния;

- осведомлённость участников смены об активном отдыхе, приобретение умений организовывать и проводить разного вида игры;

- расширение кругозора детей в области знаний об истории города, посёлка; традиций, обычаев и праздников;  

- получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой, социальной, активной и трудовой деятельности;  

- получение участниками смены навыков безопасной жизнедеятельности;

- активизирование познавательной деятельности, развитие творческого мышления;

- личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в достижении определенных результатов в каком-либо виде деятельности;

- максимальная ступень самореализации каждого.

Содержание программы

Моделью организации лагеря дневного пребывания является игра. Причем игра-путешествие. Игра становится фактором социального развития личности. Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике игры. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, событиями, окружающей природой.

Задачами игры-путешествия являются: создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности школьника; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего края и народа; создание условий для формирования временного коллектива и развития личности в нём.

В этом году работа лагерной смены будет проходить на просторах родного края. Дети совершают путешествие по Пензенской области и Мокшанскому краю, узнавая интересные факты из истории и жизни города и села, изучают символы области и района, традиции, обычаи и так далее.

 Путешествие разделяется на 3 условных блока, которые пройдут дети. Посещая блок, каждый отряд сможет создать свою карту открытий, а каждый ребенок сможет вести культурный дневник.

Каждый блок смены - это шесть дней и посвящен определенной тематике:

  • Мокшан исторический - этот тематический блок посвящен изучению прошлого села.
  • Мокшан. Жизнь сегодня – этот тематический блок посвящен жизни села в 21 веке.
  • Юбилейный- 340 лет со дня образования Мокшанского района, 80 лет Пензенской области, 50 лет образовательному учреждению.

Разработана система стимулирования успешности и личностного роста отряда и каждого путешественника по отдельности. Каждый ребенок может ежедневно получать «эмблему блока» за активное участие в жизни отряда и в целом.  В конце смены подводятся итоги: подсчитывается количество эмблем разных блоков у каждого путешественника и у отряда в целом. По итогам смены победители и призеры получают призы и грамоты (индивидуальные и коллективные).

В конце каждого дня воспитатели анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи («экран настроения»).  

Экран настроения ведется в каждом отряде отдельно и обновляется каждый день (настроение отображается разными цветными наклейками). Учащимися создаётся карта открытий.

  Каждый день заполняется Экран достижений «Наши успехи» каждого отряда в каждой из перечисленных номинаций эмблемами.

Эмблема

Название тематического блока

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1101614/60c71310-2fe6-45b9-a79a-322ffc086aae/s1200

«Мокшан исторический»

https://pbs.twimg.com/media/C_5ZWHqWsAAfdU4.jpg:large

«Мокшан. Жизнь сегодня»

http://mprizer.ru/img/tovar/28/big/1560.gif

«Юбилейный»

Виды и направления деятельности

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:

ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Задачи духовно-патриотической деятельности:

•        Приобщать детей к истокам региональной культуры: познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Пензенского края.

Основные формы организации:

—        экскурсии по посёлку;

—        экскурсия в историко-краеведческий музей;

—        занятие «Символика Мокшана», «Символика Пензы»;

—        конкурс рисунков «Мой край».

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

•        Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

•        Выработка и укрепление гигиенических навыков;

•        Расширение знаний об охране здоровья. Основные формы организации:

        Утренняя гимнастика (зарядка)

        Спортивная игры на спортивной площадке.

        Подвижные игры на свежем воздухе

        Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

•        Изобразительная   деятельность  (оформление  отряда        «Наша отрядный уголок», конкурс стенгазет и рисунков «За здоровый образ жизни»)

•        Конкурсные программы («Умелые руки»)

•        Творческие конкурсы («Фабрика звезд», «Нарисуем, разрисуем»)

•        Игровые творческие программы

•        Концерты

•        Творческие игры («Звездный час», «Угадай мелодию»)

Организационно – педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия

Материально-техническая база

Применение

Источник финансирования

Ответственные

Спортивный зал

Проведение спортивно-развлекательных мероприятий, зарядки

Материальная база школы

учитель физкультуры

Спортивная площадка, беговые дорожки, футбольное поле

Проведение спортивных и подвижных игр  на воздухе, спартакиад, малых олимпийских игр, зарядки

Материальная база школы

учитель физкультуры

Пришкольная территория

Проведение кругосветок, игр-путешествий, подвижных игр на свежем воздухе, прогулок

Материальная база

школы

Воспитатель

Классные кабинеты, холлы

Проведение отрядных дел, оформление отрядных уголков, бесед, интеллектуальных конкурсов и викторин и др.

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатель,

технический персонал

Актовый зал

Проведение общелагерных мероприятий и др.

Материальная база

школы

Воспитатель,

начальник лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Медицинский кабинет

Измерение параметров в начале и конце смены оказание медицинской помощи при необходимости

Материальная база школы

Медицинский работник

Спортивный инвентарь, канцелярские товары, настольные игры

Для реализации запланированных мероприятий

Материальная база школы

начальник лагеря, воспитатели  

Материалы для оформления стенда по ЛДП и творчества детей

Оформление стенда по ЛДП, проведение творческих конкурсов рисунков, плакатов и т.д.

Материальная база школы

Воспитатель,

начальник лагеря

Аудио и видеоматериалы

Проведение видеолекций, демонстрациях презентация, видеороликов, видеофильмов.

Материальная база школы

Воспитатель

Призы и награды

Для поощрения детей

Материальная база школы

Начальник лагеря

Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • Начальник лагеря – 1  
  • Заместитель начальника 1 
  • Ответственный за физкультурно-оздоровительную работу  1 
  • Воспитатели  (из числа педагогов школы) – 9
  • Медицинский работник – 1
  • Работники столовой – 4
  • Техперсонал – 3  

Но при этом в кадровый состав входят и руководители, и специалисты учреждений в рамках социального партнерства.

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего

контроля и руководства.

Руководство деятельностью

коллектива.

Анализ ситуации и внесение

корректив.

Директор учреждения, заместитель директора по ВР

Консультативная

Координация реализации

программы.

Проведение совещаний,

консультаций.

Заместитель директора

по ВР

Педагогическая

Руководство отрядами. Реализация программы

Воспитатели, заместитель начальника лагеря

Медицинская

Медицинская помощь, профилактическая работа

Медицинский работник

Педагоги учреждения

дополнительного

образования

Реализация программы в

системе воспитательной

работы. Использование

современных

воспитательных технологий.

Педагоги

дополнительного

образования

Хозяйственная (работники столовой, техперсонал)

Обеспечение питания, уборка помещений

Начальник лагеря, , заведующий столовой

Методические условия

Созданная в школе система педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:

- методы   разностороннего   воздействия   на   сознание, чувства   и   волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);

- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, получение эмблем);

- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).

Методическое обеспечение комплексной программы «Моя область на карте России»

обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с начальником ЛДП. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок (участие в семинарах муниципального и областного уровней).

В школе имеются энциклопедии, методическая литература, разработки   для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию через Интернет.

К методическим условиям реализации программы относится:

  • Посещение семинаров разного уровня начальником ЛДП, заместителем директора по ВР(март-апрель).
  • Совещание с классными руководителями об организации ЛДП (апрель-май) – начальник ЛДП и заместитель директора по ВР.
  • Родительские собрания по вопросу организации ЛДП (апрель) – классные руководители и начальник ЛДП.
  • Изучение методической литературы по вопросам организации ЛДП (март-апрель) – начальник ЛДП, заместитель директора по ВР.
  • Планирование смены (март-апрель), сбор мнений и предположений (июнь, 2019) – воспитатели, заместитель директора по ВР.
  • Оформление программы ЛДП (апрель) – заместитель директора по ВР.
  • Ежедневные планерки
  • Индивидуальные консультации по вопросам организации ЛДП (апрель-май) – начальник ЛДП.

Профилактические мероприятия

На протяжении смены проводятся следующие профилактические мероприятия:

По ГО, ЧС и ПДД:

  • Беседа по технике безопасности на период пребывания на ЛДП, при выходе и выезде за пределы учреждения
  • Уроки «Моя безопасность» (тематика в план-сетке)
  • Конкурс рисунков на асфальте
  • Игра «Безопасность на дороге»
  • Урок «Вода, вода – кругом вода…»
  • Беседа о правилах поведения на дороге
  • Беседа о правилах поведения на воде
  • Беседы о правилах поведения на спортплощадке
  • Индивидуальные беседы инспектора ПДН, социального педагога с учащимися «группы риска»

По профилактике наркомании, безнадзорности и правонарушений, а также по предупреждению асоциальных привычек

  • Беседа «Мои права и обязанности», правила поведения в ЛДП
  • Занятость в мероприятиях
  • Выпуск плакатов по ЗОЖ
  • Малые олимпийские игры и другие спортивные мероприятия
  • Беседы о здоровье

Оздоровительные мероприятия

  • Утренняя зарядка
  • Спортивные мероприятия
  • Бассейн
  • Витаминизация
  • Воздушные и солнечные ванны
  • Гимнастика для глаз. Коррекция зрения
  • Беседа «Личная гигиена ребенка в летний период»
  • Беседа «Как уберечься от кишечных заболеваний»
  • Беседа-инструктаж «Опасно, клещи!» Практическое занятие по осмотру одежды
  • Инструктаж по оказанию первой помощи
  • Ежедневный медосмотр, учет антропологических параметров

С помощью указанных мероприятий и праздников, форм и методов работы с детьми представляется возможным достичь указанных задач программы. В программе предусмотрено использование разнообразных форм и методов организации отдыха детей, проведения спортивных праздников для формирования здорового образа жизни, культурно-досуговые мероприятия позволяют приобщить ребят к творческим видам деятельности, развить творческое мышление, в процессе игровой деятельности дети приобщаться к разнообразному социальному опыту общения друг с другом. Ежедневное отслеживание посещения детей позволит сократить детскую безнадзорность и правонарушения среди подростков в каникулярное время, а также обеспечит занятость детей из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей.

Система контроля и оценивания результатов

Объектами системы оценки качества реализации программы выступают:

  • индивидуальные достижения воспитанников (анкетирование «А напоследок я скажу…», «Что я нового узнал и чему научился…», «Я поставил рекорды…», личностный рост каждого ребенка (количество эмблем) и награждение по итогам смены);
  • профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества проведенных мероприятий (наблюдение за реализацией всех мероприятий со стороны администрации, активное участие отрядов и детей в отдельности во всех мероприятиях);
  • качество организации воспитательного процесса (наблюдение, совместный анализ мероприятий);
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  • сохранность контингента воспитанников;
  • система дополнительных услуг (взаимодействие с учреждениями посёлка и области);
  • организация питания (отзывы, проверки со стороны компетентных структур);
  • состояние здоровья обучающихся (отсутствие травм, результаты антропологических данных в динамике).

Перечень диагностических исследований и формы фиксации результатов диагностических исследований.

План мониторинга.

Диагностика

Форма фиксации результатов

Сроки проведения

Ответственный

Анкетирование детей в

организационный пери-

од с целью выявления

их интересов, мотивов

пребывания в лагере

Анкетирование, обработка

1 день смены

Отрядные воспитатели

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (отрядные уголки)

Экран настроения в каждом отряде

В течение смены

Начальник лагеря,  

отрядные воспитатели

Анкетирование детей в

конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий

Анкетирование, обработка

19 день смены

Мониторинг адаптации

детей к условиям отдыха в лагере за смену

Наблюдение, фиксирование участия детей в мероприятиях (эмблемы, личностный рост)

В течение смены

Начальник лагеря,

отрядные воспитатели

Антропометрические

измерения

Запись в медицинских картах

1-2 день смены,17-20

день смены

Медработник

Динамика списочного

состава замененных детей по состоянию здоровья

Табель посещаемости

В течение смены

Начальник лагеря

Диагностическая работа проводится по трем основным направлениям: организационный, основной и заключительный периоды.

Входная диагностика. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, мотивов их пребывания в лагере проводится в достаточно короткий срок (первые 3-4 дня лагерной смены) – время адаптации.  

Задача воспитателя – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется: неустойчивым общественным мнением, адаптацией детей к специфике временного детского коллектива, демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения, оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Применяем следующие диагностики:

  • Заявление от родителей (общие сведения о ребенке)
  • Беседы с родителями (общие сведения о ребенке, состояние его здоровья, интересы, особенности личности)
  • Анкета для детей «Здравствуйте» (ожидания ребенка от пребывания в лагере дневного пребывания, эмоциональное состояние на сегодняшний день)
  • Игры на знакомство, взаимодействие в отряде
  • «Рейтинг ожиданий». Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом, с учетом потребностей детей.  Предупреждает возникновение негативных эмоциональных реакций.  Проводится по методике «Незаконченного предложения».  Детям предлагается продолжить предложение «Лагерь – это…». При выполнении исследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Положительные эмоции», «Интересная деятельность», «Хорошие вожатые», «Отдых без родителей», «Общение», «Новые друзья» и т. д.
  • Проективная методика «Я в круге».  Проводится дважды – после организационного периода и в конце смены.  Позволяет отследить эффективность вхождения детей в  микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания. При исследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность.  Проводится ассоциативная параллель: окружность – это отряд; соответственно, поставь точку, где –ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно. Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки. Результаты подсчитываются. Данная диагностика проводится первые 3-4 дня смены – время адаптации.

По результатам диагностики составляются рекомендации для педагогического коллектива по организации воспитательного процесса, выбору конкретных мероприятий для работы с детьми.

Текущая диагностика. Основной период в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются: степень деятельностной активности детей, дифференциация деятельностных потребностей детей, выявление формальных и неформальных лидеров; выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда, выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т. д.).

Применяем следующие диагностики:

  • Наблюдение (эмоциональное самочувствие ребенка, включенность ребенка в деятельность отряда и лагеря в целом)
  • Игры на взаимодействие, выявление лидеров
  • Беседы с родителями и детьми (удовлетворенность детьми пребыванием в лагере)
  • Анализ проведенных воспитательных мероприятий с педагогическим коллективом и с детьми
  • Ежедневные сборы отрядов, анализ деятельности
  • Участие отрядов и детей (выявление «роста» ребенка, новые знания, умения, включенность ребенка в деятельность отряда и лагеря в целом) в отдельности в мероприятиях

Итоговая диагностика. Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется выявлением общих интересов, необходимостью усиления контроля за безопасностью детей, повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону. Повторяется диагностика «Я в круге». Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика мониторингового измерения произошедших перемен.  Проводится рейтинг отрядных и общелагерных мероприятий. Для этой исследовательской технологии вспоминаются и записываются все дела смены. Детям предлагается расставить их, проранжировать по местам, начиная с 1-го по порядку.  Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие.  Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей. Динамика выбывших до окончания смены детей помогает отследить, сколько (в процентном отношении) детей осталось, сколько детей и по каким причинам выбыли.  Выводы итоговой диагностики составят основу для рекомендаций на следующую смену или следующий год. Параллельно проводится диагностика личностных особенностей воспитателей и детей, позволяющих выявить основные «проблемные зоны» личности и сосредоточить внимание на их развитии. Коррекционная же деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и педагогами.

Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым. Продолжается эмоциональное «перепроживание» – это этап рефлексии и разностороннего анализа. Внимание участников смены фокусируется на самом значимом и важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется, оправдались ли его ожидания, придет ли он в лагерь при школе еще раз. Нередко, именно выводы, постлагерного периода влияют на отношение ребенка к существованию во временном детском коллективе.
      Применяем следующие диагностики:

  • Анкета для детей «До свидания» (удовлетворенность ребенком пребыванием в лагере)
  • Отзывы родителей
  • Книга отзывов
  • Экран достижений отрядов и каждого ребенка (личностный рост каждого ребенка и отряда в целом)
  • «Что я нового узнал и чему научился…»
  • «Я в круге»

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  3. Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 N 09-260 "О Методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров)";
  4. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14 апреля 2011 г. № мд-463/06); 
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
  7. Программа реализации воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях;
  8. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  9. Таран Ю.Н. Программа деятельности детского оздоровительного лагеря. – Челябинск, 1999.
  10. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007.
  12. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  13. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. – Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2011

1. Сбор детей, зарядка                            8.30 - 9.00

Музыка звучит: пора, пора! С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку!

2. Утренняя линейка                               9.00 - 9.15

На линейку быстро стройся! 

3. Завтрак                                                 9.15 – 10.00

Каша, чай, кусочек сыра –

Вкусно, сытно и красиво!

4. Работа по плану отрядов,                  10.00 – 12.00

общественно полезный труд,

работа кружков и секций

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

5. Оздоровительные процедуры            12.00 – 13.00

Загорай и закаляйся,

Похожее Ð¸Ð·Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµВ быстрой речке не купайся.

6. Обед                                                     13.00 - 14.00

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

 За обедом виден сразу аппетит.

7. Свободное время                                14.00 – 14.30

Раз пришел веселый час,

 Здесь играют все у нас! 

8. Дневной сон                                        14.30 – 15.30

Сон дневной полезен очень,

Дети в нем растут нет мочи!

9. Полдник                                               16.00 – 16.30

Всем за стол! Узнать пора, 

Чем богаты повара!

10. Работа по плану отрядов,                16.30 – 18.00

работа кружков и секций

Картинки по запросу Игры по интересам дети нарисованныеНе грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем, 

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

11. Уход домой                                        18.00

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

 Завтра снова мы придем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Город детства"

В презентации представлена программа "Город детства" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при общеобразовательной школе...

программа летнего лагеря

программа детской площадки "Диво-село". Программа посвящена 300-летию села Мильгидун....

Программа летнего лагеря

Краеведческая смена...

«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью  формирования представления о...

Программа летнего лагеря "Большое космическое путешествие"

Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течени...

Программа летнего лагеря "Ровесник"

В данном материале предложен паспорт программы трудового лагеря "Ровесник", направление деятельности, направленность программы, цели и задачи трудового лагеря, прогнозируемые результаты....

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков «Тайна острова ОПЛОТ» (оздоровительный патриотический лагерь ответственных тазовчан)

Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Тайна острова ОПЛОТ». Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленнос...