«СТРАНА МАСТЕРОВ» программа летнего лагеря (профориентационное направление)
рабочая программа по теме

Галаганова Лариса Александровна

 

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью  формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную  подготовку и профессиональное самоопределение личности.

  В 2011-2012 учебном году в объединения центра  пришло заниматься детей в возрасте от 7 лет до 10 лет 336, из них 14% детей, профоиентированных в процессе лагерной деятельности. В группы профессиональной подготовки пришли 679 подростков, из  них профориентированных в лагере  - 10%. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lagerya_fcdo.docx159.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доброе лето!                                              
Доброе лето!
Сколько тепла в нем,
И сколько в нем света!
Лето стучится
К  нам в окна с утра:
- Вставай, детвора!

«СТРАНА МАСТЕРОВ»

программа летнего лагеря с дневным пребыванием  детей

 при муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей

«Федоровский центр дополнительного образования»

Сургутский  район

п.г.т. Фёдоровский

2012 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название

 Программа  летнего лагеря с дневным пребыванием детей «СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА».

Тематика  

Организация летнего досуга детей  в целях  их оздоровления и развития.

Наименование организации

Муниципальное автономное  образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федоровский центр дополнительного образования».

Адрес организации

Сургутский район, п.г.т. Федоровский, ул. Ленина, д.5.

Телефон

8(3462) 732-113

Ф.И.О. руководителя организации

Лаврова Лидия Николаевна,  директор МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования».

Разработчик программы  

Галаганова Лариса Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 

Нормативно-правовое

обеспечение

  1. Конституция РФ;
  2. Трудовой Кодекс РФ;
  3. Конвенция ООН о правах ребенка.
  4. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
  5. Федеральный закон  от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  7. Федеральный Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  8. Федеральный Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
  9. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 № 107-оз «Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югра»
  10. Закон Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30.12.2009 № 251-оз «О внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
  11. Постановление правительства ХМАО - Югры от 09.10.2010 г. № 247-п «О целевой программе ХМАО - Югры» «Дети Югры» на 2011-2013 годы».

  1. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.02.2012 № 56-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2012 № 21-п «О порядке организации отдыха и оздоровления детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».
  2. Решение Думы Сургутского района от 27.12.2011 № 124 «Об утверждении Порядка определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления Сургутского района муниципальных услуг».
  3. Постановление администрации Сургутского района от 28.06.2011 г. № 2235-нпа «Об утверждении ведомственной целевой программы «Организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи  Сургутского  района на 2011-2013 годы».
  4. Постановление администрации Сургутского района  ХМАО-ЮГРЫ от 13.03.2012.г №773 «Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи  Сургутского  района в 2012 г.»
  5. Приказ департамента образования администрации Сургутского района от 11.04.2012 г. №229 «О мероприятиях по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период 2012 г».
  6. Постановление администрации Сургутского района ХМАО - ЮГРЫ от 16.04.2012 года № 1246 «Об уполномоченных отраслевых (функциональных) органах администрации Сургутского района по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, проживающих в  Сургутском районе».
  7. Распоряжение администрации городского поселения Федоровский  Сургутского  района Ханты - Мансийского автономного округа - Югры  от 10.04.2012 г. № 71-р «Об осуществлении расходов по организации оздоровления детей  в летний период 2012г».
  8. Устав образовательного учреждения.
  9. Положение о летнем  лагере с дневным пребыванием детей при МАОУ ДОД «ФЦДО».
  10. Правила внутреннего распорядка в летнем лагере с дневным пребыванием детей при МАОУ ДОД «ФЦДО».

Концепция программы

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью  формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную  подготовку и профессиональное самоопределение личности.

  В 2011-2012 учебном году в объединения центра  пришло заниматься детей в возрасте от 7 лет до 10 лет 336, из них 14% детей, профоиентированных в процессе лагерной деятельности. В группы профессиональной подготовки пришли 679 подростков, из  них профориентированных в лагере  - 10%.

Концепция основана на следующих идеях:

  1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин).
  2. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский).
  3. Идея развития личности в процессе деятельности (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).
  4. Идея формирования педагогической среды, способствующей самореализации личности

(Н. Ф. Талызина, В. А. Ясвин).

  1. Идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала учащихся  (А. И. Щетинская).  

Цель программы

Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подотовки для подростков 13-14 лет.

Задачи программы

  1. Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.
  2. Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
  4. Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе  соуправления.

Принципы программы

  1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
  2. Принцип включенности подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня.
  3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
  4. Принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня.
  5. Принцип  гуманизации отношений (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху).
  6. Принцип  дифференциации  воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с возрастными и индивидуально – психологическими особенностями детей.)
  7. Принцип сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  8. Принцип личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
  9. Принцип уважения и доверия.
  10. Принцип безопасности 

Механизм реализации программы

  1. Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы,  разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, кружков, установление внешних связей, согласование плана с социальными учреждениями, культуры и  дополнительного образования, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.)
  2. Основной период (работа по программе: профориентационная работа, деятельность мастерских и творческих объединений, встречи с  представителями различных профессий, профпробы – занятия в кружках парикмахерского искусства, радиомеханики, технического конструирования, прикладного искусства; соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера).
  3. Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ.

Методическое обеспечение программы

В основе реализации программы лежит  деятельностный подход.

Основными методами организации деятельности являются:

  1. Коллективная творческая деятельность (КТД).
  2. Игра (сюжетно – ролевые  профессионально – ориентированного характера, спортивные, интеллектуально - познавательные).
  3. Театрализация (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы).
  4. Кружковая работа, творческие мастерские.
  5. Экскурсии.
  6. Состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).

Основные направления

Профориентационное: экскурсионная деятельность в цеха и отделения градообразующего предприятия НГДУ «Комсомольскнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», БУ «Центроспасс – Югория», учреждения соцкульта, редакцию газеты «Федоровский в центре событий», телевидения и встречи со специалистами этих предприятий; профпробы (организация деятельности кружков по специальностям; «Оператор ЭВиВМ», «Парикмахер», «Основы автодела», «Радиомеханик» (электротехника), «Кукольный театр», «Театральный»), специальностей декоративно-прикладного искусства; профориентационные игры; профориентационные мероприятия.

Информационно - ознакомительные блоки «Введение в специальность» (показ слайдов о профессиях и специальностях); конкурсные программы.

Спортивно-оздоровительное: организация оздоровления детей посредством проведения процедур в массажном, физио, ЛОР, офтальмологическом и педиатрическом кабинетах детской поликлиники,  занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации  полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно - оздоровительную деятельность.

Содержательно - досуговое: организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы), пресс-центра.

Спортивно - оздоровительная и содержательно -  досуговая деятельность также имеют профориентационную направленность.

Ожидаемые результаты.

2011 год:

2 смена - 54 ребенка

3 смена - 50 детей

2012 год:

1 смена -50 детей;

2 смена-50 детей;

3 смена-50 детей.

Критерии результативности

программы

Воспитанник лагеря:  

1.Имеет представление о мире профессий, о практических умениях специалистов определенных профессий и специальностей:

  1. спасатель МЧС, пожарный, полицейский, лесничий.
  2. медико – педагогические профессии: врач – педиатр, медицинская сестра, терапевт, окулист, отолоринголог; учителя, воспитатели, вожатые.

  1. Профессии нефтяников: геолог, токарь, эколог, строитель, водитель.

  1. Профессии искусства и культуры: художник, библиотекарь, актер, музыкант, хореограф, скульптор.
  2. Профессии СМИ: рекламный агент, фотограф, журналист, редактор, режиссер кино и радио.  

В рамках занятий по кружкам (профпробы): «Парикмахер», «Автодело», «Портной», «Вожатый», «Оператор ЭВиВМ», «Повар», «Радиомеханик», «Слесарь по ремонту автомобилей», декоративно-прикладного искусства, «Основы электроники» приобретает определенный элементарный опыт профессиональных действий.

2.Способный самореализоваться в личностно-значимой деятельности:

  1. осуществлять коллективную и индивидуальную деятельность;
  2. подготовить репортаж для телегазеты;
  3. изготовить поделки, рисунки в различных техниках;
  4. организовать игры для друзей, для младших; стать участником театрального представления    (готовить декорации, костюмы, быть актером, оформителем);
  5. сумеет применить полученные практические умения в ходе профессиональных проб в реальной действительности.

3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

4.Владеющий навыками сотрудничества и взаимодействия.

5.Выполняющий правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих.

Критерии

Используемые диагностики

Периодичность проведения

Удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы.

Творческое сотрудничество педагогов и детей.

Желание участвовать в работе лагеря на следующий год.

Анкетирование (9-12 лет), опрос (6-8 лет)

 

Проведение мастер-классов, творческих мастерских, выставок, совместные работы детей, педагогов, родителей.

 

Опрос воспитанников лагеря, родителей, педагогов.

Основной период смены

По плану работы лагеря

Заключительный период

Сроки реализации

Долгосрочная программа (2011 – 2013 гг.).

Программа смены рассчитана на 21 день.

Категория участников программы

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, в учреждениях разного типа (в общеобразовательных, в учреждениях дополнительного и дошкольного образований).

Возраст участников программы: 6- 17 лет.

Кадровое обеспечение программы

  1. Начальник лагеря
  2. Воспитатели
  3. Инструктор по физической культуре
  4. Педагоги дополнительного образования -руководители мастерских и кружков.
  5. Организатор
  6. Медицинский работник (по согласованию с МБУЗ «Федоровская городская больница»)
  7. Вожатые, обучающиеся в МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» по направлению «Вожатый», вожатые - волонтеры, подростки, работающие в МУ «Новое поколение».

Материально-технические условия реализации программы

  1. Игровые комнаты с необходимым набором оборудования.
  2. Комнаты отдыха.
  3. Игровая площадка.
  4. Актовый зал с мультимедийным  оборудованием.
  5. Библиотека городского поселения Федоровский.  
  6. Поселковый  краеведческий музей им. В.П. Федорова.
  7. Музей боевой славы МКУ «Резерв».
  8. Столовая МБОУ «СОШ №2»
  9. Спортивные залы: волейбольный, баскетбольный, зал для занятия тайский боксом, площадка для настольного тенниса, фитнес-студия, стадион при МУ «Федоровский спортивно-оздоровительный центр».
  10. Концертный и диско - залы МАУК «КДЦ «Премьер».

Социальное партнерство

  1. МБУ «Федоровская библиотека».
  2. МУ «Федоровский спортивно-оздоровительный центр».
  3. Спортивно-оздоровительный комплекс «Дельфин».
  4. Краеведческий музей имени В.П. Федорова.
  5. МКУ «Резерв».
  6. МАУК «Культурно – досуговый центр «Премьер».
  7. БУ «Центроспасс – Югория».
  8. Волонтерский вожатский отряд.
  9. МУ «Новое поколение».
  10. МБУЗ «ФГБ» (в соответствии с соглашением на медицинское обслуживание детей в летнем лагере от 20.03.2012 г. №135).

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.

Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились в поле зрения взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения условий конкретного образовательного учреждения.

Лагерь при Федоровском центре дополнительного образования функционирует с 2009 года, организуя ежегодно все три лагерные смены. Каждое лето в лагере отдыхают 150 детей.

Деятельность летнего лагеря при МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» способствует не только укреплению и сохранению здоровья учащихся, но и активной их социализации, продолжению образования, приобретению первичных навыков в профессиональной деятельности

МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования» имеет большой опыт в области профориентационной работы. Профориентационная работа является составляющей частью программы развития центра.

Контингент воспитанников лагеря состоит из детей всех образовательных учреждений поселка. Это благоприятная среда для  профориентационной  работы и популяризации объединений нашего центра. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности центра (кадровые, материально-технические ресурсы), в МАОУ ДОД «ФЦДО» была разработана программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей профориентационной направленности «Страна мастеров».

В основе концепции летнего лагеря - эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильное обучение и профессиональное самоопределение личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Содействие формированию у воспитанников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования для детей 7-12 лет и определения предпрофильной подготовки для подростков 13-14 лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.
  2. Создать условия для самореализации детей и подростков, достижения каждого воспитанника лагеря состояния успешности через включение их в различную деятельность, приобщение к миру профессий.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение к миру профессий.
  4. Организовать сотрудничество детей и взрослых на основе соуправления.

Содержание программы реализуется через следующие направления: профориентационное, спортивно – оздоровительное, содержательно – досуговое.

Профориентационное: экскурсионная деятельность в цеха и отделения градообразующего предприятия НГДУ «Комсомольскнефть», ОАО «Сургутнефтегаз», БУ «Центроспасс – Югория», учреждения соцкульта, редакцию газеты «Федоровский в центре событий», телевидения и встречи со специалистами этих предприятий; профпробы (организация деятельности кружков по специальностям; «Оператор ЭВМ», «Парикмахер», «Основы автодела», «Радиомеханик» (элетротехника), «Кукольный театр», «Театральный»), специальностей декоративно-прикладного искусства; профориентационные игры; профориентационные мероприятия;

Информационно-ознакомительные блоки. Введение в специальность (показ слайдов о профессиях и специальностях); конкурсные программы.

Спортивно-оздоровительное: организация оздоровления детей посредством проведения процедур в массажном, физио, отолорингическом, офтальмологическом и педиатрическом кабинетах детской поликлиники, организация занятий спортом, закаливания, развития навыков гигиены, организации полноценного рационального питания, приобщения их к здоровому образу жизни; вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность.

Содержательно - досуговое: организация массовых мероприятий (праздники, игры, конкурсы, шоу – программы), пресс-центра.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ БЛОК

                                      1 смена  «Город нефтяников»

  1. Конкурс рисунков «Город нефтяников».
  2. Встреча со специалистами нефтяной промышленности.
  3. Экскурсии на предприятия г.п. Федоровский.
  4. День строителя.
  5. «Все профессии важны, все профессии нужны».
  6.  Игра по станциям «Дорога в страну профессий».
  7. Виртуальное путешествие «По объектам ОАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ»».
  8. День водителя. Встреча со специалистами.
  9. Игровая программа «Без труда не вынешь рыбку из пруда».

2 смена «В мире культуры и искусства»

  1. Конкурс рисунков «Дерево семейных профессий».
  2. День художника.
  3. День библиотекаря «С книгой по жизни».
  4. Экскурсия в поселковую библиотеку.
  5. День актера. Конкурс актерского мастерства.
  6. День музыканта.
  7. День хореографа. Мастер-класс по танцам.
  8. День скульптора.
  9. Экскурсия в КДЦ «Премьер» (введение в специальности: осветитель, звукорежиссер, сценарист, костюмер, конферансье, ведущий шоу-программ, ди-джей, руководитель кружка по декоративно – прикладному творчеству).

3 смена «СМИ»

  1. Встреча со специалистами средств массовой информации и телевидения.
  2. Конкурс рисунков «Дары профессий».
  3. День рекламного агента. «Фестиваль рекламы».
  4. День фотографа.
  5. День журналиста.
  6. Игровая программа «Телемания».
  7. «Я - редактор» (день редактора).
  8. Знакомство с профессией режиссер кино и радио.

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК

1 смена «Город нефтяников»

  1. Спортивно-игровая программа «Сильнее, выше, быстрее».
  2. Шахматно-шашечный турнир.
  3. Участие в поселковых соревнованиях по футболу.
  4. Участие в поселковых соревнованиях по пионерболу.
  5. Посещение бассейна.
  6. Посещение спортивных кружков (акробатика, тайский бокс, настольный теннис, волейбол, баскетбол).
  7. Оздоровление в кабинетах физлечения, отоларингологическом, массажном, офтальмологическом, педиатрическом.
  8. Сдача норм ГТО.

 

2 смена «В мире культуры и искусства»

  1. Посещение бассейна.
  2. Посещение спортивных кружков (акробатика, тайский бокс, настольный теннис, волейбол, баскетбол).
  3. Оздоровление в физкабинетах, отоларингологический, массажный, офтальмологический.
  4. Сдача норм ГТО.
  1. Участие в спортивной программе между лагерями поселка «За здоровый образ жизни».
  2. Участие в соревнованиях по настольному теннису.
  3. Участие в поселковых соревнованиях по пионерболу.

3 смена «СМИ»

  1. Посещение спортивных кружков (акробатика, тайский бокс, настольный теннис, волейбол, баскетбол).
  2. Оздоровление в кабинетах физлечения, отоларингологическом, массажном, офтальмологическом.
  3. Сдача норм ГТО.
  4. Посещение бассейна.
  5. Игровая программа «На сказочном стадионе».
  6. Спортивные соревнования «Ралли бегунов».
  7. Физкультурно-оздоровительный праздник «Богатырские потешки»

СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ДОСУГОВЫЙ БЛОК

1 смена «Город нефтяников»

  1. Концертная программа ко Дню защиты детей «Мы вас любим!»
  2. Праздник веселых игр и конкурсов.
  3. День бантиков и веснушек.
  4. Музыкальное мероприятие «Широка страна моя родная».
  5. Викторина «Что я знаю о поселке своем»
  6. Акция «Дети против терроризма!»
  7. Конкурс инсценированных сказок на экологическую тему.
  8. Викторина «По сказочным тропинкам».
  9. Конкурс инсценированных песен на военную тему.
  10. Конкурс рисунков «Лето! Солнце! Спорт!»

2 смена «В мире культуры и искусства»

  1. Игровая программа «Цветочный этикет».
  2. Музыкально-познавательное мероприятие «День любви, семьи и верности»
  3. Экскурсия в музей «Боевой славы».
  4. Шоу мыльных пузырей.
  5. Конкурсная программа «Мой веселый светофор».
  6. Мероприятия «Нет - терроризму!»
  7. Игровая программа «Шар – ах - шоу»

3 смена «СМИ»

  1. Познавательная программа «Сказочный калейдоскоп».
  2. Игра-путешествие «Откуда берутся  грязнули».
  3. Инсценированная сказка на противопожарную тему.
  4. «День Нептуна».
  5. Познавательно-развлекательная программа «Медовый спас».
  6. Конкурс рисунков «Терроризм – угроза жизни на земле».
  7. Игра «Путешествие на поезде здоровья».
  8. Игровая программа «Поясок дружбы».

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа лагеря реализуется через организацию и проведение сюжетной игры: в раннем возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры, часть из которых имеют профессионально-ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по уходу за растениями, изготовление несложных изделий, поделок и т.д. Результатом профессионально-ролевых игр, выполнение простейших видов труда, наблюдение за трудом взрослых становится» самоопределение» младших школьников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного  (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

ИГРОВАЯ ЛИНИЯ

Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. По замыслу игры с первого дня жители «Северной звезды» приезжают на летний отдых в «Страну Мастеров». В соответствии с сюжетом игры создается карта страны, на которой будут отмечены города, где проживают люди той или иной специальности:

  1. Город нефтяников (геолог, токарь, эколог, строитель, водитель).
  2. Город служителей культуры и искусства (художник, библиотекарь, актер, музыкант, хореограф, скульптор, осветитель, режиссёр).
  3. Город специалистов средств массовой информации (рекламный агент, фотограф, журналист, редактор, режиссер кино и радио).

В ходе игры воспитанники лагеря становятся жителями «Страны мастеров», участвуя профориентационных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях овладевая навыками выполнения той или иной практической деятельности и получая за это звания «Подмастерье», а затем и Мастер».

В лагере установлены меры поощрения:

-поднятие и опускание флага РФ и флага лагеря;

-вручение дипломов, отличительных знаков, орденов, почетных грамот;

-награждение по номинациям;

-награждение «сладкими призами»;

-вручение подарков всем воспитанникам лагеря на закрытии лагерной смены.

План работы 1 лагерной смены «Город нефтяников»

Дата

Название

Задачи, содержание

01.06.

День знакомства.

Международный день защиты детей.

Праздничный концерт «Мы вас любим!»

Тренинги, игры на знакомство и сплочение коллектива.

Выбор названия отрядов, выбор командира, знакомство с законами лагеря.

02.06.

Праздник веселых игр и конкурсов

Научить работать в коллективе; уметь создавать атмосферу праздника; развивать творческую фантазию.

Участники этого праздника, объединенные в небольшие группы выполняют творческие задания и по очереди представляют их.

04.06.

Профориентация. Работа в кружках (чеканка по металлу, оригами, ИЗО, валяние).

Получение первоначальных навыков по данным направлениям. Изучение способностей ребят.

Оборудованные кабинеты,

05.06.

Профориентационное мероприятие «Все профессии нужны, все профессии важны»

Разбудить в детях живой интерес к миру разных профессий.

Приглашенные гости по разным специальностям. Диалог с детьми, рассказ, просмотр слайдов.

06.06.

День строителя. «Песочный городок»

Знакомство с профессией «Строитель».

Беседа и презентация о профессии «Строитель».

Прослушивание и обсуждение сказки «Старый мост». Творческое задание «Портрет строителя». Рисунок «Уникальный дом». Коллективный проект «Песчаный городок».

07.06.

Профориентационное мероприятие «Все о нефтяниках»

Познакомить ребят с объектами и специальностями нефтяной промышленности.

Виртуальное путешествие по объектам СНГ.

Встреча со специалистами нефтяной и газовой промышленности.

08.06.

День бантиков.

Развить творческое мышление, фантаазию, художественный вкус.

Изготовление бантиков из различных подручных материалов. Презентация по отрядам «Самый лучший бант».

Концертная программа.

09.06.

Профориентация.

«Я бы в токари пошел…»

Знакомство с профессией «Токарь».

Творческое задание «Токарные изделия». Беседа и составление профессиограммы профессии «Токарь». Показ сценки «Токарь- спасатель» театральной группой. Рисунок «Нарисуй деталь».

11.06.

День России.

Воспитание патриотического чувства.

Викторина «Что я знаю о поселке своем?»

Беседа-презентация «Востребованные специалисты нашего района».

Музыкальное мероприятие «Широка страна моя родная».

13.06.

Кружковая работа.

Конкурс рисунков «Город нефтяников»

Развить индивидуальные особенности ребенка. Оборудованные кабинеты.

Презентация своих рисунков; выставка рисунков.

14.06.

Акция «Дети против терроризма!»

Воспитание чувства толерантности

Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир!».

Просмотр презентации по антитеррору.

Проход по поселку и раздача листовок.

15.06.

Путешествие в страну мастеров

Поддержание интереса к различным профессиям, расширение словарного запаса, формирование навыков работы в команде.

Игра по станциям. Этапы: профессии нашего края, профессии охраны порядка и безопасности, экологический, профессии повышенного риска, город нефтяников, профессии транспорта, охрана здоровья, азбука.

16.06.

День работников автомобильного транспорта.

Знакомство с профессией «Водитель автомобильного транспорта».

Беседа о профессии «Водитель транспорта» и составление профессиограммы.

Прослушивание и обсуждение сказки «Отважная путешественница».

Игра-сказка «Водитель и машина. Рисунок «Машина моей мечты».  

18.06.

День профессий Севера «Твои люди, Югра»

Познакомить ребят с профессиями, востребованными в Югре.

Встречи с интересными людьми (старожилами поселка, людьми разных профессий). Конкурс на лучший вопрос гостю (интервью).

Выставка сочинений «Профессии Югры», конкурс рисунков «Мои родители нефтяники».

19.06.

Кружковая работа.

Мастер-классы.

Презентация результата работы в кружках.

20.06.

Праздник Сказок.

Викторина «По сказочным тропинкам».

Конкурс инсценированных сказок на экологическую тему.

Просмотр хантыйской сказки «Мальчик-корешок»

21.06.

День безопасности на дорогах

Встреча со специалистами ГИБДД. Спортивные соревнования «Дорожная зебра». Просмотр фильма по безопасности дорожного движения.

22.06.

День Памяти «Вспоминая годы войны…»

Линейка Памяти (у памятника воину-освободителю).

Конкурс инсценированных песен на военную тему. Проведение экскурсии в музей боевой славы.

23.06.

День труда

Игровая программа «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Декорирование коряги и пеньков.

25.06.

День проектов «Мой край будет лучшим».

«День защиты проектов» (благоустройство территории, экскурсионные маршруты и пр.).

Культура ведения спора, конкурс выступлений детей по заданной теме (номинация «Звезда убеждений»)

25.06.

День спорта

Спортиво - игровая программа «Сильнее, выше, быстрее». Шахматно-шашечный турнир.

26.06.

Закрытие смены «Город нефтяников»

«Все мы стали чуть-чуть мастерами»

Праздник закрытия смены «Город нефтяников» (костюмы, песни, танцы, творческий отчет мастерских и объединений; подведение итогов – вручение медалей с номинациями т.д.).


План работы 2 лагерной смены «Мир культуры и искусства»

Дата

Название

Задачи, содержание

29.06.

Встреча «Будем знакомы. Будем дружить!»

Игровая программа «поясок дружбы», тренинги, игры на знакомство, на сплочение коллектива.

Выбор названия отрядов, выбор командира, знакомство с законами лагеря.

30.06.

Игра по станциям: «Знакомство с лагерем»

Научить работать в коллективе; уметь создавать атмосферу праздника; развивать творческую фантазию. Участники этого праздника, объединенные в небольшие группы, выполняют творческие задания и по очереди представляют их.

02.07.

Игра - путешествие: «Дорога в страну профессий»

Познакомить ребят с миром профессий различных видов деятельности: «Профессии охраны порядка и безопасности», «Профессии неба»; «Профессии тканей и ниток»; «Вкусные профессии»; «Профессии транспорта»; «Профессии охраны здоровья и медицины»; «Профессии художественного слова».

03.07.

Праздник

«Здравствуй, лагерь, это Я!»

Церемония открытия лагерной смены: линейка, праздничный концерт, конкурсы.

04.07.

Праздник цветов

Игровая программа «Цветочный этикет».

Составление экибаны, плетение венков. Мастер - класс «Ромашка из бумажки».

05.07.

Праздник спорта

Конкурс рисунков «Лето! Солнце! Спорт!»

Спортивно-игровая программа «За здоровый образ жизни». Сдача норм ГТО.

06.07.

Профориентация. Работа в кружках (парикмахерское искусство, оригами, ИЗО, валяние)

Посещение мастер-классов. Определение своих интересов и склонностей. Оборудованные кабинеты. Необходимый инвентарь.

07.07.

День любви, семьи и верности

Поддержание традиций семьи.

Познавательное мероприятие. Просмотр слайдов, показ сценок, чтение стихов.

09.07.

День творчества

Развить творческие способности детей, выявление лидерских качеств. Игра «Шар-ах-шоу».

КТД «Ажиотаж интересных дел»

10.07.

День театра

Знакомство с профессиями театра: режиссер, актер, костюмер, звукооператор, гардеробщик, осветитель, ди-джей. Экскурсия в культурно – досуговый центр «Премьер». Конкурс актерского мастерства.  Игра «Способности актера»

11.07.

День семейных профессий

Укрепление семейных традиций. Расширение знаний о мире профессий.

Конкурс рисунков на асфальте «Дерево семейных профессий». Рассказ родителей о своей профессии. Мини-сочинение «Кем я хочу быть».

12.07.

Шоу мыльных пузырей

Игровая программа «Расти пузырь и не лопайся».

Соревнования по выдуванию пузырей.

13.07.

День безопасности на дорогах.

Конкурсная программа «Мой веселый светофор».

Конкурс рисунков «Моя безопасность на дорогах».

Информационная часть: показ фильма, беседа.

14.07.

День скульптора

Поддержание интереса к профессии скульптор.

Показ слайдов, составление профессиограммы. Творческое задание «Застывшая песня», сказка «Живые скульптуры», лепка скульптур из песка.

16.07.

День хореографии

Знакомство с профессией «хореограф». Составление профессиограммы. Мастер-классы по хореографии.

17.07.

День художника

Познакомить ребят с профессией художник и смежными специальностями. Составление профессиограммы, просмотр слайдов, встреча со специалистом. Игра «Волшебная кисточка», прослушивание рассказа «Портрет», просмотр сценки «Разноцветный мир».

18.07.

Работа в кружках (парикмахерское искусство, оригами, ИЗО, валяние)

Мастер - классы.

Презентация результата работы в кружках.

19.07

День библиотекаря

Знакомство с профессией библиотекарь, составление профессиограммы, экскурсия в библиотеку г.п. Федоровский.

Творческое задание «Угадай книгу».

20.07.

День музыканта

Популяризация профессии «Музыкант».

Творческое задание «Фея музыки», показ слайдов и составление профессиограммы.

Игра «Внимательный дирижер».

21.07.

День антитеррора

Конкурс листовок «Террору не жить!»

Конкурс рисунков на асфальте «Мы за мир! Нет войне!», просмотр слайдов и фильмов.

22.07.

День мастера

Ярмарка поделок, рисунков, показ сценок, мастер-классы по оригами, работе с бисером, вокалу и т.д.

23.07.

Закрытие лагерной смены

Торжественная линейка. Выставка работ

Праздничный концерт. Вручение подарков


План работы 3 лагерной смены «СМИ»

Дата

Название

Задачи, содержание

26.07.

День знакомства.

Адаптация и знакомство детей с лагерем и друг другом.

Игровая программа «Поясок дружбы» Тренинги, игры на знакомство, на сплочение коллектива.

Выбор названия отрядов, выбор командира, знакомство с законами лагеря.

27.07.

Профориентация. Работа в кружках (парикмахерское искусство, юный конструктор, фотошоп, работа с соленым тестом)

Апробация своих способностей, определение интересов.

Оборудованные кабинеты, инвентарь.

28.07.

Введение в профессии СМИ

Игра по станциям «Кадр за кадром», просмотр слайдов и составление профессиограмм.

30.07.

Программа «Безопасное колесо»

Встреча с представителями ГИБДД, соревнования «Полосатая зебра», конкурс рисунков.

31.07.

День антитеррора и пожарной безопасности

Инсценированная сказка на противопожарную тему, экскурсия в пожарную часть, конкурс рисунков «Нет - террору!», просмотр фильмов.

01.08

День игры и творчества

Развить творческое мышление, фантазию, художественный вкус. Конкурсно - игровая программа «Алло, мы ищем таланты!», общелагерные игры народов мира, изготовление сувениров своими руками.

02.08.

День русского языка

Сохранение традиций

Конкурсная программа «Такие старые слова».

Викторина «Волшебная речь», конкурс русских народных песен.

03.08.

День телевидения

Знакомство с профессиями телевидения.

Беседа и составление профессиограмм.

Встреча со специалистами и экскурсия на телевидение «Сибирь». Игровая программа «Телемания».

04.08.

День здоровья

Приобщение к здоровому образу жизни.

Игра - путешествие: «На поезде здоровья».

Эстафета с шариками и мячами.

06.08

День журналиста

Популяризация профессия журналист.

Просмотр слайдов и составление профессиограмм, КВН журналистики.

07.08.

Профориентация. Работа в кружках (юный конструктор, фотошоп, работа с соленым тестом)

Апробация своих способностей, определение интересов.

Оборудованные кабинеты, инвентарь.

08.08

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»

Повторить и закрепить с детьми знания о гигиене, обратить внимание, что чистота способствует крепкому здоровью. Станции: «Грязнулька», «Лентяйск», «Угадайка», «Бережливая», «Чистоты и порядка». Разучивание стихотворений, песен и сценок.

09.08.

День редактора

Познакомить ребят с профессией «Редактор».

Просмотр слайдов, составление профессиограмм. Творческое задание «Выпускаем журнал».

10.08

День Югры

Экскурсия в краеведческий музей поселка, познавательное мероприятие «Югорские мотивы», инсценирование сказки народов севера.

11.08

День физкультурника

Укрепление здоровья детей.

Спортивная игра «За здоровый образ жизни»

Спортивное мероприятие «Физкультурные потешки».

13.08

День радио

Расширение знаний о мире профессий. Просмотр слайдов, составление профессиограмм. Творческое задание «Я ведущий радиоэфира».

14.08

Медовый спас

Познавательно - развлекательное мероприятие «Первый спас медку припас».

Просмотр слайдов, конкурсы, игры, костюмированное представление.

15.08

День фотографа

Знакомство с профессией «Фотограф» и смежными профессиями. Составление профессиоргамм. Творческое задание «Внимание, снимаю». Игра «Расскажи о фотографии». Встреча со специалистом.

16.08

День Нептуна

Театрализованное представление.

Конкурс на лучший морской костюм.

Водные процедуры.

17.08

День рекламы

Составление профессиограмм. Просмотр слайдов. Сценка «Кому нужна реклама». Творческое задание на лучшую сказку «Поверь рекламе». Конкурс рисунков «Яркая реклама».

18.08

«До свидания, лагерь!»

Церемония закрытия смены.

Праздничный концерт. Общие игры, дискотека.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровое обеспечение.

В реализации программы участвуют:

 -педагог-организатор;

- педагог-психолог;

- педагоги дополнительного образования;

- вожатые (учащиеся 9-11- классов);

- работники МАУК КДЦ «Премьер»;

- работники МУ «ФСОЦ»;

- библиотекарь поселковой библиотеки;

- музейные работники - (музей им. В.П. Федорова, музей «Старый Сургут»);

- работники МЧС;

-родители воспитанников лагеря.

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией центра. На каждом отряде работают два педагога и двое вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу с воспитанниками лагеря по общелагерному плану на смену. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана работы, организацию детей для проведения отрядных и лагерных мероприятий. Вожатые занимаются организацией, подготовкой мероприятий.

Методическое обеспечение.

Наличие программы лагеря, планы работы отрядов, плана сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение методического семинара для всех работающих в течение лагерных смен.

Проведение «Школы вожатых».

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планерок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности (КТД. экскурсии, конкурсы, соревнования, праздники, кружковая работа, встречи со специалистами различных профессий).

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Рефлексия.

Материально - техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для проведения  профориентационных и кружковых занятий, оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы, награды и подарки для стимулирования.

Спортивное оборудование

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  1. В процессе знакомства детей с профессиями у них сформируется представление о мире профессий.
  2. Занятия в кружках разных направленностей и в творческих мастерских, проведение мастер – классов способствует формированию у воспитанников определенного элементарного опыта профессиональных действий, ранней профессиональной ориентации.
  3. Проведение коллективно – творческих дел раскроет творческий потенциал и разовьет  навыки работы в группе.
  4. Проведение спортивно – оздоровительных мероприятий сориентирует воспитанников лагеря на здоровый образ жизни, сознательное отношение к укреплению здоровья.
  5. Успешность детей в различных мероприятиях повысит их социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
  6. Получение положительного эмоционального заряда в целом от летнего отдыха.
  7. Оформится книга «Кем работать буду я?» (в начале смены и в конце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы I-го экспериментального профильного летнего лагеря по направлению "английский язык"

Анализ работы  I-го городского профильного летнего лагеря по направлению «английский язык» на базе МОУ СОШ № 9 им. А. С. Пушкина “English Class” с 1 по 15 июня 2012 года....

Программа летнего лагеря "Город Мастеров"

Город  Мастеров – образовательное пространство, состоящее из различных мастерских, работа  которых  направлена  на развитие  и совершенствование творческих способностей воспит...

«Путешествие по стране ГТО» программа летнего оздоровительного лагеря

Программа «Путешествие по стране ГТО» реализовалась с 1-25 июня 2016 года в условиях детского летнего лагеря дневного пребывания детей на базе МБОУ Таятская ООШ для 26 детей. Занятие спорт...

Программа летнего лагеря со страноведческой направленностью

Общеобразовательная программа «Мир путешествий» на летний период разработана с целью помочь детям и подросткам нестандартно провести летний период в смене лагеря на базе летнего лагеря для...

ПРОГРАММА летнего лагеря кратковременного пребывания детей и подростков естественно-научной направленности «Лаборатория профессора Чудакова»

Увлекательная программа «Лаборатория профессора Чудакова» написана по мотивам мультсериала «Фиксики». В лаборатории профессора Чудакова всякое может случиться. Здесь ...

"Город мастеров" (программа летнего профориентационного лагеря с дневным пребыванием детей)

Программа предлагает содержание работы лагеря в летний период...