Православные традиции казаков
статья

Православие для казаков является не просто верой в Бога или в Церковь. Православная вера, в том числе и старообрядческая, является фундаментом всей казачьей жизни. С Церковью у каждого казака было связано рождение, крещение, венчание, погребение, в общем, весь жизненный цикл. Тесно переплетались православная вера казаков с бытом, хозяйством, семейными традициями и службой в войсках (воинская повинность). Весь год был взаимосвязан с церковным календарем.

В данной статье можно подробно познакомиться с важными моментами в жизни казака, связанных с верой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnye_traditsii_korotkie_dlya_ped_soveta.odt27.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ РОССИИ

Введение

        Православие для казаков являлось основой их мировоззрения, философии бытовой и армейской жизни. Однако, надо понимать, что здесь имеется в виду не православие в непременно каноническом смысле. Важнее и ценнее для казаков было именно личное отношение человеческой души и Создателя.  Православная вера, в том числе и старообрядческая, является фундаментом всей казачьей жизни. С Церковью у каждого казака было связано рождение, крещение, венчание, погребение, в общем, весь жизненный цикл. Тесно переплетались православная вера казаков с бытом, хозяйством, семейными традициями и службой в войсках. Весь год был взаимосвязан с церковным календарем.

        15 июля 1992 года было принято Постановление о реабилитации казачества, отменившее все репрессивные законодательные акты, принятые в отношении казаков, начиная с 1918 года.

        С 2010 года в церковном календаре появился новый праздник: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил 1 сентября, день Донской иконы Божией Матери, днем православного казачества. Это решение было принято для того, чтобы сплотить казаков.

        Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности.

        «Православный» и «казак» всегда были тождественными понятиями. Казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защитника христианского мира, твердо стояло «за дом Пресвятой Богородицы». В тяжелых условиях надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе. Казаки молились, отправляясь в поход и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Молились в минуты опасности и радости. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах.

Православная вера в воспитании казаков

        «Дерево познаётся по плодам»- гласит пословица. А жизненный путь казака прослеживается по его поступкам и детям.

        Все самое важное, в том числе и веру, а также манеру поведения и образ мыслей казачата впитывали изначально в семье. Все строилось исключительно на родовых принципах существования. До семи-восьмилетнего возраста казачонок проживал на женской половине куреня. Это происходило не случайно. В данный период его жизни он получал воспитание, необходимое именно от женской части его семьи. Кроме того, он наблюдал за поведением обоих полов, взаимоотношения казаков и казачек. Базовым принципом являлась наглядность, потому важно было, чтобы у казака перед глазами был личный пример его старших родственников.

        Казачья среда обитания – важная составляющая всего казачьего быта. На стене в каждом курене обязательно находилась шашка-  дедовская или же отцовская. У двери и в руках у казаков были нагайки. Малец-казачонок наблюдал, что близкие ему люди были с лампасами, в папахах, фуражках. Непременно на груди у всех были нагрудные крестики в символ православной веры. А еще – медали за воинские заслуги, они являлись своеобразным отражением чести и доблести мужчин в семье как воинов и защитников. В то же время в этот период становления казачонка все мужчины очень пристально следили за тем, как происходит формирование личности подрастающего казачонка. Женщин убеждали в том, что негоже «сюсюскать» с ним. Постепенно маленького казака, по мере его взросления, все глубже погружали в жизнь, быт, веру и в целом уклад жизни казачества.

Таинство крещения и венчание

        Жизненный путь казака или казачки начинался с крещения. Ему казаки придавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному). Перед тем, как нести ребенка в церковь, его клали в красный угол к иконам и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника.

        Ребята самого нежного возраста посвящались в казаки. Уже на сороковой день отец надевал сыну саблю, подстригал волосы в кружок, сажал на коня и, возвращая его матери, говорил: «Вот тебе казак».        Когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

        ЭТОТ АБЗАЦ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ВИДЕО

Важным этапом в жизни является брак и венчание. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить». Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

        У терских казаков иногда практиковался обычай, когда казак отдавал сына на воспитание кунаку-джигиту, а тот, в свою очередь, выдавал за него свою дочь. Однако невеста в обязательном порядке должна была принять Православие, при этом казачек за горцев никогда не выдавали, так как в этом случае девушке пришлось бы принять мусульманскую веру, что для казаков было недопустимо.

        ЭТОТ АБЗАЦ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ВИДЕО А вот как описывает исследователь А.П. Кашкаров традицию приведения атамана к присяге:

        «Положение, в котором ведут атамана к присяге, именовалось в старину ‟растяжка” (пристав слева правой рукою держит атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки пристава). Атаман ‟растянут” между двумя приставами, издали его фигура напоминает крест. Далее приставы снимают с атамана мундир, расстегивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.

        Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:

– Православный!

        Казаки отвечают криком ‟Любо!”, и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, атаман произносит:

– На Христовом Животворящем Кресте, на Священном Писании присягаю: служить верно, не щадя головы (жизни) и живота (имущества) своего. Беречь казачью честь, преумножать достояние станицы. Беречь казаков! Я ваш отец, вы мои дети!

        После чего отвешивает поклон станице, затем, снова ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичник кланяются в ответ на поклоны атамана. Затем приставы подводят атамана к священнику. Атаман целует крест и лежащее на аналое Евангелие».        

        Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего).

Помощь Небесных заступников

        История казачества изобилует эпизодами, в которых речь идет о чудесных явлениях и прямой помощи святых попавшим в беду казакам.

        Например, в 1689-м году в Приамурье известен случай явления двум казакам – Гавриле Фролову и Дмитрию Тушову – святых Довмонта и Всеволода Псковских. Они предупредили казаков о скором нападении китайцев и сказали, что казаки победят, если будут сражаться мужественно; именно так все и произошло, казаки отразили атаки неприятелей. Икона, написанная в память этого события, находится сейчас в храме Святителя Иннокентия Хабаровской семинарии.

        Героическое «Азовское сидение» 1641 года золотыми буквами вписано в историю казачества и является беспримерным фактом мировой истории, когда шесть тысяч донских богатырей со славным атаманом Осипом Петровым выдержали осаду в городе Азове, а затем разгромили мощнейшую 240-тысячную турецкую рать, возглавляемую опытнейшим турецким полководцем Гусейном-пашой, презиравшим и люто ненавидящем казаков. Какими вразумительными доводами можно объяснить сей факт, кроме глубокой искренней веры казаков и покровительства Пресвятой Богородицы? Осип Петров воодушевлял своих воинов так: «Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, — смертию за веру покупают небо». Этого было достаточно. Такова была душа и натура старого казачества.

        Известно предание о явлении яицким казакам свт. Алексия Московского, который предрек казакам тяжелые испытания, кои те должны перенести, после чего будут жить спокойно.

        Также среди уральских казаков есть предание о том, как свт. Спиридон Тримифунтский спас от неминуемой гибели на льдине казака Спиридона Акимовича Затворникова, который горячо обращался в молитве к своему небесному покровителю и был услышан.

        Во времена Смутного времени на стороне поляков выступали также и некоторые запорожские казаки, которые принимали участие в осаде Троице-Сергиевой лавры. Сохранилось свидетельство казака Ивана Рязанца о явлении казакам преподобного Сергия, который сурово обличал противников обители, после этого атаман быстро увел своих казаков и более со врагами Православия в союз не вступал.

Казачий фольклор и обычаи

        Изучение фольклора, как правило, дает хорошее представление о мировоззренческой составляющей тех, кому он принадлежит, потому что здесь сложно говорить о личностном субъективизме, и если уж какое-либо крылатое выражение живет в народе, то, как говорится, из «песни слов не выкинешь». Давайте посмотрим, что мы можем найти в казачьем фольклоре.

        Широко известны следующие выражения в повседневном обиходе казаков: «Спаси Христос» как форма благодарения, приветствие: «Здорово дневали» – «Слава Богу», но к примеру, в казачьих пословицах и поговорках также легко обнаружить явные христианские мотивы:

ЭТО НЕ ЧИТАТЬ, ВСЕ НА ПРЕЗЕНТАЦИИ

- Крест на шее да шашка сбоку – не скоро быть смертному сроку;

- казаку Бог помогает и казацкое счастье;

- Бог не без милости, казак не без счастья;

- если казак не зевает, в бою не плошает, то ему и Бог помогает;

- слава, Тебе Господи, что мы казаки;

- казак без веры не казак;

- в Бога верь, врага – бей, землю ори, жинку – пори;

- от беса – крестом, от врага – пестом;

- спаси нас Боже от Папы Римского да от хана Крымского;

- прежде не хвались, а Богу помолись и т.д.

Также немало христианских образов мы видим в ранних казачьих песнях-думках, например:

Гей, казаки вы, диты-друзи!

Прошу вас, добре выдбайте, от сна вставайте.

Святый Отче наш читайте,

 Веры своей христианской в поругу не давайте!

А вот небольшой отрывок известной песни казаков с Терека:

На горе стаял казак.

Он Богу молился,

За свободу, за народ,

Низко поклонился.

Приведем также текст старинной донской казачьей песни:

Он и там, твой батенька,

У Христа на небесах.

Он там Богу молится,

Христу поклоняется:

Ой, Боже, мой, Боже,

Да спустись же ты, Боже,

 Да с небес да на землю –

Свою чаду поглядети.

        Были среди казаков и талантливые иконописцы. Так, например, до наших дней дошли уникальные иконы запорожских казаков, на которых, помимо изображений Господа, Богородицы и святых, изображались и поклоняющиеся им казаки, – к примеру, в подобном стиле написана запорожская икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Заключение.

        Свою работу хочется закончить словами патриарха Русской Православной церкви Кирилла: «Казак без веры – не казак!». Для казаков Православие -  не просто религиозное учение, не только совокупность догматов и канонов в виде заповедей. Это целостная система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества. Веками Православие служило и служит духовной основой казачества, а казаки, в свою очередь, являются верными защитниками своей Веры – Веры своих предков. Невозможно представить казачье войсковое братство вне духовного православного мировоззрения. Религиозное чувство никогда не покидало казаков: ни в походах, ни в мирной жизни. Основу казачьего духовно-нравственного мировоззрения составлял тезис «о сопротивлении злу силой». Осознать, что есть «зло» и что есть «добро», и взять на себя огромную ответственность пресечения зла насилием может только человек-воин, религиозно-нравственное чувство которого, вызрело и закалилось осознанием необходимости кровопролития, совершаемого во имя каких-либо сверхличностных интересов – защиты Веры, Отечества, Народа. И не случайно одним из основополагающих принципов казачьей идеологии стал принцип жертвенности – «За други своя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья в православной традиции

Урок основ православной культуры в 7 классе.Цели: продолжить знакомство с духовной литературой на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских»; способствовать развитию у детей интереса к русск...

Разработка мультимедийного урока на тему: «Традиции казаков»

Данная разработка внеклассным мероприятием для детей всех возрастов....

Урок кубановедения в 6 классе "Быт, обычаи и традиции казаков"

Для данного урока дети заранее по группам получают индивидуальные задания.Цель урока: рассмотреть традиционную народную культуру Кубани, раскрыть образ жизни кубанских казаков.Задачи:- образовательная...

Сценарий праздника Традиции казаков. "Рождественская ёлочка"

Сценарий для проведения рождественского праздника. Участники - обучающиеся 1-10 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных т...

Повседневная жизнь и традиции казаков

урок кубановедения для 8 класса...

"Обычаи и традиции казаков"

Технологическая карта...