Повседневная жизнь и традиции казаков
план-конспект урока (8 класс)

Арефьева Наталья Владимировна

урок кубановедения для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Повседневная жизнь и традиции казачьего населения

Казачьи традиции и уклад жизни. Традиционный уклад жизни казаков заключался в сочетании военной службы с хозяйственными занятиями.

Станица с её земельным наделом – юртом – была сельскохозяйственной общиной. Но казачья община отличалась от общины крестьянской, которая существовала в Центральной России. Государство нуждалось в казаке-воине, и этому оно подчиняло весь уклад казачьей жизни. Особенность казачьего землепользования заключалась в том, что земля являлась собственностью всего войска. Казак мог пользоваться землёй, но владеть ею имело право лишь войско в целом. За пользование землёй казак нёс нелёгкую пограничную службу.

Казачество всегда отличалось бережным отношением к своим традиционным ценностям: идеалам, нравственным нормам, передаваемым из поколения в поколение. Среди традиционных ценностей первое место занимала и занимает православная вера, пронизывающая все стороны казачьей жизни.

В защите Отечества казаки видели свой священный долг.

Кубанские казаки активно участвовали во всех войнах, которые вела Россия. Горячо любили казаки свою малую родину – Кубань. В далёких походах тяжело переживали они разлуку с родным краем, с родной станицей, с семьёй.

Казаки высоко ценили волю. Как социальное явление казачество возникло в ответ на усиление крепостной зависимости. Вольнолюбивые люди, бежавшие на окраины государства, становились казаками. И хотя царские власти всеми силами пытались ликвидировать казачьи вольности, демократические традиции, определённые историческим развитием казачества, они всё же сохранились на уровне станицы. В походе, на войне были важны взаимопомощь, товарищество, братство. Эти проявления коллективизма высоко ценились казачеством во все времена. Ценили казаки отвагу, смелость, удаль, физическую силу.

Обосновавшись на Кубани, казаки обзавелись территорией, на которой постоянно проживали. Они стали не только воинами, но и рачительными хозяевами. Утвердились новые ценности. Основополагающие из них – трудолюбие, верность семейным устоям, уважительное отношение к старшим.

Подготовка к военной жизни. Важнейшей частью жизни казачьего общества была военная служба. К службе казака готовили с детских лет. Уже в раннем возрасте мальчика учили общению с лошадью, уходу за ней. Подростки водили коня на водопой, купали его в реке, летом отправлялись в ночное – охранять пасущихся животных. Казачат обучали приёмам владения оружием. Военизированная жизнь оказывала влияние и на забавы молодых казаков. Главным развлечением на праздниках была стрельба из лука, ружья.

Зимой часто устраивали «сражения» между двумя группами сверстников. Строили из снега «укрепление» («городок», «снежную крепость»), на вершине устанавливали знамя и атаковали это «укрепление» на конях или в пешем строю. Такие игры развивали отвагу, смелость, ловкость, силу, подготавливали казака к будущей военной жизни.

Традиционная казачья кухня. 

Основу питания казачьей семьи составляли продукты животноводства, овощеводства, рыболовства. Покупные продукты: рис, сахар, чай, селёдка, конфеты, баранки, пряники – составляли незначительную часть рациона казачьей семьи.

Со временем приобретя опыт выращивания зерновых культур, кубанцы научились печь хлеб. Его заготавливали впрок, на несколько дней вперёд. Выпекали из кислого теста на дрожжах, которые приготовляли из хмеля. Пёкся хлеб в печи.

Большое распространение получили пироги с разнообразной начинкой и вареники.

Важнейшее место в рационе занимали разнообразные каши, варили их на воде или молоке, жидкие и густые. Довольно много употребляли гороха и фасоли.

После того как переселенцы с Украины и с юга России завезли на Кубань подсолнечник, его стали выращивать в большом количестве. Во многих станицах были маслобойни. С растительным маслом варили супы, ели каши, вареники. Выращивали много овощей. На зиму их солили и квасили. Значительное место в рационе занимали свёкла, помидоры, лук.

Любимым блюдом был борщ. Его варили с мясом, салом или с растительным маслом.

Широко были распространены бахчевые культуры: тыква, арбуз, дыня. С тыквой варили кашу, пекли пироги. Арбузы и дыни солили, из сока варили мёд, но чаще ели свежими. Значительной частью рациона кубанских казаков были фрукты. Из сушёных фруктов варили компот – узвар. Обычно узвара приготовляли много, впрок. Его сливали в глиняную большую макитру и ставили на холод, в погреб.

На Кубани ели больше мяса, чем в других регионах России. Свинину засаливали, отделив мясо от сала. Свиное сало шло для заправки борщей. Для этого его толкли с солью и чесноком. Солёное сало сохраняется даже в жаркую летнюю пору. Поэтому казак в походе всегда имел в запасе кусок (шматок) сала и хлеб.

Характерным было большое разнообразие молочных продуктов. Свежее молоко употребляли с кашами, с хлебом, с картофелем. Больше любили кислое молоко. Летом, в страдную пору, в степи кислое молоко часто заменяло обед. Готовили также ряженку, творог, сливочное масло.

Прочное место в меню казачьей семьи занимала рыба. Казаки варили уху, ели варёную и жареную рыбу. Много рыбы солили, сушили, вялили.

В зажиточных семьях устраивали чаепития. Появились самовары, но чай не получил на Кубани такого широкого распространения, как в других областях России. Сахар стоил дорого, и чай заменяли свежими фруктами и узваром.

Сохраняя в целом самобытность, традиционная казачья кухня со временем обогащалась блюдами адыгейской, армянской, греческой и других кухонь.

Духовная культура казачества

Место религии в жизни казаков. Христианская вера была основой духовной жизни казачества и во многом определяла мировоззрение казаков. Они считали себя защитниками христианского мира от посягательства османов. Вера учила не бояться смерти на войне, стойко переносить все невзгоды и лишения, смело и спокойно идти навстречу опасности. Христианская заповедь «Положи душу за други своя» призывала казака к подвигу и самопожертвованию.Вера питала мужество казаков-воинов, надежды на помощь свыше, убеждённость в праведности смерти за Родину.

Первые церкви Черномории. Свою жизнь в станице казаки-переселенцы начинали с возведения храма. Большинство куреней из-за бедности не в состоянии были построить храм. Поэтому в центре селения ставили часто деревянный крест с иконой особо почитаемого святого и кружку для сбора пожертвований на строительство церкви.

Иногда возводили часовенку.

В центре Екатеринодара была установлена походная Свято-Троицкая церковь. Её привезли на кубанскую землю вместе с казачьими регалиями. Походный храм представлял собой шатёр-палатку из белой парусины с написанным маслом на холсте иконостасом. От непогоды это непрочное сооружение защищал деревянный чехол.

Первая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в Тамани в 1793 г. Она была построена на средства Антона Головатого в память о его умершей жене. Таманская церковь с незначительными переделками сохранилась до наших дней. В её восстановлении принимал участие архитектор И. К. Мальгерб.

Количество церквей на Кубани с каждым годом увеличивалось.

В 1796 г. их было четыре, к концу XVIII в. – уже 16.

Казачье духовенство. Чтобы решить проблему обеспечения священнослужителями возникающие куренные селения, казаки с высочайшего позволения стали формировать духовенство из своей, казачьей среды.

К будущим духовным наставникам предъявляли определённые требования. Это должны были быть грамотные, доброго воспитания, толковые казаки в возрасте 27–30 лет.

Войсковое правительство поощряло казаков, принимавших духовный сан. И хотя священники, вышедшие из казаков, не имели специального образования, плохо знали Священное Писание, благодаря им черноморцам довольно быстро удалось обзавестись собственным духовенством. В дальнейшем, с развитием образования в Черномории, проблема подготовки грамотных священников была решена.

Строительство войскового храма. Маленькая парусиновая церковь Святой Троицы была доставлена в обозе в разобранном виде. Поставленная в центре Екатеринодарской крепости, она не могла удовлетворить запросы жителей и не соответствовала статусу войскового града. Ещё в 1794 г. Екатерина II выделила на строительство главного собора Черноморского казачьего войска три тысячи рублей и богатую церковную утварь.

Для будущего храма Воскресения Господня из трофейных турецких пушек

были отлиты 9 колоколов. После доставки в Екатеринодар на плоскодонных судах их подняли на звонницу, сооружённую рядом со строящимся собором.

Строили храм сотники Донского казачьего войска Фёдор Гусельщиков и Степан Николаев. По договору, заключённому с войсковым правительством, они должны были возвести пятиглавый деревянный храм с колокольней. 22 июня 1797 г. был заложен первый камень собора.

А завершилось строительство в 1802 г. Храм был покрыт железной крышей, железная кровля покрашена «медной краской», шесть железных крестов покрыты «весовым лучшим самым золотом». Холщовую Троицкую церковь поставили в притворе нового храма «до нужного походного случая».

Первый монастырь.

 Важная роль в духовной жизни черноморских казаков отводилась монастырям. Традиция создания таких обителей повелась со времён Запорожской Сечи. Престарелые запорожцы, не имевшие семьи, на склоне дней уходили доживать свой век и замаливать грехи в монастыри.

В августе 1794 г. был опубликован указ Екатерины II об учреждении в Черноморском казачьем войске первого православного мужского монастыря. Местом его строительства был избран пустынный остров в центре Лебяжьего лимана, в 120 верстах от Екатеринодара, около Брюховецкого куренного селения. Монастырь получил название Екатерино- Лебяжская Николаевская общежительная мужская пустынь.

В 1796 г. назначенный настоятелем Лебяжcкой пустыни иеромонах Феофан с двадцатью послушниками-казаками начали строительство. Первоначально оно велось с использованием дерева, турлука, самана, камыша.

Монастырь пользовался огромным уважением среди казаков. Многие стремились попасть в его стены, сюда ходили на богомолье, дарили что-нибудь на спасение своей души и поминовение близких. Жертвовали деньгами. Постепенно накапливались богатства монастыря, менялся его внешний облик. Монахи много трудились, ведь хозяйство монастыря разрасталось. Хлебопекарня, прачечная, пасека, сельхозинвентарь, амбары, мастерские: саночная, столярная, малярная, ткацкая, кузнечная. Позже появились рыбозавод, водокачка, паровая мельница, а также фруктовый сад и огороды.

Монастырь становился всё величественнее. Каменные строения постепенно вытеснили деревянные и турлучные постройки. Были возведены колокольня, собор в честь Святого Николая, церковь во имя Всех Святых, новые хозяйственные постройки, гостиницы для паломников.

Позже появились и другие мужские и женские монастыри. Черноморское, а затем Кубанское войско содержало в монастырях за свой счёт госпитали, приюты для престарелых, школы, в которых учили казачат.

Таким образом, роль монастырей не ограничивалась церковной жизнью. Их просветительская и благотворительная деятельность в значительной степени определяла духовную жизнь кубанцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мультимедийного урока на тему: «Традиции казаков»

Данная разработка внеклассным мероприятием для детей всех возрастов....

Урок кубановедения в 6 классе "Быт, обычаи и традиции казаков"

Для данного урока дети заранее по группам получают индивидуальные задания.Цель урока: рассмотреть традиционную народную культуру Кубани, раскрыть образ жизни кубанских казаков.Задачи:- образовательная...

Сценарий праздника Традиции казаков. "Рождественская ёлочка"

Сценарий для проведения рождественского праздника. Участники - обучающиеся 1-10 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных т...

Кроссворд «Повседневная жизнь и традиции казачьего населения»

Кроссворд «Повседневная жизнь и традиции казачьего населения»  можно использовать на уроках кубановедения....

"Обычаи и традиции казаков"

Технологическая карта...

Управление и повседневная жизнь игнат - казаков

Управление и повседневная жизнь игнат - казаков...