Рабочая программа внеурочной деятельности "Традиции казаков Тихого Дона"
рабочая программа по краеведению (8 класс)

Коршунова Елена Анатольевна

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности.  В данной программе выделяет­ся восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».Курс внеурочной деятельности  «Традиции казаков Тихого Дона»    рассчитан   на  учащихся  8-х  классов,  срок  реализации  1- год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_traditsii_kazakov_tihogo_dona.docx54.64 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

«Рассмотрена»

На заседании ПЦК

Протокол № _______________

От «___» ____________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________Фомичева Т.Н.

От «___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________Галушкина А.С.

Приказ №___ от «___» ____ 20__г.

Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности:

         

«Традиции казаков Тихого Дона»

Программа ориентирована на учащихся  8-х   классов

     

                       

 

Срок реализации : _1год

Разработчик программы:

_Коршунова Е.А.

ст. Казанская

2019г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Традиции казаков Тихого Дона» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 28) ( от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от 01.12.2015 №1577)

« Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Региональным проектом «Воспитан-на-Дону» во исполнение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996
  • Уставом МБОУ Верхнедонской гимназии
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2015-2020гг (срок реализации -5 лет)
  • Авторской интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества» Н.В. Буровой, Волгоград, «Учитель», 2015 год.

ЦЕЛИ:  

  • привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;
  • приобщить к традициям культуры русского народа с учётом регионального казачьего компонента;
  • сформировать представление о традициях культуры донских казаков;
  • воспитание  разносторонне  развитой  личности  гражданина  России,  духовно  связанного  с  малой  родиной,  знающего  и  уважающего  ее  историю,  культуру, национальные  традиции,  ориентированного  в  системе  ценностей  и  потребностях современной  жизни;  
  • формирование  способности  выпускников  к  самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области

ЗАДАЧИ:

  • дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте казачества и других народов, населяющих Дон;
  • сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков бесконфликтного поведения;
  • способствовать этнической идентификации и социально-политической консолидации населения Ростовской области;
  • помочь выпускникам образовательных учреждений, имеющих статус «казачьих», осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней;
  • способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
  • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
  • развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
  • создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей науки и культуры, представителей всех национальностей;
  • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Традиции казаков Тихого Дона»

Курс «Традиции казаков Тихого Дона» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственное развитие личности. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

В данной программе выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».

Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и занятия в музее, посещение концертов творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.

Курс внеурочной деятельности  «Традиции казаков Тихого Дона»    рассчитана   на  учащихся  8-х  классов,  срок  реализации  1- год.

     Программа рассчитана: в 8 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут; Программа рассчитана на 35 часов в год.  

         

III. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

8 КЛАСС

 

Личностными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Предметными результатами изучения курса «Традиции казаков Тихого Дона» являются:

  • знание истории происхождения, общественного устройства, традиций, верований, обычаев и военного искусства казаков;
  • умение характеризовать основные этапы развития казачьего общества и его трансформации в военное сословие России; причины участия в восстаниях против власти; отражение государственных реформ в казачьем обществе; образование и развитие основных казачьих войск и участие их в войнах XVI – XX вв.;
  • умение анализировать полученную информацию об истории казачества;
  • выявлять причины, цели и результаты исторических событий, связанных с казачеством, и находить их отражение в современном российском обществе;
  • сопоставлять различные суждения об истории казачества и формулировать на основе их критического анализа собственные выводы;
  • использовать различные исторические и социокультурные источники для получения информации, в том числе интерактивные;
  • уметь самостоятельно работать с книгой, картой, историческим документом;
  • высказывать собственную позицию на основе осмысления исторических, этнокультурных, национальных, нравственных традиций развития России и казачества;
  • применять полученные знания в социокультурной среде.

IV.  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «Традиции казаков Тихого Дона»

8  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Вводное занятие (1 ч)

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Доноведение», «Основы православной культуры», История Донского края. Анализ основных точек зрения о происхождении казаков. Сравнение географического и природно-климатических условий жизни казаков. Характеристика казачьих символов.

2

Традиционная культура донских казаков (4 ч)

Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донский говор.

3

История моей казачьей семьи (4 ч)

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.

4

Труд и быт казаков на Дону (4 ч)

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.

5

Декоративно-прикладное искусство (2 ч)

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Ростовской области

6

Памятники истории донского казачества (4ч)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

7

Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества. (4 ч)

Основные памятные даты и знаменательные события областного и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного донского казачества.

8

Православие и казачество (4 ч)

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди донских казаков.

9

Казак — патриот (4 ч)

Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.

10

Итоговые занятия ( 4 ч)

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

V. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          (календарно-тематическое планирование)

 Класс 8 «А»_ Учитель_Коршунова Е.А._

Дата  

 Тема

Содержание  занятия с основными видами учебной деятельности

1

2.09

Вводное занятие

Слушать и понимать речь других людей. 

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Познавательная деятельность

Традиционная культура донских казаков

2

9.09

Устный фольклор как часть системы жизни народа.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Познавательная деятельность

3

16.09

Казачьи пословицы и поговорки

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков

Познавательная деятельность

4

23.09

Казачьи сказки. Чайка, Ковш, Ось. Сказка из книги Полякова П.С. «Смерть Тихого Дона», Чикамас, Бессмертник.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Познавательная деятельность.  Художественное творчество

5

30.09

Казачий язык. Гутар и балачка. Термины и понятия. Петр 1 о казачьем гутаре.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Художественное творчество

История моей казачьей семьи

6

7.10

Понятие «казачья семья». Обязанности и увлечения членов семьи.

Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность

7

14.10

Распределение обязанностей в семье.

Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность

8

21.10

Предки-казаки. Семейный фотоальбом.

Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение

9

11.11

Нравственные ценности семьи. Семейные традиции.

Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. Проблемно – ценностное общение

Труд и быт казаков на Дону

10

18.11

Быт казачьей семьи.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Познавательная деятельность

11

25.11

Обустройство жилища, домашняя утварь.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Художественное творчество.

12

2.12

Донская кухня

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Художественное творчество.

13

9.12

Конь - верный друг казака.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Познавательная деятельность.

Декоративно-прикладное искусство

14

16.12

Декоративно-прикладное искусство верховых казаков

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

Художественное творчество.

15

23.12

Декоративно-прикладное искусство низовых казаков

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

Художественное творчество.

Памятники истории донского казачества

16

13.01

Казачьи столицы.

Раздоры, Монастырский городок, Старочеркасск,  Азов, Новочеркасск.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Туристско-краеведческая деятельность. Познавательная деятельность.

17

20.01

Донская архитектура

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Туристско-краеведческая деятельность. Познавательная деятельность.

18

27.01

Собор в Старочеркасске

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Познавательная деятельность

19

3.02

Собор в Новочеркасске

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ  в ходе   проектной деятельности.

Познавательная деятельность

Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества.

20

10.02

Азовское осадное сидение 1641г.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы. Познавательная деятельность.

21

17.02

Морские походы казаков

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для  решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность.

22

2.03

Москва и Дон

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность.

23

16.03

Казаки и всемирная история

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Познавательная деятельность

Православие и казачество

24

30.03

Общевойсковые православные праздники

Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Проблемно – ценностное общение

25

6.04

Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва

Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проблемно – ценностное общение

Казак — патриот

26

13.04

Донские казачьи генералы

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Познавательная деятельность

27

20.04

Казачья честь и доблесть. Донские казачьи регалии

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Познавательная деятельность

38

27.04

Казачий военный костюм. Оружие, награды

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Познавательная деятельность

Итоговые занятия

29

18.05

Акция «Ночь в краеведческом музее»

Участие в выставках и мастер-классах. Досугово – развлекательная деятельность

30

25.05

Итоговое занятие «Казачьи посиделки»

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Игровая деятельность

Итого: 30  часов

VI.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков 17-20 в.в., Ростов-на-Дону, «БАРО-ПРЕСС», 2006.

2. Алмазов Б.А. Слава тебе, Господи, что мы казаки! Сальск, «Смена», 1991.

3. Венков А.В., Озеров А.А., Рудиченко Т.С., Трут В.П., Хижняков В.Ф., Борисова О.Н., Хохульников К.Н. Казачий Дон: Пять веков воинской славы, Москва, «Яуза:Эксмо», 2010.

4. Чеснок В.Ф. По старым казачьим станицам. Ростов-на-Дону, Ростовское книж. изд., 1985.

2. Печатные пособия

2.

                              3. Игры и другие пособия

3.

Фильмы: «Происхождение казаков», «Начало донских казаков», «Казачий Спас», «Рукопашный бой пластунов», «Энциклопедия казачества» 4 части.

Презентации по темам

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

1. cossackweb.com Казачья сеть - материалы по культуре казачества

2. www.allcossacks.ru Союз казаков России

3.www.kazakirossii.ru История Российского казачества

4. www.kazak-history.ru/ проект посвящен истории казачества России

5. www.doncossacks.ru Виртуальная экскурсия по музею истории Донского казачества

6. cossackdom.com КазачествоXV-XXI вв

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»

Программа внеурочной деятельности  «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов....

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Авторская программа курса "Казаки Тихого Дона"

Изменения в общественной жизни, возрождение казачества и перевод казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение на Дону  образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...