Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Спортивный калейдоскоп"
рабочая программа

Иванова Людмила Владимировна

Здоровые люди - залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят своё время сейчас - зависит их здоровье. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для каждого человека, поэтому любое образовательное учреждение ставит одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей. 

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье, воспитать у них потребность в здоровье как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни, разработана дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности  «Спортивный калейдоскоп». Данная программа является краткосрочной, имеет стартовый уровень и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnyy_kaleydoskop.docx71.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

____________________________________________________________

Принята на заседании

методического совета

от «___»  _______ 2022г.

Протокол № ________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ -

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНЫЙ  КАЛЕЙДОСКОП»

    (стартовый уровень)

Возраст учащихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 месяц

Направленность: физкультурно-спортивная

                                                           Автор-составитель:

                                                                                   Иванова Людмила Владимировна,                  

                                                                                       методист муниципального опорного      

                                                                                         центра дополнительного образования                

                                                            детей Г.о. Подольск

     

Г.о. Подольск, 2022 г.

Пояснительная записка

Здоровые люди - залог развития цивилизованного общества в будущем. От того, как мы строим жизнь детям и как они проводят своё время сейчас - зависит их здоровье. Именно проблемы здоровья (физического и психического) важны для каждого человека, поэтому любое образовательное учреждение ставит одной из основных своих задач воспитание физически здоровых детей.  

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье, воспитать у них потребность в здоровье как жизненно важной ценности, сознательное стремление к ведению здорового образа жизни, разработана дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности  «Спортивный калейдоскоп». Данная программа является краткосрочной, имеет стартовый уровень и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Актуальность программы.

Актуальность программы «Спортивный калейдоскоп» обусловлена соответствием муниципальному заказу, тем идеям и положениям, которые заложены в законах, положениях, рекомендациях, разработанных органами государственной, региональной и муниципальной власти, образовательных организаций.

В соответствии с Законом «Об образовании»  здоровье детей  относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Физическому воспитанию подрастающего поколения большое внимание уделяется в  Концепции развития дополнительного образования, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, где одной из основных задач является «… формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся».

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в настоящей программе  соединены вопросы теории и практики в развитии физических способностей детей. Исходя из этого, в программе используются:

- практические, словесные, наглядные методы обучения, которые дают возможность для развития индивидуальных  физических  способностей детей;

-технологии игровых методик в обучении расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность учащихся, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности;

- здоровьесберегающие технологии позволяют во время занятий равномерно  распределять между детьми различные виды  деятельности.

Цель программы: удовлетворить потребности дошкольников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом.

Задачи программы.

Личностные:

  • воспитывать активную личность ребёнка;
  • формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи;
  • формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • развивать мотивацию к занятиям физической культурой;
  • развивать скоростно-силовые способности, ловкость, пластику, координацию движений; 
  • способствовать разностороннему физическому развитию  детей.

Предметные:

  • формировать устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обучать правильной технике выполнения элементов упражнений с мячом, обручем, скакалкой и игр-эстафет.

Отличительные особенности программы.

        Программа является краткосрочной и  легко может быть адаптирована  к детям с различным уровнем физической подготовки за счет изменения количества практических заданий и их уровня сложности.

Новизна программы основана на комплексном подходе в формировании у ребёнка дошкольного возраста морально-волевых и нравственных качеств, умении помогать друг другу в достижении общей цели через игру, совместные задания, развивать силу, ловкость, выносливость, необходимые в современном мире.

Адресат программы.

Настоящая программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет. 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности ребёнка. В этом возрасте интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данный возрастной период закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития  физических качеств, необходимых ля эффективного участия ребёнка в различных формах двигательной активности.

В возрасте 5-7 лет движения детей становятся более координированными. Двигательная деятельность детей становится все более многообразной. Им доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Дети осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий старшие дошкольники проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.

На шестом-седьмом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. В данном возрасте отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений.

На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. У детей появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях.

В возрасте 7 лет рост костной ткани не завершен, еще много хрящевой ткани. Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон, но из-за быстрой утомляемости дети не способны к длительному мышечному напряжению. Длина ног увеличивается более чем в 3 раза, рук – в 2,5 раза, туловища – 4 раза (по сравнению с новорожденным). Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития. Сердце и кровеносная система приспособлены к росту и развитию организма (сосуды шире, кровь течет свободно), скорость кровообращения больше, пульс до 90-100 уд/м В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов.

Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым. Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей.

           Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я»

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Педагогу необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета их интересов.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 1 месяц. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 8 часов). Академический час равен 30 минутам.  

Уровень  программы.

Программа имеет стартовый уровень, который предполагает минимальную сложность программного материала предлагаемого для освоения детьми.  

Форма обучения – очная.

Особенности организации  образовательного  процесса.

                Для обучения по краткосрочной дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Спортивный калейдоскоп» принимаются все желающие, проявляющие интерес к подвижным играм. Количество детей  в группе – 10 - 15 человек. Состав группы: постоянный, разновозрастной.

                При неблагоприятных метеоусловиях  занятия, запланированные на открытых площадках, проводятся в помещении.

Планируемые результаты:

Личностные.

У учащихся будет воспитаны/сформированы:

  •   активность;
  • дружба, сплоченность, коллективизм, способность решать поставленные задачи;
  • навыки и стереотипы здорового образа жизни.

Метапредметные:

  • мотивация к занятиям физической культурой;
  • развиты скоростно-силовые способности, ловкость, пластика, координация движений.

Предметные:

  • устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание  использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
  • обучены правильной технике выполнения элементов упражнений с мячом, обручем, скакалкой и игр-эстафет.

Формы аттестации:  опрос, наблюдение, практическая (творческая) работа, зачет.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, фотографии.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчет итоговый.

Материально-техническое обеспечение.

        Занятия проводятся в спортивном зале. В хорошую погоду занятия проводятся на спортивной площадке.

Перечень оборудования:

- мячи (диаметром не более 15 см),

- скакалки,

- обручи (диаметром 50-70 см),

- свисток для подачи сигналов,

- аптечка медицинская.

Для игр-эстафет: 10 обручей среднего размера, 10 мячей среднего размера, 10 кубиков, 2 гимнастические скамейки, 2 дуги, 10 мешочков с песком, 2 ленты, 2 скакалки.

ТСО:

- фотоаппарат,

-  музыкальный центр.

Информационное обеспечение:

- слайды с элементами игр,

- печатная продукция: методические материалы с описанием игр.

Перечень Интернет-ресурсов:

- http://dohcolonoc.ru/ - «Дошколёнок. ру»! – портал для воспитателей и педагогов,

- http://dovosp.ru/j_zd/ - Здоровье дошкольника,

- http://tanja-k.chat.ru/ - картотека подвижных игр, материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях, считалки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, кроссворды.

Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Спортивный калейдоскоп».

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела, тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

 ТБ на занятиях.

  1. Беседа: «Здоровье - лучшее богатство. Личная гигиена».
  2.  Упражнение

на развитие гибкости, силы, выносливости,

2

0,5

1,5

Опрос, наблюдение

практическая (творческая) работа

2.

Играем с обручем.

2

-

2

Практическая работа

3.

Школа мяча и скакалки.

2

-

2

Практическая работа

4.

Итоговое занятие.

Игры-эстафеты.

2

0,5

1,5

Практическая работа, зачет

Итого:

8

1

7

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие. Освоение новых игр.

Теория: Введение в программу. Правила безопасности во время занятий  в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Здоровье - лучшее богатство. Личная гигиена».

Практика: 

Игра «Правила гигиены». С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из

группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем

водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов

и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов,

обтирание, причёсывание, купание.

1.Упражнение «Волшебные палочки».

И. п. – дети лежат на спине, руки спокойно вытянуты вдоль тела.

Медленно поднять обе ноги вверх и так же медленно возвратить их в и.п. Проделать нужное число раз.

2.Упражнение «Мягкие и твердые карандаши».

«Карандаши, как и люди, делятся по характеру на мягкие и твердые. Изобразим их».

И. п. – лежа на спине. Руки вытянуты вверх над головой.

«Твердый карандаш» - изо всех сил вытянуться на полу, туго натянув руки и ноги. Задержаться в таком положении нужное время.

«Мягкий карандаш» - расслабить все мышцы. Повторить нужное число раз.

«Так же как и люди, карандаши бывают молодыми и старыми. Только люди с годами растут, а карандаши, наоборот, уменьшаются, становятся короче!»

3.Упражнение «Молодые и старые карандаши».

И. п. – сидя в положении «прямого угла». Пальцы ног вытянуты. Руки в упоре сзади.

Поднять туго натянутые ноги в вертикальное положение (молодые карандаши). Задержаться в этом положении нужное время.

Перекатиться на спину, ноги согнуть в коленях, пятки максимально приблизить к ягодицам. Обхватить колени руками, голову прижать к коленям (старые карандаши).

Вернуться в исходное. Повторить нужное число раз. Вернуться в исходное положение.

« И если люди живут в доме, то и у карандаша есть свой домик – коробка».

4.Упражнение «Коробка с карандашами».

И. п. – сесть в позу «прямого угла». Руки поднять вверх, ладонями вперед. Не сгибая ног, нагнуться, стараясь прямыми руками достать пальцы ног. Грудью коснуться ног. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение.

«Карандаш рисовал все подряд, все, что попадалось на глаза: людей, животных, дома, деревья. А уж сколько раз Карандаш рисовал кошечку и не сосчитать».

5.Упражнение «Кошечка».

И. п. – встать на колени, прямыми руками упереться в пол на уровни плеч. Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая кошечка). Задержаться нужное время. Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая кошечка). Повторить нужное число раз.

Раздел 2. Играем с обручем (на выбор педагога и детей).

Практика: 

Упражнения со скакалкой:

1. «Вертушка»- встать в центр обруча. Взять его двумя руками и приподнять до уровня пояса. Двигая туловищем, выполнять горизонтальные вращательные движения обруча на талии. 

2. «Колесо»- обруч вертикально на полу, удерживать сверху выпрямленной кистью руки, подтолкнуть его кистью руки в заданном направлении (ребёнок самостоятельно выбирает вариант прокатывания обруча: на дальность, в заданную цель, с многократным подталкиванием).
3.  «Цапли»- ребёнок кладёт обруч на пол перед собой и начинает перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком, спиной), стараясь как можно дольше продержаться на одной ноге.

4. «Мельница» - обруч на руке. Круговыми движениями обруч раскрутить поочередно на правой и на левой руке. Выпрямленные руки сложить ладонями вместе, раскрутить обруч на двух руках.

5.Подвижная игра «Чья команда победит».

 Дети стоят в две колонны командами. Перед каждой на расстоянии 2-3 м лежат 3 обруча

(расстояние между обручами 40-50 см) По сигналу первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, поднимают обруч над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрыгивают из обруча, направляясь прыжками на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят как волчок, 2-3 раза, и направляясь прыжками на одной ноге к третьему обручу. Берут его и прыгают 2-3 прыжка на месте, как через скакалку. Положив его на место, возвращаются в конец колонны. Побеждает команда быстрее выполнившая все задания.

Раздел 3. Школа мяча и скакалки (на выбор педагога и детей).

Практика: 

Упражнения с мячом:

1.Мяч подбрасывают вверх и ловят его сначала обеими руками, а потом одной.

2.Мяч подбрасывают вверх, приседают. Дотрагиваясь пальцами носков ног, поднимаются и ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной.

 3. Встают на расстоянии 1-2 м от стены, ударяют мячом о стену снизу вверх и ловят его сначала двумя руками, затем одной.

4.Поднятой левой рукой прикоснуться к стене, правой рукой перекидывать мяч снизу через левую руку и ловить мяч.

5.Поднимая слегка согнутую левую ногу, правой рукой перекидывать мяч снизу через неё и ловить мяч. При обучении этому движению можно опираться ногой о стену.

6.Мяч перекидывают над головой из правой руки в левую и обратно.

7.Мячом ударяют о землю и отбивают его после отскока несколько раз подряд одной, потом другой рукой (попеременно).

8.Мяч бросить высоко вверх, подпрыгнуть, повернуться на 180 или 360 градусов и поймать двумя руками. Повороты выполняются то вправо, то влево.

9.Наклонившись вперед, бросить мяч между ногами, выпрямиться и поймать его перед собой.

10.Мяч бросают правой рукой из-за спины и ловят его обеими руками. Усложнение:  мяч бросают левой рукой и ловят правой.

Упражнения со скакалкой:

1. Обучение упражнениям со скакалкой целесообразно начинать с выработки правильного навыка вращения скакалки. Скакалку, сложенную вдвое, дети вращают правой и левой рукой. Вращение скакалки производят движением кисти.
2. Вращение скакалки  одной рукой с правой и левой стороны одновременно с подскоками. Подскок следует выполнять во время удара скакалки о землю. 
3. Перебросив скакалку сзади, переступить через неё.

Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, затем  - в  быстром.
4. Прыжок через скакалку одновременно двумя ногами.
5. Во время прыжка, выполненного выше, чем обычно, сделать два оборота скакалки.
6. Прыжки вприсядку.
7. Прыжки на одной ноге попеременно по (два раза на правой и левой ноге).
8. Прыжок на одной ноге, другая нога выпрямлена вперед, назад или в сторону.
9. Бег со скакалкой с одновременным вращением и прыжками через неё.
10. Прыжки с одновременным вращением скакалки в боковом направлении:  правую руку держа сзади, левую впереди, влево - левую руку держа сзади, правую впереди.
11. Прыжки через скакалку. Держать оба конца в одной руке и описывать круг над землей.
12. Прыжки с разным положением ног – со скрещенными ногами, на ширине плеч, одна нога впереди, другая сзади.

Раздел 4. Игры-эстафеты.

Теория:  Организационный момент: команды придумывают названия и выбирают капитана. Разучивание правил игр-эстафет:

- Играем честно и сообща.

- Играем не ради корысти, а ради удовольствия.

- Если выиграл – радуйся, если проиграл – не расстраивайся.

Разучивание речёвки:

Спорт, ребята, очень нужен,

Мы со спортом очень дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра!

Физкульт – ура!!!

Практика: Проведение игр-эстафет (на выбор детей и педагога).

1 игра-эстафета. «Прыжки на двух ногах из обруча в обруч».

У каждой команды по 5 обручей. Необходимо как можно быстрее пропрыгать из обруча в обруч, при этом их не задеть. Оценивается скорость и аккуратность ребёнка.

2 игра-эстафета. «Ударь мячом в обруч».

У каждого ребенка в команде мяч и 5 обручей впереди. Необходимо пройти до линии финиша, останавливаясь в каждом обруче, и ударяя в него мяч. Оценивается попадание каждого ребёнка в обруч и суммируется общее количество очков.

3 игра-эстафета. «Прокати мяч».

Мяч катить двумя руками до стойки, затем взять его в руки и бегом назад к своей команде. У линии старта передают эстафету следующему.

4 игра- эстафета. «Прыжки на двух ногах с мячом, зажатым ногами».

Каждый ребёнок в команде зажимает мяч между колен и прыгает до финишной прямой, стараясь не уронить мяч. Обратно возвращается бегом.

У линии старта передает эстафету следующему касанием руки.

5 игра-эстафета. «Переправа».

У каждого ребенка в команде по 1 кубику. Первый бежит и переносит свой кубик капитан. Он остаётся у переправы. Нужно как можно скорее перенести по 1 все кубики и отдать их капитану, пролезая в обруч.

6 игра-эстафета. «Построй башенку».

Капитаны команд строят на скорость башни. Оценивается время и красота постройки.

7 игра- эстафета. «Попрыгушки».

Прыжки на одной правой ноге вперед. Назад – на другой левой ноге. Руки на поясе. У линии старта передаёт эстафету следующему касанием руки.

8 игра-эстафета. «Сбей кеглю».

Приглашаются капитаны команд. Нужно, прокатывая мяч двумя руками сбить кеглю, стоящую впереди на расстоянии 3м. У каждого капитана по 3 попытки, за каждую сбитую кеглю-1 очко.

9 игра-эстафета. «Донеси – не урони».

Дети каждой команды по очереди несут на голове мешочек с песком до поворотной отметки и возвращаются назад бегом. У линии старта передают эстафету следующему касанием руки.

10 игра-эстафета. «Попади в цель».

У каждого ребёнка в руке мешочек с песком. Участникам необходимо попасть мешочком в цель (бросить его в обруч). Оценивается общее число попаданий в каждой команде.

11 игра-эстафета. «Бег со скакалкой».

Соревнуются дети из каждой команды парами. Необходимо как можно быстрее, прыгая через скакалку, добежать до финишной прямой. Обратно возвращаемся бегом. У линии старта передают эстафету следующему касанием руки.

12 игра-эстафета. «Пролезь, перепрыгни, доставь мешочек».

У каждого ребёнка в руке мешочек с песком. Участнику необходимо подлезть под дугу, перепрыгнуть обруч и положить мешочек в корзину. Чья корзина быстрее наполниться, та команда получает очко.

13 игра-эстафета. «Передача мяча».

Дети выстраиваются цепочкой в каждой команде и по сигналу начинают передавать друг другу мяч вперед. Капитан, которому первому передадут мяч, поднимает его вверх.

14 игра-эстафета «Гони мяч».

Каждая команда (их может быть 2-3) делится на 2 равные части и располагается на противоположных сторонах зала (площадки). Расстояние между противоположными колоннами 6-8 м. Первый играющий одной колонны по сигналу бежит, отбивая мяч о пол одной рукой. Добежав до первого в противоположной колонне, передает ему мяч, а сам становится в конец колонны. Получивший мяч без задержки бежит к противоположной колонне, выполняя тоже задание. И так далее. Игра проводится до тех пор, пока части команды не поменяются местами или не окажутся на своих местах.

Подведение итогов.

По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Спортивный калейдоскоп» дети  будут знать:

- о значении укрепления здоровья посредством подвижных игр, утренней гимнастики;

- правила личной гигиены;

- правила техники безопасности в спортивном зале/на спортивной площадке;

- правила игр-эстафет;

- выражать творческое отношение к выполнению заданий.

По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Спортивный калейдоскоп» дети  будут уметь:

- выполнять различные упражнения с обручем, мячом и скакалкой;

- принимать участие в различных играх-эстафетах;

- активно включаться в процесс выполнения заданий;

- импровизировать при выполнении заданий;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Методическое обеспечение программы

При проведении занятий можно выделить два направления:

оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям  программы.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

  • принцип добровольности (зачисление в кружок по желанию);
  • принцип личностного подхода;
  • принцип соответствия возрасту детей;
  • принцип опоры на интерес ребёнка;
  • принцип доступности (детскому пониманию и восприятию);
  • принцип последовательности и систематичности.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Методы обучения:

При реализации программы используются различные методы обучения:

  • словесные – рассказ, объяснение нового материала;
  • наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;

Наглядные пособия.

В усвоении нового материала большую роль играет применение наглядных пособий. Средства наглядности (иллюстративный материал) позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образе или выполнении определенного задания, способствуют более прочному освоению материала. Наглядные пособия демонстрируются в процессе беседы или при объяснении задания.

  • практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на спортивной площадке, эстафеты.

Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах и группах игр, упражнений. Теоретический материал даётся в начале занятия, закрепляется показом наглядного материала и преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. При объяснении нового материала используются методы фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстраций, наглядного материала, различных технических приемов работы. Показ сопровождается объяснением педагога.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают упражнения, игры, эстафеты.

Содержание и ход каждого занятия основано на том, что практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

Оценочный материал по программе «Спортивный калейдоскоп»

Диагностика учащихся осуществляется по двум показателям:

Теоретическая подготовка (знания игр, упражнений, эстафет  по темам программы)

- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний по темам программы.

 Низкий уровень (1 балл ) - ребёнок не справляется, т.е. правильных ответов не более чем 1-2 вопросов педагога из 6, его объём знаний по программе менее чем ½.

 Средний уровень (2 балла) - ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .

 Высокий уровень(3 балла) - ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов  освоен практически весь объём знаний по программе.

Практическая подготовка

- Наблюдение осуществляется в течение всего обучения с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.

- Игра-эстафета – проводиться в конце обучения  с целью подведения итогов по пройденному курсу краткосрочной программы.

Низкий уровень (1 балл) - ребёнок не может самостоятельно провести игру-эстафету т.к. не может объяснить её содержание и правила.

Средний уровень (2 балла) - ребёнок проводит самостоятельно игру-эстафету, используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к. затрудняется в объяснениях содержания и правил.

Высокий уровень(3балла) - ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру-эстафету, используя алгоритм проведения игр-эстафет, считалки, вовлекая всех ребят.

Используемые педагогические технологии

По типу организации взаимодействия педагогов с учащимися при реализации данной программы используются технологии:

  • Личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. 

Личностно-ориентированное занятие, в отличие от традиционного, в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог – учащийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности учащегося. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. 

  • Групповая технология (А.В. Ривин, В.К. Дьяченко).

Цель технологии группового обучения – создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности является групповая.  При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера или педагога.

  • Технология сотрудничества (С.Л. Соловейчик Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Ш.А. Амонашвили и др.).

Цель технологии сотрудничества – создание условий для активной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Идея обучения в сотрудничестве:

- учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять;

- учиться вместе не только легче  и интереснее, но и значительно эффективнее.

Данная  технология способствует выработке новых идей,   появлению новых вопросов, поиск ответов, которые стимулируют к изучению нового материала. Формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.

  • Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов).

                Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить учащемуся  возможность

      сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки

      по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на решение

задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов

педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесберегающая деятельность реализуется:

  * через создание безопасных материально-технических условий;

  * включением в занятие динамических пауз, периодической смены

деятельности учащихся;

   *  контролем соблюдения учащимися правил работы на ПК;

   *  через создание благоприятного психологического климата в учебной

 группе в целом.

  • Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.).

Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий деятельности учреждения дополнительного образования и уровня развития детей.

Игровая технология –  это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Желание каждого педагога – привить интерес и любовь к предмету.

Алгоритм проведения занятия

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.

  • Организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную работу, объявление темы занятия).
  • Теоретическая часть (ТБ во время проведения игр, беседа).
  • Разминка (ходьба, бег, прыжковые упражнения, упражнения на внимание).
  • Основная часть (знакомство с содержанием игр, объяснение  их содержания, объяснение правил, разучивание игр-эстафет, их проведение).
  • Заключительная часть (ходьба, упражнения на восстановление дыхания).
  •  Подведение итога (педагог проводит итоги  анализируя игровую деятельность;

рефлексия).

Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
  • Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
  • Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

Cписок литературы для педагога:

  • Волошина Л.Н., Играй на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – АРКТИ, 2017.
  • ВороноваЕ.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  • Галицкий А.А., Лившиц В.Я. Доступный, как бег трусцой. – М, ФиС, 2015.
  • Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  • Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, М., 2018 г.
  • Окунев О. Р. БАДМИНТОН. Спортивная игра,  2019 (Серия «Вместе с детьми»).
  • Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика- Синтез, 2018.
  • Хабарова Т.В. Развитие двигательных способностей старших дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.

Cписок литературы для детей и родителей:

  • Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной [Текст] / Яна Бердыхова. – М.: Физкультура и спорт, 2019.
  • ВороноваЕ.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  • Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. - М.: Мозайка-Синтез, 2018.

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная -

 дополнительная общеразвивающая краткосрочная программа

«Спортивный калейдоскоп»

Срок реализации: 1 месяц.

Уровень освоения: стартовый.

Группа:1.

№ п/п

Месяц

Число

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Апрель

1

Вводное занятие. Правила безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Здоровье - лучшее богатство. Личная гигиена».

Спортивная площадка/спортзал

Опрос,

наблюдение

2.

Апрель

1

Содержание и правила игры «Правила гигиены».

Выполнение упражнений: «Волшебные палочки», «Мягкие и твердые карандаши», «Молодые и старые карандаши», «Коробка с карандашами», «Кошечка».

Спортивная площадка/спортзал

Наблюдение,

практическая работа

3.

Апрель

1

Упражнения с обручем.

Спортивная площадка/спортзал

Наблюдение, практическая работа

4.

Апрель

1

Упражнения с обручем.

Спортивная площадка/спортзал

Практическая работа

5.

Апрель

1

 Упражнения с мячом.

Спортивная площадка/спортзал

Наблюдение, практическая работа

6.

Апрель

1

Упражнения со скакалкой.

Спортивная площадка/спортзал

Практическая работа

7.

Апрель

1

Разучивание правил игр-эстафет, речёвки.

Освоение игр-эстафет.

Спортивная площадка/спортзал

Практическая (творческая) работа

8.

Апрель

1

Проведение игр-эстафет (на выбор).

Подведение итогов.

Спортивная площадка/спортзал

Зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Калейдоскоп" 5-6 класс

Вид: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаНаправленность: техническаяУровень реализации: базовыйПо форме организации образовательного процесса: интегрированнаяСрок реализа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математический калейдоскоп»

Данная программа рассчитана на учащихся, имеющих более или менее устойчивый интерес к математике, имеющим внутренний мотив к внеурочным занятиям математикой. Интерес и склонность учащегося к математик...