Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
статья

Кутузова Наталия Ивановна

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством Президент страны. Учитель анализирует ЭОР и ЦОР, определяет наиболее эффективные в работе учителя русского языка и литературы, отмечает те, которые оправдали себя во время дистанционного обучения весной 2020 года, в том числе и при подготовке к государственной итоговой аттестации. Автор приводит результаты опроса обучающихся 6 и 11 классов 2019-2020 учебного года и ответы обучающихся 7 класса 2020-2021 учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

Кутузова Наталия Ивановна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Алдан» высшей категории

На сегодняшний день, в условиях цифровой трансформации образования, мы смело можем констатировать тот факт, что образовательная деятельность не может осуществляться без использования электронных и цифровых образовательных ресурсов.

Проблема, с которой сталкиваются многие педагоги при подготовке урока – выбор эффективных цифровых образовательных ресурсов, легко применяемых и учителем, и учеником.

                 Цель – определить эффективность использования цифровых образовательных ресурсов, которые применяются учителем при подготовке и проведении уроков русского языка и литературы.

Для достижения цели необходимо было решить задачи:

  1. Изучить цифровые образовательные ресурсы, определить педагогическое значение использования ЦОР, выбрать доступные ресурсы для подготовки уроков русского языка и литературы.
  2. Произвести исследование: опросить учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Алдан» и учеников классов, в которых преподает автор.
  3. По итогам произведенного исследования составить каталог эффективных цифровых образовательных ресурсов, который может пополняться.

В этом состоит практическая значимость работы.

Объект исследования: цифровые образовательные ресурсы.

Предмет исследования: функции и инновационные качества цифровых и электронных образовательных ресурсов.

Методы исследования: проблемно-поисковые, опрос, анкетирование и обобщение.  

Актуальность подтверждается современными требования, которые определены в федеральном проекте «Образование», подразумевающим переход к цифровой трансформации образовательного процесса. Требования времени и ситуация, с которыми столкнулись педагоги весной 2020 года во время дистанционного обучения, показали, насколько готовы учителя использовать цифровые и электронные образовательные ресурсы в своей работе.

Данное исследование делится на 3 части:

  1. Теоретическая. Классификация ЦОР и ЭОР.
  2. Исследовательско-аналитическая. Функции и основные инновационные качества ЦОР и ЭОР.
  3. Практическая.

В теоретической части определена нормативно-правовая база, которая определяет изменения в образовании, диктуемые временем и задачами, которые ставит Президент РФ:

  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Национальный проект «Образование»
  • Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»
  • Региональный проект «Образование»
  • Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года №5-2 от 28.09.2019 года
  • Постановление Главы МО «Алданский район» от 20.05.2019 г. №508п «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» на период до 2030 года.
  • Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  • Национальный проект «Образование»
  • Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. №190 «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)»
  • Региональный проект «Образование»
  • Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года №5-2 от 28.09.2019 года
  • Постановление Главы МО «Алданский район» от 20.05.2019 г. №508п «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Алданский район» на период до 2030 года.

Даны определения и классификация цифровых и электронных образовательных ресурсов.

Во второй части определены основные требования к современным ЦОРам, их функции и основные инновационные качества.

Изучив материал по использованию ЭОР и ЦОР, можно выделить следующие задачи использования ЦОР:

  1. Помощь учителю при подготовке к уроку:
  • Моделирование урока из отдельных цифровых объектов,
  • Дополнительная информация для углубления знаний о предмете,
  • Эффективный поиск информации,
  • Подготовка тестирования (в том числе и контрольного среза знаний) и автоматическая проверка,
  • Подготовка творческих заданий,
  • Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами,
  1. Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:
  • Повышение интереса у учащихся к предмету путем предоставления в новой форме материала,
  • Автоматизированный самоконтроль в удобное для ученика время,
  • Большая база объектов для подготовки докладов, презентаций, исследовательских работ,
  • Возможность оперативного получения дополнительной информации,
  • Развитие творческого потенциала в виртуальной среде по предмету
  • Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе, в удобное для него время, с возможностью выстроить индивидуальную образовательную траекторию,
  • Формирование у учеников компетенций, необходимых в современном мире – потребность в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

В практической части определены формы работы с электронными и цифровыми образовательными ресурсами учителя русского языка и литературы, в том числе и при подготовке к государственной итоговой аттестации. Определены электронные и цифровые образовательные ресурсы, которые эффективно применялись учителем во время дистанционного обучение, при подготовке выпускников к ЕГЭ по русскому языку и литературе. Данные образовательные ресурсы оправдали свое использование и на сегодняшний день применяются в традиционном и смешанном обучении, а также при переходе классов на дистанционное обучение:

В работе приведен анализ результатов опроса среди учителей русского языка и литературы и обучающихся 6 и 11 классов 2019-2020 учебного года. По результатам опроса определены основные цифровые образовательные ресурсы, которые эффективно использовались во время дистанционного обучения и применяются во время традиционного и смешанного обучения в этом учебном году, помимо тех, которые указаны выше:

  • Zoom и АИС «Сетевой город «Образование»,
  • осуществление связи через мессенджер WhatsApp, Discord и электронную почту,
  • сервис LearningApps для создания интерактивных заданий,
  • для проведения быстрого опроса с мгновенной проверкой сервисы Plickers и ZipGrade,
  • сервис Stepik как эффективное средство при подготовке к ЕГЭ по русскому языку,
  • для создания видеоуроков, буктрейлеров и онлайн концертов во время подготовки проектов по курсу внеурочной деятельности «Моя авансцена» учителем используется видеоредактор Movavi Video Editor,
  • при создании уроков эффективно используется конструктор core.app,
  • электронная тетрадь Skaysmart,
  • при подготовке к итоговому сочинению сайт «Могу писать» (http://mogu-pisat.ru), http://literature-ege.ru.
  • для подготовки к государственной аттестации по русскому языку сайт Алексея Alfring Тихонова (alfring.ru), сайт «Могу писать» (http://mogu-pisat.ru).

 По результатам опроса среди обучающихся выявлено, что

  • 98% опрошенных не имели затруднений во время дистанционного обучения,
  • 75% респондентов указали на доступное изложение материала по предмету на образовательной платформе «РЭШ»,
  • 78% опрошенных отметили доступность изложения материала сайта videouroki.net,
  • 95% обучающихся отметили простоту в использовании опросников и тестов, созданных учителем при помощи ресурсов Гугл-форм;
  • 96% обучающихся 6 класса отметили удобство при работе с электронной тетрадью Skysmart.
  • 94% обучающихся 11 класса отметили эффективное использование платформы Stepik (Стэпик) при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
  • 35% опрошенных отметили минусы при выполнении заданий на образовательной платформе «ЯКласс», которые заключались в том, что результат автоматически считается отрицательным, если ученик забыл поставить точку или написал предложение с маленькой буквы.

В этом году в начале второй четверти учащимся 7 класса (предыдущий 6 класс) были предложены вопросы, связанные цифровой трансформацией образования, которые также отражают отношение учащихся к обучению с применением цифровых ресурсов. В опросе приняло участие 30 человек из класса что составило 88%. Некоторые ответы опроса с помощью сервиса Гугл-формы:

Данные результаты свидетельствуют о том, что процесс обучения в формате дистанционного обучения в МБОУ «Гимназия г. Алдан» был организован продуманно, а педагоги использовали самые эффективные электронные и цифровые ресурсы при подготовке и проведению уроков. Последний опрос показывает, что ученики опасаются полного перехода на дистанционное обучение, поэтому 7 из 30 указали, что отдают предпочтение традиционному обучению, большая же часть класса положительно относится к применению электронных и цифровых образовательных ресурсов в обучении. Таким образом, эффективность использования ЦОР определяется интересом, который проявляют ученики во время обучения, а также творческим подход при создании учебного материала самим учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка.

В работе рассматривается роль ИКТ в обучении иностранному языку на современном этапе, виды ИКТ, преимущества использования цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку,этапы...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения

Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....