Описание эффективной воспитательной практики
методическая разработка

Описание эффективной воспитательной практики. «Практика урегулирования конфликтов в образовательной организации в рамках школьной службы примирения». Школьная служба примирения (далее ШСП) - это детско-взрослая команда, состоящая из взрослого куратора (педагог) и школьников-волонтеров, специально обученных технологиям конструктивного разрешения конфликтов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание эффективной воспитательной практики

«Практика урегулирования конфликтов в образовательной организации в рамках школьной службы примирения»

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника

В.И. Даль

Краткая аннотация. Школьная служба примирения (далее ШСП) - это детско-взрослая команда, состоящая из взрослого куратора (педагог) и школьников-волонтеров, специально обученных технологиям конструктивного разрешения конфликтов.

 Из классического определения очевидно, что эффективно действующая ШСП - это служба, в которой есть не только обученный специалист, но и обученные волонтеры-медиаторы, то есть обучающиеся, которые самостоятельно проводят программы примирения. Это своего рода сообщество единомышленников, которое транслирует ценности восстановительной культуры (способность личности самим решать свою конфликтную ситуацию, развитие способности к взаимопониманию с людьми).  Основные принципы работы строятся на восстановительном подходе, который подразумевает использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба. (Видео-ролик о ШСП МАОУ СОШ №30 г. Томска https://www.youtube.com/watch?v=6h0tkQGwAqQ)  

Ценность данной практики состоит в том, что при использовании восстановительных технологий у обучающихся удовлетворяются базовые потребности: эмоциональная стабильность, безопасность, принятие, отсутствие чувства страха.  Эти показатели во многом лежат в основе ключевые моментов, которые в том числе влияют на уровень качества образования.  В связи с этим цель Школьной службы примирения (медиации) становится шире, несет воспитательный характер.

В основе школьной службы примирения лежит метод медиации. Медиация – это переговоры по особым правилам, направленные на поиск выхода из конфликтной ситуации самими участниками с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Медиация строится на следующих принципах: конфиденциальность, добровольность, обеспечение безопасности встречи. Технология проведения медиации (восстановительной программы) выглядит следующим образом: проводится предварительная встреча с каждым из участников, где участник излагает свое видение произошедшего, говорит о том, что его беспокоит и как он видит решение проблемы.  Затем проходит примирительная встреча, где участники с помощью медиатора рассматривают ситуацию, говорят о своих чувствах и о том, что для них важно в произошедшем, после участники самостоятельно принимают решения и договоренности, которым они будут следовать. Не всегда встреча заканчивается примирением, здесь важно договориться о том, как в дальнейшем общаться, действовать по отношению к друг другу. Иногда подростки четко проговаривают, что не хотят общаться, но при этом принимают решение общаться по необходимости, например, при групповой работе, так как они одноклассники. В конце встречи и при достижении определенных договоренностей обучающиеся (участники примирительной встречи) заключают письменный «примирительный договор», который служит своего рода подтверждением данных договоренностей и обязательств друг перед другом.

Волонтеры-медиаторы проходят в рамках внеурочной деятельности программу по обучению, участвуют в городских тренингах, других мероприятиях.  

С 2015 года в МАОУ СОШ №30 г. Томска ШСП действовала, как «пилотный проект», однако в связи с уходом специалиста данная работа была сведена к минимуму. С 2016 года произошла «Перезагрузка» с приходом специалиста и активизации деятельности службы, в это время был реализован проект с одноименным названием (https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2021/03/30/proekt-aktivizatsii-shsp-maou-sosh-no30-g-tomska). С 2020 года в работе ШСП наметился переход от модели «профилактической» к «воспитательной», т.е. организация работы службы таким образом, чтобы служба примирения стала не только инструментом организации профилактической работы, а способствовало воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, уважению личности и человеческого достоинства.

Анализ работы и случаев ШСП за 2016-2019 учебный год показал, что в конфликтные ситуации чаще попадают обучающиеся не только «группы риска», как это принято считать, практически каждый обучающийся встречался в своей жизни с ситуацией конфликта с одноклассником или учителем, или просто был свидетелем. Анализ ситуаций, рассматриваемых в рамках Совета по профилактике, профилактических бесед у заместителя директора школы по воспитательной работе, единых часах инспектора по делам несовершеннолетних показал, что некоторые ситуации могли быть рассмотрены в рамках ШСП с той точки зрения, что это была бы не профилактическая или карательная мера, а применение восстановительной технологии, а, следовательно, воспитательный эффект для обоих участников спорной ситуации.

Необходимость умения решать конфликтные ситуации подчеркивается в основных на сегодняшний день нормативно-правовых документах в рамках образования. В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ст. 27) определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; а также что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности (…)  психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения».

Основные субъекты реализации восстановительного подхода и организации деятельности школьной службы примирения может быть любой педагогический работник. Настоящими нормативно-правовыми актами подчеркивается значимость данной деятельности в следующих формулировках.  Стандарт педагога-психолога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 № 514н) фиксирует такую трудовую функцию, как  «оказание психолого — педагогической помощи лицам (…) испытывающим трудности в (…) развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  

Одним из основных направлений в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательной организации является социально-педагогическая насыщенность воспитательного пространства обучающегося (участие в общественной жизни в школе, занятия во внеурочной деятельности, дополнительном образовании). Также немаловажным является создание благоприятной социальной среды воспитания несовершеннолетних, где главную роль играют нормы права и морали, создание такой ситуации воспитания, где бы шло формирование социально ценностных качеств личности, востребованных в обществе и государстве.  Такую задачу как раз может выполнять ШСП. Во-первых, конкретное решение ситуации самими участниками спорного вопроса. Во-вторых, идет профилактическая работа – сами участники прорабатывают свой внутренний дефицит и в дальнейшем стараются конструктивно решать подобные ситуации. В-третьих, волонтеры-медиаторы получают необходимый теоретический минимум в конфликтологии и максимально возможную практику по решению спорных ситуаций. К тому же, возможности волонтеров-медиаторов не ограничены, они могут проводить мероприятия по рекламе ШСП, а также мероприятия для обучающихся младшего и среднего звена по бесконфликтному поведению и способам выхода из конфликта, что напрямую указывает на возможность обучающихся быть причастных к школьному сообществу (самоуправление).

Основные цели ШСП:

1) разрешение конфликтных ситуаций;

2) профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;

3) нормализация взаимоотношений участников образовательных отношений на основе восстановительного подхода;

4) содействие возмещению ущерба при совершении общественно опасных деяний несовершеннолетними.

Задачи ШСП (общие):

1) организация деятельности на основе принципов проведения восстановительных программ;

2) снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;

3) обеспечение доступности деятельности ШСП для всех участников образовательных отношений и приоритетное использование восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных ситуаций;

4) содействие формированию ценностей примирения у педагогов, представителей администрации образовательной организации, обучающихся, законных представителей и ближайшего социального окружения несовершеннолетнего;

5) поддержка деятельности существующих в образовательной организации форм управления и воспитания (родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, классные часы и иные) на основе ценностей примирения.

      «Практика урегулирования конфликтов в образовательной организации в рамках школьной службы примирения» адресована всем участникам образовательных отношений: обучающиеся и их родители, педагоги. Участниками восстановительной программы ШСП могут быть обучающиеся с 1 по 11-й класс. Также участие в ШСП может быть организовано для обучающихся как непосредственных участников (юных волонтеров-медиаторов) проведения примирительных программ. На базе школы в рамках внеурочной деятельности реализуется программа для подготовки волонтеров-медиаторов. В программе подготовки юных волонтеров-медиаторов «Школа социального успеха» предполагается участие обучающихся 7-9-х классов. Выбор данной категории обучающихся преследует основную цель -  сменяемость волонтеров-медиаторов и передачу опыта и положительных тенденций, как глобальную цель, таким образом можно рассматривать качественное улучшение работы ШСП. После обучения курса обучающиеся получают начальный (стартовый набор) знаний по конфликтологии и работе в восстановительном подходе (https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/05/10/programma-podgotovki-yunyh-volonterov-mediatorov ).

Одним из важных показательных моментов для оценки эффективности воспитательной практики является количественные показатели. Мониторинг числа проведенных медиаций (восстановительных программ) с 2016-2021 учебный год представленный ниже, показывает рост числа проведенных восстановительных программ (медиаций), что свидетельствует о востребованности данной формы работы среди обучающихся.

Учебный год

Проведено медиаций

Завершенные

С участием волонтеров-медиаторов

2016-2017

2

2

0

2017-2018

5

5

1

2018-2019

7

6

1

2019-2020

4

4

2020-2021

6

6

1

Также одна из задач –привлечение к процедурам примирения – участие волонтеров-медиаторов. Как видно из таблицы сохраняется число волонтеров-медиаторов в проведенных медиациях.

Практическая значимость для транслирования в педагогическую практику. Руководитель школьной службы примирения МАОУ СОШ №30 г. Томска активно принимает участие в профессиональных сообществах, состоит в проблемно-творческих группах разной направленности. В 2020-2021 году являлась руководителем проблемно-творческой  группы (организаторская функция) «Психологические ресурсы в работе с детьми «группы риска» (приказ МАУ ИМЦ №121/2 от 17.09.2020 г.). Данная ПТГ является структурным компонентом муниципального проекта «Методическое сопровождение ОУ в вопросах обеспечения психологической безопасности образовательной среды», реализуемого МАУ ИМЦ г. Томска в рамках Соглашения о создании межрегионального Сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН ЮНЕСКО), а также – структурным компонентом Трека «Нетрудные дети» проекта «Restart», реализуемого АНО «Ресурсный центр «Согласие» при поддержке Фонда президентских грантов, реализующего программы восстановительного подхода.

За время работы на базе школы были даны несколько мастер-классов и образовательных семинаров в рамках восстановительного подхода и трансляции опыта деятельности школьной службы примирения:

- фрагмент Сценария занятия «Навыки медиатора» https://www.youtube.com/watch?v=ctS0mlcgni0;

- мастер-класс кино-коучинг в подготовке юных волонтеров-медиаторов https://www.youtube.com/watch?v=45ba6cQSUR0;

- мастер-класс использование притч в подготовке юных волонтеров-медиаторов https://www.youtube.com/watch?v=iP9C5WXof0Y;

- методы и приемы работы педагога-психолога по внедрению восстановительного подхода в школе https://www.youtube.com/watch?v=bckQELasDdQ;

Другими показателями деятельности ШСП являются личная заинтересованность куратора ШСП и обучающихся-волонтеров юных медиаторов. Данные представлены ниже.

Результативность личного вклада руководителя Школьной службы примирения:

Наименование педагогического продукта

Описание

Выходные данные

Программа

Программа внеурочной деятельности обучения волонтеров-медиаторов для обучающихся 7-8-х классов

 «Шесть секретов бесконфликтного поведения»

Февраль 2019 г.

Выступление педагогический совет

Профилактика и предупреждение подросткового суицида. Терпеть нельзя, действовать!»

Материал представлен

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/02/25/pedagogicheskiy-sovet-po-teme-mery-profilaktiki-i

Ноябрь, 2017 г.

Публикация,

сертификат

Сертификат №19-062926 всероссийское педагогическое сообщество «Урок.РФ»  

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/roditelskoe_sobranie_razreshenie_konfliktnih_situ_172503.html

Методическая разработка родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»

Февраль, 2019 г.

Рецензия

На разработку родительского собрания «Разрешение конфликтных ситуаций»

Рецензент: Грибан О. Н., к.пед.наук, доцент ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (СМИ «Учебные презентации»)

Февраль, 2019 г.

Диплом 1 место

Всероссийский педагогический конкурс методических разработок

Твой выбор – твоя ответственность

Декабрь, 2018 г.

Диплом победителя

Всероссийский педагогический конкурс на лучшее родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/roditelskoe_sobranie_razreshenie_konfliktnih_situ_172503.html

Февраль, 2019 г.

Диплом 1 место

Региональный конкурс «Мастер медиации»

АНО Ресурсный центр «Согласие»

Апрель, 2019 г.

Диплом участника

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование» конкурсная работа «Восстановительный подход в общении с подростками»

ФГБОУ ТГПУ

Март 2019

Сертификат

Методическая разработка «Сценарий семинара-практикума для педагогов по теме «Восстановительный подход в работе школы»

МАУ ИМЦ

27.08.2019 г.

Результативность работы обучающихся в Школьной службе примирения:

Заочный конкурс сочинений «Кому в школе жить хорошо?»

МАУ ИМЦ г.Томска

2016-2017

Муниципальный

8-10 класс

1

Диплом за победу в номинации «За глубокое раскрытие темы» Бобина А.

Заочный этап конкурса «Лучшая служба медиации (примирения)» АНО «Ресурсный центр «Согласие», МАУ ИМЦ г.Томска

2017-2018

Городской с региональным участием

8-11 класс

2

Диплом в номинации «Лучшее портфолио»

 Гуцу А., Поветкина М.

Очный этап конкурса «Лучшая служба медиации (примирения)» АНО «Ресурсный центр «Согласие», МАУ ИМЦ г.Томска

2017-2018

Городской с региональным участием

8-11 класс

2

Диплом финалиста конкурса; Диплом в номинации «Мастерство в проведении медиации» Гуцу А., Поветкина М.

Городской конкурс сочинений и рисунков «Давайте жить дружно или что мешает людям конструктивно общаться», номинация «Конкурс сочинений «Давайте жить дружно» МАУ ИМЦ г. Томска

2018-2019

Муниципальный

7 класс

1

Диплом 2 место

Коциенко Ирина

Смотр-конкурс служб школьной медиации среди образовательных учреждений г. Томска в рамках фестиваля «Школа – территория мира»

2018-2019

Муниципальный

8-9 класс

4

Сертификат участника

3 Областной слет юных медиаторов

2018-2019 (17.04.2019 г.)

Областной

7 класс

3

Сертификат участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

«Повышение эффективности воспитательного процесса через внедрение волонтерских практик»

В данной статье изложен теоретический материал, обосновывающий использование технологии волонтерской деятельности в образовательной организации...

Эффективные читательские практики

Задания на уроке литературы, побуждающие творить, читать и полюбить книгу....

Эффективная воспитательная практика: “Рейтинговая система, как мотиватор обучающихся к активной жизненной позиции”

Статья об эффективной воспитательной практике: “Рейтинговая система, как мотиватор обучающихся к активной жизненной позиции” посвящена изменениям, которые наблюдаются у современного поколе...

Форма описания лидерских добровольческих практик, отработанных в рамках XI Всероссийской акции «Добровольцы – детям» (2022 год)

Пропаганда здорового образа жизни в ребячьей среде;Вовлечение здоровых детей, детей с инвалидностью и детей с ОВЗ  в добровольческую деятельность, ориентированную на помощь сверстникам;3. Развити...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...