Активные формы обучения на уроках финансовой грамотности
методическая разработка
Активные формы обучения на уроках финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Региональной конференция
«Формирование умения мыслить, сотрудничать, действовать»
Творческая площадка № 5
«Методы и приемы развития у обучающихся финансовой грамотности»
Доклад
«Активные формы обучения на уроках финансовой грамотности»
Автор работы:
Прудилина Наталья Николаевна,
учитель
МБОУ «СОШ с.Старые Бурасы
Базарно-Карабулакского
муниципального района
Саратовской области»,
2022 год
Подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.
В нашей школе на изучение «Финансовой грамотности» выделен факультативный час в 5-11 классах. Изучение курса направлено на использование межпредметных связей и метапредметов.
Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой.
Формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.
Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные методы, прежде всего, необходимо определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те приемы обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. На уроках, в зависимости от темы, я использую ни один метод в чистом виде, а сочетаю несколько.
Очень важно заинтересовать школьников в обучении финансовой грамотности, для этого нужно использовать активные формы, методы и средства обучения. Наиболее эффективными на уроках являются следующие методы обучения:
- проблемный,
- исследовательский
- частично-поисковый.
Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.
Из опыта работы:
Тема «Свое дело» предполагает изучение на теоретическом уровне, организацию малого бизнеса. Усвоив материал предлагаю проявить свои знания на практике. Устраиваем Ярмарку.
Подготовка проводится по следующим критериям:
- Определить самостоятельно форму предпринимательства.
- Разработать Бизнес-план.
- Подготовить рекламу предлагаемого товара.
- Реализовать свой товар.
Практика проведения таких внеурочных мероприятий по предмету «Финансовая грамотность» показала хороший результат прочного усвоения теоретического материала и применение знаний обучающимися, на практике.
Ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки.
Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.
Изучение темы «Бюджет семьи» предполагает межпредметную связь с математикой. Для усвоения материала использую метапредмет «Знак» и «Задача».
Метапредметность способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.
Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мысле-деятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.
Чаще всего это урок практикум, на котором учащиеся учатся составлять план доходов и расходов семьи. В 5 классе, где только проходит ознакомление с темой, очень много терминологии, новой для детей этого возраста. Использую метапредмет «Знак», при изучении видов бюджета:
Р ˃ Д дефицитный бюджет;
Д ˃ Р профицитный бюджет;
Р = Д сбалансированный бюджет.
Где Р- расходы; Д – доходы.
Почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать связь между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.
Метапредмет «Задача» использую для расчета доходов и расходов семьи. В итоге занятия у учащихся формируются: способности сравнивать и анализировать, навыки ведения домашней финансовой документации; воспитывается ответственность и экономность. Формируется интерес к предмету.
Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением. Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.
Для проведения игра «Валюты и страны» важны межпредметные связи с такими предметами как география, история.
Смысл игры: используя справочники, карту определить в каких странах используется валюта, где они располагаются.
Основной целью познавательных экономических игр является не развлечение школьника, а получение им знаний и умений в той области, которой посвящена игра. Для того чтобы игра была эффективной, я в первую очередь определяю компетенции, которые должен получить ученик. Например в процессе игры «Рациональный потребитель» у учащихся сформируются:
- Способность понимать формализованные письменные тексты и ориентироваться в их содержании.
- Способность понимать свои обязанности потребителя финансовых продуктов и услуг, а также осознавать последствия их нарушения.
- Способность защищать свои права потребителя, в том числе потребителя финансовых продуктов и услуг.
- Способность анализировать и критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.
Необходимые компетенции возможно сформировать используя активные методы обучения, которые позволяют добиться формирования метапредметных результатов.
Метапредметными результатами «Финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках литературы
Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....
Активные формы обучения на уроках иностранного языка
В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/10/picture-121357-1349883175.jpg)
Активные формы обучения на уроках истории
Учитель, планируя урок или занимаясь самоанализом урока, должен ставить цель, что он будет развивать, обучать или натаскивать....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-158656-1355915943.jpg)
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы
Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-516884-1415531590.jpg)
Активные формы обучения на уроках математики
В статье раскрываются наиболее применяемые активные формы обучения на уроках математики. Их роль очень важна в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся. Среди таких форм наибол...