Активные формы обучения на уроках финансовой грамотности
методическая разработка

Активные формы обучения на уроках финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

Региональной конференция

«Формирование умения мыслить, сотрудничать, действовать»

Творческая площадка № 5

 «Методы и приемы развития у обучающихся финансовой грамотности»

Доклад

«Активные формы обучения  на уроках финансовой грамотности»

Автор работы:

Прудилина Наталья Николаевна,

учитель  

МБОУ «СОШ с.Старые Бурасы

Базарно-Карабулакского

 муниципального района

Саратовской области»,

2022 год

        Подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования. Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

       В нашей школе на изучение «Финансовой грамотности» выделен факультативный час в 5-11 классах.  Изучение курса направлено на  использование  межпредметных связей и  метапредметов.

 Использование межпредметных связей на уроках позволяет сформировать у учащихся компетенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой.

Формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

     Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Выбирая те или иные методы,  прежде всего, необходимо  определить цель их применения. Затем следует подобрать конкретные действия и выбрать те приемы обучения, которые приведут к достижению цели, дадут нужный результат. На уроках, в зависимости от темы, я использую ни один метод  в чистом виде, а   сочетаю несколько.

     Очень важно заинтересовать школьников в обучении финансовой грамотности, для этого нужно использовать активные формы, методы и средства обучения. Наиболее эффективными на уроках  являются следующие методы обучения:  

  • проблемный,
  • исследовательский
  • частично-поисковый.

Они предполагают активный подход, то есть направлены на реализацию деятельностного отношения учащегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности учащегося.

Из опыта работы:

Тема «Свое дело» предполагает изучение на теоретическом уровне, организацию малого бизнеса. Усвоив материал предлагаю проявить свои знания на практике.  Устраиваем Ярмарку.

Подготовка проводится по следующим критериям:

  1. Определить самостоятельно форму предпринимательства.
  2. Разработать Бизнес-план.
  3.  Подготовить рекламу предлагаемого товара.
  4. Реализовать свой товар.

Практика проведения таких внеурочных мероприятий по предмету «Финансовая грамотность» показала хороший результат прочного усвоения теоретического материала и  применение знаний обучающимися, на практике.  

Ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки.

Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

Изучение темы «Бюджет семьи» предполагает межпредметную связь с математикой. Для усвоения материала использую метапредмет «Знак» и «Задача».

 Метапредметность  способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мысле-деятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.  

Чаще всего это урок практикум, на котором учащиеся учатся составлять план доходов и расходов семьи. В 5 классе, где только проходит ознакомление с темой, очень много терминологии, новой для детей этого возраста. Использую метапредмет «Знак», при изучении видов бюджета:

 Р ˃ Д      дефицитный бюджет;

Д ˃ Р      профицитный бюджет;

Р = Д      сбалансированный бюджет.

Где    Р- расходы;      Д – доходы.

Почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать связь между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Метапредмет «Задача» использую для расчета доходов и расходов семьи. В итоге занятия у учащихся формируются: способности сравнивать и анализировать, навыки ведения домашней финансовой документации; воспитывается ответственность и экономность. Формируется интерес к предмету.

 Игра – один из основных видов человеческой деятельности наряду с учением и трудом. Она выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением. Элементы игрового формата помогают воспринимать серьёзную информацию на доступном им уровне и дают визуальное воплощение для усвоения.

Для проведения игра «Валюты и страны» важны межпредметные связи с такими предметами как география, история.

Смысл игры: используя справочники, карту определить в каких странах используется валюта, где они располагаются.  

Основной целью познавательных экономических игр является не развлечение школьника, а получение им знаний и умений в той области, которой посвящена игра. Для того чтобы игра была эффективной, я в первую очередь определяю компетенции, которые должен получить ученик.  Например в  процессе игры «Рациональный потребитель» у  учащихся сформируются:

  1. Способность понимать формализованные письменные тексты и ориентироваться в их содержании.
  2. Способность понимать свои обязанности потребителя финансовых продуктов и услуг, а также осознавать последствия их нарушения.
  3.  Способность защищать свои права потребителя, в том числе потребителя финансовых продуктов и услуг.
  4. Способность анализировать и критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.

Необходимые компетенции возможно сформировать используя активные методы обучения, которые позволяют добиться формирования метапредметных результатов.

Метапредметными результатами «Финансовой грамотности» являются:

Познавательные:

•        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•        использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение  опросов и интервью;

•        формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

•        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

•        понимание цели своих действий;

•        планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

•        проявление познавательной и творческой инициативы;

•        оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

•        адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

•        составление текстов в устной и письменной формах;

•        готовность слушать собеседника и вести диалог;

•        готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

•        умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

•        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

•        адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках иностранного языка

В статье «Активные формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся» представлена система работы по данной теме учителя английского языка МАОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска Полонско...

Активные формы обучения на уроках истории

Учитель, планируя урок или занимаясь самоанализом урока, должен ставить цель, что он будет развивать, обучать или натаскивать....

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы

Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы...

Активные формы обучения на уроках математики

В статье раскрываются наиболее применяемые активные формы обучения на уроках математики. Их роль очень важна в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся. Среди таких форм наибол...