«Адаптация и мотивация. Связь и взаимовлияние на эффективность процесса обучения»
статья

Поиск оптимального способа мотивирования ребенка к обучению предполагает под собой учет  всех стадий адаптации и ее особенностей в определенном коллективе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_i_motivatsiya.docx13.53 КБ

Предварительный просмотр:

"Адаптация и мотивация. Связь и взаимовлияние на эффективность процесса обучения"

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Адаптация в педагогике - это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях. Адаптация - это процесс и результат согласования человека с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам. Виды адаптации.

 Существует несколько видов адаптации: физиологическая; психологическая; социальная. Социальную адаптацию переживает любой человек в ходе взросления и перемен, происходящих в окружающей среде. При этом наблюдается изменение личного статуса в выделенном обществе. Основные компоненты адаптации: - способность человека трудиться, обучаться, вступать во взаимодействие с социумом; - степень индивидуального потенциала; - цели, стремления, индивидуальные ценности и прочее.

Мотивация. Мотивация – это психофизиологический процесс, который под действием внешних или внутренних факторов, стимулирует у людей желание заниматься той или иной деятельностью. Мотивация представляет собой внутреннюю энергию. Она делает человека активным, причем как в повседневной жизни, так и в рабочей сфере. Здесь следует отметить, что мотив представляет собой то, что побуждает к активности. Именно он направляет человека на удовлетворение конкретной потребности. В образовательном процессе мотивация может рассматриваться как методы, инструменты и процессы, которые используются для побуждения к познавательной активности, освоению новой информации по определенным дисциплинам.

При поиске оптимального способа мотивирования нужно принимать во внимание стадии адаптации и ее особенности в определенном коллективе. Мотивационная система нередко становится ключевым фактором, когда учащийся принимает решение о продолжении обучения. Сущность мотивации в процессе адаптации заключается в следующем: новый учащийся, поступающий в образовательное учреждение, заинтересован в принятии общественных критериев и условиях, устоявшихся в коллективе. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик. От правильной мотивационной системы при адаптации зависит принятие решения о дальнейшем обучении. Формирование подходящей структуры – актуальная проблема для профессиональных педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мультимедиа технологии в повышении эффективности процесса обучения

Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования, является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанн...

Педагогический диалог – основной путь повышения эффективности процесса обучения.

Статья посвящена диалогическому подходу к процессу обучения в средней школе....

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий....

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества про...

«Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках профессионально-трудового обучения».

Использование личностно-ориентированного обучения на уроках в коррекционной школе приемлем в коррекционной школе и способствует адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья в современно...

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...