Методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями
статья

Оляс Любовь Ивановна

В статье рассматриваются методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы формирования социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями

Процесс формирование социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями значительно отличается от аналогичного процесса у обычных детей по причине недостаточности познавательной деятельности, которая обусловлена психическим недоразвитием особенных детей.

В педагогике не существуют универсальных методов, изучающих развитие социально-бытовых умений и навыков у детей с интеллектуальными нарушениями, так как критерии определения степени развития гибкие и зависят от возраста ребенка и характера заболевания.

В своей работе я использую следующие методы формирования социально-бытовых умений и навыков: развивающие и практические занятия, беседы, наблюдения, дидактические, имитирующие и сюжетно - ролевые игры, прогулки, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и фильмов, общение со сверстниками, метод моделирования проблемных ситуаций.

На развивающих и практических занятиях проходит обучение социально-бытовым умениям и навыкам с помощью взрослого. Зачастую в начале обучения у ребенка с интеллектуальными нарушениями действия совместно со взрослым вызывают неприятие. Главная задача педагога - создать положительное отношение к совместным действиям. Это самый действенный метод. На данном этапе помогает тактильный контакт и доброжелательное общение. Но это не означает, что педагог должен давать слабину в своих требованиях к ребенку. Например, взрослый показывает, как правильно нанизывать кольцо на пирамидку, и чтобы привлечь внимание ребенка, хлопает в ладоши. Постепенно педагог уменьшает свою деятельность, тем самым дает возможность ребенку самому проявить активность в нанизывании кольца. Если данный этап совместных действий пропустить, то усвоить другие способы общественного опыта ребенку будет тяжелее.

Задания на занятиях подбираются с учетом возможностей и уровнем развития ребенка. Одни дети могут справиться самостоятельно, а другие с помощью взрослого.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, на занятия часто приходят сказочные герои, которым нужно помочь в какой-либо деятельности (например, поможем Незнайке застегнуть пуговицы или кукла Маша просит сделать ей прическу и др.) Дети с удовольствием стараются помочь любимому герою, повторяя действия за взрослым или с помощью взрослого. Обязательным условием является проведение беседы в конце занятия (зачем нужно расчесывать волосы, застегивать пуговицы, стирать одежду и др.)

Интересно и познавательно проходит дидактическая игра «Бумажная кукла». Это распечатанная фигурка куклы, к которой прилагается комплект одежды. Детям нравится подбирать для куклы одежду по сезону или по какому-либо поводу, празднику. Куклу можно использовать как при изучении новой темы, так и для закрепления по уже пройденным темам.

В своей работе особое внимание уделяю художественной литературе, которая доступна для восприятия ребенка с интеллектуальными нарушениями. Детские произведение воздействуют на чувства ребенка, способствуют развитию восприимчивости, эмоциональности. Например, детям интересен литературный сюжет «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.

Успешность овладения социально-бытовыми умениями и навыками у детей с интеллектуальными нарушениями можно определить способностью детей применять их в разных бытовых ситуациях. Для этого на занятиях и в режимных моментах применяю метод моделирования проблемной ситуации. Данный метод позволяет закрепить и расширить представления о различных сферах жизни и быта людей.

Способствуя формированию социально-бытовых умений и навыков, педагог ежедневно должен мотивировать ребенка на овладение элементарными действиями, создавать ситуацию успеха. Взрослый является примером для подражания для особенного ребенка. 

Таким образом, система по формированию социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей с интеллектуальными нарушениями по усвоению ими необходимых социально-бытовых умений навыков. В процессе ежедневных практических занятий дети приобретают практические умения и навыки для успешной адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков у детей младшего школьного возраста с ОВЗ

    Выпускная квалификационная работа, выполненная для аттестации....

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков с детьми с умственной отсталостью через практическую деятельность

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. В качестве конечной ц...

Эффективные приемы формирования самостоятельности на уроках слесарного дела у детей с интеллектуальными нарушениями

В докладе рассматриваются наиболее эффективные приёмы по формированию навыка самостоятельной работы у детей с нарушением интеллекта...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальными нарушениями «Домовенок Кузя в гостях у ребят»

Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с интеллектуальными нарушениями должен осуществляться с учётом личностного воспитания и быть направлен на создание  реальны...

"Развитие коммуникативных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями."

Статья разработана для педагогов и родителей детей с ОВЗ....