Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект
статья

Козлова Вера Юрьевна

В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект

Основополагающей целью школьного биологического образования сегодня является формирование у школьников знаний о мире и умений их применять в жизни. Создавая условия для формирования мировоззренческих знаний и ценностных установок по отношению к живой природе, учитель биологии воспитывает в них важные общественно значимые личностные качества.

В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию мировоззрения школьников - главным образом, научного.

Для более полного изучения проблемы развития научного мировоззрения учащихся в советское и постсоветское время были проанализированы статьи в научно-методических журналах «Естествознание в школе» и «Биология в школе» с 20-х годов ХХ в. по настоящее время, методические пособия и диссертации.

Известно, что после октябрьского переворота в 1917 году в стране меняется не только общественно-политический строй, но и система образования: дореволюционная школа сменяется новой школой, основной задачей которой становится воспитание всесторонне развитого человека и его подготовка к жизни. Именно тогда образование реформируется и целью его становится построение диалектико-материалистического мировоззрения школьников.

Отечественный зоолог В.М. Шимкевич в 1918 году ставит вопрос о возможностях перестройки содержания естественнонаучного образования с целью насыщения учебного содержания эволюционными идеями для получения учащимися достоверных научных знаний. Следует отметить, однако, что радикальность и теоретико-абстрактный уровень идеи, по мнению ученого, не позволяет внедрять эволюционные идеи в содержание естествознания в младших классах: «строить преподавание на эволюционном учении в низших и даже, пожалуй, средних классах невозможно» [9]. 

Мысль В.М. Шимкевича о перестройке учебного содержания подхватывает и развивает советский ботаник и географ В.Л. Комаров, утверждающий, что преподавание биологии вне эволюционизма немыслимо, так как эволюционные идеи раскрывают грандиозную картину постепенно развивающегося мира на Земле [5].

В 1925 году наступает застой в формировании научного мировоззрения школьников. В этом году публикуется новая программа для 2-й ступени советского образования (5 - 7 классов), перестраивая научное содержание естествознания на производственный уклон. Программа 5 - 7 классов содержала лишь 3 раздела «Природа», «Труд» и «Общество». Данный уклон в учебном содержании не позволял в достаточной мере обеспечить формирование у школьников теоретических представлений науки о живой природе.

Доктор биологических наук, профессор Л.А. Животовский считает, что после 50-х гг. ХХ в. в угоду изменившейся научно-политической конъюнктуре имя Т.Д. Лысенко сделали нарицательным, его положительную роль в науке стали отрицать, а негативную возвели в абсолют.

Т.Д. Лысенко не замалчивал работы генетиков. На страницах научного журнала «Яровизация», главным редактором которого был Т.Д. Лысенко, публиковались и генетические работы, также сопровождаемые критическими статьями – так что читатели могли сопоставить разные точки зрения на обсуждаемую проблему…. [4, с. 86].

«Хотя генетики говорили, что они предложили селекционерам методы селекции, это не соответствует фактическому положению дел: в те годы они могли дать в подавляющем большинстве случаев лишь генетическое объяснение того, почему селекционеры смогли получить то, что они получили. Однако на практике требуется не только объяснять полученные результаты, но и разрабатывать способы получения нового результата» [4, с. 35].

Так или иначе, в 30-40-х гг. ХХ в. в школьный курс биологии были введены идеи Т.Д. Лысенко о стадийном развитии растений по принципу ламаркизма и исключены из содержания основы генетики. В результате таких перемен учащиеся получали недостоверные научные знания о закономерностях развития жизни, искажалось общее представление о научной картине мира.

Следующий этап (40-60-е гг. ХХ в.) можно назвать периодом исследования проблемы формирования атеистического мировоззрения в процессе воспитательной деятельности учащихся. Атеистическое мировидение противопоставлялось религиозным идеям на развитие окружающего мира.

Уже в 1946 году отечественный ученый-биолог М.М. Голлербах предлагает расширить «методические запасы биологии» принципом системности (целостности), обосновывая это недостаточным использованием эволюционного похода в раскрытии для учащихся общеобразовательной школы сути живых систем [3]. Несомненно, ученый уже в тот момент предложил один из основных методических принципов познания учащимися объектов живой природы, их строения, функционирования и взаимосвязи со средой обитания, что значимо для развития научного мировоззрения школьников.

Прогрессивным шагом к увеличению мировоззренческого потенциала естественнонаучного образования является публикация в 60-х годах ХХ в. учебника «Общая биология» под редакцией советского протозоолога Ю.И. Полянского, в которой были реализованы принципы системности, научности и эволюционного подхода [8].

В 70 - 90 годы ХХ века в отечественном образовании наступает следующий этап формирования научного мировоззрения школьников, который обуславливает конкретизацию содержательного компонента биологии научными фактами.

Эти годы примечательны привнесением в методику обучения биологии обновленных научных знаний о живой природе. В те годы было напечатано большое количество научных статей и учебников, например, в 1985 году был опубликован пробный учебник под редакцией Д.К. Беляева «Общая биология», в котором уже соблюдался принцип историзма изучаемых явлений, предполагающий необходимость учета исторических связей в развитии знаний о живой природе, рассмотрения теории (например, клеточной теории, теории эволюции, хромосомной теории наследственности) с точки зрения того, как она возникла, какие главные этапы в своем развитии проходила и чем стала теперь. Отметим, вместе с тем, что принцип реализовался не полностью, так, в учебнике не рассматривалось развитие теоретического биологического знания с учетом преемственности и взаимосвязи с накопленными данными в других научных школах. В учебнике появилось больше конкретных эволюционных фактов.

В этом же году советским педагогом-биологом Б.В. Всесвятским создается методическое пособие для учителей «Системный подход к биологическому образованию в средней школе», в котором он обосновал рекомендации по применению системного подхода к основным принципам дидактики. По мнению ученого, изучение объектов и процессов живой природы должно осуществляться не односторонне и не изолированно, а в разнообразных связях и поэтапном развитии, что открывает большие возможности для повышения эффективности теоретического познания живой природы [1]. В своих трудах Б. В. Всесвятский также описал применение в процессе обучения биологии таких методов когнитивного анализа, как дедукцию, индукцию, систематизацию и обобщение, применение которых играет важную роль в процессе развития научного мировоззрения учащихся.

Самое начало постсоветского периода характеризуется новым этапом в формировании научного мировоззрения – «переориентацией целевого компонента биологии на культурологические ценности». Оно ознаменовано выходом в свет книги методиста-ученого Б.Д. Комиссарова «Методологические проблемы школьного биологического образования», в которой автор предпринял попытку обосновать концепцию развития науки в культурном контексте как отражение принципа историзма (следует отметить, что принцип историзма в учебном познании акцентирует внимание на культурно-историческом, культурологическом аспектах изучаемого материала).

Именно на уровне культуры знания о живой природе, процессах и явлениях, происходящих в ней, сливаются с деятельностью их получения, усвоением и применением в жизнедеятельности [16]. Многие из суждений Б.Д. Комиссарова, несомненно, свидетельствуют о мировоззренческом потенциале школьного биологического образования.

Свои взгляды на методику развития научного мировоззрения в общеобразовательной школе изложили методисты И.А. Кудрова в кандидатской диссертации «Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся» и О.В. Глушенкова в работе «Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии» [2, 7]. В этих работах дано описание процесса усвоения учащимися знаний о научной картине мира.

На первых порах понятие «научная картина мира» не использовалось в трудах ученых-методистов, в них лишь находили отражение научные факты, трактуемые вне исторического контекста. На последующих этапах развития представлений о научной картине мира в трудах ученых стали отражаться теоретические понятия и принципы познания живого. В содержательный компонент естествознания включались знания эволюционного, экологического характера, формирующие мировоззренческий потенциал предмета.

Включение в учебный материал генетических и цитологических знаний стало новым этапом в развитии методики становления научного мировоззрения школьников. Но, к сожалению, многие понятия и явления окружающей среды трактовались лишь дискретно, тем самым, замедляя процесс формирования представлений учащихся о целостности окружающего мира.

Таким образом, исходя из анализа научно-методической литературы, можно утверждать, что основы развития научного мировидения учащихся внедрялись в методику обучения биологии поэтапно, несмотря на возникающие идейно-политические, организационно-педагогические проблемы отечественной системы образования.


Список литературы

  1. Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе: кн. для учителя / Б. В. Всесвятский. – М.: Просвещение, 1985. – 143 с.
  2. Глушенков О. В. Формирование у школьников экологической картины мира в процессе проведения полевого практикума по биологии: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Олег Владимирович Глушенков. – Москва, 2009. – 172 с.
  3. Голлербах М. М. Место и значение общебиологической проблематики в школьном естествознании / М. М. Голлербах // Биология в школе. – Вып. 2. – М. – Л.: Учпедгиз. – 1946. – С. 69 – 76.
  4. Животовский Л. А. Неизвестный Лысенко. – 2-е изд. – М.: Т-во научных изданий КМК, 2016. - 119 c.
  5. Комаров В. Л. Эволюционный метод на экскурсиях по ботанике / В. Л. Комаров // Естествознание в школе. – 1923. – № 7 – 8. – С. 40 – 45.
  6. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования / Б. Д. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  7. Кудрова И. А. Формирование представлений о современной научной картине мира в процессе исследовательской деятельности учащихся: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Аркадьевна Кудрова. – Москва, 2007. – 149 с.
  8. Полянский Ю. И. Общая биология: учебник / Полянский Ю. И., Браун А. Д., Верзилин Н. М., Данилевский А. С. И др.  — Москва: Просвещение, 1967
  9. Шимкевич В. М. Эволюционизм в средней школе / В. М. Шимкевич // Естествознание в школе. – 1918. – № 5 – 6. – С. 11

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование мобильного интерактивного оборудования как один из способов формирования научного мировоззрения обучающихся на занятиях естественно-научного цикла"

Данный мастер-класс проводился в рамках августовского педагогического совещания работников образования в 2014 году.Цель мастер-класса:  создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-к...

Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике

Как  известно, чтобы стать сильным, красивым и уверенным в себе гимнастом, надо много и упорно тренировать свое тело, тогда оно станет гармоничным, а гимнаст достигнет вершины в спорте. Выпускник...

Воспитание в процессе обучения биологии: формирование научного мировоззрения, мышления, атеистическое воспитание

     Воспитывающая функция предмета «Биология» реализуется в общей системе обучения учащихся в средней школе.  Мировоззрение - это целостная система взглядов на окружающий м...

Формирование научного мировоззрения на уроках истории

Формирование  научного мировоззрения на уроках истории...

Доклад «Развитие личностных качеств учащихся на уроках естествознания и биологии. Исторический аспект.»

Развитие качеств личности обучающегося - важная цель в школьном образовательном процессе. Раскрытие этого вопроса прослеживается на протяжении всей истории методики преподавания естествознания и метод...