Проект "Это русская сторона"
проект

Измайлова Вероника Игоревна

Проект "Это русская сторона"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy.docx245.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

"Это русская сторонка..."

 

 https://documents.infourok.ru/40eae334-a87a-4861-9e5f-9c650f132009/0/image003.jpg

 

  

 

 

 

 

 

 


Долгосрочный  развивающий проект для детей подготовительной к школе группы

 

"Это русская сторонка..."

Расширение  представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа

 

«Русский народ не должен терять своего нравственного

 авторитета среди других народов, завоеванного

русским искусством, литературой. Мы не должны забывать

 о своем культурном прошлом, о наших памятниках,

 литературе, языке живописи...Национальные отличия

сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены

 воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«У всякого дерева глубоко в земле есть корни. 
И у всякого народа есть корни – его история и культура».

«Культура - это святыни народа, святыни нации»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

 

Введение

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Это русская сторонка…»

Организация заявитель адрес

 

Разработчик проекта

 

Вид проекта

развивающий, открытый, коллективный

Направление проекта

 

Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Цель проекта

Формирование чувства патриотизма, бережного отношения к культурному наследию, уважение к русским народным традициям.  

Задачи проекта

•        сформировать у детей  элементарные понятия о фольклоре (песни, пляски, потешки, частушки, загадки, пословицы, игры, прикладное творчество и т.д.) ;

•        познакомить с атрибутикой русского народного костюма;

•        познакомить детей с русскими народными инструментами (жалейка, рожок, гусли, гармонь, баян, ансамблю русских народных инструментов и т.п. )

•        развивать навыки игры на шумовых русских народных музыкальных инструментах;

•        прививать художественно-эстетический вкус в пении народных песен различных жанров, выразительность и эмоциональность в передаче народной сатиры (потешки, дразнилки, частушки и т.д.);

•        развивать артистические навыки, основанные на русском фольклоре;

•        знакомить детей с лучшими образцами современного народного коллектива (фольклорный коллектив «Таусень»);

•        привлекать родителей к совместной творческой деятельности по оформлению фольклорных мероприятий в музыкальном зале.

        

Срок реализации проекта

 2020-2021

Предполагаемый  результат:

  • сформированы элементарные понятия о фольклоре;
  • дети знакомы с русским народным костюмом, русскими народными инструментами;
  • дети владеют навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
  • выразительно и эмоционально владеют певческими навыками народного пения;
  • сформирована компетентность у родителей о значении фольклора в формировании патриотических чувств воспитанников;
  • возрос интерес у детей и родителей к фольклорным мероприятиям;

дети узнают знакомые фольклорные коллективы города и различают разновидности оркестров

Участники проекта

дети подготовительной к школе  группы, воспитатель группы, родители.

Обеспечение проекта

Материально-техническое:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Учебно-методическое:

Детская художественная литература

Методическая литература

Дидактические игры

Конспекты занятий

Мультимедийные презентации к занятиям и беседам

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них появляется познавательный интерес, отношение к окружающему.

В дошкольном детстве, когда начинается процесс развития художественной культуры и формирования основ личности, особенно важным является воздействие народного искусства, близкого и понятного детям.

Необходимо, чтобы дети знали: существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае Новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т.д.); каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать; жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось со времен Киевской Руси и сохранилось вплоть до наших дней. Мне кажется, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке. Это губительно для нас и нашего Отечества. Мне небезразлично будущее России, и, так как я занимаюсь воспитанием и обучением подрастающего поколения, я считаю эту тему необходимо возрождать. Возрождать национальный дух, национальную культуру и традиции, духовные ценности и самоуважение народа.

 Знакомство детей с русским народным бытом способствует развитию представлений детей о человеке в истории и культуре; формированию основ нравственности, развитию патриотических чувств. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Дети с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Это русская сторонка…».

 

Цель проекта:

Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи проекта:

Образовательные:

        познакомить детей с предметами русского быта

        познакомить детей с традицией русского гостеприимства

        познакомить детей с народными праздниками

        учить детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры

        учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.

Развивающие:

        развитие интереса у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;

        развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора

Воспитательные:

        формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и воспитание высокой духовности через приобщение детей к народной культуре

        воспитывать культуру общения, навыки этикетного поведения

        воспитывать интерес к малым фольклорным формам

        воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.

В основу положены следующие принципы:

         Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;

         Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей

         Уважение к личности каждого ребенка.

Ожидаемые результаты

      Расширение представлений детей об окружающем мире.

      Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

      Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников.

      Понимание знания народных тряпичных кукол, правил народных игр, умение в них играть.

      Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.

 

    Условия реализации проекта

        Создание предметно - развивающей групповой зоны по поликультурному

        развитию детей, включающей в себя предметы быта русского народа.

        Сформированность у детей устойчивого интереса к культуре и традициям русского народа.

        Создать условия для развития этнической толерантности в процессе ознакомления с национальными достижениями, народными промыслами и прикладным искусством.

      

Основные этапы реализации проекта «Это русская сторонка…»:

Планируемая работа

Ожидаемый результат

Сроки

1 этап – подготовительный

 

Цель: самосовершенствование по данной теме

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического  материала  по теме проекта;

Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного  материала и необходимой литературы;

Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по  данной теме;

Постановка  цели  и  задач  проекта  «Это русская сторонка…»;

Составление плана работы с детьми по проекту «Это русская сторонка…»;

Групповое  родительское  собрание  с  целью  информирования родителей  о  реализации  проекта  «Это русская сторонка…»  в  течение  2019-2020  учебного  года  (анкетирование родителей)

 

 

 

 

 

Будет собран необходимый материал для работы в данном направлении

 

2 этап  - практический

 

Цель: реализация проекта в образовательную практику

Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий;

Посещение музея «Русский дом» или организация мини-музея в группе;

Оформление книжного уголка Русские сказки». Цель: Выявить уровень осведомлённости детей о быте предков;

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам;

Оформление альбома «Как одевались наши предки»;

Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры;

Создание альбома «Традиции на Руси»

Создание итоговой фотопрезентации с фотоматериалами с мероприятий по теме проекта

Появится устойчивый познавательный интерес к истории культуры русского народа.

 

Повысится  уровень сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников.

 

 

3 этап  - заключительный

 

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив

Картотека «Дидактические игры по народной культуре»

Картотека «Русские народные праздники»

Картотека «Хороводные игры для старших дошкольников»

Альбом «Русские игры»

Альбом «Традиции русской семьи»

Выставка работ детей;

Создание с детьми макета «Русской избы»;

Презентация проекта «Это русская сторонка…»

 Анализ результатов проекта «Это русская сторонка…»;

Обобщение работы и размещение в интернете на сайте учреждения.

 

 

 

Работа над проектом найдет продолжение в дальнейшем воспитательно-образовательном процессе

 

 

 

Перспективное планирование реализации

проекта  «Это русская сторонка…» с детьми

№ п/п

Направление работы

Целевые ориентиры

Сроки

1

Беседа «Народная культура и традиции»

Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.

• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

 

 

Беседа  «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…»

 

Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

 

 

Просмотр презентации«Славяне – наши предки»

Познакомить детей с древними предками – славянами, с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.

 

 

Презентация «Богатыри земли русской»

 

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

 

 

Беседа о богатырях «На героя и слава бежит»

 

 

Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря. Закрепить в речи их названия.

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

 

 

Спортивное развлечение«Богатырские потехи»

закрепление знаний детей о богатырях – защитниках земли русской.

Развивать ловкость, меткость, координацию движений. Учить соблюдать правила игры. Развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине.

 

 

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри».

 

Создать условия для ознакомления детей с картиной В. М. Васнецова «Богатыри»

Формировать умения дошкольников составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине, использовать все компоненты устной речи. С помощью взрослого составить план рассказа и придерживаться его.

 

 

Презентация«Знакомство с архитектурой русской избы», «Как избу строили?»

познакомить с жильем наших предков, традициями строительства избы, ее внешним убранством; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

 

 

Создание макета«Русская изба»

познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением;

Познакомить детей с убранствомрусской избы, рассказать о стариннойрусской мебели, домашней утвари.

 

 

Презентация «Ремесла русских мастеров»

расширять представление детей о народных ремёслах;

развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;

воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.

 

 

Настольно-печатная игра«Ремесла на Руси»

Знакомить детей с названиями и назначениями предметоврусского народного быта

 

 

Беседа «Знакомство детей с предметами старинного русского быта»

познакомить детей с разнообразием  предметов  старинного домашнего русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.);

знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением;

учить детей знать характерные особенности деревенской посуды;

внимание детей что в избе обстановка

была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

 

 

Загадки русской избы!

(о предметах народного быта)

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

 

 

Рисование «Тульский  самовар»

Учить рисовать и расписывать самовар. Формировать умение художественно изображать предметы быта;

Развивать творческие способности детей;

 

 

Дидактическая игра«Собери самовар из частей»

Продолжать собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре.

 

 

Познавательная беседа«Традиции русского чаепития»

приобщать детей к русской народной культуре;

 закреплять знания детей о традициях чаепития на Руси.

 

 

Познавательное занятие«Русская каша – матушка наша»

Углублять представления о свойствах, качествах и злаковых культур.

Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.

 

 

 

Познавательная беседа«Диво дивное - чудо чудное. Русский народный костюм»

 

Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество;

 Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;

Вызвать интерес к жизни своих предков;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа.

 

 

Презентация «Как рубашка выросла» (по рассказу К.Д.Ушинского).

Закреплять знания детей о быте в старину, о труде народа.

 

 

Аппликация: «Кокошник».

 

Вызвать у детей интерес к изготовлению сказочногококошника; Инициировать самостоятельный поиск способов украшения;

Развивать чувство формы, цвета и композиции.

 

 

Занятие «Народные праздники на Руси»

Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

 

 

Музыкальное занятие«Хоровод, хоровод!»

Развивать музыкальные и творческие способности детей. Продолжать знакомить детей с видом народных игр – хороводы.

 

 

Занятие  по развитию речи«Игрушки наших бабушек»

Обогатить представления детей о древнеславянской игрушке.

Дать представление о деревянной, глиняной, соломенной, тряпичной игрушках.

 

 

Презентация «Новогодние игрушки наших бабушек»

Познакомить детей с новогодней игрушкой наших бабушек.

 

 

Русские народные подвижные игры «Играем вместе»

Привитие духовно – нравственного воспитания через знакомство с русскими народными подвижными играми и историей и культурой России.Привлечение внимания к русской культуре через знакомство детей с русскими народными играми.

 

 

Занятие-беседа«Знакомство с инструментами русского народного оркестра»

Познакомить детей с русскими народными инструментами.  Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

 

 

Занятие «Ах, эти русские сказки!»

познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

 

 

ООД «Традиции русской семьи»

формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений русских людей.

 

 

 

Сюжетно – ролевая игра с элементами русского народного фольклора«Путешествие в прошлое»

Вызвать интерес к народным играм, фольклору, народным традициям;

Сформировать чувство национального достоинства.

 

 

Сюжетно-ролевая игра

«Ярмарка»

 

Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных  традициях;

Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей

 

 

Сюжетно – ролевая игра

 «В гости к бабушке Варваре» (знакомство с русской избой)

 

Приобщать детей к истокам народной культуры. Формировать представление детей о русской избе: в избе имеется печь, (которая топится дровами, в ней можно печь пироги, блины); лавки; сундук (в нем хранят народные костюмы). Продолжать знакомитьдетей с предметами обихода (самовар, кружка, маленькая деревянная ложка, деревянная сахарница, большая и маленькая деревянная чашка).

 

 

Презентация «История русской куклы»

Развивать у детей познавательный интерес, пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле

 

 

Занятие по познавательному развитию «Народные куклы-обереги»

познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека.

 

 

Конспект совместной деятельности «Кукла – оберег «Крупеничка»

Приобщение детей и родителей к истории и культуре русского и коми народа через совместную работу по изготовлению традиционной народной тряпичной куклы – оберега «Крупенички»

 

 

Конспект занятия«Знакомство с тряпичной куколкой. Изготовление куклы Ладушки»

Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

 

 

 

Конспект занятия«Знакомство с тряпичной куколкой. Изготовление куклы Пеленашки»

Ознакомление детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

Познакомить детей с историей народных кукол, с русскими народными обрядами.

 

 

Мастер-класс родителей с детьми «Обрядовая кукла Ангел»

Приобщить родителей к народным традициям декоративно - прикладного искусства;

дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.

 

 

Квест-игра «Русская изба»

расширять представления детей о жизни и быте русского народа, обычаях и традициях.

 

 

Перспективное планирование реализации

проекта «Это русская сторонка…»  с родителями

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

 

Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы

 

 

Приобщение к основам русской народной культуры. Помощь в оформлении «Уголка русской избы», внесение старинных предметов быта и обихода. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

 

 

Консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре России».

 

 

Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

 

 

Родительское собрание в форме круглого стола «Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры»

 

 

Консультация для родителей                                                          «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»

 

 

Папка-передвижка «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»

 

 

Буклеты: «Традиции русского народа», «Семейные традиции»

 

 

Папка-передвижка «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»

 

 

Папки - передвижки:  «Народные традиции в воспитании детей», «Широкая Масленица». «Светлая Пасха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Вывод:

 

   Воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных  традициях способствует расширению кругозора, любви к Родине, родному краю.  Организация  заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народной истории и культуре, уважение к его традициям способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.

         Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством   уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема  - расширение  представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа  в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Помогает сплотился коллективу родителей и воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические критерии оценки усвоения детьми содержания проекта  по

приобщению к истокам русской народной культуры «Это русская сторонка…»

 

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям. Народный календарь относится к важнейшему историко-культурному достоянию русского народа – своеобразный дневник и подлинная энциклопедия русского крестьянского быта.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, необходимо провести диагностику.

Цель диагностики: Определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности.

Задачи:

1. Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной культуре (с использованием материала народного календаря).

2. Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.

3. Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.

Задание 1

.Индивидуальная беседа с ребенком по иллюстрации. «Русская изба»

Цель: Определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта, одежды, занятий.

Стимульный материал: сюжетная картинка интерьера русской избы с предметами быта: чугунный утюг, ухват, русская печь, прялка, сундук, лавка, веретено и т. д. и людьми в народных костюмах.

Предъявление задания:

1. Рассмотри картинку и расскажи, что ты на ней видишь? Как ее можно назвать?

2. Какие предметы тебе знакомы? Назови.

3. Чем занимаются люди (прядет, вышивает, играет?

4. Назови, во что одеты?

5. Покажи, где прялка, шкатулка, и т. д., где их можно встретить в наше время?

Критерии оценки для обработки данных:

- Знание названий и назначений предметов быта.

- Представления о русской народной одежде.

- О занятиях людей в старину.

- Интерес к теме.

Задание 2.

Индивидуальная беседа с ребенком. «Будни и праздники»

Цель: Выяснить особенности отношения и представления о календарной жизни русского народа (будни и праздники)

Стимульный материал: Иллюстрации

Предъявление задания: Индивидуально детям задаются вопросы:

1. Что такое календарь, зачем он нужен?

2. Как ты думаешь, что такое народный календарь?

3. Что такое праздники и будни?

4. Чем праздники отличаются от будней?

В случае затруднения внимание детей обращается на приготовленные заранее картинки, и задаются вопросы:

- Как ты думаешь, где здесь праздники, а где будни? Разложи эти картинки.

- Чем заняты люди на картинках праздников и на картинках будних дней?

- Чем праздники отличаются от будней?

Критерии оценки для обработки результатов:

- Понимание понятий.

- Доказательность – умение обосновать.

- Знание признаков праздника (одежда, песни, угощения).

- Активность при обсуждении.

- Стремление к получению новых знаний.

- Наглядность.

 

Задание 3.

Экспериментальная ситуация «Выбери праздник».

Цель: выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.

Стимульный материал: подборка иллюстраций с изображением обрядовых праздников: «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Синичкин день», «Наум Грамотник».

Предъявление задания: Рассмотри картинки. На них изображены разные русские народные праздники.

1. Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?

2. Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?

3. Выбери те, которые тебе незнакомы?

4. Ты бы хотел о них узнать?

Задание 4.

Экспериментальная ситуация «Выбери игру».

Цель: Определить особенности интереса детей к русским народным играм.

Стимульный материал: Картинки с сюжетами народных и современных игр.

Предъявление задания: Рассмотри картинки:

1. Выбери из них те игры, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе нравятся?

2. В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?

3. Выбери те игры, которые ты видишь впервые.

4. Хотел бы ты узнать о них и поиграть?

На основе данных критериев можно выделить 3 уровня характеризующие своеобразие интереса и представлений о традиционной культуре:

Низкий уровень характеризуется неустойчивым или отсутствием интереса, недифференцированностью представлений, неумением выделять объекты национальной культуры. Ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого.

Средний уровень характеризуется проявлением положительного интереса к традиционной культуре. Усвоение традиций дошкольниками правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях. Ребенок затрудняется назвать некоторые элементы национального костюма, но называет принадлежность костюма, знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более двух народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.

Высокий уровень характеризуется высоким интересом, правильным, обобщенным представлением о национальной культуре, выражающимся в развернутом суждении о ней. Ребенок называет все элементы национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы быта.

Список литературы:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Акулова О. В. и др. Мониторинг в детском саду. – СПб. : Детство – Пресс, 2010.

2. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005г.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб. : Детство – Пресс, 2006.

 

 

Похожее изображение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

Сценарий урока-обобщения изученного материала (геометрия-7)...

Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов  во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...