Характеристика приемов постановки цели на уроке
материал

Пуртова Елена Александровна

Характеристика приемов постановки цели на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_priemov_postanovki_tseli_na_uroke.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы постановки цели на уроке и включения учащихся в процесс целеполагания

Приемы постановки цели на уроке

Приемы включения учащихся в процесс целеполагания

- побуждающий, подводящий диалог;

- проблемная задача, ситуация;

- работа над понятием;

- АМО «Примите к сведению»;

- АМО «Визуализация»;

- формулирование темы в форме вопроса (тема-вопрос);

- исключение;

- группировка;

- глоссарий;

- значение слова;

- формулирование цели с помощью вопросов;

- мозговой штурм;

- ситуация яркого пятна;

- домысливание (слова-помощники);

- корзина идей;

- проблема предыдущего урока;

- предъявление парадоксов;

- видеоклип, фото, картинка, пословица, изречение  - прокомментировать их.

- выдвижение гипотез, предположений;

- самостоятельный поиск решения учебной задачи;

- работа в группах;

- создание, заполнение кластера;

- совместное планирование деятельности на уроке;

Заполнение листов постановки, достижения целей и самооценки;

- Знаю (понимаю, умею) Слышал (имею представление, смогу) Не знаю (не понимаю, не умею);

- домысливание, лови ошибку;

 - Слова "помощники":

Повторим                           Я повторю

Изучим                               Я узнаю

Узнаем                                Я научусь

Проверим                            Мне пригодится

- формирование цели при помощи опорных глаголов;

- работа над понятием;

- приём «Незаконченное предложение»;

- создание проблемных ситуаций;

- приём  «Толстые и тонкие вопросы»;

- приём «Верю, не верю»;

- чтение текста, осмысление информации;

- групповое обсуждение;

- формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися;

- самостоятельное определение задач,  планирование;

- постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета;

-  театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему;

- проблемность, противоречивость знаний, дающие основание для возникновения осмысленного отношения к изучаемому материалу;

- уточняющие (наводящие) вопросы;

- апелляция к жизненному опыту детей;

- деловая игра;

- решение нестандартных задач на смекалку и логику;

- верные – неверные утверждения;

- кроссворды, ребусы, загадки;

- прием «Незаконченные предложения»;

- интеллектуальная разминка;

- приём «Дерево предсказаний»;

- проблемный эксперимент;

- определение уровня достижения цели совместно с учениками в конце урока.

Характеристика некоторых приемов постановки цели урока:

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов. Учитель называет тему урока и предлагает учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др.).

2. Работа над понятием. Учитель учащимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре». От значения слова определяется цель урока.

3. Формулировка цели с помощью вопросов. Учитель предварительно записывает тему урока и предлагает ученикам из ходя из темы и ответов на вопросы которые фиксируются либо на слайдовой презентации либо в памятке сформулировать цель урока:

- Что я узнаю на уроке?

- Чему научусь?

- Где мне пригодится полученные знания? и др.

4. Дополнение цели с помощью слов – помощников. Учитель на доске записывает тему урока и с помощью слов помощников просит учащихся сформулировать цель урока:

- Я повторю…

- Я узнаю…

- Я научусь…

- Мне пригодится…

5. Домысливание. С помощью слов помощников учащиеся формулируют цель урока:

- Вспомним…

- Повторим…

- Изучим…

- Узнаем…

- Проверим…

- Научимся…

6. Тема-вопрос. Учитель формулирует тему урока в виде вопроса, например Внешняя политика Екатерины II: продолжение курса или крутой поворот? Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

7. «Эпиграф». Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока. Например, на уроке в 5 классе по теме «Многозначные слова» эпиграф из былины об Илье Муромце: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать».

8. «Группировка». Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока.

9 «Исключение». В этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. На основе этого формулируется цель.

10. Ситуация «Яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Например, по теме «Формирование древнерусского государства» в 6 классе выделено ярким пятном «князь Олег, 982 год».  Учащиеся должны назвать почему акцент дан на это имя и дату,  и сформулировать тему и цель урока.

11. Кластер. Учитель совместно с учениками составляют кластер по новой теме урока. Гроздья кластера это то что необходимо знать, пути решения поставленной проблемы и др. На основе этого выявляется тема, цель и задачи урока.

12. Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается выполнить задание, которое невозможно сделать из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке, решение этой проблемы становится целью следующего урока.

13. Побуждающий или подводящий диалог. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение известных фактов, постепенно подводится к тому, о чем дети не могут рассказать, возникает проблемная ситуация, обсудив которую, выдвигается цель. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

14. Проблемная ситуация. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Учитель может показать видеосюжет или раздать материал с противоречивой информацией и др. Учащиеся самостоятельно формулируют проблемную ситуацию, обозначают тему урока и выдвигают учебные задачи, формулируется цель урока.

15. Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока.

16. Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

17. Определение собственных целей урока учащимися через определение важности и значимости изучаемого материала.

  В начале урока:

- Чтобы вы хотели узнать на уроке? Чему вы можете научиться?

- Для чего это необходимо знать?

- Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?

В конце урока: рефлексивный анализ в конце урока.

– Ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу.

– Определите свои затруднения во время занятия: что у вас не получилось и почему.

– Оцените свою работу (результаты выполнения заданий) по предложенной шкале.

18. Трансформация темы урока в учебные задачи:

- Информационная: Что и чему будем учиться?

- Операционная: Как и каким образом будем учиться?

- Мотивационная: Зачем нам это надо?

- Коммуникативная: С кем и где?

19. Использование наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале урока учащимся предлагается «слепая» схема, которую необходимо заполнить используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока.

20. «Отсроченная догадка». Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу,  в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. Например, урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи», на доске записывается известное предложение Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. В конце урока ученики должны назвать  в предложении самостоятельные части речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"

Доклад "Постановка целей урока, их влияние на успешность урока"...

Постановка целей и задач на уроке

Выступление на педагогическом совете школы по теме:«Постановка целей и задач на уроке» Что такое цель и задача? В чем разница? Для начала заглянем в словари. Самое интересное и наиболее полное оп...

Постановка цели урока. SMART цель.

В настоящее время рекомендуется вести подготовку к уроку более целенаправленно. Этому служит постановка цели уроки по SMART. Предлагаем вашему вниманию презентацию по данной теме....

Мастер-класс "Постановка целей на уроках с учетом возможностей кабинета географии» "

Данный мастер-класс был представлен на районном научно-практическом семинаре учителей биологии, географии и химии по теме «Целеполагание. Целеосуществление.Целедостижение.» в октябре 2013 ...

Приёмы постановки целей на уроках.

Современный подход к постановке целей и задач на уроках английского языка...