Обобщенный системный анализ урока
материал

Пуртова Елена Александровна

Обобщенный системный анализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyy_sistemnyy_analiz_uroka.docx63.39 КБ

Предварительный просмотр:

Критериально-уровневые показатели оценки эффективности «обобщённого» урока

Критерии анализа

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

2

3

4

5

Блок 1. Целеполагание

1.1. Определение планируемого результата

Учитель запланировал формирование на уроке только предметные знания и умения (традиционный подход)

Учитель номинально определил цель, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), не определил стратегию их достижения и (или) при анализе урока не смог обосновать

Учитель определил на уровне плана урока планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), разработал стратегию их достижения (при анализе испытывает затруднения в обосновании стратегии достижения и (или) есть несоответствие планируемых результатов, описанных в целевом разделе ТКУ, с этапами урока)

Учитель определил планируемые результаты, на формирование которых рассчитано занятие, разработал стратегию их достижения, соотносящуюся с целью урока, прослеживается соответствие заявленных УУД по этапам урока. При анализе урока аргументированно обосновал стратегию и способы ее достижения

1.2. Постановка цели на уроке

Отсутствует постановка цели на уроке (не сформулирована), заменена темой или поставлена недиагностично, неизмеримо

Цель поставлена учителем (диагностична, измерима, достижима), ориентирует учащихся на достижение планируемых результатов (учащиеся в постановке цели урока не участвуют)

Цель поставлена учителем совместно с учащимися (вовлечение учащихся в обсуждение, организована деятельность по приему цели) и (или) нерационально использовано время, приёмы постановки цели

Учителем рационально и целесообразно использовано время на данный этап урока, эффективно подобраны приемы постановки цели, организована деятельность по приему целей учащимися (наблюдается согласованность целей учителя и учащихся)

1.3. Мотивация учащихся

Учитель не обеспечил мотивацию учения учащихся (изучения данной темы) и (или) допустил условия, которые негативно сказались на мотивации учащихся

Учитель не смог поддерживать мотивацию, интерес учащихся на протяжении всего урока (обеспечил кратковременную мотивацию учащихся на выполнение учебной деятельности)

Учитель в течение всего урока применял формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (создав на уроке ситуацию сотрудничества)

Учитель создал мотивационные стимулы, которые обеспечили активизацию учебно-познавательной деятельности, поддержания интереса к теме, учебной деятельности на протяжении всего урока (создав на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха»)

Блок 2. Технологизация

2.1. Структура урока

Имеются нарушения в структуре выбранного типа урока и (или) нерационально распределено урочное время по этапам урока (нет логической связи между этапами урока)

Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, но учитель не уложился во времени и (или) наблюдаются резкие переходы от одного этапа к другому без связи с предыдущим

Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, учитель уложился во времени (плавный переход от одного этапа к другому) и (или) наблюдается нерациональность затрат урочного времени на некоторых этапах урока

Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока

2.2 Содержание учебного материала

Содержание учебного материала, не отражает требований программы, стандарта к теме, цели урока и (или) не соответствует исходному уровню подготовки учащихся

Учебный материал даётся в готовом виде, соответствует теме, цели урока, единице содержания, программным требованиям и (или) имеет место избыточность, недостаточность материала

Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение) не дается в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с учащимися, прослеживается практическая значимость

Оптимально подобран объем содержания учебного материала по всем этапам урока в соответствии с планируемыми результатами, уровня подготовки и специфики класса (предусмотрены дифференцированные задания для одаренных детей и с ОВЗ)

2.3. Формы, приемы, методы обучения

Формы, приёмы, методы обучения неадекватны поставленным целям, содержанию, уровню подготовки учащихся (используются в основном репродуктивные методы и приемы)

Формы, приёмы, методы соответствуют поставленным целям, но не учтены особенности класса, их уровень подготовленности (преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся и (или) объяснительно-иллюстративный метод)

Адекватность выбора форм, приемов, методов по этапам урока в соответствии с планируемыми результатами; преобладают продуктивные приемы обучения, применяются активные методы обучения, организация групповой, парной, коллективной форм работы

Целесообразное и эффективное использование форм, приемов, методов по этапам урока в соответствии с формируемыми видами деятельности, единицей содержания и уровня подготовки учащихся (основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечили деятельностный характер обучения)

2.4. Применение современных образовательных технологий

Учитель не использовал современные образовательные технологии

Учитель использовал на уроке технологию/и (не соблюдая правила и особенности выбранной технологии), и (или) при анализе не смог аргументированно обосновать целесообразность и уместность ее использования по достижению планируемого результата

Учитель использовал приемы и методы разных технологий (или одной), адекватные планируемым результатам, единице содержания образования, особенностям класса

Учитель использовал технологию/и нацеленные/ую на достижение планируемых результатов, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии. При анализе смог аргументированно обосновать целесообразность использования

Блок 3. Познавательная деятельность учащихся

3.1. Учебная деятельность учащихся

Нет целенаправленного чередования видов учебной деятельности учащихся, вовлечены в репродуктивную деятельность и (или) неорганизованность, наличие нарушений дисциплины

Не прослеживается целенаправленность в организации учебно-познавательной деятельности учащихся по этапам урока, но есть чередование различных видов деятельности и (или) темп урока слишком быстрый, медленный

Учащиеся вовлечены в целенаправленную продуктивную деятельность с чередованием различных ее видов (темп обеспечил активность большинства учащихся)

Учащиеся вовлечены в целенаправленную продуктивную учебную деятельность, разнообразную по содержанию и форме; обеспечен оптимальный для учащихся темп урока, использован широкий спектр заданий проблемного и развивающего характера, адекватных поставленным целям и индивидуальным особенностям обучающихся

3.2. Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся на уроке отсутствует и (или) непосильна, низкий уровень самостоятельности выполнения заданий, качество выполнения

Самостоятельная работа присутствует номинально (учащиеся выполняют однотипные, однообразные задания), большую часть работы выполняется совместно с учителем, работа носит репродуктивный характер

Учитель организовал самостоятельную работу учащихся, обеспечил учебно-методическое обеспечение (карточки с заданиями, дополнительной информацией и т.д.)

Учителем оптимально подобран объем и формы самостоятельной работы учащихся, в соответствии с целью, планируемыми результатами, организован контроль за выполнением с оказанием своевременной помощи (наличие дифференцированных заданий с учетом уровня подготовки учащихся)

3.3. Домашнее задание

Домашнее задание не задано или задано номинально (указаны номера, продукт деятельности без объяснений и инструктажа учителя), и (или) объем заданий не соответствует нормативам

Домашнее задание соответствует нормативам, недостаточно доступно проведен инструктаж, нет дифференциации заданий

Домашнее задание соответствует нормативам, есть инструктаж, соответствует целям урока, способствует закреплению материала, доступность инструктажа, дифференциация заданий

Домашнее задание соответствует содержанию, учебной деятельности, проходимой на уроке; дифференцированно, проведен инструктаж, соблюден оптимальный объём, предоставлено право выбора выполнения домашнего задания. В случае отсутствия домашнего задания учитель при анализе аргументированно обосновал его отсутствие

Блок 4. Результативность урока

4.1. Оценивание

Оценивание учеников отсутствует

Оценивание традиционное, без объяснения выставленной оценки или после звонка

Оценивание критериальное с объяснением выставленных баллов, своевременный текущий контроль (анализ ошибок) эффективно подобраны средства контроля (КИМы), элементы формирующего оценивания

Оценивание с использованием КОЗ, КОТЗ, оценочных листов и (или) соответствие методов обучения и процедур оценивания (учащиеся включены в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям)

4.2. Рефлексия

Рефлексия на уроке отсутствует (не организована мобилизация обучающихся на осмысление того, что было сделано на уроке)

Рефлексия присутствует только в конце урока (мобилизация обучающихся на осмысление того, что было сделано на уроке, чему научились)

Частое использование рефлексивного анализа по ходу урока. Учитель организует экспресс-диагностику на уроке так, чтобы каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит поработать

Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока, на разных его этапах, с использованием приёмов рефлексии; обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (выявляют причины учебных затруднений, возникших в ходе урока и пути их устранения)

4.3. Результат урока

Поставленная в начале урока цель не выполнена, результат не достигнут

Поставленные цели реализованы не в полном объеме, не все планируемые результаты достигнуты и (или) нет возврата к цели в конце урока с оценкой ее достижения

Поставленные цели выполнены в полном объеме, планируемые результаты достигнуты, однако в ходе рефлексии учебной деятельности и выполнения учебных заданий у учащихся выявлены затруднения

Соответствие полученных результатов целям, планируемым результатам (совместно с учащимися определен уровень достижения цели)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Системный анализ урока"

Программа повышения квалификацйии педагогических кдров "Системный анализ урока"...

Системный анализ урока.

Системный анализ урока в соотвествии с требованиями ФГОС ООО....

Системный анализ урока

Системный анализ урока...

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения  в рамках введения системно- деятельностного подхода  ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного  подхода...