Читательская грамотность
методическая разработка (5 класс)

Тельпис Александра Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.krupin_a_ty_ulybaysya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Крупин
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"

Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

"А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

 

Об авторе

Владимир Николаевич Крупин — известный современный писатель, публицист, общественный деятель. Родился в 1941 г.

В его произведениях – нравственные, философские проблемы. Он пишет о современниках, о нравственных ценностях, резко осуждая непорядочность во всех её проявлениях.


Коды

Читательские умения

Примеры

1

Находить и извлекать информацию

1.1.

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с творчеством В.Н.Крупина :  https://www.youtube.com/watch?v=Hhy55ZnmSFA

http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/krupin.php

1.2.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2.

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Назовите главных действующих лиц. Укажите кто есть кто?

1.3.

Определять наличие/отсутствие информации

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

Составьте план текста.

Какова основная мысль текста?

2.3.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4.

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

В каком значении

2.5.

Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6.

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7.

Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.

Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Какое значение имеют слова…. в тексте? Почему…

3.

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1.

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2.

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

Определите стиль текста. По каким признакам вы это поняли?

3.3.

Понимать назначение структурной единицы текста

К какой лексической группе относятся слова…

С какой целью автор использует их в тексте?

3.4.

Оценивать полноту, достоверность информации

3.5.

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.

Использовать информацию из текста

4.1.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3.

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

Откуда такое бессердечие, такая злость? Кто виноват в этом?  Ответ обоснуйте

4.4.

Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5.

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

Напишите небольшое размышление:

Как воспитывать доброго, порядочного человека?

4.6.

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью


Основные мысли

  • Жестокость. Она- порождение общества, среды, в которой живёт человек.
  • Особенно страшна жестокость со стороны детей, подростков, ведь её проявление в этом возрасте могут стать сутью характера, чуть ли не принципом в жизни: можно жестоко, грубо относиться к окружающим.
  • Это « можно» почувствовали подростки в рассказе В.Крупина. Они, делая больно другим, унижая их, часто под видом игры, на самом деле очень жестоко относились друг к другу, прикрывая свои действия словами : « А ты улыбайся!»
  • Как страшен финал рассказа: «Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню» .Откуда такое бессердечие, такая злость ? Кто виноват в этом?
  • Взрослые пытаются как-то решить этот вопрос, даже собираются все члены ЖКХ, обсуждают вопрос о детской жестокости. Нашли выход- решили построить ещё одно хоккейное поле. Но спасёт ли это положение?
  • Не с семьи ли надо начинать, не с самих ли взрослых, которые так часто далеко от своих детей, заняты своими делами и просто пропускают тот момент, когда ребёнок уже совершает низкие поступки.
  • Доброта, милосердие, сочувствие — всё это закладывается в детстве, в первую очередь, в семье. Пример родителей, вовремя прочитанные хорошие, добрые книги, просмотренные всей семьёй фильмы, совместные прогулки — вот та почва, на которой можно взрастить порядочную личность. Не стоит забывать о этом, словно предупреждает автор. Тогда слова «А ты улыбайся!» действительно будут иметь прямой смысл- улыбайся жизни, людям, близким, будь добр к ним.

Основные проблемы

  • Проблема воспитания детей и подростков. Как воспитать доброго, порядочного человека?
  • Проблема детской жестокости. Как противостоять агрессии, жестокости со стороны детей, что необходимо сделать родителям, взрослым, чтобы сформировать высокие нравственные качества ребёнка?
  • Проблема взаимоотношений родителей и детей. Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей, какие принципы должны лежать в их основе. Как заслужить уважение и доверие ребёнка, помочь ему стать личностью?

Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Нравственные проблемы» В.Крупин «А ты улыбайся!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Презентация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"

Презениация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"...