Статья " Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности"
статья (9 класс)

В статье представлен опыт работы над формированием функциональной грамотности в рамках  проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности

Сущность функциональной грамотности состоит в способности человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Знакомство с инновациями стало доступным каждому ребенку, благодаря развитию:

  • работы технопарков кванториумов;
  • электронной образовательной среды;
  • проектной деятельности обучающихся.

В свете этого особое место начинают занимать знания, умения и навыки, полученные в результате работы обучающихся над проектом.

Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные (общекультурные) компетенции, креативное мышление.

Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии.

Я бы хотел осветить основные положительные моменты реализации составляющих функциональной грамотности учащихся в ходе разработки проектов, подчеркнуть наиболее легкие задачи и вопросы, решаемые детьми самостоятельно, вопросы, в которых им нужна помощь, подсказка или корректировка, и проблемные вопросы, и задачи, с которыми ребятам справиться самостоятельно очень сложно.

А также ознакомить Вас и поделиться с Вами  некоторыми результатами нашей деятельности на примере двух проектов.

(работа со слайдами)

  • Тема, Методологический аппарат, Цели, задачи, гипотеза
  • Анализ литературных источников
  • Анализ существующего метода ТОиР ВАТ
  • Креативное мышление – Предлагаемый метод ТОиР
  • Апробация на технике
  • Акты апробации и реализации
  • Экономическая эффективность разработанных решений

(Инициативная НИР)

Вывод: дети приобретают огромный опыт работы с литературой, с людьми, воплощения в реальность знаний и умений, реализации своих практических навыков выполнения и оформления работ. И как итог представление проектов широкому кругу зрителей, компетентному жюри, опыт в самооценке и самокритике, попытке самостоятельно оформить научную статью и подать заявку в РОСПАТЕНТ (ФИПС).

(работа со слайдами)

При работе над вторым проекте дети больше проявляют самостоятельности (материал сложный теоретически и презентационно). Но уже самостоятельно дополнительно к сформированным знаниям, умениям и навыкам функциональной грамотности определили дальнейшие направления исследования и работы, сформулировав основные цели и задачи.

Работа над проектом нацеливает обучающегося на разрешение конкретной проблемы. Зачастую она носит социально значимый характер. А это, ни много, ни мало – приобщение подростка к миру своего будущего, к формированию собственной ответственности и значимости своего труда для всего общества.

Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля. Проектная деятельность активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность учащихся, на основе опыта практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД"

Статья раскрывает роль проектно-исследовательской деятельности в формирвании УУД учащихся....

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...

Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности

Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные...