ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья

Бурганова Ильмира Музиповна

Взаимодействие человека с природой всегда было способом его выживания и развития. Единство и борьба, противостояние и гармония, преобразование и созерцание – эти противоречивые отношения воплощались во взаимосвязи естественного и искусственного миров и претерпевали значительные изменения, отражающие уровень человеческого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_matematiki_statya.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

        Взаимодействие с природой - необходимое условие существования и развития общества. В настоящее время деятельность человека привела к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов.  Именно человек является одной из составных частей природы. Недаром наши предки с уважением относились ко всему, что их окружало. Например, древние индейцы Сиу утверждали: «Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле». Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями.
Взаимодействие человека с природой всегда было способом его выживания и развития. Единство и борьба, противостояние и гармония, преобразование и созерцание – эти противоречивые отношения воплощались во взаимосвязи естественного и искусственного миров и претерпевали значительные изменения, отражающие уровень человеческого развития.

Необходимость подготовки людей к решению экологических проблем потребовала экологизации всех сфер жизни и деятельности общества, в том числе и школьного образования.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:
- учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, а среда обитания и дом человека;
- развивать потребность общаться природой, наслаждаться её красотой и величием;
- овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

        Педагогический коллектив нашей школы осуществляет деятельность по экологическому образованию и просвещению. В школе проходят ежегодные научно-практические конференции для педагогических работников района и республики, на которых учителя обмениваются педагогическим опытом и представляют свои методические разработки.

Одной из главных задач школы является умение доступно, опираясь на различные источники информации, раскрыть учащимся возникшие перед человеческим обществом экологические проблемы, возможные пути их решения. Важное место в воспитательной работе занимает формирование у школьников экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения к природе (экология природы), к окружающему миру, к себе как составной части природы (экология здоровья). Деятельность нашего педагогического коллектива направлена на воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности школьника, сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.

Изучение естественно-математических наук имеет большие возможности в плане экологического воспитания, обогащения кругозора, наблюдательности, мышления учащихся, воспитания бережного отношения к природе.

Связь экологии и математики как науки очевидна. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении, а экология занимается исследованием.

Моя задача, как учителя математики - раскрыть возможности решения экологических проблем средствами естественно-математических наук, расширить знания о связи математики и экологии, углубить умение анализировать факты, делать выводы.

Специфика предмета такова, что рассматривать на уроках глобальные экологические проблемы и обсуждать пути их решения мы не можем, тем более что они будут выглядеть надуманно, и будут уводить нас от главной цели – усвоение математических знаний. Однако рассматривать интересные данные о живой и неживой природе, о том, как деятельность человека влияет на окружающую среду, не только можно, но и нужно. Это позволяет расширять представление детей об окружающем мире, показывать необходимость заботливого отношения человека к окружающей среде. Именно в этом и состоит возможность экологического воспитания на уроках в 5-7 классах. Приведем примеры заданий, которые можно использовать в практике.

 Задачи о вреде курения.
Задача 1
. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать – меньше на 300 г. Определите, сколько весит новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят и папа, и мама?
Задача 2
. Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в нашем селе 2000 жителей и курят приблизительно 30% населения.

Задачи, направленные на сохранение природных богатств.

Задача1. Чтобы произвести 1 тонну бумаги необходимо срубить 17 деревьев. Но каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры учащимся нашей школы, чтобы сохранить 34 дерева? Сколько килограмм макулатуры должен принести каждый ученик, если в школе 500 ребят?

Задача2.Сколько ведер, емкостью 12 л попусту вытекает из крана за месяц (30 дней), если известно, что за сутки через плохо закрытый кран со струей толщиной в спичинку, теряется 400 л воды?

Задачи по теме «Загрязнение окружающей среды»
Задача 1. Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км “выдыхает” 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в районе 3000 личных автомобилей.

Задача 2.        Небольшой лиственный лес за год отфильтровывает около 70 тонн пыли, а такой же хвойный- 35 тонн пыли. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает за год лиственный лес, чем хвойный?

В старших классах, когда ученики знакомятся с понятиями функции, производной, интеграла, можно показать применение математического анализа в естественных науках.

При изучении темы «Производная» рассматривается механический и геометрический смысл производной. Аналогичным образом можно рассмотреть задачи о скорости химической реакции и скорости роста популяции, росте численности населения и сделать выводы:

1) скорость химической реакции есть производная количества вещества m=m(t) по времени t;

2) скорость роста популяции есть производная размера популяции p=p(t) по времени t. Если популяция в момент времени t насчитывает особей, то скорость роста (время в часах) популяции 200t. Если t=5, то скорость роста 1000 особей в час.

Работу по экологическому воспитанию в школе нужно проводить, начиная с младших классов и до окончания школы. Так как в большинстве школ в учебном плане не предусмотрен отдельный предмет «Экология», то занятия по данной тематике должны быть представлены в других школьных дисциплинах и внеклассной работе. На математике учащиеся охотно решают задачи экологического содержания. Учителю надо организовать деятельность так, чтобы в ходе урока обратить внимание на причины того, о чем говорится в задаче, какие последствия может иметь деятельность человека и как можно уменьшить вред, наносимый природе. Такая работа поможет школьникам по–другому взглянуть на окружающий мир. В старших классах использование задач экологического содержания способствует развитию интереса обучающихся к урокам математики, развивает математическую и литературную речь, кругозор, мышление, память, помогает осознанно получать экологические знания.

На долю поколения, которое сегодня учится в школе, выпадает принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учиться!
Г. А. Ягодин

Через отношение учащихся к природе, через призму поступков можно судить об их социально-этической зрелости, формировании экологической культуры. Защита природы – дело совести и долг каждого из нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

Экологическое воспитание на уроках математики

Экологическое воспитание на уроках математики...

Организация работы по экологическому воспитанию на уроках математики

В работе описываются актуальность, цели, задачи экологического воспитания на уроках математики при помощи применения  текстовых задач с экологическим содержанием в 7-9 классах....

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...

Выступление "Экологическое воспитание на уроке математики"

Выступление на семинаре по обмену опытом для педагогических работников образовательных организаций на тему: "Актуальные проблемы экологического образования и воспитания детей среднего и старшего ...

Экологическое воспитание на уроках математики

В статье рассматривается деятельность школы по экологическому образованию и воспитанию, описывается возможность экологического воспитания на уроках математики и приводятся материалы, которые используе...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...