Гагаринский урок
классный час

Гриднева Ангелина Юрьевна

Сценарий классного часа "Гагаринский урок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gagarinskiy_urok_2021_gridneva_a.yu_.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тема методической разработки:

«Космос - это мы»

(Гагаринский урок)

Гриднева Ангелина Юрьевна,

учитель математики

филиал МБОУ «Уваровщинская сош»

в п. Краснослободский


  1. Пояснительная записка

12 апреля 1961 года – день, в который советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в космос. Полет продолжался 108 минут, стал грандиозным событием для страны и мира, подвигом советского человека и гражданина.

В ознаменование первого полета человека в космос указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года был установлен День космонавтики (12 апреля). Инициатива празднования памятной даты принадлежит Герману Титову, второму летчику-космонавту СССР, который обратился в ЦК КПСС с соответствующим предложением 26 марта 1962 года. В Российской Федерации День космонавтики отмечается в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

Полет человека в космос является великим достижением человечества. Выход человека за пределы Земли, в околоземное пространство, стоит в одном ряду с важнейшими событиями глобальной истории.

Мир сразу оценил значение полета человека в космос. Сбылась давняя мечта живущих на планете. Это событие объединило людей разных стран, континентов, вероисповеданий, общественно-политических взглядов. Космическая эра возродила мечту человечества о совместных усилиях людей Земли по освоению ближнего и дальнего космоса.

Неоценимый вклад советских и российских исследователей космоса в науку принадлежит всему человечеству. Он был по достоинству оценен мировым сообществом. Не случайно 12 апреля отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики согласно протоколу (п. 17) 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, которая состоялась в ноябре 1968 года, а также согласно решению Совета Международной авиационной федерации, которое было принято 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта СССР.

  1. Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
  2. Тема воспитательного мероприятия: «Космос – это мы» (Гагаринский урок)

Актуальность темы методических рекомендаций обусловлена существенным ростом в нашей стране в последние годы интереса к освоению и исследованию космоса. Сегодня наличие, поддержание и наращивание мощи космической отрасли являются непременными условиями вхождения в круг держав, стремящихся быть во главе мировых технологических инноваций, определяющих основные направления научнотехнического прогресса.

В 2021 году в нашей стране отмечается юбилейная дата – 60-летие со дня полета в космос Ю.А. Гагарина, что, несомненно, должно найти отражение в проведении Гагаринского урока

  1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7 класс, 12-14 лет.
  2. Роль воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: методическая разработка воспитательного мероприятия «Космос – это мы» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает воспитать в учащихся чувства уважения и гордости к достижениям великих людей, связана с развитием патриотического духа.

1.5 Цель: воспитание патриотизма у подрастающего поколения, уважения к достижениям нашей Родины.

       Задачи:         

  1. Расширить знания учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос;  изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А. Гагарина; показать роль отечественной космонавтики в мире и перспективы ее развития.
  2. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, использовать полученные результаты в жизни.
  3. Воспитать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину – великую космическую державу,  за наш город, научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории, окружающим людям; сформировать качества активного гражданина.
  1.  Форма проведения воспитательного мероприятия: беседа-обсуждение, блиц-опрос, викторина.
  2.  Педагогическая технология, используемая для достижения планируемых результатов: технология критического мышления; коммуникативная технология, ИКТ.

1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: презентация, ноутбук, проектор, экран, портреты известных космонавтов, колонки, демонстрационный фильм «Первый полет в космос».

  1. Основная часть

Ход урока:

Я помню, солнце в этот день искрилось:

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали –

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,

Осваивают космос корабли…

А начинал – российский, славный парень,

ГАГАРИН – ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

(Инна Левченко)

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня мы с вами проведем необычный урок, посвящённый важной и знаменательной дате всего человечества, надеюсь он будет интересным и плодотворным.

  1. Постановка темы урока.

Внимание на экран (идёт видео, на котором запечатлён первый запуск ракеты с человеком на борту).

а) О каком знаменательном событии сегодня пойдет речь?

б) Как вы считаете, представители каких профессий трудились для осуществления этого полёта?

в) Чем был так важен этот полёт?

История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос. Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями, а на их долю, как известно, выпадают самые трудные испытания. Каждый год мы с благодарностью вспоминаем об этом великом человеке, открывшем эру пилотируемых полётов в космос. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам – таков сложнейший путь, пройденный нашей пилотируемой космонавтикой.  

1:  12 апреля 1961 года! Первый полет человека в космос! Эта дата открывает новую страницу в истории человечества. Сегодня мы с вами проведем час общения, посвященный Ю.А. Гагарину – человеку, шагнувшему в космос.

2:  Детство Юрия, родившегося 9 марта 1934 года, прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем в небольшом городке Гжатске.

Родители, дедушки и бабушки – крестьяне, образование получить не могли, но руки у них были золотые. К труду они приучали и своих детей. И дети гордились, когда впервые что-нибудь получалось самостоятельно: удалось запрячь лошадь, поправить забор, насадить топорище.

3 : Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. Первое сентября 1941 г. – Юрий пошел в 1-й класс Клушинской школы. В свой первый учебный день Юра читал свое любимое стихотворение о летчиках.

«Мой милый товарищ, мой лётчик,
Хочу я с тобой поглядеть,
Как месяц по небу кочует,
Как по лесу бродит медведь…»

4: К учению Юра относился серьезно, не гнался за отметками, просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее.

Шла война… Она принесла много лишений. Пришлось хлебнуть немало горя и нужды. На счету был каждый кусочек хлеба. 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село. Два долгих года пробыли немецко – фашистские войска в Клушино и два года маленький Юрий видел все ужасы, присущие войне.

5: 9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились.

Чтобы быстрее начать помогать родителям, в 1949 году Юрий решил поступить в ремесленное училище. Ему исполнилось 15 лет. Дядя посоветовал Юрию пойти в ремесленное училище при заводе сельскохозяйственных машин в Люберцах, около Москвы.

В училище определилась его профессия – формовщик литейного цеха. Профессия литейщика не из легких. Она требует не только знаний и опыта, но и большой физической силы. Свободного времени было не много, но его хватало на выполнение комсомольских поручений и на игру в баскетбол.

6: Труднее стало, когда Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, но школу он окончил.

Дирекция ремесленного училища послала лучших учеников – Юру Гагарина и несколько его друзей – в Саратов, в индустриальный техникум по той же литейной специальности, далекой от самолетов и космических дел.

7: В техникуме Юрий увлекся спортом и физикой. Здесь же началась его «космическая биография». В литейщике родился летчик. Юрий решил начать с аэроклуба, там пришлось изучать теорию, осваивать полеты, прыжки с парашютом.

После окончания техникума – Оренбургское авиационное училище. И хотя Юрий не стал техником-летчиком, знания, полученные им во время учебы, и профессиональные навыки пригодились ему в жизни.

8: Годы учения в Оренбурге совпадали с первыми советскими успехами в завоевании космоса.

Воспоминания жены Ю.А. Гагарина – Валентины:  «После училища мы с Юрой приехали на службу на Север, в край полярных ночей. Там он много летал, а еще больше учился.

Юра подал рапорт с просьбой зачислить его в группу подготовки космонавтов после полета третьей космической ракеты, сфотографировавшей обратную сторону Луны. Подобных заявлений было тогда немало, и не только от летчиков. Юра был молод, здоров, хорошо себя чувствовал во время полетов и прыжков с парашютом, но не слишком надеялся на успех. Какова же была радость, когда пришел вызов из Москвы!

Пройдена первая, очень тщательная медицинская комиссия, после которой пришлось вернуться на Север. Окончательный ответ не приходил долго. В канун двадцатипятилетия пришел редчайший из подарков – вызов в Москву!»

9: Рассказ дублера Ю.А. Гагарина – Германа Титова: 

«Нас, будущих космонавтов, поселили под Москвой, в месте, которое сейчас называется Звездный городок».)

Быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться. К полетам нас готовили специалисты в различных областях. Мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину.

10: Кроме теории, много времени уходило на физическую подготовку. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина, велосипед. Регулярно, в любую погоду, под наблюдением врачей.

А вскоре настало время специальных тренировок – испытаний в сурдокамере, где царит абсолютная тишина; на стремительной центрифуге; в термокамере с обжигающим воздухом; в самолетах, где специально создается состояние невесомости.

11: Готовился и космический корабль. Его мы увидели впервые летом 1960 года, за 9 месяцев до старта. Тогда же мы увидели, что его оболочка разогревается до нескольких тысяч градусов.

- Гагарину хорошо, - шутили космонавты, - он литейщик, привык стоять у раскаленной печи».

12:   День перед отлетом был отведен для полного отдыха. Друзья вспоминали детство, прочитанные книги, увиденные фильмы, забавные случаи. О полете не говорили. Спать легли в 9 часов. В половине шестого их разбудил врач.

Последняя проверка. Все в норме.

Помогли Юрию надеть скафандр.

Прежде чем попрощаться со всеми у подножья ракеты, Ю.А. Гагарин сделал заявление.

После этого заявления Ю.А. Гагарин попрощался с провожающими и на лифте поднялся к вершинам ракеты.

13: 9 часов 07 минут. Дается зажигание, и Королев сообщает: «Предварительная ступень… Промежуточная…Главная…Подъем…»

и тут же, как продолжение его слов, знаменитое гагаринское «Поехали!»

14: 

Курились дымки призрачно и зыбко,

Светилась в небе зоревая шаль.

И он сказал: - «Поехали» - с улыбкой,

Светящейся стрелой умчался в даль.

Взгляд материнский устремился к сини,

Не сомневаясь в стойкости его,

Следила благодарная Россия

За яркой трассой сына своего…

15: И вот возвращение на Землю. Все системы сработали отлично, Гагарин благополучно опускался. В 10 часов 55 минут Юрий Гагарин совершил приземление.

16:  Когда на Землю он вернулся,

Закончив звездные дела,

Так белозубо улыбнулся, улыбка так была тепла,

В ней только доброта и сила –

Ни капли превосходства нет.

Как будто роща излучила

Березовый, озерный свет.

17: Полет Гагарина длился, по сегодняшним меркам, недолго – 1 час 48 минут. Но как велико его значение! Как много изменили эти 108 минут! Они стали прорывом человечества в будущее.

18: Сбылась давняя мечта людей: был сделан первый шаг в неизведанный мир Вселенной. Полет Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе.

Эти 108 минут изменили людей. Они стали сильнее, увереннее в своем человеческом достоинстве и могуществе… Юрий Гагарин не только поднялся над планетой и не столько возвысился над другими людьми, сколько вместе с собою поднял на пьедестал всю свою эпоху и возвысил всех землян на уровень, до него казавшийся недостижимым.

19: Своим полетом, всей своей жизнью Юрий Гагарин дал нам урок мужества и самообладания, честности и открытости, скромности и доброты, трудолюбия и любознательности, жизнерадостности и оптимизма… Гагарин стал эталоном Человека, гражданина, патриота.

Судьба Юрия Алексеевича – яркий пример того, что уникальными нередко становятся люди обыкновенные. Он начал жизнь неприметным среди других родившихся в том году мальчишек, а закончил ее как любимец века, как пионер космоса.

Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета в возрасте 34 лет…

20: Еще и песня до конца не спета,

И рукоплещут миллионы рук,

Но человека из легенды нет,

Растаял, словно самолета звук.

Вопросы викторины

  1. Что такое космос? (Космос(греч.-мир)-то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого космос означает - порядок).
  2. Для чего человек стремится к освоению космоса? (ответом может послужить высказывание К.Э.Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели»).
  3. Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо? (Астрономия).
  4. Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин).
  5. Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос? (космическая ракета).
  6. Кого называли «отцом русской космонавтики»? (Константина Эдуардовича Циолковского).
  7. Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля? (Сергей Павлович Королёв).
  8. Кто первым выдвинул идею ракетного летательного аппарата? (Николай Иванович Кибальчич – русский революционер, изобретатель, участник покушения на Александра II. Он выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги).
  9. Кто первым выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов? (российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов).
  10. В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 года).
  11. Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР)).
  12. Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали? (собака Лайка).
  13. В каком году первое живое существо побывало в космосе? (3 ноября 1957 – запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку).
  14. В каком году был совершен первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю? (19 августа 1960 года на корабле «Спутник-5».Этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка).
  15. Как назывался корабль, на котором совершил свой полёт Ю.А.Гагарин? («Восток-1»).
  16. Когда был совершен первый в истории человечества полёт в космос? (12 апреля 1961 года).
  17. Кто и когда совершил первый выход в открытый космос? (18 марта 1965 года – совершен первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды герой Советского Союза. совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2»).
  18. Кто был первой женщиной-космонавтом? (16 июня 1963 года выполнен первый в мире полёт в космос женщины-космонавта. Это была Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6»).
  19. Кто из космонавтов произнёс знаменитую фразу: «Эй! Небо, сними шляпу»? (Валентина Владимировна Терешкова).
  20. Когда состоялась первая высадка человека на Луну? (21 июля 1969 года – первая высадка человека на Луну; американский астронавт Нил Олден Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Он доставил на Землю первые пробы лунного грунта).
  21. Кто из женщин первой вышла в открытый космос? (первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7»).
  22. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (первый в мире полёт человека в космос).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСМОС - ЭТО МЫ. ГАГАРИНСКИЙ УРОК

Презентация к классному часу, посвященному 55 - летию первого выхода корабля - спутника с человеком на борту на околоземную орбиту...

Всероссийский урок имени Ю.А. Гагарина " Космос -это мы. Гагаринский урок."

12 апреля 2016 года -55 лет первого полета человека в космос Ю.А. Гагарина....

Космос- это мы. Гагаринский урок.

Заметка в газету. Отчет об уроке....

Гагаринский урок.Тема: "Космос -это мы".

Познакомить детей с первооткрывателями космоса и с историей создания ракетной техники....

Гагаринский урок. В.В. Терешкова

Фото и доклад о полете В.В. Терешковой для классного часа...

Гагаринский урок

Цели и задачи:Закрепить и расширить знания учащихся о космонавтике, об ее основателях, первом пилотируемом полёте в космос;- изучить жизнь и деятельность Ю.А. Гагарина;- научить ценить, беречь и разви...

Презентация "Гагаринский урок" 2018 г.

В презентации рассмотрены ключевые моменты в развитии космонавтики в России....