Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (6 класс)
Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" предназначен для проведения занятий в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11» города Смоленска
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете МБОУ «СШ № 11» Протокол № Х от ХХ.08.2022 | СОГЛАСОВАНО Зам.директора ________ /Фамилия И.О | УТВЕРЖДЕНО Директор ______ /Фамилия И.О. от ХХ.08.2022 № ХХ-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
внеурочной деятельности
для 6 класса
Составитель: Лукина Е.В.,
учитель математики
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 6 класса составлена на основе учебной программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2014 г.
«Финансовая грамотность» является курсом внеурочной деятельности, реализующим интересы обучающихся 6 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет;
- экономические отношения семьи и государства;
- семья и финансовый бизнес;
- собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов |
МОДУЛЬ 1. Доходы и расходы семьи | 10 |
МОДУЛЬ 2 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 |
МОДУЛЬ 3 Семья и государство: как они взаимодействуют | 8 |
МОДУЛЬ 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 10 |
ИТОГО | 34 |
- Содержание курса
Модуль 1. Доходы и расходы семьи.
Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами? Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить.
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней,аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Модуль З. Семья и государство: как они взаимодействуют.
ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Налоги. Социальные пособия.
Модуль 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире
Календарно-тематическое планирование
№ П/П | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ | КОЛ- ВО ЧАСОВ | ДАТА |
Доходы и расходы семьи (10 часов) | |||
1-2 | Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами? | 2 | |
3-4 | Какие бывают источники доходов | 2 | |
5-6 | От чего зависят личные и семейные доходы | 2 | |
7-8 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 2 | |
9-10 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 2 | |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) | |||
11-12 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | |
13-14 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | |
15-16 | Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). | 2 | |
Семья и государство: как они взаимодействуют (8 часов) | |||
17-18 | Налоги. | 2 | |
19-20 | Какие бывают налоги. | 2 | |
21-22 | Социальные пособия. | 2 | |
23-24 | Мини-исследование в группах «Государство - это мы!». | 2 | |
Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов) | |||
25-26 | Банковские услуги. | 2 | |
27-28 | Что такое бизнес. Как создать свое дело. | 2 | |
29-30 | Собственный бизнес. | 2 | |
31-32 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 2 | |
33-34 | Валюта в современном мире. | 2 |
Используемая литература:
- Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
- Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
- Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
- Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
- Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
Интернет-источники
- Cайт журнала «Семейный бюджет»http://www.7budget.ru;
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru;
- Журнал «Работа и зарплата» http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabotai-zarplata;
- Портал «Профориентир. Мир профессий»http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
- Сайт «Все о пособиях» http://subsidii.net/
- Сайт «Все о страховании» http://www.o-strahovanie.ru/vidistrahovaniay.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/11/picture-858698-1605043858.png)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/07/picture-996478-1530985044.png)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-69355-1535773810.jpg)
ДО План уроков по программе «Основы семейного бюджета» по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс
Тема: «Банковские услуги»Цель: расширение кругозора в области экономической жизни общества.Задача: формирование понимания необходимости банковской структуры для общества, овладение начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-62835-1365427794.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-62835-1365427794.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-62835-1365427794.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов
Рабочая программа разработана и составлена на основе учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1223450-1587953748.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс
Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....