Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (6 класс)

Курс внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" предназначен для проведения занятий в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_vneurochnoy_deyatelnosti.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

МБОУ «СШ № 11»

Протокол № Х от ХХ.08.2022

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора

________ /Фамилия И.О

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______ /Фамилия И.О.

от ХХ.08.2022 № ХХ-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

для 6 класса

Составитель: Лукина Е.В.,

учитель математики

2022 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 6 класса составлена на основе учебной программы Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2014 г.

«Финансовая грамотность» является курсом внеурочной деятельности, реализующим интересы обучающихся 6 классов в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства;
  • семья и финансовый бизнес;
  • собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение        общей        цели        и        путей        её        достижения;        умение        договариваться        о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

  1. Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

МОДУЛЬ 1. Доходы и расходы семьи

10

МОДУЛЬ 2 Риски потери денег и имущества и как человек

может от этого защититься

6

МОДУЛЬ 3 Семья и государство: как они взаимодействуют

8

МОДУЛЬ 4 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

10

ИТОГО

34

  1. Содержание курса

Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами? Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и        семейные доходы. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. Что такое семейный бюджет и как его построить.

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней,аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Модуль З. Семья и государство: как они взаимодействуют.

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды. Налоги. Социальные пособия.

Модуль 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире

  1. Календарно-тематическое планирование

№ П/П

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛ- ВО ЧАСОВ

ДАТА

Доходы и расходы семьи (10 часов)

1-2

Деньги:        что        это        такое?        Что        может

происходить с деньгами?

2

3-4

Какие бывают источники доходов

2

5-6

От чего зависят личные и семейные доходы

2

7-8

Как контролировать семейные расходы и

зачем это делать

2

9-10

Что такое семейный бюджет и как его

построить

2

Риски потери денег и имущества и как человек

может от этого защититься (6 часов)

11-12

Особые жизненные ситуации и как с ними

справиться

2

13-14

Особые жизненные ситуации и как с ними

справиться

2

15-16

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться

большему).

2

Семья и государство: как они взаимодействуют (8 часов)

17-18

Налоги.

2

19-20

Какие бывают налоги.

2

21-22

Социальные пособия.

2

23-24

Мини-исследование в группах «Государство -  это мы!».

2

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (10 часов)

25-26

Банковские услуги.

2

27-28

Что такое бизнес. Как создать свое дело.

2

29-30

Собственный бизнес.

2

31-32

Можно ли выиграть, размещая сбережения в

валюте.

2

33-34

Валюта в современном мире.

2

Используемая литература:

  1. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Материалы для учащихся. «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
  2. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. КИМ «Финансовая грамотность», 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
  3. Е.        Вигдорчик,        И.        Липсиц,        Ю.        Корлюгова.        Учебная        программа        «Финансовая грамотность»,6класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
  4. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. «Финансовая грамотность» методические материалы для учителя, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018
  5. Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» материалы для родителей, 6 класс. – М.: «ВИТА Пресс», 2018

Интернет-источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц...

ДО План уроков по программе «Основы семейного бюджета» по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс

Тема: «Банковские услуги»Цель: расширение кругозора в области экономической жизни общества.Задача: формирование понимания необходимости банковской структуры для общества, овладение начальн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов

Рабочая программа разработана и составлена на основе  учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...

Программа курса внеурочной деятельности " Финансовая грамотность" 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 11 класс.Программа расчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю)....