Психолого-педагогическая диагностика
материал

Богданова Ирина Вячеславовна

Психолого--педагогическая поддержка учащихся с различными обра­зовательными потребностями является неотъемлемой частью дея­тельности учителя и находит свое воплощение не только на уроках, но также и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в соединении учебной и  внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть раз­вивающую и воспитывающую функции предмета. 

Одним из методов выявления в классе одаренных детей является педагогическое наблюдение. Так же, выявление и всестороннее развитие учащихся  осуществляется  посредством психолого-педагогической диагностики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-ped_har_ka_1.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики

обучающегося

1. Общие сведения об обучающемся:

● фамилия, имя, отчество, возраст;

● место обучения, осваиваемая профессия, специальность;

● состояние здоровья;

● состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

Методы: изучение документов; беседа с педагогами, родителями, учащимися; наблюдение.

2. Направленность личности обучающегося

Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя несколько иерархически связанных форм:

● интересы учащегося вне учебного заведения (посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.);

● ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

● независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);

● профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

● самооценка, уровень притязаний.

Методы: беседа, тестирование (методика диагностики направленности личности, степени удовлетворенности основных потребностей, исследования самооценки личности, уровня притязаний, мотивации профессиональной деятельности и др.).

3. Индивидуальный опыт обучающегося

Индивидуальный опыт – это совокупность знаний, умений, навыков учащегося, накопленных в процессе обучения.

Могут быть представлены следующие сведения:

● уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

● успеваемость по различным предметам;

● отношение к учебе (дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий).

Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Характеристика психических процессов обучающегося

Психические процессы – это совокупность процессов внимания, памяти, мышления, воображения, участвующих в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков и умений, других личностных качеств.

Могут быть представлены сведения о развитости следующих познавательных процессов:

● внимание (свойства: объем, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация));

● память (преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость);

● мышление (особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словеснологическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность);

● воля (выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость);

● эмоции (преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.);

● воображение (яркость представлений, пространственные представления).

Методы: эксперимент, наблюдение, тестирование (методики исследования свойств внимания, свойств и видов памяти, особенностей мышления, волевых качеств личности и др.).

5. Характеристика индивидуально-психологических особенностей обучающегося

Индивидуально-психологические особенности – это личностные свойства, отличающие одного индивида от других.

Индивидуально-психологические особенности проявляются в темпераменте, характере и способностях обучающегося:

● темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);

● характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;

● способности (интеллектуальные, творческие).

Методы: наблюдение, тестирование (методика исследования экстраверсии-интроверсии и нейротизма, типов темперамента, диагностики темпераманта Я. Стреляу, определение психологической характеристики темперамента, акцентуаций характера, ситуативной и личностной тревожности и др.).

6. Обучающийся в структуре межличностных отношений

Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. В данном пункте следует рассмотреть следующие составляющие:

● особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический тип направленности);

● ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

● особенности поведения в конфликтных ситуациях;

● положение обучающегося в группе, его социометрический статус;

● способность к эмпатии;

● уровень агрессивности;

● коммуникативные и организаторские склонности;

● характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

● участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность обучающегося в коллективной деятельности.

Методы: беседа, наблюдение, тестирование (методика исследования

стратегий поведения в конфликтной ситуации, диагностики межличностных отношений Т. Лири, уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, исследование агрессивности личности, методика Рене Жиля и др.).

7. Общие выводы и рекомендации по работе с обучающимся

В данном пункте необходимо отразить следующие вопросы:

● какие особенности личности обучающегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;

● насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

● какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких свойств

личности следует воспрепятствовать;

● на какие сильные стороны личности обучающегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие стороны его личности затрудняют процесс обучения;

● какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Рабочая программа Лихушиной Наталии Ивановны по курсу «ПРОФИЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА» 9 «А», 9 «Б», 9 «К» классов

Рабочая программа элективного курса по предпрофильной подготовке «Психолого-педагогическая диагностика» составлена  на основе программы  Сухогузовой  Ирины Геннадьевны, заместител...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа»

Модель  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях  работы прграммы-инициативы "Наша новая школа"...

Психолого-педагогическая диагностика при обучении детей, находящихся на индивидуальном обучении

Трудности учителя, который обучает детей, находящихся  на индивидуальном обучении. Необходимость взаимодействия всех сторон педагогического процесса (родитель, медики, психологи, классный руковод...

Психолого- педагогическая диагностика в работе учителя

В данной работе рассмотрен один из важнейших аспектов в работе учителя- психолого- педагогическая диагностика обучающихся. Сюда относятся умения  диагностировать личность школьника и осуществлять...

Диагностика психолого-педагогической адаптации пятиклассников

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...