О профессиональном выгорании педагогов.
статья

Малыгина Варвара Анатольевна

Размышления практикующего учителя с 30-летним стажем на популярную тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О профессиональном выгорании39.84 КБ

Предварительный просмотр:

О профессиональном выгорании педагога.

Последние годы тема профессионального выгорания стала очень популярной. О профвыгорании публикуют статьи и заметки в СМИ, говорят на семинарах и круглых столах с приглашением психологов. Словосочетание «профессиональное выгорание» стало модным, его удобно использовать, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах современной жизни. Но что такое «профессиональное выгорание», каковы его симптомы и существует ли оно вообще как самостоятельный феномен?

Под профессиональным выгоранием обычно понимают «совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.» (определение взято с просторов интернета). На тех же просторах можно найти многочисленные признаки этого состояния и способы борьбы с ним. Но чем больше читаешь подобных заметок, тем больше недоумеваешь, зачем вводить новый термин в ситуации, которую можно объяснить более простыми и привычными словами – усталость, разочарование, стресс? Тем более, что способы профилактики и «лечения» не отличаются новизной и оригинальностью . Почитайте, например, небольшую статью Ю.Карпенко, посвященную эмоциональному выгоранию. В ней дается хорошая подборка популярных приемов снятия эмоционального напряжения, вызванного работой [2]. 

В попытках разобраться в тонкостях терминологии пришлось углубиться в психологию. Отметим сразу, что в большинстве работ, посвященных теме, термины «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание» – синонимы. Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психиатр Г. Фрейденбергер в 1974 году при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работников, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному  виду деятельности и снижение трудоспособности. Он предложил назвать это особое состояние термином «burnout» (выгорание). Другой психолог, имя которого тесно связано с данной темой – К.Маслач – считает, что выгорание представляет из себя психологический синдром, который вызван продолжительной ответной реакцией на постоянный эмоциональный и межличностный стресс в рабочей среде. [3]. Впрочем, определений синдрома выгорания очень много, и у психологов нет единства по этому вопросу. Что касается учителей, например, Н.В.Мальцева, изучающая проявление выгорания у педагогов, определяет его как сложное структурно-динамическое образование, формирующееся в процессе профессиональной деятельности и представляющее негативный эффект профессионализации. [5]

Чаще всего рассматриваются три уровня выгорания: эмоциональное истощение, которое представляет собой комплекс признаков эмоциональной усталости, возникающих в процессе профессиональных взаимодействий с другими людьми; деперсонализация выражается в явном отрицательном восприятии других людей; профессиональная неэффективность проявляется в снижении профессиональных знаний и умений, сужении спектра применяемых профессиональных навыков. [4] 

Получается, что еще 50 лет назад ни о каком выгорании никто не подозревал, а последние годы все просто «горят» на работе? Но ведь все столетия и тысячелетия существования человечества люди работали, причем много и плодотворно, как ремесленники или как творцы, зарабатывая на хлеб насущный или создавая шедевры – неважно. Бездельников всегда был лишь небольшой процент населения, остальные - «пахали в поте лица своего» с юных лет и до конца жизни. Почему же именно сегодня, когда вместе с затянувшимися детством и юностью серьезная трудовая деятельность тоже начинается не с 10 лет, а с 18-25, условия труда несопоставимы с прежними, и на пенсию мы выходим часто вполне себе еще активные и относительно здоровые - почему нынче так популярна тема профессионального выгорания? Пародокс ведь.

 Давайте посмотрим, какие симптомы профессионального (эмоционального, психического) выгорания предлагают психологи:

психофизиологические симптомы – такие, как  • пониженная реакция на изменения окружающей среды, полное отсутствие радости и любопытства или чувства страха при возникновении  опасности; • постоянная физическая усталость, когда ощущение бессилия не  проходит даже утром после нормального полноценного сна; • резкое изменение показателей веса (снижение, увеличение); • снижение зрения, обоняния, осязания, слуха; потеря тактильных  ощущений; • хронические заболевания органов пищеварения и нарушение обменных процессов (запор, диарея); • чувство физического и психологического истощения.

Социально-психологические симптомы: • безосновательные нервные срывы, замкнутость, вспышки агрессии  и гнева, отстранение от окружающих; • отсутствие положительного настроя на будущее и профессиональный рост; • повышение раздражительности, агрессии и бурное реагирование на  происходящие события; • резкое понижение самооценки и недовольство собой; • стрессы, депрессия, пассивность, скука, апатия, снижение эмоциональных реакций, ощущение подавленности; • чрезмерное ощущение тревоги и неправильности положения и ситуаций. 

Поведенческие симптомы: • изменение режима дня и сна; • неадекватная критика окружающих, отчужденность от близких; • отсрочка планов на следующий день и в результате их невыполнение; • чувство непосильности привычной работы и катастрофической нехватки энергетических ресурсов; • чувство собственной бесполезности, понижение заинтересованности в работе, безразличие и равнодушие к результату; • повышенная раздражительность, необоснованная злоба и агрессия,  обиды, истерики.

Не забывайте, что в психологической литературе четко указывается, что синдрому психического выгорания подвержены исключительно здоровые люди, без психических патологий. Но, читая вышеприведенный текст, приходишь к мысли, что человеку, испытывающему такие симптомы, нужен уже не психолог, а психиатр. Как крайние проявления синдрома приводятся: необоснованные головные боли, спазмы  в спине и судороги конечностей, внешние проявления раздражения, злобы и  агрессии в отношениях с людьми, с которыми необходимо общаться на  протяжении всего дня,  резкая озлобленность, обида, грубость,  замкнутость и полная отстраненность от общества,  страх общения и необъяснимое волнение при выходе из привычной зоны  комфорта, серьезные заболевания (дерматиты, астма, язва, гипертония). Вот уже становится страшно, и невольно думаешь о досрочной пенсии.

Симтомы эмоционального выгорания у учителей

На Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения в 2005 году сообщалось, что от профессиональных стрессов страдает около трети специалистов социономических профессий, но более  всего – учителя. [1, с.4]

И опять возвращаюсь к вопросу: почему о феномене профессионального выгорания заговорили только  в последние десятилетия? Работа тех же педагогов всегда предполагала глубокую эмоциональную вовлеченность в процесс, как и любая работа с людьми. Осознание высокого уровня ответственности за результаты работы тоже пришло в учительскую среду не в конце 20 века, а гораздо раньше. И прекрасно учителя дорабатывали до пенсии, поддерживаемые чувством выполненного долга, подкрепляемого множественными благодарностями успешных учеников.

Что же изменилось столь кардинально, что тему профвыгорания рекомендуют для обсуждения в педагогических сообществах уже чиновники высокого ранга?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, были проанализированы два опросника, которые используются для диагностики профессионального выгорания педагогов: Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) и Опросник эмоционального выгорания  по методике К. Маслач (адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой.) Оба опросника представляют из себя ряд утверждений, согласие или несогласие с которыми свидетельствует о формировании симптомов эмоционального выгорания. Ниже приведены утверждения, которые свидетельствуют о формировании синдрома профвыгорания. Они были перегруппированы в соответствии с затрагиваемыми проблемами, и убраны повторяющиеся или схожие утверждения.

Группа первая:

  • Организационные недостатки на работе постоянно заставляют  нервничать, переживать, напрягаться
  • У меня  неудовлетворительные отношения с непосредственным руководителем

Иначе говоря, «начальство принимает бестолковые решения, а я должен их разгребать»

Группа вторая:

  • Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и  эмоций.
  • Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный
  • Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  • Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже,  чем обычно.
  • На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров
  • Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы,  чтобы поступали со мной.
  • Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание
  • Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть  и слышать.

Переводим: «коллеги получают такую же зарплату, а работают кое-как, постоянно приходится их косяки ликвидировать».

Группа третья:

  • Сегодня я доволен своей профессией  меньше, чем в начале карьеры
  • Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  • Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  • Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  • Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  • Моя карьера не сложилась
  • Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  • На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  • Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

То есть «давно бы ушел с этой работы, но делать больше ничего не умею»

Группа четвертая:

  • Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех  усилий, которые я затрачиваю.
  • Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  • Последнее время меня преследуют неудачи в работе.
  • Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной  (или почти безысходной).
  • От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

«Их бесполезно учить. Ничего не хотят, ничего не делают и, как результат, ничего не знают. Только время свое зря трачу»

Это все регулярно повторяется каждым вторым учителем в зависимости от текущего момента. И является чаще всего способом поддержать разговор с коллегами в коридоре на перемене.

И уже каждый первый к концу рабочего дня (или рабочей недели) полностью согласится со следующими утверждениями (пятая группа):

  • Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и  должен(на) идти на работу
  • Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой)
  • Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами
  • Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
  • Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить  общение с друзьями и знакомыми
  • Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3)  мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался..

К сожалению, это состояние характерно для большинства учителей. Прежде чем затронуть причины этого, доведем до конца анализ опросников.

В следующую группу (шестую) были объединены утверждения, которые, на наш взгляд, могут свидетельствовать не столько о наступающей депрессии, но и о повышенной ответственности учителя, а также хорошо сформированной интуиции, основанной на многолетнем опыте:

  • Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно,  качественно, медленнее)
  • У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с рабо той: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли  сделать все, как надо, не сократят ли и т. п
  • Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  • Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

Неудивительно, что при наличии всех предыдущих фактов, к концу учебного года большинство учителей согласится со всеми нижеследующими утверждениями (седьмая группа):

  • Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. Я потерял покой из-за работы
  • Я не  радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  • Успехи в работе не вдохновляют меня.
  • Я часто работаю через силу
  • Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому,  что радовало меня раньше
  • Я испытываю эмоциональный спад на работе

Как правило, большинство симптомов проходят за летний отпуск (предмет зависти всех остальных бюджетников). А вот если отпуск не удался, то мы и получаем набор симптомов, который составляет восьмую группу. Одни скажут, что данные симптомы говорят о снижении качества работы в силу того самого «профессионального выгорания». А другие, особенно опытные учителя, сочтут нижеследующие утверждения свидетельством об умении разумно распределять эмоциональные и физические усилия. Кстати, многие психологи считают синдром эмоционального выгорания защитной реакцией на затяжной стресс, выражающийся в экономии эмоциональных сил:

  • Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю  внимание людям меньше, чем положено
  • Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу
  • В последнее время я стал(а) более отстраненным(ной) и  жестким(ой) по отношению к тем, с кем работаю
  • Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без  лишних эмоций, и стремлюсь свести общение с ними до  минимума

Полностью опросники и методика их обработки есть в работе «Профилактика профессионального выгорания у педагогов» [1].

Заключение

И опять возвращаюсь к вопросам: «Существует ли такое явление, как профессиональное выгорание, и почему этот термин возник к концу ХХ столетия?»  Вот представьте небольшой провинциальный городок, село, деревню. Сомневаюсь я, что там думают о таких высоких материях, как психическое выгорания. Простые повседневные трудности перемежаются с такими же простыми повседневными радостями. Невозможность прыгнуть «выше крыши» приводит и к нежеланию куда-то прыгать. Люди просто работают, делают свое дело, не пытаясь объять необъятное, не требуя друг от друга невозможного. В небольших общинах люди слишком хорошо знают друг друга, начальников связывают с подчиненными не только должностные инструкции, но и простые человеческие взаимоотношения. А вот в больших городах даже городские чиновники «страшно далеки от народа». Работники низшего уровня давно превратились в номенклатурные единицы, к которым на бумаге можно предъявить любые требования и претензии, не сильно задумываясь о  способах их воплощения в жизнь.  Люди в большом городе вообще отделены друг от друга гораздо сильнее, чем в провинции, на них большее влияние оказывают не примеры из жизни семьи и соседей, а навязчивая реклама из всех источников, продвигающая образ успешного работника, с энергией и оптимизмом энерджайзерного зайца прокладывающего путь вперед, к светлому будущему своему и компании. Работники с рекламных роликов не просто работают,- уставая, ругаясь друг с другом, иногда споря и расстраиваясь по пустякам, как и все люди,- а со счастливой улыбкой в режиме роботов, не знающих сомнений и усталости, одаривают всех заинтересованных результатами своего труда вне зависимости от его реальной ценности.  Если продавщицу в поселковом магазине за ворчание и неприветливый взгляд никто из покупателей и не подумает упрекнуть – полрайона знает ее лично и искренне сочувствует ее проблемам, а другая половина просто не видит ничего плохо в бодрящей перебранке, то продавцу крупного торгового центра в столице за отсутствие профессиональной улыбки на лице сделают замечание, а за грубость на рабочем месте – уволят. Но человек все же не робот. Ему свойственно уставать, злиться, нервничать, быть недовольным. А вместо этого - 24/7 профессиональная улыбка, непрерывная работа в режиме многозадачности без права выдать естественные человеческие эмоции. Причем приветствуется такая профессиональная приветливость не только по отношению к клиентам и деловым партнерам, но и по отношению к коллегам внутри самой организации. В таком случае эмоциональное истощение – это вопрос времени. Это что касается места действия.

Теперь попытаемся представить «выгоревшими» представителей разных профессий. Например, повара, доработавшегося до синдрома профессионального выгорания. Не получается. Получается представить, что ему надоела работа, или разочаровала она его, но термин «профвыгорание» к нему не пристраивается. Или звукорежиссер. Да с большинством профессий не сочетается этот термин. Может быть, потому, что с этими профессиями плохо сочетается глагол «гореть»? О ком обычно говорят, что человек «сгорает» на работе? О представителях профессий, где успешность не отделима от глубокой эмоциональной вовлеченности в процесс. А это – врачи, учителя, ну, может, актеры. Возможно, работники рекламных бюро. Специалисты, тесно работающие с людьми, обладающие соответствующим образованием, о работе которых принято думать, что она не может быть качественно выполнена без искренней личной заинтересованности. (Здесь уместен вопрос, действительно ли высокое качество работы обязательно должно  сопровождаться глубокими эмоциональными переживаниями, или некая отстраненность и здоровый пофигизм будут только в помощь?) Скорее всего, кондуктор в трамвае или курьер службы доставки не будут держаться за надоевшую им работу, не будут стремиться стать «самым лучшим курьером района», им профессиональное выгорание не грозит по определению. А вот люди специальностей, требующих хорошего образования, так легко работу не бросят. И потому, что жаль потраченных на это образование времени и денег, и потому, что не так-то легко найти другую, с соответствующим статусом, и потому, что приносит хороший доход, а в будущем вообще озолотит, и потому, что это любимая работа, в которой еще хотелось бы самореализовываться, если бы не...

На наш взгляд, профессиональное выгорание – это результат несостыковки естественных проявлений развития психики человека и требований к нему со стороны общества в целом и работодателя в частности. И с этой точки зрения, понятие профевыгорания не надо смешивать с психическим и эмоциональным. Для последних в жизни человека существует много причин и помимо работы, начиная с семейных проблем и заканчивая экзистенциальными кризисами, свойственными, как говорят, людям среднего возраста. Феномен профессионального выгорания – это историко-социальный конструкт, который не существовал ранее, в других историко-культурных реалиях, да и сейчас нет смысла говорить о нем повсеместно.

Учителя в нашем обществе подвергаются огромному числу стрессов. А бесконечные стрессы ведут к депрессивным состояниям, которые вот как раз и проявляются в тех симптомах, которые формулируются как симптомы выгорания.  Во многих профессиях от эмоциональной перегрузки может спасать успешная карьера – с выходом на новый уровень обновляются условия работы, наряду с новыми обязанностями появляются и новые преференции, которые скрашивают утомительную повседневность. У учителя возможности карьерного роста невелики. Разве что в администрацию (где, по мнению многих учителей, получаемые бонусы не окупают потраченные жизненные силы). Получаем многолетнюю однообразную деятельность, которая надоест в конце концов даже самому вдохновленному сотруднику. Но, как говорится, «кто нам мешает, тот нам поможет». Работа с людьми не может быть однообразной. Разные дети – разные подходы. Чем более творческим будет ваш подход к работе, тем меньше вы будете зависеть от рутины, которая присутствует в любой деятельности. Тем более, что высокие образовательные структуры не дают никому из нас расслабиться – частота, с которой в образование внедряются новые идеи, не дает никакого шанса устать от однообразия (видимо, Министерство образования тоже заботится о профилактике синдрома профвыгорания в учительской среде).

 С учительством в мире вообще происходят странные вещи. С одной стороны, это не такая уж престижная работа – мало кто из детей мечтает о «карьере» учителя – нервно, небогато, неперспективно. Однажды некий успешный бизнесмен по ТВ назвал учителей социальными неудачниками. Очень зацепило, но в этом есть доля истины. Именно так многие воспринимают учителей – как людей, не сумевших покинуть школу после 16. С другой стороны, от учителя хотят очень многого. Публикации и выступления в СМИ создают образ идеального учителя, в котором совмещаются, кажется, все положительные качества, какие только может помыслить человек – ум, эрудиция, знание и умение всего на свете, альтруизм, красота и чувство стиля. С таким набором требований, который прописан в профессиональном стандарте педагога, в самый раз устраиваться советником президента, а не простым учителем на простую зарплату. Есть подозрение, что молодые люди, выбирающие профессию учителя, несколько идеализируют ее, малое количество практики во время обучения не развеивает полностью иллюзии. А в результате столкновения с суровой действительностью развивается группа симптомов, указывающая на усталость и разочарование от выбранной профессии еще в первые годы работы.

Одним из самых больших разочарований для молодых специалистов становится огромное количество сопутствующей организационной и документационной работы. Грамотные руководители в школах максимально упорядочивают для учителей общую организационную бестолковость нашего школьного образования, а неграмотные – усиливают ее. Тогда часть учителей идет на конфликт с администрацией и мы получаем серию симптомов про сложности общения на работе, а часть начинает заниматься прокристинацией (еще одно модное явление) – и в этом случае готовы симптомы наплевательского отношения к работе.

Многочисленные реформы образования привели к тому, что экзамены оказались сильно оторваны от программ – ученику, чтобы подготовиться к экзаменам зачастую недостаточно работы учителей – многие ученики перед экзаменом идут к репетиторам или на дополнительные курсы – у учеников возникает ощущение, что в школе их ничему не учат – у учителей возникает ощущение бесполезности своей работы. Вот вам готова и еще серия симптомов, касающихся разочарования от работы.

И самое основное. Учительство – действительно эмоционально и физически сложная работа. Не в смысле - «самая сложная профессия в мире, поэтому платите нам в 100 раз больше», а в смысле, что она гораздо сложнее, чем многие думают (те, кто видит только гарантированный двухмесячный отпуск летом, регулярные каникулы, уроки до 15.00 и «все в школе учились, учебники читали, поэтому любой может выйти и пересказать его»). Любая работа, если ее честно выполнять, сложна. Работа учителя в современной школе очень сложна. Как и любая работа с людьми. Которые не всегда хотят, чтоб с ними работали. Которые не всегда могут по объективным причинам достичь тех результатов, которые ждет руководство. Потому что люди – это не машины, и никакие самые продвинутые технологии с ними в полной мере не срабатывают. Работа современного учителя в школе напоминает работу топ-менеджера в крупной компании – с первых шагов по школьным коридорам необходимо одновременно выполнять несколько задач, удерживать в голове несколько целей, постоянно перерабатывать бесконечно обновляющуюся информацию, разгребать текущие проблемы, постараться предотвратить новые, разрабатывать перспективные планы и анализировать результаты содеянного, между делом провести качественные уроки, подготовиться к следующим, выслушать пару-тройку установочных вебинаров, при этом не сорваться на детях, не нагрубить родителям, не огрызнуться на начальство и не разругаться с коллегами. И вот вам еще один список симптомов «профессионального выгорания», связанный просто с усталостью от тяжелого трудового дня.

Работа в школе сложна. И проще она в ближайшем будущем не будет. Так что не имеет смысла, на мой взгляд, говорить о профвыгорании педагогов. Нужно говорить о причинах, по которым возникает чрезмерная физическая и эмоциональная усталость у учителей и способах снизить их количество. А бороться с последствиями можно только одним способом (при условии, что вы все-таки решите остаться в профессии) – находить простые человеческие радости в утомительной каждодневной беготне: встретиться с друзьями, погулять с детьми, почитать на диване интересную книгу, посплетничать с коллегами об администрации. И твердо уяснить, что преподавание в школе – это не служение, а работа, а работа, как известно, не волк, тащить в дом не надо, поскольку дикое животное одомашниванию не подлежит.

Литература

  1. Профилактика профессионального выгорания у педагогов./Методическое пособие/Департамент образования Вологодской области Вологодский институт развития образования/Вологда, 2018.
  2. Карпенков Ю.В. «Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы «дошли до ручки»./URL: Синдром эмоционального выгорания. Что делать, когда вы "дошли до ручки"? (b17.ru) 
  3. К.В.Козлова, О.И.Муравьева, Г.С.Корытова, Томский государственный педагогический университет, г.Томск, Научно-педагогическое обозрение, 2019, 1(23)/URL:Понятие "выгорание" в психологии: анализ и обобщение подходов (cyberleninka.ru)
  4. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушение ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект). Культурно-историческая психология - 2010 г.
  5. Мальцева Н.В. Проявления синдрома психологического выгорания в процессе профессионализации учителя/Дис.канд.псих.наук/Екатеринбург, 2005.
  6. А.И.Полянский, Л.И.Быковская, Московский гуманитарный университет, Горизонты гуманитарного знания Полянский Андрей Иванович, Быковская Любовь Игоревна Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-vygoraniya-kak-fenomen-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 04.08.2022).
  7. Иванова, Л. А. Профессиональное выгорание педагога / Л. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 709-711. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24868/ (дата обращения: 04.08.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В та...

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...