Реализация технологии эффективной социализации "Клубный час"
материал
Клубный час" - современная технология развития личности ребенка, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_klubnyy_chas.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация технологии эффективной социализации «Клубный час» в образовательном процессе детского сада».
Одной из важнейших задач периода дошкольного детства является социализация ребенка, а важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, т.е. умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, в отличие от сверстников даже 10 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции создают определенные трудности в социализации современных детей. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. В результате страдает развитие самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов.
Вот, почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Педагоги нашего детского сада впервые ввели технологию эффективной социализации в свою работу в 2020 году. Одним из направлений технологии эффективной социализации является форма организации детской деятельности «Клубный час». «Клубный час» – это современная технология развития личности ребенка, позволяющая эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Педагогическая технология «Клубный час» решает задачи, поставленные ФГОС дошкольного образования в вопросах социализации дошкольников:
Обучающие:
– Формировать умения ориентироваться в пространстве.
– Планировать свои действия и оценивать результаты.
Развивающие:
– Развивать стремление выражать свое отношение, вежливо выражать просьбу и благодарить.
– Поощрять попытки ребенка осознано делиться впечатлениями, решать спорные вопросы и улаживать конфликты.
Воспитательные:
– Воспитывать дружеское и уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
– Воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать свой жизненный опыт.
Перед Клубным часом воспитатель проводит с детьми предварительную работу. Определяют, какие работают станции и чем там можно заняться. Каждому ребенку выдается план-карта, со схемой расположения станций по интересам. Развитию произвольной регуляции, способности к самоконтролю, способствует одно из требований Клубного часа – самостоятельное выполнение детьми определенных правил поведения. Для поддержания дисциплины в начале Клубного часа каждому ребенку выдается по три жетона. Нарушив какое-либо правило поведения, ребенок отдает жетон взрослому, который сделает замечание. В течение часа детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать ту или иную деятельность, это право выбора каждого ребенка. После завершения Клубного часа, дети-участники возвращаются в группу. Проводится рефлексивный круг, выкладываются перед собой жетоны и проводится обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
– Где ребенок был?
– Что ему запомнилось?
– Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
– Планировал ли он перед Клубным часом куда-то пойти? Смог ли это осуществить, если нет, то почему?
– Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе Клубного часа и обсуждает их с детьми и родителями.
После проведения каждого Клубного часа педагоги обмениваются мнениями, о том:
– что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей,
– как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости,
– соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты,
– какие педагогические задачи необходимо решать на предстоящем Клубном часе.
В нашем детском саду технология «Клубный час» реализуется ежемесячно. Работа ведется по 6 направлениям.
«Фитнес-студия» обеспечивает развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную, оптимальную для всех детей физическую нагрузку (выполнение различных видов гимнастик, упражнения на степ-платформе, введение новых видов двигательной активности – танец с лентами, стретчинг, тренажеры,
упражнения на релаксацию).
«Волшебные нотки» заинтерисовывают детей волшебным миром музыкального искусства, знакомят с множеством звуков в удивительном инструменте-фортепиано. В процессе занятия у детей формируется начало творческого исполнительства вокальной импровизации. Развиваются певческие и актерские способности, реализуется желание играть в ритмическом оркестре. Педагог в ходе занятия поддерживает радостную атмосферу.
Станция «Очумелые ручки». Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги. Дети перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы и стремятся достичь хорошего качества, демонстрируя конечный результат. В процессе деятельности дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослым, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
На станции «Кулинарные шедевры» много полезной информации получают дети о полезной и здоровой пище. Ребята с удовольствием занимаются украшением пряников или других кулинарных изделий, приготовлением салат и бутербродов. У каждого воспитанника есть возможность выразить собственное мнение, приобщиться к работе в коллективе.
«Лего-конструирование» развивает конструкторские способности детей. Моделирование из Лего-конструкторов позволяет решить сразу несколько задач, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности. На основе создания общих построек происходит формирование коммуникативных навыков: умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.
Станция «Почемучки». Работая с детьми невозможно стоять на месте, это всегда поиск чего-то нового, интересного, увлекающего. Дети не терпят однообразия, им свойственно постоянное движение, желание познать мир. Эти качества также по душе и мне. Углубленная работа с детьми по формированию их познавательной сферы способствовала разработке и внедрению в образовательный процесс нашего детского сада педагогической технологии по детскому экспериментированию, руководителем которой я и являюсь.
В своей работе с детьми я стараюсь стимулировать детскую познавательную деятельность, строить ее таким образом, чтобы они были не пассивными слушателями, а активными его участниками.
Предлагаю вашему вниманию видеосюжет по теме «Эксперименты с водой». Данная тема может быть интересна педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.
В нашем детском саду в кабинете дополнительного образования оборудована станция для проведения экспериментов «Почемучки». Станция экспериментирования была создана с целью развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствования формирования основ научного мировоззрения.
Работа на станции предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты и эксперименты по разным темам. Эксперименты предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Овладение дошкольниками разными способами познания способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Использование современной технологии «Клубный час» дало положительные результаты. Повысился уровень профессиональной компетентности воспитателей и специалистов. Созданы условия для проявления инициативы и самостоятельности дошкольников. Тем самым, повысилось качество образования и воспитания детей в МБДОУ «Детский сад «Снежинка».