Организация совместной деятельности обучающихся 6 классов по решению проблемы правового воспитания
статья

Исследовательская работа по проблеме правового воспитания с точки зрения гуманитарной парадимы. Рассмотрение гуманитарной парадигмы воспитания в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт управления образованием

Кафедра социально-педагогического образования

Теория и методика воспитания

Экзаменационная работа по теме:

«Организация совместной деятельности обучающихся 6 классов

по решению проблемы правового воспитания»

Слушатель:

Гальмак Дарья Ивановна

Санкт-Петербург

2022

Оглавление

Введение        3

Глава 1. Сущностные характеристики гуманитарной парадигмы воспитания        5

Глава 2. Проектирование средств достижения цели воспитания        9

Заключение        13

Список литературы        14


Введение

На сегодняшний день тема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в Санкт-Петербурге стоит весьма остро.

Социально-экономическая и духовно-нравственные сферы в стране сформировались таким образом, что провоцируют возникновение стрессовых состояний и внутриличностных конфликтов у детей и подростков. Вокруг процветает культ потребления и эгоцентризм. Все больше несовершеннолетних начинают испытывать неуверенность в себе, в завтрашнем дне. Одновременно с происходящим большое количество людей замыкаются в себе, и в силу этого не могут обрести помощь в разрешении своих проблем. Отсутствие сформированных основ нравственного образа жизни приводит к нежеланию учиться или трудиться.

Все эти факторы в совокупности приводят к увеличению преступности, к беспризорности.

Очевидно, что любую проблему легче предупредить, чем разбирать ее последствия. Поэтому вполне понятно, что внимания требуют не только несовершеннолетние, совершившие правонарушение или преступление, но и дети, которые демонстрируют склонность к совершению правонарушении: не умеющие проявить себя, неспособные реализовать свой потенциал и возможности, не нашедшие своего места в коллективе сверстников и т.п.

Зачастую правонарушения совершаются несовершеннолетними по той причине, что они не знают своих прав и обязанностей. Именно для решения этой проблемы необходима программа правового просвещения.

По данным ГУ МВД России по СПб и ЛО количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, растет:

Количество несовершеннолетних, состоящих на учете

в ПДН УМВД России по Московскому району

01.09.2021

01.09.2022

Несовершеннолетние

115

127

Школьники

73

85

Именно поэтому необходима реализация программы правового просвещения. Программа должна помочь обучающимся актуализировать полученные ранее знания в правовой области, а также способствовать анализу событий обучающимся в контексте правового поля. Эти знания помогут несовершеннолетним осознать степень их ответственности за содеянное, побудят их переосмыслить свои поступки.

Цель исследования: оценить успешность гуманитарного подхода в рамках реализации правового воспитания.

Задачи:

  1. Анализ сущностных характеристик гуманитарной парадигмы воспитания.
  2. Проектирование и описание средства достижения цели.

Объект исследования: гуманитарная парадигма.

Предмет исследования: средства правового воспитания несовершеннолетних в рамках гуманитарной парадигмы.

Гипотеза: гуманитарный подход в области правового воспитания показывает высокие результаты по усвоению необходимого материала обучающимися.


Глава 1. Сущностные характеристики гуманитарной парадигмы воспитания

Гуманитаризация различных сфер человеческой деятельности стала опознавательным знаком конца ХХ века, способом преодоления отрицательных последствий цивилизации. Создание во всем мире гуманитарных фондов для поддержки соответствующих проектов, оказание различной гуманитарной помощи районам, пострадавшим от стихийных бедствий, войн, эпидемий, экологических катастроф, социальных потрясений – всем этим артикулировано начало XXIвека. [1]

Не удивительно, что и педагогику тоже не обошла эта тенденция, породив особую гуманитарную педагогическую парадигму. В частности, подверженным этой идее оказалось и воспитание.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации", воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [2].

Теперь же разоберемся, что же являет собой парадигма в целом. С точки зрения Куна парадигма – это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Он же утверждает, что парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, вся совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д. [3]

Согласно Философскому энциклопедическому словарю парадигма – это теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач [4].

Все многообразие современных научно-педагогических идей можно с уверенностью классифицировать в трех ведущих образовательных парадигмах – традиционной (в крайнем своем проявлении – технократической), гуманистической и гуманитарной.

Традиционная парадигма характеризуется тем, что цели образования в ней ставятся исходя из интересов общества и/или государства и видятся прежде всего в формировании человека с заданными, нужными обществу или государству, качествами. Взаимодействие в такой парадигме носит однонаправленный характер и представляет скорее воздействие со стороны педагога. Формировать заданные качества удобнее «по частям», поэтому воспитание в традиционной парадигме дробится на отдельные направления (умственное, нравственное, физическое, трудовое и т.п.), а те, в свою очередь, – на отдельные мероприятия. Кажущаяся простота предлагаемых решений по принципу «стимул — реакция» нередко приводит педагога к технократической стратегии, направленной на выработку лишь поведенческих реакций человека, использованию исключительно количественных методов в оценке результата педагогической деятельности.

Гуманистическая парадигма – в ней образовательные цели ставятся «от человека». Поэтому в качестве целей образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Считается, что источник развития находится в самом развивающемся человеке. Человек, таким образом, фактически признается существом самодостаточным. Акцент делается на самом человеке, а не на его связях с окружающим миром и другими людьми. Результаты исследования проблем самопознания, самоактуализации, самоутверждения, самореализации, выполненные в рамках гуманистической парадигмы, имеют важное значение для «очеловечивания» взаимоотношений педагогов и воспитанников. Однако чрезмерное увлечение этими подходами может приводить к воспитанию не индивидуальности, а индивидуализма, при котором человек пренебрегает интересами сообщества, потребительски использует окружение.

Гуманитарная парадигма, которая приходит на смену гуманистической, ставит в центр целостного человека во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Главной характеристикой гуманитарного характера позиции педагога выступает диалогичность; целью же гуманитарности является развитие «человеческого качества», того, что составляет истинно человеческую сущность, в его соотнесенности с миром ценностей, культуры, человеческих отношений. В кратком изложении гуманитарная парадигма означает признание следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения; нелинейного, кризисного характера саморазвития; необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии человека[5].

Гуманитарная парадигма ставит в центр образования человека, как субъект образовательной деятельности и уделяет преимущественное внимание его психологическим характеристикам. Поэтому в качестве задач образования выступает наиболее полная самореализация человека, раскрытие его природных задатков на основе учета его интересов и способностей. Основными ценностным ориентиром в рамках данной парадигмы являются умения, поскольку самореализация человека возможно лишь тогда, когда он способен найти применение своим знаниям и способностям [6].

При выборе приоритетной парадигмы необходимо определить, чего именно мы желаем достичь в результате нашей воспитательной работы: воспитать определенное качество, решить какую-либо конкретную проблему или же выработать у обучающихся какой-то определенный взгляд на жизнь

Традиционная парадигма воспитания требует определения личностного качества, на формирование и развитие которого будут направлены педагогические действия (негативное отношение к проявлениям коррупции; антикоррупционное мировоззрение; компетентность в решении коррупционных проблем). Выбор классным руководителем развивающей воспитательной технологии будет обусловлен пониманием сущности данного личностного качества и логики его формирования и развития. Гуманитарная парадигма воспитания требует определения проблемы, которая будет решаться в процессе взаимодействия воспитателя и воспитанников (проблемы взаимодействия с представителями власти, взяточничество, поступление в вуз, понимание сущности коррупции). Выбор классным руководителем развивающей воспитательной технологии будет обусловлен его готовностью к решению конкретной проблемы в процессе совместной деятельности с воспитанниками. Гуманистическая парадигма воспитания требует создания ситуации выбора жизненной позиции (отношение к коррупции, выбор способа взаимодействия с сотрудником полиции, обоснование своего поведения, когда тебе предлагается взятка) [7].

В данной исследовательской работе я буду решать проблему низкого уровня правового воспитания подростков путем реализации Программы правового воспитания обучающихся 6 классов «Права и обязанности подростков», основанной на гуманитарной парадигме воспитания.

Основным ценностным ориентиром гуманитарной парадигмы выступают отношения как проявление подлинно человеческой сущности, как то, что придает устойчивость бытию человека в мире (в отличие от знаний в традиционной парадигме и умений как способа самореализации человека в гуманистической парадигме). Основным лозунгом гуманитарной парадигмы является «воспитание человеческого в человеке», т.е. помощь человеку в становлении системы отношений к самому себе, к миру и с миром, для обретения смысла собственного бытия. В этой связи основными понятиями гуманитарной парадигмы выступают понятия «ценности» и «смыслы».

Ментальные установки гуманитарной парадигмы можно в кратком виде сформулировать следующим образом:

1. Процесс познания регулируется не только принципами научной рациональности, но и иррациональными феноменами (интуиция, инсайт, учет случайностей...), которые составляют неотъемлемую принадлежность человеческого мышления.

2. Человек рассматривается во всей его целостности, как телесно-душевно-духов-ное существо, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром. Соответственно и социокультурные процессы, в том числе и педагогический, также понимаются и исследуются как целостные феномены.

3. Не человек может быть понят через мир, а мир через человека. Для гуманитарной парадигмы неприемлемо постижение человека с помощью механистического перенесения законов развития природы и общества на развитие внутреннего мира человека и процесс оказания ему помощи в позитивном становлении. Гуманитарная парадигма не отрицает наличия в мире универсальных законов, однако в ее рамках признается, что более эффективным является постижение мира в логике не «от внешнего к внутреннему», а «от внутреннего к внешнему».

4. Становление человека рассматривается в контексте национальной и общечеловеческой культуры, которая понимается как «мир воплощенных ценностей».

5. Развитие человека имеет кризисный, нелинейный характер. Сторонники гуманитарной педагогической парадигмы утверждают, что позитивное становление человека может осуществляться лишь благодаря преодолению внешних препятствий и внутренних барьеров. В этой связи педагогический процесс рассматривается также как дискретный, нелинейный, а развитие через преодоление выступает в качестве фундаментального педагогического закона.

6. Признание множественности и многообразия мира, в том числе внутреннего мира самого человека, и множественности путей к достижению истины. Данная установка имеет одним из своих результатов взаимодействие гуманитарной педагогики с философией и религией как иными способами постижения мира и человека [8].


Глава 2. Проектирование средств достижения цели воспитания

В качестве примера мной был рассмотрен опыт проведения Рабочей программы по правовому воспитанию для обучающихся 6 классов «Права и обязанности подростков». Адресатом являются обучающиеся 6 классов ОО Московского района.

В ходе проведения программы с обучающимися проводятся занятия в соответствии с гуманитарной парадигмой воспитания. В ходе занятий обучающиеся совместно с педагогом ищут ответы на поставленные вопросы, стараются найти решение поставленных задач.

Примеры занятий:

«Необитаемый остров»

Цель: вход в проблематику «права».

Ход упражнения: обучающимся предлагается представить ситуацию: каждый из вас оказался на необитаемом острове. Нужны ли вам какие-либо права? Какие? Зачем? Есть ли у вас какие-нибудь обязательства?

А если на остров выбросило ещё одного человека? Что изменилось? Нужны ли теперь права?

Теперь, когда человек не один на острове, а вы все собрались вместе, вы решили основать новую страну. Но так как страна ваша демократическая, то каждый член группы должен самостоятельно выбрать три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы человеку в этой стране.

Далее проводится групповая работа, обсуждение выбранных участниками прав и отбор десяти прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными.

Весь класс участвует в составлении контрольного списка, куда должны войти все права, перечисленные группами. Естественно, что многие права у разных групп будут повторяться. Отмечайте их в контрольном списке галочкой столько раз, сколько раз их называют группы.

«Права и ребенок»

Цель: определение понятий «право» и «ребенок».

Ход обсуждения: участники в групповой дискуссии составляют собственное определение понятий «право» и «ребёнок». После составленные определения понятий сравниваются с определениями которые даны в законодательных документах

  • Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
  • Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

«Я свои права и обязанности знаю!»

Цель: актуализировать правовой грамотности учащихся.

Ход упражнения: каждый учащийся в порядке очереди называет одно право, которым он обладает и по возможности уточняет откуда он получил информацию об обладании данным правом. В случае если учащиеся не могут вспомнить какими правами они обладают ведущий напоминает им некоторые права обозначенные в Конвенции ООН

  • Право на жизнь;
  • Право на имя и гражданство;
  • Свобода выражения своего мнения;
  • Свобода мысли, совести и религии;
  • Право на образование;
  • Право на отдых и досуг.

Упражнение «Сказочный юрист».

Цель: закрепить полученные знания

Ход упражнения: необходимо по описанию сюжета сказки увиденного глазами юриста вспомнить название сказки.

  • В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план покушения на жизнь двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).
  • Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).
  • В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).
  • В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).
  • В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить эту собственность на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).
  • В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).

Какие права героев нарушались в следующих сказках, какие правонарушения совершались:

  • Снежная Королева (ст. 22 Конституции Российской Федерации, право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность);
  • Золушка (31 ст. Конвенции о правах ребенка ООН «Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством»);
  • Кот в сапогах (мошенничество, разбой, убийство);
  • Буратино (мошенничество, принуждение к труду).

Обсуждение итогов программы

Для закрепления полученного материала обучающимся предлагается самим определить правонарушения, изображенные на раздаточном материале. Далее происходит обсуждение.

В конце обучающие проходят небольшое тестирование для отображения полученных знаний.


Заключение

Как показала практика, обучающиеся слабо справляются с поставленными целями, если действовать исключительно в рамках гуманитарной парадигмы. Необходим комплексный подход. В частности, принято решение добавить в Программу правового воспитания занятия, подходящие по своему проведению под определение традиционной парадигмы. Были добавлены лекционные занятия, на которых обучающимся предоставляли информацию правового содержания, что позволяло им в дальнейшем легче справляться с самостоятельной работой. Гармоничное использование не одного, а нескольких подходов, благотворно сказывается на усвоении информации. Обучающиеся не перегружены лекционными занятиями, но в то же время получают информацию, необходимую им для решения поставленных задач и для рассуждения над поставленными вопросами.

Гипотеза не подтвердилась: использование исключительно гуманитарного подхода в рамках правового воспитания не приводит к высоким результатам усвоения материала.

Подтверждено, что для наилучшего усвоения информации обучающимися необходимо применение различных воспитательных парадигм.


Список литературы

  1. Сенько Ю.В. Гуманитарная парадигма образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. №1
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Т. Кун. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975
  4. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. 1983.
  5. Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». №3(30). Март 2014
  6. Соловцова Ирина Афанасьевна Гуманитарная педагогическая парадигма как модель исследовательской деятельности // Известия ВГПУ. 2008. №6.
  7. Барышников Е. Н. Современные воспитательные технологии: попытка классификации //Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы Международной научно-практической конференции / Челябинск – Москва, 29–30 октября 2018 г.; под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2018. – 520 с.
  8. Соловцова Ирина Афанасьевна Гуманитарная педагогическая парадигма как модель исследовательской деятельности // Известия ВГПУ. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gumanitarnaya-pedagogicheskaya-paradigma-kak-model-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся – проблемы и возможности

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»...

Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО

В работе  рассматриваются вопросы:·        Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности·        Понятие...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель....