"Мозаика жизни"
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Наталья Александровна Трофимова

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozaika_zhizni.doc373 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ "Ижморская общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки"

ПРОГРАММА   ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ 

«МОЗАИКА ЖИЗНИ»

                                 

                                                                                   

                                                     

                                                                                   Составила

                                                                                          Трофимова Н.А.

с. Ижморка- 2я

2020г.

                                                                                                                   

Содержание

Раздел I. Пояснительная записка.

Раздел II. Концепция воспитательной программы.

Раздел III. Содержание программы.

Раздел IV.Планируемые результаты.

Раздел V. Взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями.

Раздел VI. Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.

Раздел VII.Тематическое планирование занятий.

Раздел I.

Пояснительная записка.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

Статья 14 закона «Об образовании» РФ устанавливает общие требования к содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

        Главная цель СКОУ – создание  образовательной среды для реализации образовательных потребностей в обучении и воспитании  детей с легкой, умеренной,  тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и детей, имеющих сложные сочетанные нарушения, обеспечение полноценного развития данной категории детей в рамках их психофизических возможностей, способствование присвоению ими культуры общества и региона, повышение их социальной успешности.

В современном обществе происходят сложные процессы интеграции и дифференциации, смена привычной иерархии ценностей, изменение стереотипов мышления. Настоящую ситуацию справедливо называют революционной с точки зрения нравственного самоопределения каждой конкретной личности и человеческого сообщества в целом.

 Но проблема нравственности относится к числу проблем, поставленных на одно из первых мест в коррекционных учреждениях.

        На основе этого, разработана рабочая программа «Я - Человек», для учащихся среднего звена.

Раздел II .

Концепция воспитательной программы.

Учебное заведение на сегодняшний день не может ограничиться лишь передачей обучающимся знаний, необходимо научить их самостоятельно жить в современном обществе, принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, научить ценить и развивать свою собственную личность, уважать и восхищаться личностью других.

 Воспитательный  процесс  в   коррекционном  образовательном учреждении должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

развитие личности ребенка;

коррекция, исправление негативных последствий прежней жизни.

При этом необходимо добиться главного результата – разностороннего развития детей. В целях разностороннего развития воспитанников разработана и успешно реализуется система  воспитательной   работы , основу которой составляет представленная  программа .

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности образовательного учреждения в Ижморской общеобразовательной школы-интернат психолого-педагогической поддержки, является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства, испытывающих постоянное воздействие микро и макросоциума.

Цель  программы : Создание условий для формирования нравственных черт личности детей старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья для их дальнейшей социализации.

        

Задачи:

  1. Формирование основ здорового образа жизни и безопасного поведения.
  2. Формирование коммуникативных моделей поведения.
  3. Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.

Содержание  программы  разработано на основе принципов:

гуманистической направленности (отношение воспитателя к детям и подросткам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект - субъектных отношениях);

  • природосообразительности (воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения);

  • культурособразительности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях);

  • эффективности социального взаимодействия (расширение сфер общения, формирование социально-бытовых умений и навыков).

В центр нашей воспитательной программы мы поставили ребенка и определили следующие приоритетные направления воздействия на его личность:

Старшее звено (14-16 лет)

Личностное развитие; основы социализации и общения:

  • становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие»;
  • развитие общей психологической компетентности: умение оказывать сочувствие, поддержу, принимать помощь другого.

Охрана здоровья и физическое развитие:

  • пропаганда здорового образа жизни;
  • тренировка силы воли, физическое совершенствование;
  • основы полового воспитания.

Трудовое воспитание:

  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  • охрана природы.

Раздел III.

Содержание программы.

Содержание программы разделено на три блока:

  • I блок – «Здоровому все здорово»
  • II блок  -  «В добре жить хорошо»
  • III блок  -  «В труде рождаются герои»

       

Блок  «Здоровому все здорово» направлен на формирование ответственного отношения к своему здоровью и включает:

-проведение тематических коррекционно-воспитательных занятий по формированию основ здорового образа  жизни;

-проведение тематических коррекционно-воспитательных занятий по формированию основ безопасного поведения в быту.

Блок «В добре жить хорошо» направлен на формирование гуманного отношения к людям и включает

-проведение коррекционно-воспитательных занятий по формированию коммуникативных умений, воспитанию морально-нравственных моделей поведения;

-проведение коррекционно-воспитательных занятий, направленных на конструктивное разрешение конфликтов;

-проведение внутриклассных праздников, общешкольных мероприятий, соответствующих годовому плану.

Блок «В труде рождаются герои» направлен на формирование ценностного отношения к труду и включает

-привитие навыков личной гигиены;

-организацию хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда;

-участие в трудовых общешкольных мероприятиях.

Раздел IV.

Планируемые результаты.

Критерии усвоения программы.

        Блок  «Здоровому все здорово»

-Навыки личной гигиены

-Наличие валеологических знаний

-Потребность в занятиях спортом

-Знание № телефонов экстренной помощи

Блок «В добре жить хорошо»

-Умение употреблять вежливые слова

-соблюдение дистанции в общении со взрослыми

-конструктивное разрешение конфликтов

-гуманное отношение к объектам природы

Блок «В труде рождаются герои»

-Желание трудиться

-Частичная самостоятельность при выполнении трудовых поручений

-Умение доводить начатое дело до конца

        Мониторинг умений, навыков и мониторинг личностного развития отражены в единой таблице.

Уровни усвоения программы.

  Блок  «Здоровому все здорово»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок имеет представление о здоровом образе жизни, придерживается правил здоровьесбережения. Знает правила безопасного поведения и выполняет их, умеет пользоваться телефонами экстренной помощи.

Представление о здоровом образе жизни имеет, но правил здоровьесбережения не придерживается. Правила безопасного поведения знает, но выполняет их только под контролем взрослого. № телефонов экстренной помощи пользуется с помощью взрослого.

Потребности в поддержании здорового образа жизни не испытывает. Правила безопасного поведения не выполняет.

Блок «В добре жить хорошо»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок владеет коммуникативными моделями поведения, уважительно относится к людям, умеет выйти из конфликта. Испытывает потребность в общении с природой.

Пользуется речевыми моделями коммуникативного поведения с напоминаниями взрослого. От конфликтов уходит. В общении с природой потребности не испытывает.

Ребенок конфликтен, на совместную деятельность не ориентирован. Морально-нравственные нормы поведения отрицает.

Блок «В труде рождаются герои»

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок проявляет самостоятельность в трудовой деятельности, трудится с желанием, доводит начатое дело до конца.

Частичную самостоятельность в труде проявляет, но в процессе деятельности теряется конечный результат.

Отрицательно относится к процессу труда. За деятельностью нужен постоянный контроль.

Контроль сформированности умений, навыков, личностных качеств осуществляется посредством наблюдения, устных опросов.

        Программа реализуется с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников группы и осуществляется дифференцированный подход.

        Программа составлена на основе межпредметных связей: ИЗО деятельности, аппликации, ручного труда и имеет коррекционную направленность.

Коррекционную работу необходимо проводить в направлениях:

  • Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних установок, системы нравственно – правовых ценностей.
  • Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности.
  • Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.

  Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Раздел V .

Взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями.

К внешним условиям относится сотрудничество с социокультурными, образовательными и спортивными учреждениями поселка, в рамках которого учащиеся школы приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Считаем, что необходимо стремиться к тому, чтобы все структурные элементы воспитательного пространства оказывали максимально эффективное, позитивное воздействие на учащихся, на их социализацию

Ресурсное обеспечение  программы 

Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий:

Научно – методическое;

Открытость учреждения и его взаимодействие с ближайшей социальной средой.

Создание благоприятного психологического климата.

Профессиональные способности педагогов и осознанная их готовность к  работе  с детьми-сиротами на современном уровне.

Раздел VI.

Поддержание, укрепление и формирование традиций школы.

Данное направление воспитательной работы призвано осуществлять культурно-ориентированные принципы воспитания. Целостное представление об окружающем мире учащиеся получают через переживание особых традиционных моментов школьной жизни, позволяющее формировать гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Как мозаику жизнь из кусочков сложу..."

Эссе "Как мозаику жизнь из кусочков сложу..." было написано в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года-2012". Эссе было оформлено в виде Дневника, собрано в небольшую брошюру ...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

эссе "Мозаика моей жизни"

в этом материале написан мой  путь в школу, как я пришла к детям, почему интересным оказалась именно чта сфера деятельности,что  привлекает меня в этом нелегком труде- быть учителем....

Мозаика фактов из жизни музыкантов

интересные факты из жизни музыкантов...

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...