Методика коррекционной работы при дислалии
статья

Загвозкина Дарья Игоревна

Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Методика коррекционной работы при дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности.

Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий.

1. Этапы логопедического обследования ребенка.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: ориентировочный этап, на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком; дифференцировочный этап, включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта; обследование всех компонентов языковой системы, включая

звукопроизношение и фонематические процессы; заключительный (уточняющий) этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

При логопедическом обследовании детей с дислалией необходимо тщательно

исследовать строение и подвижность органов артикуляции, состояние

фонематических процессов и произносительной стороны речи, включающей

общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и

звукопроизношение. Обследование начинается с проверки изолированного произношения звуков.

Затем исследуют произношение звуков в словах и предложениях.

2.Методика логопедического воздействия.

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; отличать нормированное произнесение звука от не нормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи. Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

Логопедические занятия проводятся регулярно, не менее 3 раз в неделю.

Необходимы домашние занятия с помощью родителей (по заданию логопеда).

Их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до

15 минут) 2 — 3 раза в течение дня.

3.Этапы логопедического воздействия.

I. Подготовительный этап.

Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический

процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных

логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки

на занятия. В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного

внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций,

операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

При первичной постановке правильного произношения фонем пользуются тремя основными способами.

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильновибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые

движения речевых органов, требуемое звучание.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при

помощи каких-либо приспособлений (шпатель, проволочные зонды) или

пальцев. При этом способе используется некоторая исходная артикуляция и на

ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в

требуемое положение или движение.

Третий способ — смешанный. При нем механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому, в основном, путем подражания и с помощью словесных пояснений.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков.

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются

различные формы и виды речи, используются творческие упражнения,

подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

5.Глоссарий по теме

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного

звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на

формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в

постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова,

предложения и в самостоятельную речь.

Артикуляция- деятельность речевых органов, связанных с произнесением

звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Иннервация – снабжение органов и тканей нервами.

Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов.

Отраженная речь — повторенная за кем-либо.

Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение двумя или

более лицами слов и фраз.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий

способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,

составляющих звуковую оболочку слова.

6. Использованные информационные ресурсы.

1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования:

Методическое пособие. – М., 2005.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург: Издво АРД ЛТД, 1998.

3.Логопедия. Учебное пособие для студентов высших специальных

педагогических заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М, 1997.

4.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец,

Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы

Особенности коррекционной работы коррекционно-развивающей работы в ГБОУ СКОШИ № 52 второго вида САО города Москвы ...

Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения

Общедидактические основы деятельности учителя. Организация, методы, методики коррекционно-развивающего обучения...

Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап

Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др....

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики

В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....

Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"

Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...