Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап
методическая разработка

Лукашёва Ольга Викторовна

Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnyy_etap_korrektsionnoy_raboty.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальный этап коррекционной работы

с неговорящими детьми                  

Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др.

    Особое значение мы придаём:

  1. развитию слухового внимания и памяти (ребёнка учат различать звучание музыкальных игрушек и других предметов, определять последовательность их звучания и местоположение звучащего предмета в пространстве);
  2. развитию зрительного внимания и памяти (необходимо, чтобы ребёнок научился находить и показывать пальцем игрушку, картинку, соотносить их со словами-названиями, удерживать в памяти ряд предметных образов (игрушки, предметы, картинки) );
  3. развитию пространственных представлений (сначала по подражанию логопеду, а затем по речевой инструкции, ребёнка учат располагать картинки в пространстве, складывать разрезные картинки);
  4. воспитанию у ребёнка подражательности : подражательной моторике , сначала общей, затем ручной и артикуляторной;
  5. научению длительному управляемому ротовому неречевому выдоху с помощью упражнений: дутьё на вату, пушинку, в бутылочку, в трубочку и т.д.

Наряду с развитием импрессивной речи осуществляется обучение активной речи на материале звукоподражаний с опорой на соответствующие игрушки и картинки.

    Методика использования звукоподражаний предусматривает определённую последовательность.

     В начале работы логопед предъявляет ребёнку пять знаковых изображений животных,  « крики» которых можно обозначить фонетически простыми звуками-эквивалентами или звукосочетаниями:  «му»-корова,  «пи»-мышка,  «у»-волк,  «га»-гусь. Логопед держит картинку рядом со своим ртом для того, чтобы ребёнок одновременно мог видеть и изображение животного , и движение артикуляторных органов логопеда, произносящего соответствующие изображению звукокомплексы.

    Если ребёнок не делает никаких попыток к повторению, можно разложить картинки перед ним и попросить : «Дай му»,  « Дай пи»; чтобы сформировать условную связь звучания и изображения, необходимо назвать животное.

    Естественно, при повторении ребёнок испытывает трудности артикулирования отдельных звуков, в этих случаях рекомендуются соответствующие артикуляторные упражнения. Напимер, если при имитации воя волка ребёнок не может вытянуть губы вперёд, его следует учить дуть в трубочку, обнимая её губами, диаметр трубочки постепенно уменьшается; если ребёнок не в состоянии сомкнуть губы при подражании пищанию мышки, рекомендуются упражнения «пузырёк» (надуть щёки и резко  « разорвать» смычку губ), «воздушный поцелуй», либо простое механическое сжимание губ пальцами.

       В последующие занятия постепенно увеличивается количество предъявляемых картинок с изображениями животных, рекомендуются необходимые артикуляторные упражнения. Подобным образом подготавливается артикуляторная база для правильного произношения, и ребёнку становится доступной артикуляция практически всех звуков по подражанию.

      Многие звукоподражания по своему составу напоминают лепетную речь- обязательный этап нормального развития речи. Однако у большинства детей с алалией лепет отсутствовал или был ограничен. Поэтому с помощью этого способа удаётся развить фонетическую сторону речи. Принятые в русском языке звукоподражания включают в себя практически все звуки русского языка.

      В работу со звукоподражаниями постепенно вводится фраза с употреблением названия  «крика» животного: « корова – му»,  «собака-ав» и т.п.

      На дальнейших этапах фраза увеличивается до трёх слов : « Корова мычит му», «Собака лает ав» ит.д.

      Методика использования звукоподражаний при одновременном развитии всех психических функций ребёнка и его импрессивной речи в большинстве случаев способствует появлению активной речи. Для закрепления звукоподражаний родителям рекомендуется петь народные песенки , потешки, прибаутки, колыбельные, в которых содержатся слова наиболее близкие, понятные , доступные ребёнку.

     Реальная мотивированность каждого звукокомплекса раскрывает очень знакомое и понятное для ребёнка лексическое значение.

     Некоторые слова русского языка образовались от звукоподражаний (ж-ж-ж-  жужжать- жук –жужелица, ку-ку – кукушка). Следовательно , звукоподражания дают представления и об этимологии слов.

     Эти звуковые комплексы служат и для понимания переносных значений слов и выражений, таких как не каркай, лаяться, куковать и др. Следовательно. Овладение ими способствует дальнейшему обогащению импрессивного словаря.

    Полисемантизм употребления слова-звукоподражания позволяет одним и тем же звукокомплексом , например  «хрю», обозначать и свинью , и поросёнка, и  «свинья идёт», и грязнулю, и хрюканье – всё, что связано с образом свиньи, т.е. звукоподражание может заменять не только существительные, но и глаголы, прилагательные, междометия. Такое расширение значений помогает ребёнку усложнять синтаксические связи и строить фразы типа:  «Мяу топ»,  «Ав па»,  «Би-би ку-ку»,  «Она делает чик»,  «Оля села  и би-би».

   При этом до минимума сокращаются такие нарушения слоговой структуры, как опускание , перестановка звуков, слогов; слова максимально приближаются к понятному звучанию.

   Как только у ребёнка сформировалась минимальная фонетическая база, следует вводить в дидактические игры простые, строго заданные фразы:  « У меня утка»,  « Дай…», « Это…»,  « Я взял…»,  « Я ставлю…» и т.п., которые он уже способен повторить вслед за логопедом.

    Методика использования звукоподражаний в начале работы с неговорящими детьми позволяет достичь следующих результатов:

  1. Создание более естественной мотивации для овладения ребёнком собственной экспрессивной речью. Использование звукоподражаний играет психотерапевтическую роль: пользуясь звукоподражаниями , ребёнок получает одобрение, похвалу со стороны взрослых, у него исчезает негативизм, появляется уверенность в своих силах и желание говорить.
  2. Развитие способности к подражанию речи, действиям взрослых.
  3. Создание основы для построения фразы, овладения грамматическими средствами и  для расширения словаря.
  4. Воспитание правильного звукопроизношения.
  5. Помощь в обучении детей чтению.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Коррекционная работа с детьми на трёх этапах лечения амблиопии и косоглазия"

Данные материалы могут быть полезны при работе с детьми с нарушением зрения....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Методика коррекционной работы по формированию мыслительных процессов на уроках физики

В статье перечислены основные направления коррекционной работы, приведены примеры коррекционной деятельности при решении задач на уроках физики в 7 классе....

Доклад "Методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации"

Доклад «методики коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации »...

Методика коррекционной работы при дислалии

Аннотация. В данной теме рассматривается методика коррекционной работы по устранению дислалии, сроки и продолжительность занятий....