Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»
статья

Ерошина Екатерина Владиславовна

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.  Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической  деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eroshina._statya.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №52 Приморского района г. Санкт-Петербург

 «Компетенции учителя – основа успешного развития

компетенций учащихся»

Выполнила:

Ерошина Екатерина Владиславовна

учитель русского языка и литературы

                                              Санкт – Петербург

Оглавление

  1.   Введение ____________________________________________3
  2.  Основная часть_______________________________________ 4
  3.  Заключение __________________________________________17
  4.  Литература___________________________________________18

  1. Введение

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций.  Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. 

Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической  деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания» ( Коджаспирова Г.М.)

  1. Основная часть

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

 Компетенция — это общая  способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

 Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. Модернизация Российского образования стала следствием необходимости осмысления специфики процесса обучения в условиях “экономики знаний” (И.Фрумин). Основными характеристиками экономики знаний являются следующие: обучение как “создание знаний” на основе исследовательского подхода вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения “на всякий случай, вдруг понадобится в будущем”; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом.

    Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (опредения QCA).

       Появилась необходимость определиться в самом понятии “компетенция” и “ключевая компетенция”. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. кроме этого. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

Необходимо раскрыть составляющие элементы понятия "компетенция":

                   знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

                   навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

                   способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

                   Стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

                   усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Следующим шагом будет определение видов компетенций. По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях.

Ученые, педагоги, работодатели пытаются определиться в вопросе: какие именно компетенции следует рассматривать как ключевые. На этот вопрос трудно дать однозначный ответ.

В Нидерландах создана система образования, нацеленная на развитие у учащихся ряда компетенций. К таким компетенциями относятся: стратегическая компетенция, предполагающая развитие умения рефлексировать по поводу будущего; предметная компетенция, связанная со специфическими для изучаемого предмета знаниями и навыками; методическая компетенция, содержанием которой являются распорядительские навыки; социально-коммуникативная основными составляющими которой являются навыки сотрудничества, восприятие критики, предоставление и принятие обратной связи; нормативно-культурная компетенция. Включающая в себя профессиональное отношение, мотивацию, готовность к достижению результата и учебная компетентность. Определяющая развитие учебных навыков, рефлексии, навыков оформления.

К компетенциям в определенных сферах деятельности относятся компетенции в таких сферах как “Язык и коммуникация”, “Творчество и дизайн”, “Человек и общество”; “Здоровье и движение”, “Природа и техника”. К социальным компетенциям относятся способность к коммуникации, способность к работе в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.

В Британской школе выделяется шесть ключевых компетенций. Которые можно условно разделить на две большие группы. Основные компетенции: общение, вычислительная грамотность, информационная грамотность. Ключевые компетенции широкого профиля: умение работать с другими; умение учиться и совершенствоваться; умение решать задачи.

Список ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (Модернизация Российского образования):

  • политические и социальные компетенции, такие как способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов;
  • компетенции, касающиеся жизни в много культурном обществе, такие как понимание различий, уважение друг другу, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений;
  • компетенция в области коммуникации, таких, как владение устным и письменным общением, несколькими языками и др.;
  • компетенции, связанные с обществом информации, такие как владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;
  • компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни.

Это разнообразие подходов означает, что определение ключевых компетенций может происходить только в рамках региональной, государственной и международной дискуссии при участии всех или по возможности большего количества общественно значимых групп и должно учитывать всю совокупность сфер жизнедеятельности (органы государственной власти, педагогическая общественность и работодатели).

Таким образом, результат образования будет представлять собой совокупность привычных результатов образования с добавлением результатов по становлению и развитию ключевых компетенций. Развитие компетенций – это дополнение к привычным целям образования.

Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития учащихся посредством предмета.

Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение “keis-study”, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий: технология модульного подхода; технология развития критического мышления; технология рефлексивного обучения; технологий проектного обучения; технология педагогического сопровождения.

Ключевые компетенции предполагают оценивание, которое состоит как из внутренней, так и внешней оценки. Каждый учащийся собирает портфолио (папка достижений), пишет резюме, проводит самоанализ и самодиагностику. Внешняя самооценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод диалога учащегося и оценивающего и др. По результатам оценивания учащийся получает сертификат, определяющий уровень развитости той или иной компетенции. В британской школе таких уровней пять: I-ый и II-ой уровень учащиеся должны освоить к 16 годам в образовательном учреждении, III уровень - уровень после получения специального образования; IV уровень – уровень бакалавра; V уровень – уровень магистра. Сертификат, предъявляемый при поступлении на работу, создает наиболее выигрышные условия для обладателя сертификата высокого уровня.

Опыт работы по развитию ключевых компетенций в разных странах убеждает в том, что ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества образования в целом, начального профессионального в частности.

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинула ряд проблем:

работа над развитием ключевых компетенций в учебном процессе - на занятиях по общетеоретической и специальной подготовки;

подготовка инженерно-педагогических работников к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся;

 разработка экспертизы занятий с позиций компетентностного подхода.

Учитель должен уметь:

  •  Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  •   Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.  
  •   Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.   
  •   «Сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  •   Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  •   Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  •  Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  •   Организовать понятийную работу учащихся.
  •   Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

   Ключевые компетенции современного учителя налицо. Как грамотно выполнить переход  от компетентного учителя к компетентному ученику? Учитель, обладая профессионализмом, сумеет создать условия для овладения комплексом компетенций учащихся, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в условиях социально – политического, рыночно – экономического, информационно – коммуникативного насыщенного пространства.  

Проще говоря – школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е.  развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности учителя.

 Что такое ключевые компетенции?  Это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.

Обратимся к Федеральному государственному  образовательному стандарту среднего (полного)  общего образования, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.

Вот каков портрет выпускника школы. 

 А ребенок? чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

 Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся. 

Итак, стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации.

Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций.  Особую значимость приобретает  проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры.  

Изменение технологии преподавания влечет за собой и переход роли учителя – информатора, контролера, в роль консультанта, собеседника, так как самый лучший продуктивный результат обучения дает создание ситуации, в которой учащиеся самостоятельно находят решение.

Развивая ключевые компетенции у учащихся, мы стараемся   формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность.   

 Что даёт компетентностный подход?
— Учителю:

согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика.

Ученику:

повышение степени мотивации учения.  

 Какие компетенции  формируем мы у учащихся на  уроках и во внеурочной деятельности?

Ценностно – смысловые, 

которые связаны с ценностными ориентирами ученика, механизмами самоопределения в различных ситуациях.  

Общекультурные компетенции 

развиваем через знакомство с традициями своего народа и других народов мира. Рассказываем   об эффективных способах организации свободного времени.  

Учебно – познавательные компетенции 

формируем  через       самостоятельную познавательную деятельность, выполнение проектов, исследовательских работ. Учащиеся  овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Используем технологию сотрудничества.  Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают выводы).  

Через инфомационные компетенции 

формируем умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

С помощью коммуникативных компетенций  учащиеся приобретают   способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и задачами. ( взаимодействие с окружающими людьми, общение на разных языках)

 

 Социально-трудовые компетенции  Формируем через  трудовую деятельность ( трудовые десанты в школе, уборка в классе)

 Компетенции личностного самосовершенствования 

 направляем на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.  ( чтение книг на внеклассное чтение, посещение спортивных секций, кружков по интересам)

 Действия педагога,  направленные на  формирование ключевых компетенций:

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

 Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований:

1. Дидактические требования:

Чёткое формирование образовательных задач

Определение оптимального содержания урока

Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

Особенности самоорганизации учителя

Организация познавательной деятельности

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

Организованность учащихся

Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

Урок должен быть эмоциональный

Темы и ритм урока должен быть оптимальным

Полный контакт учителя и учащихся.

Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

Смена видов деятельности

Обеспечение активного учения каждого ученика.

4. Требования к гигиене урока:

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Предупреждение утомления

Чередование видов деятельности

Физкультминутка

Правильная рабочая поза учащихся.

Соответствие роста школьной мебели.

  1. Заключение

Если учитель будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он выработает в себе достаточно высокую компетентность и передаст эти  знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.

Учитель должен повышать свою квалификацию или полностью переучиваться, самостоятельно учиться, готов к самообразованию – выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию их различных источников и гибко изменять свою профессиональную квалификацию.

Литература

  1. Иванов Д.А. «Компетенции и компетентностный подход в современном образовании»,  стр 4-24, журнал «Завуч» №1, 2008
  2. Корнетов Г.Б. «Подготовка учителя для демократической школы», стр 95-111, журнал «Завуч» №6, 2209
  3. Никитенко Н.А. «Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога», стр 112-116, журнал «Завуч» №6, 22009
  4. Сластенин В.А. «Профессионализм учителя как явление педагогической культуры», стр 79-94, журнал «Завуч», №6, 2009
  5. Проект профессионального стандарта педагогической деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

Технология проектов как основа успешного развития учащихся

Оказывается метод проектов был введён ещё в XX веке. Сравниваются позиции отечественных и американских педагогов. Изложены основные требования к проектам, представлена классификация проектов....

Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"

Статья  "Формирование финансовой грамотности  как средство успешной социализации учащихся  при получении среднего общего образования"...

«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»

Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске  новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда...