«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»
методическая разработка (5 класс)

Москалева Юлия Максимовна

Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске  новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же, от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskaleva_yu.m.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на ШМО

с докладом на тему:

«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»

Подготовила: Москалева Ю.М.

учитель-логопед

10 октября 2023 г.

"Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним"

Л. Н. Толстой

Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя и, конечно же, от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства.

Учитель – логопед - представитель педагогической профессии, он, как и любой другой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда - это многосообразность применения теоретических, практических, интерактивных, креативных, нестандартных умений и знаний, применяемых на практике и в систематической работе с детьми с нарушениями речи.

Трудовые функции учителя- логопеда:

-диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;

-коррекционная функция участие учителя - логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.

Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда можно представить через совокупность следующих его компетенций:

-Общепедагогическая (Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности);

-Специальная (Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями);

-Технологическая (Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности);

-Коммуникативная (Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми (логопед - ученик); общения с коллегами (логопед – учитель));

-Рефлексивная (Регулятор личностных достижений логопеда, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.)).

Роль самообразования в развитие профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

• Самообразование осуществляется добровольно;

• Осуществляется сознательно;

• Планируется, управляется и контролируется самим человеком;

• Необходимо для совершенствования каких-либо качеств

Направления самообразования учителя-логопеда и навыков.

• Профессиональное (предмет исследования)

• Психолого-медико-педагогическое

• Нейропсихологическое

• Неврологическое

• Нейропедагогическое

• В области здоровье-сберегающих технологий

• В области ИКТ-технологий

• Методическое

• Лингвистическое (языковое)

Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя-логопеда.

• Повышение качества профессиональных компетенций

• Готовность к педагогическому творчеству

• Профессиональный рост

• Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

• Соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства

Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающая способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.

Современное образование во многом определяет завтрашний и послезавтрашний день общества. Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности и успешного развития компетенций обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующи...

Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"

Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....

Презентация к выступлению на МО учителей английского языка "Развитие компетенций обучающихся в проектной деятельности "

материал был подготовлен совместно с учителем английского языка МБОУ СОШ №10 "Успех" Карниковой Е.А....

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...