Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"
опыты и эксперименты на тему

Корчева Елена Николаевна

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с обучающимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet2.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1)Педагогический совет "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

Ход педсовета

1.     Вводное слово.

К. Д. Ушинский: «В воспитании и обучении все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле обучения и воспитания». (слайд 2)

Уважаемые учителя!

-  Понимаете ли вы, что нужно быть готовыми к  постоянным переменам?

- Как вы считаете, возможно ли строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта?

- Сумеем ли мы обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников? Кто должен быть союзником учителей? Родители.

- Давайте обращаться к их помощи!

- Должны ли мы считать себя самым единственным и главным источником знаний?

- Должны ли мы передавать  свой жизненный опыт и воспитывать своих учеников, как были воспитаны сами?

- Можем ли мы придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда   верные способы правильного и неправильного решения различных проблем?

Из вышесказанного следует, что успешным должно стать то обучение, в котором будет четко прослеживаться цепочка: (слайд 3)

           От компетентного учителя к компетентному ученику.

Сегодня на педсовете мы постараемся актуализировать развитие профессиональных компетентностей педагога,  попытаемся осознать границы не только собственной компетентности, но и профессиональной.

Практическая часть

Организационный этап:

Уважаемые коллеги, вы уже поделены на группы, сейчас каждая из вас должна оформить свою модель компетентности педагога. Для этого необходимо записать  вам – личностные качества, а вам – профессиональные. Творческий подход к заданию приветствуется. Время работы не более 5 минут.

Как грамотно выполнить переход  от компетентного учителя к компетентному ученику?

(слайд4)Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, я считаю, что современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с обучающимися, творческим отношением к делу.

Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.

А ребенок? Как вы думаете, чего ждет ребенок, переступивший порог школы? (вопрос в зал) Конечно же, успеха! Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.

 Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

Для того чтобы обучение стало успешным, необходимо формировать ключевые компетенции и учителя и учащихся.

Каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. (Слайд 5)  Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций.  Особую значимость приобретает  проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, ролевые игры.  

Анализируя деятельность педагогов школы можно наблюдать, как учителя внедряют в свою деятельность такие методы, которые позволяют не просто накапливать изолированные факты и умения, а применять и использовать их, связывая с конкретными реальными проблемами.        

Однако следует признать, что преобладают в нашей работе все же традиционные уроки, на которых ученики часто остаются  в положении пассивных слушателей. Причина этого, возможно, не только в нежелании учителя, в частой нехватке времени, но иногда и в неумении эффективно организовать деятельность детей. В следствии, возникают  проблемы:

  • Увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;
  • Слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;
  • Слабое знание личности школьника и классных коллективов;
  • Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;
  • Пассивная позиция части школьников в учебном процессе.

Отсюда и возникают школьные проблемы: (слайд 6)

У учащихся постоянно возникают закономерные вопросы: «Зачем мне это учить? Понадобится ли это мне в жизни? Почему так много задают?»

Урок оторван в основе своей от реальной жизни.

И поэтому надо знать, что в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если соблюдены определенные условия (слайд 7)

Думается, что в сегодняшней совместной деятельности мы постараемся по – новому оценить свою деятельность и станем работать в ногу со временем.

А сейчас предоставляется слово группам для презентации модели профессиональной компетенции педагога и обоснования представленных профессиональных и личностных качеств. (слайд 8)

Назовите, пожалуйста, какими   профессиональными качествами должен обладать педагог? трудолюбие; работоспособность; дисциплинированность; ответственность; умение поставить цель и избрать пути ее достижения; организованность; настойчивость; систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня; стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. 

А каковы личностные качества педагога? гуманность; самообладание; дисциплинированность; гибкость поведения; идейная убежденность; гражданственность; инициативность; порядочность; искренность; стремление к самосовершенствованию.

Вовсе не значит, что только лишь этих качеств достаточно для того, чтобы стать в глазах своих учеников и общества идеальным учителем…  но без перечисленных качеств это просто невозможно. Я думаю, вы со мной согласитесь, что в совокупности эти качества образуют неповторимую личность учителя по призванию. Однако важна не равномерность в развитии и распределении всех этих качеств, а максимальное развитие способностей, составляющих первостепенную направленность личности педагога, которая придает смысл его деятельности и всей жизни.  

Как эти качества могут помочь вам в педагогической деятельности? (слайд 9 нажать два раза Слова на тени
         Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. (слайд 10) 

Рефлексия "Проблема на ладошке”

- Сейчас предлагаю каждому участнику педагогического совета посмотреть на проблему совершенствования профессиональной компетентности как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

(ведущий держит на ладошке красивый шар, музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

- Я смотрю на этот шар. (слайд 11) Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества я хотела бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность  обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие?

 (Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество, если буду обогащать свой словарный запас.

(слайд 12) Я хочу развить в себе такое качество, как…

 (участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)

(слайд 13) 

Мне хотелось бы подвести итог педагогического совета словами Василия Александровича Сухомлинского: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы".

(слайд 14) Спасибо за внимание!!!!

Какими   профессиональными качествами должен обладать педагог?

Обязательные профессиональные качества педагога

— гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемые профессиональные качества учителя справедливость, требовательность.

Как эти качества могут помочь вам в педагогической деятельности?

Какими   личностными качествами должен обладать педагог?

Личные качества, необходимые учителю:

• умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

• высокая степень личной ответственности;

• самоконтроль и уравновешенность;

• терпимость, безоценочное отношение к людям;

• интерес и уважение к другому человеку;

• стремление к самопознанию, саморазвитию;

• оригинальность, находчивость, разносторонность;

• тактичность;

• целеустремлённость;

• артистизм;

• требовательность к себе

• наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в

Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

  Как эти качества могут помочь вам в педагогической деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

Педагогические технологии как средство успешного развития учащихся (Модульное обучение)

В работе представлены  возможности современных технологий при изучении математики в рамках ФГОС второго поколения, когда от учителя требуется не выдавать объем знаний и умений, а обучение с...

Практико-значимая работа по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся".

Зависимость развития компетенций ученика от уровня компетенции учителя....

Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...

Технология проектов как основа успешного развития учащихся

Оказывается метод проектов был введён ещё в XX веке. Сравниваются позиции отечественных и американских педагогов. Изложены основные требования к проектам, представлена классификация проектов....

Статья на тему «Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходил...

«Компетентность учителя - основа успешного развития компетенций обучающихся»

Довольно часто в нашем современном мире педагоги, специалисты логопеды находятся в постоянном поиске  новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда...