Сценарий Музыкальной гостиной «Поговорим о вальсе…»
учебно-методический материал

Зайцева Лариса Николаевна

Несмотря на то, что вальс за свою жизнь претерпел много изменений, он не потерял своей актуальности. И сегодня ни один выпускной бал, ни одно семейное торжество, и даже, дипломатический прием, не обходятся без вальса!

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областного бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Струве»

Сценарий музыкальной гостиной

«Поговорим о вальсе…»

Зайцева Лариса Николаевна

г. Железногорск

Курская область

Пояснительная записка

Целевая аудитория: учащиеся начальных и средних классов ДШИ и ДМШ

Место проведения мероприятия: музыкальный зал, кабинет музыкальной литературы

Цель мероприятия: кратко познакомить учащихся с историей возникновения вальса; совместить это мероприятие с проведением класс-концерта на инструментальном отделении.

Задачи: 

  • продолжать знакомить учащихся начальных и средних классов с понятием «музыкальный жанр»;
  • сформировать представление об особенностях танцевальной музыки;
  • развивать образное мышление и обогащать впечатления детей, знакомя их с вальсами, написанными в разные эпохи композиторами разных стран;
  • дать возможность учащимся инструментального отделения проявить свои творческие и исполнительские возможности;
  • воспитывать любовь к музыке;
  • формировать интерес к публичным выступлениям;
  • способствовать созданию у учащихся хорошего настроения и положительных эмоций.

Зал (кабинет) тематически оформлен. Подготовлено оборудование для просмотра презентации.

Ведущий обращается к зрителям:

- Дорогие гости, я рада вас видеть в нашем зале. Сейчас прозвучит произведение, а вы постарайтесь угадать, что это за танец.

Звучит «Маленький вальс» А. Гречанинова.            

Конечно, это ВАЛЬС!!! (слайд 1).

О танец! Ты - великое творенье,

Прекрасней ничего на свете нет,

Чем торжество любви и вдохновенья,

Оваций восхитительный букет!

В мире есть много замечательных танцев: полонез, мазурка, румба, ча-ча-ча, танго, фокстрот, чарльстон и многие другие. Но, тем не менее, вальс в этом длинном списке занимает одно из первых мест! Вальс – европейский танец, который появился в конце XIX века и быстро завоевал популярность (слайд 2). Может быть, в современной действительности, его танцуют не так часто, но звучит он постоянно! В чем же секрет его необыкновенной популярности? Я думаю, что в необыкновенной гибкости, грациозности, величественности. Вальс –  это ведь не просто танец, это музыкальная форма, настроение, порыв, особое ощущение импульса жизни (слайд 3). Родина классического вальса – город Вена. Предшественниками венского вальса были трехдольные народные танцы Австрии, Германии, Франции, Чехии. Возраст вальса исчисляется менее чем двумя веками. Одни считают, что вальс произошел от немецкого «вальцера», что означает «кружащийся». Другие считают, что от «лендлера»  – трехдольного танца немецких и австрийских крестьян, который танцевали по кругу и обязательно парами.  

Но со временем танец видоизменялся, приобретал черты знакомого нам танца и дошел до светских балов и приемов. Для классического вальса характерны: трехдольный размер, быстрая и ритмичная структура, исполнение в закрытой позиции, воздушность и грациозность в каждом движении. Хотя, следует заметить, что в Австрии, Германии и России этот танец был запрещен, так как религиозные лидеры и «духовники» посчитали его нарушающим нормы морали и нравственности. Вальсирование более десяти минут считалось признаком дурного тона. Постепенно вальс превращался в крупное концертное инструментальное произведение. Это особенно ярко заметно в творчестве таких композиторов как Ф. Шопен, Ф. Лист.

(Слайд 4) …18 век! Вальс Шуберта! Великий немецкий композитор Франц Шуберт сочинил 300 вальсов! Его вальсы проникнуты необычайной лиричностью.  Под музыку шубертовских вальсов не только танцевали, эту музыку также охотно слушали. Вальсам Шуберта была присуща миниатюрность, лиричность, контрастность разделов, звукоизобразительность. А также они стали иметь романтическую окраску.

Звучит «Вальс» Ф. Шуберта в исполнении учащегося.

Великий польский композитор Фредерик Шопен в отличие от многих своих современников сочинял почти исключительно для фортепиано.

Звучит Вальс Ми-бемоль мажор Ф. Шопен (слайд 5).

(Слайд 6) Говоря о русском вальсе, нельзя не заострить внимание на музыке Петра Ильича Чайковского. Вальсы в балетах П. И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения и открывающие мир сказочных героев.

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в исполнении учащихся.  

Когда слушаешь этот вальс, то начинает казаться, что кто-то рассказывает о большом светлом чувстве. Может быть, о зарождающейся любви. А может быть, о прекрасной природе?  Но так или иначе – вальс прекрасен, изящен, лиричен, грациозен.

(Слайд 7) Специально для детей П.И. Чайковским был написан цикл «Детский альбом», посвященный племяннику композитора Володе Давыдову.

В XX веке был создан мультфильм на музыку Чайковского, где пьесы цикла зазвучали в оркестровом варианте. Красочная картина бала отображена в вальсе из «Детского альбома».

 Просмотр фрагмента из мультфильма «Золушка». https://youtu.be/5xINUD3eUuE

Звучит «Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского (на фоне читаются стихи)

О, русский вальс, изящных нот движенье,

Волшебных звуков царственный полет,

Немой восторг до самопостиженья,

И, красота, что за душу берет.  

Есть вальсы бальные, эстрадные, вальсы-песни, вальсы-сцены, оперные и балетные. А по характеру – веселые и грустные, бравурные и таинственные, поэтичные и бурные, мятежные и трагичные. Вальсовый размер ¾ очень емкий и позволяет выражать различные человеческие чувства и состояния. Во второй половине XVIII века вальс переступил пороги аристократических салонов и дворцов и завоевал Париж и Лондон, Берлин и Гаагу, Варшаву и Петербург. С проникновением в город вальс становится более плавным, его темп более быстрым. Определяется яркий акцент на первой доле такта. С начала XIX века вальс – самый популярный во всех слоях европейского общества.

Большую популярность приобрели два вальса сочиненных А.С. Грибоедовым (слайд 8). Вальсы ля бемоль мажор и ми минор. Александр Сергеевич был более известен, как писатель, поэтому эти сочинения можно отнести скорее к любительским, нежели к профессиональным. Но тем не менее они приобрели необычайную популярность за счет простой фортепианной фактуры, отсутствия броских пассажей и яркой кульминации.

Звучит «Вальс ми минор» А.С. Грибоедова исполняет учащегося.

Современник Николай Петрович Раков (слад 9) много работал в области инструментальной миниатюры. В его вальсах преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; в ряде произведений воплощены образы юности. Он является создателем обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для фортепиано, струнных, духовых и народных инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических концертов.

«Вальс нашей старой бабушки» Н. Раков исполняют учащиеся.

(Слайд 10) Советский композитор, наш земляк, Георгий Васильевич  Свиридов в 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям. Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Г. Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки. В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, (слайд 11) что его первые  сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом». Никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Звучит «Вальс» Г. В. Свиридова из кинофильма «Метель» в исполнении учащегося.  

Несмотря на то, что вальс за свою жизнь претерпел много изменений, он не потерял своей актуальности. И сегодня ни один выпускной бал, ни одно семейное торжество, и даже, дипломатический прием, не обходятся без вальса!

И закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу такими строками, которые, на мой взгляд, созвучны нашей теме:

Как многогранна МУЗЫКА!

Как юно она звучит сквозь времена, пласты,

В сердцах людских раскрашивает струны

Любви, печали, памяти, мечты!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная гостиная «Поговорим о вальсе…» Зайцева Л. Н . преподавател ь ОБОУ ДО «ДШИ им. Г. Струве» г. Железногорск, Курская область

Слайд 2

Вальс- европейский танец, который появился в конце XIX века и быстро завоевал популярность

Слайд 3

Родина классического вальса – Вена. Предшественниками венского вальса были трехдольные народные танцы Австрии, Германии, Франции, Чехии

Слайд 4

Франц Пе́тер Шу́берт (31 января 1797 — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке.

Слайд 5

Фредерик Шопен великий польский композитор. В отличие от многих своих современников сочинял почти исключительно для фортепиано. Вальс Ми-бемоль мажор

Слайд 6

Петр Ильич Чайковский " Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днем увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и опору"

Слайд 7

Специально для детей был написан цикл «Детский альбом», посвященный племяннику композитора Володе Давыдову. В XX веке был создан мультфильм на музыку Чайковского, где пьесы цикла зазвучали в оркестровом варианте. Красочная картина бала отображена в вальсе из «Детского альбома»

Слайд 8

Драматург, поэт, композитор, пианист, дипломат - Александр Сергеевич Грибоедов (4 января 1795, Москва — 30 января1829) прожил короткую и яркую жизнь, оставив неизгладимый след в русской культуре. Он создал такие бессмертные шедевры, как комедия "Горе от ума", внёс серьёзный вклад в развитие русской дипломатии.

Слайд 9

Никола Ра ́й Петро́вич ́ков (1908—1990) — советский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, педагог Композитор много работал в области инструментальной миниатюры. В его музыке преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; в ряде произведений воплощены образы юности. Создатель обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для фортепиано, струнных, духовых и народных инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических концертов.

Слайд 10

Георгий Васильевич Свиридов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Ученик Дмитрия Шостаковича.

Слайд 11

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича, Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели» станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной "Поговорим о маме"

Данная разработка представляет сценарий внеклассного мероприятия (литературной гостиной), посвященного дню матери....

Сценарий музыкального праздника для начальной школы "Музыкальный птичник"

В конце учебного года в нашей школе проходит неделя предметов эстетического цикла. Моей традицией стало проведение музыкальных праздников для начальной школы. Такие мероприятия охватывают большое коли...

Литературно-музыкальная гостиная "Поговорим еще раз о любви"

Методическая разработка в оригинальной форме литературно-музыкальной гостиной может быть как нетрадиционным уроком так и внеклассным мероприятием.На ярких истрических и жизненных примерах раскрывается...

Музыкальная гостиная "Я помню вальса звук прелестный...".

Интересный материал, касающийся рождения вальса. Поскольку я работаю преподавателем по классу фортепиано, мои дети исполняли музыку сами. Мы провели это мероприятие в виде "Музыкальной гостиной"...

Литературная гостиная «Поговорим любви»

С любви все начинается и заканчивается тоже ею. Так что же такое любовь? Что она для каждого из нас? Для всех нас вместе? На протяжении всей жизни мы не раз и не два будем задавать себе эти вопро...

сценарий внеклассного мероприятия "Штраус- король вальса"

Целью данного внеклассного мероприятия является развитие творческих способностей учащихся через постановку театрального проекта.  Оно охватывало учащихся 2-11 классов....

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕРНИСАЖ "ОСЕННИЙ ВАЛЬС", посвящённый Празднику Осени и Дню Учителя...