Статья на тему: «Использование кинезиологии в работе со школьниками с ОВЗ».
статья (5 класс)

Петухова Елена Николаевна

Работая с школьниками с ОВЗ, где есть и ТМНР – нужно, конечно, постоянно использовать адаптивную физкультуру, нагружать и тренировать их тело, заниматься постоянной релаксацией. Но многие физические упражнения,  особенно воздействующие на мозг, так называемая, нейростимуляция, могут  быть противопоказаны или весьма дозированы,  для разной категории учеников  с ОВЗ. Так что же такое кинезиология?

      Кинезиология – это  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничной и творческой самореализации личности. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология рекомендуется для каждого, и ребёнка и взрослого, кто желает получить удовольствие от движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:   «Использование  кинезиологии в работе со школьниками с ОВЗ».

ГБОУ школа № 7, Красносельского района, г. Санкт-Петербурга, учителя  -  Петуховой Елены Николаевны.

        Работая с школьниками с ОВЗ, где есть и ТМНР – нужно, конечно, постоянно использовать адаптивную физкультуру, нагружать и тренировать их тело, заниматься постоянной релаксацией. Но многие физические упражнения,  особенно воздействующие на мозг, так называемая, нейростимуляция, могут  быть противопоказаны или весьма дозированы,  для разной категории учеников  с ОВЗ. Так что же такое кинезиология?

      Кинезиология – это  наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Она представляет собой учение о развитии ребёнка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничной и творческой самореализации личности. Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология рекомендуется для каждого, и ребёнка и взрослого, кто желает получить удовольствие от движенийСвоим собиранием в отдельный метод, кинезиология  обязана  американскому психотерапевту  Гарри Ховеллу.

Гарри Ховелл закончил курсы гипноза и психотерапии. Познакомившись в 1970 году с прикладной кинезиологией, он теперь руководит собственной школой интегрированная кинезиология, программа которой освещает вопросы единого здоровья, включая его собственные наработки, психо-кинезиологию.

      Психокинезиология вышла из психо-терапевтического опыта самого Гарри Ховелла. Он обнаружил, что доминирующее полушарие может зачастую быть фактором психологической проблемы, поскольку постоянное использование одного полушария может привести к умственной перегрузке. Кроме того, он пользуется точками для эмоционального тестирования на голове, чтобы определить, какие эмоции стимулированы излишне вместе с точками органов, которые используются для успокоения эмоций.

      Неврозы, психозы, шизофрения и маниакальная депрессия все они очень хорошо реагируют на психо-кинезиологическое обследование и лечение. Психо-кинезиология подобно всем кинезиологическим системам принимает во внимание отношения между телом и мозгом. Лечение включает стимуляцию или успокоение точек меридианов, исправление пищевых расстройств и манипуляции, иногда вместе с цветом, музыкой и лазерной терапией.

     В то время как высокопрофессиональные психотерапевты подобные Гарри Ховеллу работают с серьезными психологическими проблемами, большинство кинезиологов передает клинические случаи соответствующим экспертам. Однако, имея дело с ежедневным стрессом и плохим настроением, каждый кинезиолог знает о методике Снятия эмоционального стресса, образно говоря, на кончиках своих пальцев. Некоторые из них уже являются хорошими советниками, другие учатся этому.

      Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации. При рассмотрении данной проблемы особое значение занимает организация развивающей деятельности с детьми. Если вы хотите развить природные уникальные возможности ребёнка, его индивидуальные способности, улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта - кинезиология поможет вам! 
     Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология рекомендуется для каждого, и ребёнка и взрослого, кто желает получить удовольствие от движений. 

      Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, а наибольших результатов по интеллектуальному развитию можно добиться только в дошкольном возрасте, у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8 лет.
Детская кинезиология  использует различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения для психоэмоционального и интеллектуального развитии детей. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических упражнений, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

      Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающийся эффект.

     Основным требованием к использованию специальных кинезиологических упражнений является точное выполнение движений и приемов. Педагог (или психолог)  сначала сам осваивает все упражнения, после этого проводит их с ребенком. Весь материал предлагается детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти.        Упражнения лучше проводить утром, ежедневно, в течение двух недель, стоя или сидя за столом и только в доброжелательной обстановке.

     Упражнения можно использовать, начиная с 2-3-х летнего возраста. Они хороши как гимнастика, как физминутка и просто как увлекательные упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1–2 минуте, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании, используя любимую динамичную музыку.  

    Не запрещается подпевать, хлопать в ладоши или выполнять упражнение под считалочки или скороговорки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования учебных навыков и умений.

    Лучше использовать комплексы упражнений, которые включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость). Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

   Проводит занятия с детьми должен психолог образовательного учреждения, либо педагог или воспитатель имеющий сертификат о прохождении курсов и обучения данной деятельности.

      Кинезиология в педагогике набирает обороты. Она становится популярной не зря. А все потому, что как считают специалисты, кинезиология «тренирует мозг» и интеллект детей.    Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией. Происходит синхронизация  работы полушарий. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники  Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука» Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.В. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитее речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

      Исследования профессора М. Кольцовой  показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук.

       Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

      Здесь мы обратимся к отечественным исследователям.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость     речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

      Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин дислексии и дисграфии является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими эмоциями.

      Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

      Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.

      Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Все упражнения педагог должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

     Здесь  я хочу предложить комплекс упражнений, который использую в своей работе. Упражнения эти не являются сложными, за исключением, в отношении тех учеников,  кому вообще запрещена физическая нагрузка, только легкая релаксация. Я выполняю комплекс разных упражнений в динамических паузах,  на  коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

     Для того, чтобы грамотно использовать кинезиологию, лучше специально  учиться, разные упражнения отвечают за разное взаимодействие. Но можно и учиться на практике, открыв для себя  теорию параллельно. Ученикам упражнения нравятся, со временем, они становятся незаменимым ключом к смене деятельности и настройке ученика  на занятия, тропинкой к отдыху и снятию эмоционального напряжения, ключиком к лучшему взаимодействию сторон.

КОМПЛЕКС № 1

  1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
  2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
  3. «Звонок». Опираясь на стол ладонями,  полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
  4. «Домик». Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
  5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.».
  6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
  7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
  8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
  9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС № 2

  1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки – выдох.
  2. «Снеговик». Стоя. Представьте что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
  3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
  4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
  5. «Рожицы». Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.
  6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.
  7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправлено, затем разнонаправлено), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
  8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.
  9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.
  10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

     Все упражнения нужно выполнять в хорошем настроении, можно какие-то сидя, и не через силу. Если у кого-то что-то не получается, нужно начинать с доступных движений, вращений глазами, наклонов, с гимнастики рук и делать как получается. Кинезиология – помогает в моей работе более чем, она интересна, эффективна, словесна, творчески позитивна и не сложна, занимательна и помогает улучшить самочувствие и способности мышления, восприятия.

Список рекомендованной литературы:

  1. В.Любимова  «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.

https://www.labirint.ru/books/71338/

  1. В.Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.

https://www.labirint.ru/books/60395/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»

Статья на тему «Эмоциональная регуляции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью»...

Статья на тему "Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"

quot;Формирование образовательной среды для школьников с низким уровнем познавательной активности на уроках биологии в 6-м классе"...

Статья по теме: ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ НА ОВЛАДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ В ВОЛЕЙБОЛ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ...

Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА

В современном мире значимым становится вопрос становления и развития человека культуры нового поколения. В качестве глобальной цели воспитания выступает свободная личность, умеющая как прини...

статья на тему "Роль игры в воспитании школьников"

Статья для учителей и воспитателей группы проделенного дня....

Статья на тему: "Использование портала «Образовательный навигатор школьника»

В данной статье рассмотрены возможности электронного Образовательного портала "Навигатор школьника"....

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "

Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения  в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных ...