Методическая разработка "Опыт противодействия коррупции"
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Опыт противодействия коррупции»

«Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс, английский философ
17 века.

Методическая разработка направлена на антикоррупционное воспитание обучающихся ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга.

Адресована педагогическим работникам образовательного учреждения для использования на занятиях с обучающимися (подросткового возраста) по модулю «Профилактика» Программы воспитания образовательного учреждения.

Предполагаемый результат реализации антикоррупционного воспитания – наделенные знаниями обучающиеся об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства и приобретённые навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления.

Цель занятия - формирование понятий «коррупция» и «противодействие коррупции».

Задачи занятия по антикоррупционному воспитанию обучающихся:

  • познакомить с явлением коррупции: причинами, последствиями с опорой на принцип историзма;
  • дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;
  • сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.

Техническое оснащение: экран, проектор, персональный компьютер. Оборудование: столы, стулья.

Материалы: фломастеры, ватман.

Ход занятия.

Организационный момент.

 Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим о коррупции. Давайте разберемся, что означает данное слово. (Ответы обучающихся).

В энциклопедическом словаре слово «коррупция» означает «прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности».

Для того, чтобы понять, что под данным словом подразумевается сначала, мы послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек». Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей.

О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

Согласно Организации Объединенных Наций 9 декабря является Международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

Это слово вы слышали, слышите, будите слышать, к сожалению, ещё не раз.

В СМИ пестрят заголовки против коррупции. А, как вы считаете, что означает значение данного слова для вас? И какую ассоциацию слово «коррупция» у вас вызывает? (Ответы обучающихся).

Давайте порассуждаем на данную тему.

Вопросы и ответы обучающихся, комментарий педагога:

- Как вы думаете, что же можно назвать взяткой? (Комментарий. Взяткой являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, полученные должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника за совершение действий).

-Что такое взяточничество? (Комментарий. Незаконное получение материальных ценностей (взятки) должностным лицом в обмен на совершение (либо несовершение) им каких-либо действий с использованием служебного положения).

- Растрата? (Комментарий. Преступление против собственности, самостоятельная форма хищения, заключающееся в изъятии части имущества, вверенного виновному, и безвозмездном обращении его в пользу третьих лиц или потреблении (расходовании) самим виновным).

- Вымогательство? (Комментарий. Вымогательство -  это получение противозаконной имущественной выгоды посредством принуждения, воздействия на волю потерпевшего. При этом преступник не сам лишает потерпевшего владения похищаемою вещью, а заставляет его передать владение ею. Одним из способов вымогательства является шантаж — угроза разоблачения либо распространения позорящих сведений. Обычно шантажист подводит и «загоняет» жертву путем различных манипуляций в патовую ситуацию. Его расчёт чаще всего при этом заключается в том, что последствия являются более тяжёлыми и неприемлемыми, чем выполнение его требований, и тогда шантажируемая сторона может пойти на их выполнение как на меньшее зло или неприятность).

- Фаворитизм? (Комментарий. Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы. Есть еще один термин непотизм, когда происходит

замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми»).

Как вы думаете каковы причины коррупции? (Ответы обучающихся). (Комментарий. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий. Причинами коррупции являются: низкая заработная плата государственных служащих; незнание законов; желание легкой наживы; частая сменяемость лиц на различных должностях; неразвитость институтов гражданского общества).

Рассмотрим следующие ситуации и назовем какое коррупционное действие в данном случае произошло. И какой вред данными действиями был нанесен.

  1. При нарушении правил дорожного движения, водитель заплатил сотруднику из Государственной инспекции безопасности дорожного движения, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил водителя.

 (Комментарий. Взятка - риск дорожно-транспортных происшествий, недоверие к ГИБДД).

 2. Государственный служащий отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Комментарий. Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства).

 3. Родственникам больного главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго». (Комментарий. Вымогательство – принуждение человека заплатить деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или бездействие).

4. Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их принадлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников).

Как вы думаете, с какого периода общество начало бороться с коррупцией? (Ответы обучающихся). Для того, чтобы вы сами сделали правильный вывод, вы сейчас попробуете ответить на вопросы об истории борьбы с коррупцией. И должны понять, что с коррупцией боролись всегда и от усилий каждого из нас зависит победа над данным злом.

Вопрос № 1. Кто был первым правителем в мире, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией? (Ответ. Урукагина - шумерский царь (2319 - 2311 годах до н. э.) города-государства Лагаша).

 Вопрос № 2. В древнеиндийском трактате по искусству управления государством «Артхашастра» (IV в. до н.э.) подчеркивается, что важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляется определенное количество способов хищения казенного имущества. Сколько? (Ответ. Около 40).

Вопрос № 3. В чье царствование было осуществлено первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России? (Ответ. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III).

Вопрос № 4. Кто впервые ввел в России смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках? (Ответ. Иван IV (Грозный).

 Вопрос № 5. С какого времени взятка в России стала считаться преступлением?

(Ответ. С 1715 года).

Вопрос № 6: Какой документ принял Александр III в 1884 году об ограничениях коррупционных проявлений? (Ответ. «Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах»).

При сравнении различных понятий коррупции видно, что для деяний, считаемых коррупцией, чаще всего характерны следующие компоненты:

1) лицо, наделённое полномочиями (властью) принимать важные для общества решения;

2) регулирующие принятие решения нормы (законы, принципы, критерии, процедуры);

3) лицо или лица, добивающиеся выгодного для них решения;

4) взаимовыгодный обмен между принимающим решение лицом и лицом или лицами, добивающимися решения;

5) нарушены нормы принятия решения, причинён вред обществу.

В пословицах порицается народом данное зло – коррупция.

Перед вами на экране размещены фразы. Надо за 5 минут собрать фразы в пословицу и прокомментировать ее смысл.

1.

Что мне законы,

то правда тонет.

2.

Дай грош -

когда глупый дает.

3.

Лучше бедность, да честность,

нежели прибыль, да стыд.

4.

Когда золото всплывает,

будешь хорош.

5.

И умный берет,

коли судьи знакомы.

Необходимо ответить на вопросы (одним словом):

1. Самый банальный вид коррупции (взятка).

2. Она плачет по каждому нарушителю (тюрьма).

3. Его приступает каждый коррупционер (закон).

4. К нему нужно обращаться за помощью, если нарушили ваши права (юрист)

5. В этот государственный орган нужно обращаться фактов несоблюдения законодательства Российской Федерации (прокуратура).

6. Если коррумпированный чиновник требует взятку, запугивает вас разными санкциями, то он … (вымогатель).

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию общества, ставит под угрозу любые преобразования.

Итак, сейчас наступает время творческого задания. Для его выполнения надо разбиться на 4 группы.

Ваша задача в течение 10 минут изобразить на бумаге, а затем защитить свой проект-рекламу на тему: «Скажи коррупции – “НЕТ!”», в творческой работе отражаются понятия, как:

• справедливость как честность;

• права человека, равенство и беспристрастность;

• социальная справедливость;

• справедливость как власть закона.

Защита рекламных проектов. Подведение итогов занятия. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции

Классный час «Правовое информирование обучающихся по противодействию коррупции» Внеклассные мероприятия я стараюсь проводить вне классного кабинета. В зависимости от тематики мероприятия это может быт...

Роль СМИ .Национальный план противодействия коррупции.

СМИ -участник анкоррупционной коалиции ,роль СМИ  в противодействии коррупции,проблемы публикаций о коррупции.....

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...