Преемственность ОРКСЭ и ОДНКНР, моделирование урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга.
статья (5 класс)

Соловова Светлана Леонидовна

Преемственность ОРКСЭ и ОДНКНР, моделирование урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность ОРКСЭ и ОДНКНР, моделирование урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга.

С.Л. Соловова, учитель истории

Тезисы: ОРКСЭ и ОДНКНР (расшифровать, назвать полностью).  Содержание предметов культуроведческое, направленное на постижение младшими и старшими подростками взаимосвязи культуры и религии. Методика постижения содержания новых предметов – диалог, обсуждение и понимание, переживание ценностей культуры, знаков и символов мира, жизненного пути человека в пространстве культурного сценария, личной биографии, социальной реальности и истории.

Цель курса «Основы православной культуры», изучаемого в начальных классах: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений, учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Сравнение психологических особенностей, обучающихся 4 классов и средней ступени обучения.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

  • Переходя на ФГОС ООО, мы сформулировали вопрос: что должно стать продолжением курса ОРКСЭ в основной школе? Ответ сформулирован в письме (далее – документ). Переход на нашу модель: уроки в 5 классе, в/у в 5 – 8 классах. Тематика занятий, переход на поликультурность на основе изучения истории  СПб.

Перспективы развития предметной области ОДНКНР в рамках внеурочной деятельности.

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).

Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

Нормативные документы:

Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 21 декабря 2012 года: <<<

•        статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»: <<<

•        статья 8, п.10 <<<  и статья 18, п.4 <<< (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);

•        статья 28, п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» <<<

Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

        В нашей школе предметная область ОДНКНР реализуется во внеурочной деятельности с 5 по 8 класс. Программа включает следующие разделы …, способствует расширению и углублению знаний учащихся, помогает …

5 класс

Цель курса: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания школьников не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Задачи курса:

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер: изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).

2.        Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).

3.        Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).

6 класс

Цель учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – формирование первоначальных представлений о светской этике, мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых

мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога и др.

7 класс

Цели и задачи

Цель курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - изучение духовно-нравственной культуры многонационального народа России, её нравственных и моральных норм

Задачи изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

- развивать представления о значении нравственных норм;

- изучить базовые принципы духовной культуры российского народа;

- обобщить знания о духовной культуре и морали;

- развивать способности к общению;

- формировать этическое самосознание;

- способствовать укреплению духовного единства многонационального народа России;

- воспитывать толерантность, взаимоуважение к традициям, культуре и нормам    нравственного поведения народов России

8 класс

Основными целями и задачами реализации предметной области курса «Духовно-нравственная культура народов России» является:

  • совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям

9 класс

Б) Сравнение психологических особенностей, обучающихся 4 классов и средней ступени обучения.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Начало введению ОДНКНР положено: сформулированы задачи, создана модель. Следующий шаг – разработка методических ресурсов, организация системного ежегодного мониторинга, принятие предметной области профессиональным педагогическим сообществом, открытость системы образования к сотрудничеству с родителями, традиционными религиозными конфессиями, другими образовательными организациями России и стран ближнего зарубежья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...