Программа факультатива "Цветоводство с элементами творчества"
рабочая программа (6 класс)

      Ученики неоднократно выражали желание заниматься технологией дополнительно, но только в таком режиме, чтобы каждый мог развивать свои творческие способности. Поэтому данная программа и была разработана. Кроме этого, реализация программы направлена на достижение практического результата детьми: практически каждый член  факультатива  является участником различных по содержанию и форм олимпиад, научно-практических конференций разного уровня, что помогает  детям  добиваться хороших результатов. Содержание занятий направлено на  углубление теоретических и практических знаний, умений и навыков, развитие мыслительных способностей и креативного мышления, повышение мотивации к  изучению  предмета. Работа на факультативе способствует также  углублению  содержания школьного курса технологии в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.fakultativa.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Цветоводство  с элементами творчества»

Автор: Учитель технологии МКОУСОШ№4

Троянова Галина Анатольевна

Содержание программы

1.Вводное занятие. Знакомство с программой.  (2 ч.)

          2. Биологические основы цветоводства

 (2 ч.)

Теоретический компонент: классификация декоративных растений. (1 ч) 

 Практический компонент: показать виды почв, научить готовить почвенные смеси

(1 ч)

3. Содержание растений  в доме (2ч.)

Теоретический компонент: рассказать о температурном режиме, водном режиме полива растений и влажности (1 ч)

Практический компонент: виды подкормки, нормы, сроки и способы внесения (1ч) 

4. Строение цветочно-декоративных растений (2ч)

Теоретический компонент: рассказать о строении цветочных растений (1ч)

Практический компонент: бор листьев и цветов способы высушивания (1ч)

5. Классификация комнатных растений. Размножение комнатных растений(4ч)

        Теоретический компонент: виды комнатных растений

приспособляемость  растений к экологическим факторам среды обитания(1ч)

Практический компонент: составление паспортизаций комнатных растений(3ч)  

6 Цветоводство   и творчество (6ч.)

Теоретический компонент: рассказать о видах топиариев, материалах используемых для их изготовления рассказать об искусстве квиллинга, демонстрация образцов и иллюстраций (1ч.);

Практический компонент: научить выполнять основу для топиариев различными способами, применению различных материалов научить выполнять различные элементы квиллинга. Выполнить рамку для фотографии в технике квиллинг (5ч.)

7. Выращивание цветочных растений через рассаду(5ч)

Теоретический компонент: ассортимент. Расчет потребности семян и рассады(1ч) 

Практический компонент: посев семян цветочных культур (потребности  школы). Уход.

Пикировка, высадка рассады на клумбы(4ч) 

  1. Использование цветочных растений, цветы в интерьере(12ч)

Теоретический компонент: Декоративно-лиственные и цветущие растения на одном подоконнике. Растения северного окна, растения южного окна(1ч)

Практический компонент: Композиции из горшечных растений. Террариумы и мини-альпинарии, варианты подбора видового состава композиции.

Научно-практическая конференция(11ч)

Условия реализации программы

Работа  ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МКОУ СОШ №4. Группа  скомплектована с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или  имеющиеся у педагога (садовый грунт, удобрения, совки, перчатки, ёмкости для цветов, рассады и т.д.);

- учебно-наглядные пособия: образцы цветочных композиций, готовые изделия, журналы и книги по цветоводству.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педага.

Используемая литература:

1.Тимошин И. « Цветы в вашем доме», СПб: Паритет, 2001 г.

2.Князева Т.П., Князева Д. В. «Миллион цветов на вашем участке», М: ОЛМА Медиа Групп, 2008 г.

3.Беляевская Е. К. «Энциклопедия комнатного цветоводства. Луковичные и клубневые» растения, М: Мир книги,2007 г.

4.Суетина М.Ю., Тукаева И.А. «Современны дизайн вашего участка» «Издательство Мир книги», 2009 г.

5.Шульгина Л. М. Дизайн вашего сада, Белгород: Книжный клуб “Клуб семейного досуга”, 2008

6.  Юрченко А. «Настольная книга цветовода», М.: Изательство «ЭСКИМО» 2004 г.    7.Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991. 8. Чуб В.В., Лунина К.Д. 8.Цветы в вашем доме. - М.: Просвещение, 2000.

9.Е.Н. Журкова Комнатные растения.

10.Д. Б. Кудрявец, Н. А. Петренко Как вырастить цветы.

11.Т. М. Клевенская Цветы в интерьере.

12.В. Чуб. Комнатные растения.

13.Н. М. Верзилин. Путешествие с комнатными растениями.

14.Н. И.Клинковсьая., В. В. Пасечник Комнатные растения в школе.

15.Г. Е. Киселев. Цветоводство.

16.П. И. Левданская., А. С. Мерлю Комнатные цветочные

растения.


                  Литература для детей:

  1. Зарывахина Н.И. Занимательная ботаника. Луганск, 2004.
  2. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере. Москва, 1990.
  3.  Лассе Левемарк, Клас Фреск Тайны биологии. Москва, 2009
  4. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений. Москва, 2001.
  5. Онегов А. Школа юннатов. Твой огород. Москва, 1996.
  6. Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Санкт-Петербург,2009
  7. Школьник Ю.Растения. Полная энциклопедия. Москва, 2008

Нормативная база для разработки программы:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
  5. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  6. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

       7.   Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы      «Цветоводство с элементами творчества» используются следующие методы:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, работа с книгой, метод примера.
  2. Наглядные методы: демонстрация подлинных вещей; просмотр журналов по рукоделию,  схем вышивки, мастер классов по выполнению различных видов рукоделия.
  3. Практические методы:  изготовление изделий ; выполнение рисунков;  экскурсии (природу, музеи, выставки).
  4. Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, самостоятельный поиск ответа учащимися).
  5. Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование).
  6. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта эмоциально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к  деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности  (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
  7. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, практические задания, письменный контроль, тестирование, самоконтроль, контрольные срезы.
  8. Методы создания положительной мотивации учащихся:

- Эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение  желания быть значимой личностью.

- Волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.

- Социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

- Познавательные: опора на субъективный опыт ребенка, решение творческих задач, создание проблемных ситуаций.

Методы обучения на занятиях характеризуются постепенным переходом от репродуктивных к проблемным и  саморазвивающим.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия.

Для обеспечения более полного и разностороннего изучения данного курса, знания по теории дополняются экскурсиями на природу, в краеведческий музей, на различные выставки. Доля практической работы преобладает, что позволяет более полно формировать весь комплекс знаний, умений и навыков, заложенных программой. Использование перечисленных методов, методик и технологий осуществляется с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников.

Основная форма - комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики.

Учебные занятия предусматривают следующие формы работы: теоретические и практические занятия, экскурсии, работа в библиотеке, игры, беседы, походы,  конкурсы, деловые игры, обсуждение  работ обучающимися, самостоятельная работа, упражнения рассчитанные на  сочетание изобразительного искусства с литературой и музыкой, выставка персональных  работ обучающихся, работы коллективного творчества.

Алгоритм занятий:

• традиционное занятие:

— вступление,

— объяснение темы,

— практическая часть,

— подведение итогов;

• занятие-экскурсия:

— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих достижений сверстников),

— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);

• беседа-презентация:

— вступление,

— объяснение темы,

— наглядная демонстрация,

— обсуждение,

— подведение итогов.

Для реализации данной программы необходимы следующие и методическое обеспечение:

 1. Методические комплексы, состоящие из: информационного материала и конспектов; рефератов по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомы с изделиями воспитанников; методические разработки и планы конспекты занятий; методические указания и рекомендации к практическим занятиям; методическая копилка физ.минуток и разрядок.

2.Материалы для контроля и определения результативности занятий:     тесты, вопросники, контрольные упражнения; систематизирующие и обобщающие таблицы; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.

3.Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и  психологические игры, кроссворды.

Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).

  1. Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы,  журналы, буклеты, альбомы.
  2. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания; журналы  по декоративно-прикладному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...

Программа дополнительного образования ЦВЕТОВОДСТВО с элементами творчества

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат ...

Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".

Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества"....

Программа по формированию элементов творчества у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: «Рисуем радугу»

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельно...