Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".
элективный курс (5 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Программа кружка" Цветоводство с элементами творчества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetovodstvo.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Большесосновский филиал МБОУ Заворонежской СОШ

 

Рабочая программа кружка

 «Цветоводство с элементами творчества»

(2014 -2015  учебный год, 8-14 лет)

 

                         

СОГЛАСОВАНО                 

 Заведующая филиалом  _______      Попова А.И.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор                               ______      В.В. Жукова  

(приказ №    от « 1»  сентября 2014  г.)

 

 

Пояснительная записка

Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.

Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.

В ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.

В результате освоения программы  

учащиеся должны  знать:

  • Биологические особенности декоративных растений;
  • Ассортимент декоративных травянистых и цветочных растений, применяемых в озеленении территорий и интерьеров;
  • Декоративные качества травянистых и цветочных культур;
  • Технологию выращивания и использования различных видов травянистых и цветочных культур;
  • Об уходе за комнатными растениями;
  • Об уходе за однолетними цветочно-декоративными растениями

учащиеся должны уметь:

           

  1. Проверить качество и всхожесть семян декоративных растений;
  2. Подготовить семена к посеву;
  3. Правильно провести посев, пикировку и высадку рассады на постоянное место;
  4. Составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере;
  5. Делать икебаны, собирать гербарий.
  6. Собирать семена

 

Программа рассчитана на участие в обучении учащихся разного возраста, т.е. школьников 2-9 классов.

 Программа рассчитана на  34 часа, занятия будут проходить  1 раз  в неделю.  

Форма занятий: групповая.

Формы контроля: тесты, кроссворды, вопросы для самоконтроля.

Кроме занятий в классе, работа может осуществляться  на участке, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.

Программа модифицирована на основе программы «Цветоводство» авторов:

Ирины Ивановой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата биологических наук;

Елены Орловой, доцента кафедры декоративного садоводства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, кандидата сельскохозяйственных наук.

Учебно-тематический план кружка

   №

Тема

Общее количество часов

1

 

  1. Знакомство с планом работы кружка.
  2. Правила поведения на экскурсиях, в кабинете.

2

2

Биологические основы цветоводства

  1. Классификация декоративных растений.
  2.  Отношение декоративных растений к внешним условиям.
  3. Методы улучшения внешних условий.
  4. Экскурсия на пришкольный участок.
  5. Тепловой режим. Вода.
  6. Почвы и субстраты. Удобрения.

6

3

Строение цветочно-декоративных растений

  1. Строение корня, стебля, листа, цветка, плода.
  2. Сбор листьев и цветов для высушивания.

3. Сбор семян однолетних культур (календула, бархатцы, астры, петуния).  

Составление гербария

 3

 4

Размножение декоративных растений

  1. Семенное размножение.
  2. Конкурс рисунков «Цветик-семицветик».
  3. Вегетативное размножение. Искусственные способы размножения.
  4. Икебана из сухих и засушенных цветов и листьев.
  5. Размножение комнатных растений.

 

 

5

 5

Вредители и болезни комнатных культур

  1. Болезни комнатных растений.
  2. Признаки болезней, лечение и профилактика.
  3. Вредители комнатных растений.
  4. Признаки повреждения, меры борьбы.
  5. Приготовление и использование настоев табачной пыли, чеснока, золы, луковой шелухи.

 

5

 6

Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт

  1. Состав почвы.
  2. Виды почвенных смесей.
  3. Подготовка земли к посеву.

 

3

 7

Выращивание цветочных растений через рассаду

  1. Ассортимент.
  2. Расчет потребности семян и рассады.
  3. Тара для посева семян.
  4. Посев семян цветочных культур (по потребности школы).
  5. Уход.Пикировка.

5

 8

Высадка рассады цветочных культур

  1. Правила высадки. Сроки.
  2. Качество рассады. Выборка.
  3. Подготовка почвы к высадке рассады.
  4. Высадка. Уход.

4

 9

Итоговое занятие 

Выставка-отчёт «Цветочная фантазия»

 

        1        

        Итого:         34

 

Содержание программы

Программа включает 11 тематических последовательно изучаемых разделов.

Раздел 1. Биологические основы цветоводства.

Классификация декоративных растений. Многообразие  растений, используемых в цветоводстве, и их биологический состав. Растения открытого и защищённого грунта.

Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.

Свет и его значение для выращивания декоративных растений. Группы растений по отношению к свету (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Методы создания благоприятного светового режима в открытом и защищённом грунте (сроки посева и посадки, схема размещения растений).

 Тепловой режим и его значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к теплу. Холодо-, морозо- и жароустойчивость цветочных растений. Влияние температуры почвы на прорастание семян.

Вода и её значение для декоративных культур. Группы растений по отношению к влажности воздуха и почвы. Отрицательное влияние избыточного увлажнения.

Питание декоративных растений. Способы внесения удобрений под цветочные культуры (корневые и внекорневые подкормки). Сроки внесения удобрений

Виды садовых земель (дерновая, листовая, перегнойная, торфяная и др.) и их приготовление, хранение и применение.

Раздел 2. Строение цветочно-декоративных растений.

Строение корня. Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня.

Строение стебля. Строение и способы роста побега. Понятие узла, междоузлия и пазухи листа. Способы роста стебля (прямой, поднимающийся, лежачий или стелющийся, ползучий, вьющийся, цепляющийся и прикорневая розетка).

Строение листа. Основные части листа (листовая пластинка и черешок). Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое и листья, собранные в прикорневую розетку). Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Метаморфозы листа (колючки, усики, сочные листья).

Строение цветка, плода. Виды завязей: верхняя, средняя, нижняя. Соцветия: кисть, метёлка, колос, початок, щиток, корзинка, зонтик, головка, завиток. Опыление: самоопыление, перекрёстное. Плоды и соцветия. Типы плодов: костянка, ягода, коробочка, стручок, боб, листовка, семянка, орешек.

 Раздел 3. Размножение декоративных растений.

Семенное размножение. Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.

Вегетативное размножение.

Естественные способы размножения. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами».

Искусственные способы размножения. Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые.

Раздел  4. Вредители и болезни комнатных культур.

Болезни комнатных растений. Признаки болезней, лечение и профилактика.

Вредители комнатных растений. Признаки повреждения, меры борьбы.

Раздел 5. Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт

Состав почвы. Виды почвенных смесей. В зависимости от того, какое растение, в какой земле лучше приживается.

Подготовка земли к посеву. Инвентарь. Сырая, сухая или влажная земля. Каким инвентарём нужно пользоваться при посеве семян: лопатка, грабельки, леечка, опрыскиватель и др.

Раздел 6.  Выращивание цветочных растений через рассаду

Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.

Расчет потребности семян и рассады. Учет процента всхожести. Тара для посева семян. Ящики, рассадники и др.

Раздел 7. Высадка рассады цветочных культур

Правила высадки. Сроки.

Качество рассады. Выборка.

Литература для учителя:

1.  Бочкарева, Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся / Н. Ф. Бочкарева. - Калуга, 1996. -С. 122.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

3. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и
младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.

4. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на –Дону: Издательский центр «МарТ» , 2005. – 256 с. (Серия «Школьный корабль»).

5. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с., ил., 8 ил.

6. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 208 с. (Методическая библиотека).

7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.: ил.

8. Мак- Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. – М.: Мир, 1987. – 192 с., ил.

9. Биология Приложение «Первое сентября» №6 2001с.1, 4-5.

Литература для учащихся:

1. Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова,        С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.

2. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

3. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

4. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.

Дополнительная литература:

1. Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.

2. Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.

3. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.

4. Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.

5. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.

5. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.

6. Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.

Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998.  Издательский дом «Сельская новь».

7. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3-е изд., перераб. и  доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд-ние, 1990. – 352 с., ил.

8. Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.

9. Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.

10. Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г.  В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.

Учебно-тематическое планирование  

   №

Тема

Дата проведения  

1

Вводное занятие-2часа

 Знакомство с планом работы кружка.

 Правила поведения на экскурсиях, в кабинете.

 

 4.09

 11.09

2

Биологические основы цветоводства-6час.

 Классификация декоративных растений.

 Отношение декоративных растений к внешним условиям.

 Методы улучшения внешних условий.

 Экскурсия на пришкольный участок.

 Тепловой режим. Вода.

 Почвы и субстраты. Удобрения.

 

22.09

29.09

 2.10

13.10

20.10

27.10

3

Строение цветочно-декоративных растений- 3 часа.

 Строение корня, стебля, листа, цветка, плода.

 Сбор листьев и цветов для высушивания.

 Сбор семян однолетних культур (календула, бархатцы, астры, петуния).  

Составление гербария

 

10.11

17.11

24.11

4

Размножение декоративных растений-

  1. часов

 Семенное размножение.

 Конкурс рисунков «Цветик-семицветик».

 Вегетативное размножение. Искусственные способы размножения.

 Икебана из сухих и засушенных цветов и листьев.

 Размножение комнатных растений.

 

 

 

1.12

8.12

15.12

21.12

29.12

5

Вредители и болезни комнатных культур-

  1. часов.

 Болезни комнатных растений.

 Признаки болезней, лечение и профилактика.

 Вредители комнатных растений.

 Признаки повреждения, меры борьбы.

 Приготовление и использование настоев табачной пыли, чеснока, золы, луковой шелухи.

 

 

12.01

19.01

26.01

2.02

9.02

6

Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт-3 часа

 Состав почвы.

 Виды почвенных смесей.

 Подготовка земли к посеву.

 

 

16.02

19.02

2.03

7

Выращивание цветочных растений через рассаду- 5 часов

 Ассортимент.

 Расчет потребности семян и рассады.

 Тара для посева семян.

 Посев семян цветочных культур (по потребности школы).

 Уход. Пикировка.

 

5.03

16.03

6.04

13.04

20.04

8

Высадка рассады цветочных культур-

4 часа

 Правила высадки. Сроки.

 Качество рассады. Выборка.

 Подготовка почвы к высадке рассады.

 Высадка. Уход.

 

27.04

30.04

8.05

18.05

9

Итоговое занятие -1 час.

Выставка-отчёт «Цветочная фантазия»

 

         25.05          

        Итого:         34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Планирование кружка дополнительного образования "Цветоводство с элементами творчества"

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат в...

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» (2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)

Рабочая программа кружка «Цветоводство с элементами творчества»(2012 -2013 учебный год, 8-14 лет)...

Программа дополнительного образования ЦВЕТОВОДСТВО с элементами творчества

Участие обучающихся в реализации этой программы позволяет им получить разносторонние знания о живой природе. Приобретая практические умения и навыки в области ухода за растениями, дети получат ...

Программа факультатива "Цветоводство с элементами творчества"

    Ученики неоднократно выражали желание заниматься технологией дополнительно, но только в таком режиме, чтобы каждый мог развивать свои творческие способности. Поэтому данная програ...

Программа по формированию элементов творчества у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью: «Рисуем радугу»

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельно...