Исследовательский проект Он прошёл войну и стал поэтом...
проект

Халафян Валентина Сергеевна

Есть люди, после встречи с которыми на душе становится как-то по-особенному тепло и умиротворённо. Так незаметно благодать, переполняющая этих людей, касается и нашей души. Это о них сказал апостол Матфей: «Так дасветит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашегоНебесного» … Ветеран Великой Отечественной войны, майор авиации, лётчик-истребитель Константин Тихонович Макаркин был наполнен светом доброты, участия, любви к людям. Говорил он негромко, сдержанно, полностью оправдывая своё особенное отчество «Тихонович». О войне и тяжёлом послевоенном времени рассказывал как-то буднично, без пафоса, и тем проникновеннеезвучали его слова. Они не могли не затронуть души слушателей…В доме у Константина Тихоновича мы с ребятами видели стоявшие в стареньком серванте иконы Божией Матери и Спасителя, и от этого чувствовали особую атмосферу скромности, трогательной простоты, тепла и уюта. Особенно ценным вобщении ветерана с детьми было то, что он служил для них примером христианского устроения души. Её украшали безусловное чувство долга, мужество, скромность, великодушие, целомудрие, нравственная чистота… Все эти высокие нравственные добродетели отразились в сборниках стихов К.Т. Макаркина («Вехи жизни», «Мой город Павловский Посад»), которые он посвятил ребятам… Наша первая встреча с этим замечательным человекомпроизошла в 2007 году, когда он пришёл в лицей в составе конкурсной комиссии, оценивающей Уголки боевой славы образовательных учреждений города. Юный экскурсовод рассказывал членам комиссии о своей экспозиции «Модели самолётов времён Великой Отечественной войны». Внимательно выслушав лицеиста, Константин Тихонович подошёл к небольшой модели серебристого самолёта-истребителя, очень осторожно, с любовью взял её в руки и сказал: «А вот на этом самолёте я летал!»…С тех пор К.Т.Макаркин стал другом нашего лицея, постоянным участником воспитательных мероприятий, посвящённых победе русского народа в Великой Отечественной войне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_on_proshyol_voynu_i_stal_poetom.docx487.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2 имени В.В.Тихонова» городского округа Павловский Посад

Исследовательский проект

Тема: «Он прошёл войну и стал поэтом… (по местам боевой и трудовой славы майора авиации, лётчика-истребителя Константина Тихоновича Макаркина)».

Автор: Юркина Е.А.  

Введение. Есть люди, после встречи с которыми на душе становится как-то по-особенному тепло и умиротворённо. Так незаметно благодать, переполняющая этих людей, касается и нашей души. Это о них сказал апостол Матфей: «Так дасветит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашегоНебесного» … Ветеран Великой Отечественной войны, майор авиации, лётчик-истребитель Константин Тихонович Макаркин был наполнен светом доброты, участия, любви к людям. Говорил он негромко, сдержанно, полностью оправдывая своё особенное отчество «Тихонович».  О войне и тяжёлом послевоенном времени рассказывал как-то буднично, без пафоса, и тем проникновеннеезвучали его слова. Они не могли не затронуть души слушателей…В доме у Константина Тихоновича мы с ребятами видели стоявшие в стареньком серванте иконы Божией Матери и Спасителя, и от этого чувствовали особую атмосферу скромности, трогательной простоты, тепла и уюта. Особенно ценным вобщении ветерана с детьми было то, что он служил для них примером христианского устроения души. Её украшали безусловное чувство долга, мужество, скромность, великодушие, целомудрие, нравственная чистота… Все эти высокие нравственные добродетели отразились в сборниках стихов К.Т. Макаркина («Вехи жизни», «Мой город Павловский Посад»), которые он посвятил ребятам… Наша первая встреча с этим замечательным человекомпроизошла в 2007 году, когда он пришёл в лицей в составе конкурсной комиссии, оценивающей Уголки боевой славы образовательных учреждений города. Юный экскурсовод рассказывал членам комиссии о своей экспозиции «Модели самолётов времён Великой Отечественной войны». Внимательно выслушав лицеиста, Константин Тихонович подошёл к небольшой модели серебристого самолёта-истребителя, очень осторожно, с любовью взял её в руки   и сказал: «А вот на этом самолёте я летал!»…С тех пор К.Т.Макаркин стал другом нашего лицея, постоянным участником воспитательных мероприятий, посвящённых победе русского народа в Великой Отечественной войне.

За какие боевые заслуги ветеран был награждён тремя орденами, двенадцатью боевыми и десятью юбилейными медалями? Какой вклад он внёс в патриотическое воспитание молодёжи? Как помог подрастающему поколению осмыслить беспримерный воинский подвиг солдат и офицеров в годы Великой Отечественной войны и их трудовой подвиг в мирное время?  Ответы на эти непростые вопросы являютсяцелью нашего исследования. Актуальность его обусловлена тем, что память о воинском и трудовом подвиге, о Великой Победе русского народапостепенно утрачивает своё значение из-за обилия недостоверной информации о войне.Но отсутствие знаний о ней или их искажение преступно и безнравственно по отношению к памяти предков, отдавших за нас жизнь.

В исследовании  необходимо определить следующие задачи:1) проложитьпервый маршрут духовного краеведения по местам боевой славы ветерана Великой Отечественной войныК.Т. Макаркина – организовать заочную экскурсию в крепость Кенигсберг, цитадель, мощно укреплённую  фашистами двенадцатью фортами и валовым кольцом; посетить музей истории Великой Отечественной войны, форт № 5 Калининграда-Кенигсберга; изучить свидетельства очевидцев военной истории – героев сражения, участников штурма крепости;  2) проложить второй маршрут духовного краеведения – организовать экскурсию в Храм города Павловского Посада, познакомить детей с иконой Казанской Божией Матери, рассказать о явлении иконы перед штурмом Кенигсберга, о Божией помощи русским воинам; помочь школьникам осмыслить влияние этого уникального события на формирование духовно-нравственного мироощущения  фронтовиков (в том числе и лётчика К.Т. Макаркина);3)рассмотреть, какие именно качества личности К.Т. Макаркина позволили ему стать доблестным офицером и поэтом- человеком, в своих стихах увековечивающим воинскую славу своих однополчан, наставникомдетей школьного возраста и молодёжи,  помогающим осмыслить подвиг народа-победителя, значение Победы в современной жизни.

Практическая значимость исследовательской работы такова: 1) рекомендовать материалы исследования для размещения в Уголках боевой славы Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №2 имени В.В. Тихонова» городского округа Павловский Посад и Воскресной школы Храма Рождества Христова в селе Заозерье Павловопосадского благочиния, в экспозиции «Помним и чтим…», посвящённой 75-летию Победы русского народа в Великой Отечественной войне. Практика   исследования включает в себя следующие приёмы:1)изучение архивных документов Павлово-Посадской районной общественной организации ветеранов войны и  труда;  сохранившихся документов и фотографий в семейном архиве Макаркиных;материалов о ветеране в средствах массовой печати;2) сопоставление жизненных условий, в которых формировалась личность будущего офицера с историей родной страны;создание источниковедческой базы, подбор необходимой литературы, исторических научных трудов, энциклопедий,  справочников. Для решения поставленных задач использованы теоретические и практическиеметоды исследования.  Изучены   отрывки из исторических источников, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны, участником которых являлся К.Т. Макаркин, учебно-методические материалы по духовному краеведению Подмосковья; проанализированы сочинения обучающихся на тему «Защитники Отечества… Что значат для нас эти слова?»;проведёнсоциологический опрос «Что я знаю о Великой Отечественной войне?». Определена  следующая гипотеза  исследования: пройдя маршрутами  духовного краеведения по местам боевой и трудовой славы  майора авиации, лётчика-истребителя К.Т. Макаркина,  ученики получат исчерпывающую информацию  о героическом прошлом своего  земляка-павловопосадца; вся собранная информация послужит  убедительным доказательством того, что готовность человека к воинскому и трудовому подвигу находится  в   прямой зависимости от уровня его нравственной, духовной культуры, формирования таких качеств личности, как стойкость, терпение, целеустремлённость,  мужество, готовность к защите Родины.Объектом исследованияявляется личность   будущего боевого офицера, ставшего после войны активным общественным деятелем, наставником молодёжи, поэтом.Предмет исследования - условия, необходимые для формирования духовно-нравственной личности настоящего патриота, защитника Отечества, готового пожертвовать собственной жизнью ради спасения Родины.

   В основной части исследовательской работы определена теоретическая база исследования. Это обоснование возможности использования традиции духовно-нравственного и патриотического воспитания подростков и юношества в современных условиях. Нам необходимо проследить преемственность в традиции воспитания на примере жизни и деятельностиК.Т. Макаркина, начиная с отроческих лет. Выяснено, что самыми главными качествами личности будущего воина в эти годы были трудолюбие, целеустремлённость, послушание родителям, самодисциплина.

Родился Костя Макаркин в Рязанской области, в обычной крестьянской семье.  Он и две его сестры рано лишились матери, отцу было трудно одному воспитывать троих детей, поэтому перед самой войной он вновь женился. В семье появилось ещё двое детей. Все жили дружно. Крестьянский труд был очень тяжёлым и малооплачиваемым, родители с ранних лет приучали к нему детей, были строгими и требовательными, а дети - послушными. Костантину Макаркину очень рано пришлось начать самостоятельную трудовую жизнь. Чтобы помочь родителям, совсем юный шестнадцатилетний паренёк приезжает в Дрезну и устраивается на работу на текстильную фабрику. Тяжёлый физический труд не мешает юноше активно стремиться к исполнению своей мечты стать лётчиком. После тяжёлой работы на фабрике он ходит на занятия в вечернюю школу и параллельно осваивает программу полётов на самолёте ПО-2 (У-2) в аэроклубе. Незадолго до начала войны, 5 мая 1941 года, он садится в кабину самолёта, чтобы впервые взмыть на нём в небо и увидеть землю с высоты птичьего полёта!  Мечта трудолюбивого и волевого юноши становится реальностью!.. В августе 1941 г.  вместе с другими выпускниками аэроклуба Константин Макаркин прибывает в Харьковскую область, в город Чугуев, для поступления в авиашколу. Через месяц лётное военное образовательное учреждение эвакуируется в Казахстан. Молодые курсанты осваивают самолёты УТ-2, УТИ-4, И-16, ЛА-5Ф, ЛА-5ФН, ЛА-7, становятся высококлассными пилотами, способными управлять самолётами в самых тяжёлых боевых условиях. Однажды курсант Макаркин совершает тренировочный полёт в горах Казахстана, лавируя между вершинами. Вдруг отказывает мотор!.. Что делать? Молодой лётчик принимает решение во что бы то ни стало спасти боевую машину! Ценой неимоверных усилий он сажает самолёт на небольшую ровную площадку в горах и дожидается помощи…Обучение в авиашколе окончено.Отлично подготовленное молодое пополнение советских лётчиков вылетает в 330-ую Островскую ордена Кутузова авиадивизию на III Белорусский фронт, чтобы участвовать в решающих сражениях, добывать Победу! Константин Тихонович Макаркин служит в действующей армии в качестве лётчика-истребителя, громит вражеские самолёты в небе над Кенигсбергом, помогает войскам держать оборону перерезанной дороги на Кенигсберг, чтобы не допустить поддержки осаждённых живой силой, техникой и боеприпасами.         Война приближается к завершению, но враг упорно и умело сопротивляется нашим войскам, неумолимо двигавшимся на Запад. Молодому пилоту Макаркину доводится участвовать в одном из самых ожесточённых сражений заключительного периода войны, развернувшемся в районе города-крепости.

Крепость Кенигсберг с двенадцатью фортами и валовым окружением

Из своей боевой машины он наблюдает страшное зрелище: «Руины… вокруг только руины. Наша авиация громит стратегические и военные объекты. Гражданское население в панике бежит из города, но фашисты усиленно обороняются, надеясь выстоять, ведь в Кенигсберге располагаются подземные заводы, склады и арсеналы…Давай, родной, выручай! - как к живому обращаюсь я к своему самолёту в особо сложные моменты сражений» …

Среди участников Великой Отечественной войны подавляющее большинство верующих людей, с полным правом мы можем отнести к ним и Константина Тихоновича Макаркина – человека безупречной нравственности, с высоким уровнем внутренней культуры.

За заслуги в защите страны от фашистскихзахватчиков майор авиации награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За боевые заслуги», медалью маршала Константина Георгиевича Жукова, а также множеством юбилейных и памятных медалей.

   После войны военный лётчик-истребитель осваивает реактивные самолёты и около тридцати лет за штурвалом самолёта охраняет рубежи Отчизны!

Константин Тихонович трудится до преклонных лет и пишет обо всех волнующих его событиях. Несмотря на свой возраст, он часто выступает перед школьниками, делится своими воспоминаниями, становится настоящим наставником молодёжи. За трудовые заслуги он получает высокое звание Почётного гражданина Павлово-Посадского муниципального района и 30 мая 2014 года награждается Памятным знаком.

Традиционно в День Победы К.Т.Макаркин участвует в концерте «Песни военных лет», организуемом по инициативе Павловопосадского благочиния и Управления образования городского округа Павловский Посад. Боевой офицер рассказываетшкольникам правду о Великой Отечественной войне, о своих товарищах-фронтовиках, об их стойкости и мужестве, о долгожданной Победе и возвращении домой. Душа его требует выхода всего того, что пришлось пережить и перестрадать. Воспоминания прорываются строками стихов:

Тогда, в победном сорок пятом,

Завершив разгром врага,

По приказу наркомата

К родным вернулись берегам.

Нас воды Волхова встречали

Прохладной северной волной.

Здесь к мирной жизни привыкали,

Хотя порою снился бой.

И как ему было не сниться?

Ведь на родной земле

Руины северной столицы

Напоминали о войне...

На уроке Мужества в нашем лицее ветеран читает замечательные стихи, которые становятся заветом этого прекрасного человека, уникальной личности, истинного патриота и гражданина своего Отечества, молодому поколению:

К вам обращаюсь, потомки героев:

Помните доблесть и славу отцов,

Их гордого званья будьте достойны!

Их честь пронесите во веки веков!..

   Нашему земляку, майору авиации, лётчику-истребителю была дарована долгая жизнь. Он ушёл из жизни, когда ему было 95 лет!  Мы помним и чтим воинский и трудовой подвиг Константина Тихоновича Макаркина.   В Уголке боевой славы лицея, в экспозиции «Модели самолётов времён Великой Отечественной войны», до сих пор на видном месте стоит наш любимый экспонат – модель истребителя. Под ним написано: «На этом самолёте летал наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны Константин Тихонович Макаркин. Будем достойны его памяти!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Женщины и война"

Проект выполнен в рамках предметной области «История», по курсу «История» 10-11 класс в разделе «Великая Отечественная война». Тема выбрана обучаемой в процессе подготовки к краеведческой конференции,...

Исследовательский проект "Человек и война"

Данная работа - психологическое исследование на тему "Человек и война". В данной работе используется материал об афганской войне, приводятся воспоминания участников этой войны - жителей нашего села....

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Исследовательский проект "Дети Великой войны"

Посепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жзни. Но фотографии до сих пор хранятся в нашем семейном альбоме. Я расскажу о своей бабушке, которая совсем маленькой осталась без...

Исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

История нашей семьи во время Великой Отечественной войны...

Исследовательская работа «Великая Отечественная война в творчестве поэтов Югры».

Аннотация  Работа представляет собой анализ произведений о Великой Отечественной войне югорских поэтов: Р.П. Ругина,  А.С. Тарханова, Н.Е. Урванцева. Поэты не были участниками...