Исследовательский проект "Дети Великой войны"
проект по краеведению (9 класс) на тему

Посепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жзни. Но фотографии до сих пор хранятся в нашем семейном альбоме. Я расскажу о своей бабушке, которая совсем маленькой осталась без родителей, в детском доме. Она помнит войну. Пусть и другие об этом узнают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Тема: "Дети Великой  войны"

Бурдман Валерия

уеница 9 Б класа ОСШ №1 имени М.Горькгого

г. Балхаш Казахстан

Цель исследования:

привлечение внимания общественности к «детям войны», т.е. людям, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны (возраст до 14 лет в период Великой Отечественной войны) и проживающим в настоящее время на территории г. Балхаша Карагандинской области.

Задачи исследования:

1. изучить документы и фотографии семейного архива, с целью сбора материала для проекта;

2. составить вопросы для интервью с бабушкой и провести его, записав все на видео;

3. сопоставить историю детства моих предков с судьбами других детей войны;

4. собрать похожие факты из литературных источников, статей местных газет, Интернета о жизни поколения людей, рожденных с 1928 по 1945 годы;

5. создать презентацию «Моя семья в судьбе страны»для защиты проекта в программе Office Power Point.

Гипотеза: Если история моих предков, как старый альбом, хранит в себе духовные ценности семьи, то это позволит нам при исследовании прикоснуться к ним и вспомнить, что история моей семьи – это история целой страны.

Этапы исследования:

1. подготовка и проведение интервью;

2. подбор литературы по выбранной теме, выбор методов исследования и сбор данных по теме и уже достигнутым результатам в развитии данной темы;

3. отбор семейных архивных документов и фотографий;

4. анализ архивных, литературных источников, статей местных газет, Интернета о жизни поколения людей, рожденных с 1928 по 1945 годы;

5. создание презентации.

Методы исследования:

сбор и анализ данных по выбранной теме для более подробного изучения; исследование архивных и литературных; сравнение судеб «детей войны», практическая демонстрация.

Ожидаемые результаты 

После завершения проекта учащиеся смогут:  демонстрировать знания об этапах организации проектной деятельности; использовать ИКТ технологии для поиска информации и оформления результатов исследования; анализировать и сравнивать исторические источники;  организовать командную работу.

Новизна исследования и практическая направленность:

в работе представлено комплексное исследование темы «Дети войны» на основе отдельной судьбы человека, перенесшего в детские годы все тяготы военного времени.

Данный архивный материал может быть использован в работе школьного музея при подготовке ко Дню Победы, для пополнения архивных данных города данных города Балхаша о людях, пошедших войну, а также для уроков истории, литературы, классных часов и уроков самопознания. Этот проект подготовлен к празднованию 70-летия Дня Победы.

 
 

Пускай сегодня знают люди

Про тех, кто вырос в дни войны.

Мы никогда не позабудем,

Что были дважды рождены…

  1. Введение.

Постепенно тает поколение людей, переживших войну. Многие уже ушли из жизни, но фотографии по-прежнему хранятся в нашем семейном альбоме. Я знаю о войне только по фильмам, книгам и рассказам. Мне посчастливилось жить под мирным небом. А вот моя бабушка помнит страшные годы войны. Она совсем маленькая осталась одна в самом начале войны, без родителей, без братьев и сестер, которых потеряла в тяжелые 40-е. Но тогда времени на горе у нее не было.
Горе было у всех.

 Сейчас я живу в такое время, когда можно учиться, беззаботно играть, выбрать занятие по душе и есть то, что хочется, а ведь не так давно, 70 лет назад, дети были лишены всего этого. Они получали малюсенький кусочек хлеба и считали его деликатесом, жили, каждый день ожидая со страхом, что будет завтра.

  1. Исследовательская часть
  1. «Дети войны»

Среди тех, кто испил чашу войны, полную горечи, страданий, унижений, голода, побоев, одиночества и полной незащищенности, были не только ветераны, но и дети войны. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 65-82-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

  1. Детство моей бабушки, Филатовой Марии Никитичны.

Родилась моя бабушка, Филатова Мария Никитична, 1 апреля 1939 года в селе Шапкино Тамбовской области.

Семья её  состояла из  семи человек: отец, мать и пятеро детей.

Когда началась война, бабушке было всего 3 годика. Её отца, Никиту Егоровича Филатова, забрали на  фронт, а в первые дни войны он погиб. Пришла похоронка. Где он похоронен, родственники до сих пор не знают.

Мать, Устинья Михайловна, осталась одно с пятью детьми. Ей было очень тяжело, поэтому многие односельчане советовали отдать младших детей в приют. Но моя прабабушка, Устинья, тяжело переживая горе, долго старалась сама справиться с трудностями, но вскоре заболела и умерла. Старшая  сестра Анна,  которой на тот момент было 14 лет, осталась работать в колхозе, а  старший брат Василий  в свои 12 лет уже устроился конюхом. После смерти родителей  Елену, Ивана и Марию (мою бабушку) эвакуировали  в Курганскую  область  в детский приёмник Долматовского  района.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Война отучила этих детей плакать.

"Нас распределяли по возрасту. Сестру Елену забрала к себе её крёстная мать, наша тётя Дуся. Ну а Ивана и меня отправили в детский дом. Тогда было Ивану 6  лет, а мне всего 3 года. 1 сентября Ванечка пошёл в школу, а я перешла в Широковский детский дом,  расположенный в 12 км от села Долматово", - рассказывает бабушка (фото1)

Со второго класса в селе  Широково она вместе с другими сиротами из детского дома собирала колоски в поле, а летом  полола поля пшеницы от сорняков (2 часа в день). Этот труд был обязательны, несмотря на то, что детям многим не было и 5 лет, так мы помогали нашей доблестной армии. Главный лозунг тогда был: "Все для фронта, все для победы!"

          Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни.

В селе Широково бабушка окончила семь классов и  дальше она отправилась в школьный Долматовский  детский дом, чтобы окончить десять классов.

Из воспоминаний бабушки: "…В военные времена в жилось плохо, т.к. приходилось отдавать  молоко, мясо, яйца и другие продукты питания".

"В нашем детском доме были две сельские девочки, и с одной девочкой я подружилась. Звали её Анна( Нюра ) Белозёрова. И случилась с   Нюрой беда. Мать её тяжело заболела. Я со своим детдомовским приятелем (имя не помню) решила ей помочь.

Кушать семье было нечего, да и печь затопить тоже было нечем. Мы втроем взяли с поленницы детского дома по 2 полена и понесли в нетопленную несколько дней избу, но, к сожалению, нас поймал воспитатель и поругал.

Их это не остановило.

Тогда мы решили запрясти худую корову и поехать в лес, чтобы собрать хворост. Съездили один раз, но во второй раз корова заплакала огромными слезами.

Пришлось в лес идти самим и собрать ещё связку хвороста. Стало темнеть, завыли волки. Все закончилось благополучно".

Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. "Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой. Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки".

Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

  1. Судьбы «детей войны».

Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

  1. Посвящение.

Моя семья большая  в Широково жила,

Отца Никитой звали, Устинья – мамочка.

Нас пятеро у мамы, в бою отец погиб,

В детдом ей предложили детей определить.

В колхоз пошли работать 2 старшие сестры,

А мы втроем в приемнике учились и росли.

Колхозу помогали весь урожай собрать,

А в школе свои знания старались улучшать.

Война продлилась долгие четыре,

Казалось, что прошло уж десять лет,

Мы, как о счастье, думали о мире

И ждали с нетерпением побед.

 За раны щедро выдали медали,

Но мёртвых кто способен воскресить?

Четыре долгих года мира ждали,

Спокойно, чтоб детей и хлеб растить.

В долматовском детдоме немного пожила,

В ремесленный с братишкой на токаря пошла.

В Балхаш по приглашению приехала тогда,

И в РМЗ до пенсии я токарем была…

Про жизнь свою бабуля (Мария Никитична) рассказала,

История семейная не раз уже звучала.

Люблю свою я бабушку, родителей люблю

И не хочу, чтоб бедствия разрушили семью.

 Здоровья, в жизни счастья желаю я семье,

Всего только хорошего желаю всей стране.

III Заключение

        Я, работая над проектом, теперь стала понимать, что чувствовали дети во время войны и насколько мне и другим моим сверстникам хорошо, что сейчас над нами голубое небо, и мы живем свободно, в независимой стране. Я понимаю, как повезло нам, детям, не знающим, что такое война.
           Я не знаю, каково жить в оккупации, вздрагивать от взрывов, сжиматься от ужаса, когда перед тобой дуло вражеского оружия...

Моя бабушка прожила долгую и тяжелую жизнь. После войны она работала на Балхашском медеплавильном заводе. Баба Маша окончила вечерний техникум  и стала работать технологом, а затем пошла на повышение – стала начальником цеха РМЗ. Получила звание «Ветеран труда».

Сейчас она на заслуженном отдыхе.У неё замечательная семья: дочь и сын, пять жизнерадостных внуков, есть правнучка и правнук .

Скоро у нее юбилей  - 75 лет! И я хочу пожелать ей здоровья, долгих лет. Пусть успехи членов нашей семьи станут и твоими успехами, а твои внуки и правнуки никогда не узнают, что такое война!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Исследовательский проект как средство развития личности дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей....

Научно-исследовательский проект "Моя малая Родина" для детей подготовительной группы

Тип проекта: исследовательский, долгосрочный .Цель проекта: Проект создан с целью  сохранения информации о родном селе, его достопримечательностях, улицах, жителях    для пото...

Исследовательский проект "Дети войны"

В канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне обучающиеся Чащинского филиала под руководством учителя истории Козловой О.А. принимают активное участие в муниципальном исследовательском проекте...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

исследовательский проект «Дети войны»

В истории нашего Отечества в ХХ веке Великая Отечественная война занимает особое место. Она прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Она изменила судьбы миллионов людей...

Исследовательские проекты детей и родителей "Часы и время"

Детские презентации исследовательских минипроектов. Выставка часов - совместное творчество детей и родителей. Все участники проектовс увлечением занимались исследованиями по заданной теме ...

Исследовательский проект "Дети=миротворцы"

Проект выполнен обучающейся 9 класса для участия в научно-практической конференции обучающихся. Проект знакомит с детьми-активистами, борющимися за мир, за права ребёнка, экологию и т.д....


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Валерия и Татьяна Николаевна! Вы работаете над проектом, который можно долго пополнять новым материалом. Это история целой страны. Не только война была Великой. Великие люди всё выстояли и победили, и дети были Великими. Это особое поколение - дети войны. Вы на проекте "Вахта памяти" уже познакомили нас с одним таким человеком. Желаем успехов в дальнейшем исследовании!

Спасибо!

Яковлева Маргарита Сергеевна

Лера, Татьяна Николаевна! Спасибо большое за участие в Вахте памяти. Трогает душу рассказ о Марии Никитичне, ведь ребенком ей столько всего пришлось пережить. К сожалению, не во всех семьях так хранят память, как в вашей. А тебе повезло.Продолжай собирать материал о бабушке, обязательно добавь фотографии бабушки. Передай ей низкий поклон от участников Вахты памяти.

Спасибо! у нас очень хорошая есть презентация, но она "тяжелая" - не загружается.