Нарушения письменной речи
материал

Светлана Николаевна Соколова

Механизм письма

Ухо звук определит,

Язычок проговорит,

Глаз запомнить букву сможет

А рука писать поможет!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушения письменной речи Дисграфия это частичное и специфическое нарушение письма. Дислексия это специфическое расстройство способности распознавания слов при чтении, а также письма под диктовку

Слайд 2

Механизм письма Ухо звук определит, Язычок проговорит, Глаз запомнить букву сможет А рука писать поможет! В процессе письма участвуют различные анализаторы головного мозга: слуховой (височная доля) фонема речедвигательный ( лобная доля) артикулема зрительный (затылочная доля) графема кинетический ( темяная доля)

Слайд 3

Акустико – артикуляционная дисграф ия (нарушение звукопроизношения) Коррекция Уточнение артикуляции конкретных пар смешиваемых звуков Выделение звука на уровне слога Выделение звука на уровне слова Определении позиции звука в слове Выделение слова с заданным звуком из предложения (по указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков)

Слайд 4

Акустическая дисграфия (недоразвитие фонематического восприятия) Пример дефекта Замены букв, обозначающие звуки Свистящие и шипящие Звонкие и глухие Неправильное обозначение мягкости согласных Замены гласных даже в ударной позиции (На сасне Катя заметила белку. В лесу много сосен - « сасен ») Коррекция Дифференциация твёрдых и мягких согласных Картинки – квазиомонимы (мышка-мишка, мыл-мил), М и МЬ - при каком звуке растягиваются губы больше? – МЬ. Звук МЬ произносится с большим напряжением (другой пример, Тома – Тёма ) Дифференциация звуков близких по звучанию Чтение слоговых таблиц Анализ слов – паронимов (коза-коса, шар-жар) Вставить буквы, обозначающие дефективные звуки (… армош …ка – г армош к а, ба… ажни … - ба г ажни к ,

Слайд 5

Дисграфия , на почве нарушения анализа и синтеза – нарушение анализа на уровне слога, слова и предложения Пример дефекта Пропуски гласных, согласных при их стечении (диктант – дикант , собака – сбака ) Перестановка, добавление букв (таскали – тасакали , тропа – прота ) Перестановка, пропуск слогов (комната – кота) Слитное письмо слов в предложении (идёт дождь – идёдош , в доме – вдоме ) Раздельное написание слова в предложении (белая берёза растёт у окна – белабе заратёт ока) Коррекция Работа с предложением: кол-во слов, схема предложения, место слова в предложении Слоговой анализ: опора на гласный звук – место гласного в слове – ус – дом – стул - и схема слова о _____ , ___ о ____ , _____ о; назвать гласные в слове, записать только гласные в заданном слове, разложить картинки под определёнными схемами слов: а ____ а, о ____ а, у ____ а; счёт слогов, составление слов из слогов, определить пропущенный слог с опорой на картинку, Придумать слова с заданным количеством звуков, картинки с заданным кол-вом звуков, сортировка картинок с определённым количеством звуков. подобрать слова с заданным звуком и в определённой позиции в слове (школа, кошка, душ) , «наращивание» слов: па-пар-парк-паром-паруса , преобразование слов: рот-крот, мех-смех ; цепочки слов: сом-сок-сук-суп; дом – мак – кот – торт ; нос- сон, кот- ток, сор – рос, топ – пот ; игра «Какой звук убежал?», игра «Найди общий звук в словах»

Слайд 6

Оптическая дисграфия (недоразвитие зрительно – пространственных функций) Оптические Нарушение зрительного восприятия Одинаковые элементы букв: Зеркальное письмо букв Кинетические Нарушение зрительного восприятия и костно – мышечной системы Коррекция Формирование буквенного гнозиса Нахождение заданной фигуры среди других Графические диктанты Поиск буквы на контурном изображении Развитие зрительной памяти Поиск заданных картинок среди других Поиск заданных букв среди других Расклад букв в первоначальной последовательности Чего не стало? Формирование пространственного восприятия Ориентировка на собственном теле Ориентировка в окружающем пространстве

Слайд 7

Аграмматическая дисграфия (недоразвитие грамматического строя речи, низкий словарный запас) Пример дефекта Суффиксы – козлята – « козлёнки » Падежные окончания – «много деревов » Предложные конструкции – над столом – «на столом» Числа имени существительного – « дети бежит» Согласование различных частей речи – « заботится о двух полосатыми котами» Пропуски слов в предложении Коррекция Развитие анализа структуры предложения Определение границ предложения в тексте Составление предложения по картинке и определение количества слов в предложении Составление предложения с определённым количеством слов Увеличение количества слов в предложении: Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово) Словообразование и словоизменение Вставить пропущенные приставки \суффиксы Игра «Один – много» Игра «Назови ласково» Игра «Где, что лежит на кухне?» Игра «Кто, что делал вчера?» Игра «Чьи хвосты?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР

В данной работе представлены теоретическое обоснование проблемы и некоторый практические задания по профилактике нарушений письменной речи дошкольников с ОНР....

Виды нарушений письменной речи и рекомендации по их коррекции.

Навык письма имеет большую социальную значимость. Обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способнос...

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Нарушение письменной речи у школьников. Дисграфия.

Нарушения письменной речи – дисграфия.            Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психическ...

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....