Шахматы ВНЕУРОЧКА
рабочая программа

Тулубаев Тимур Маратович

Программа разработана в соответствии с программой  И.Г. Сухина  "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011г.)

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_vneurochka.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  внеурочной деятельности разработана в соответствии

с действующей в сфере образования  с нормативно – правовой базой:

–  Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

– приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643; от 18.05.2015 № 507; от 31.12.2015 № 1576);

– основной образовательной программы  начального общего образования МКОУ «Боровской СОШ имени Героя России Тимура Ибрагимова»;

Программа разработана в соответствии с программой  И.Г. Сухина  "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011г.)

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. 

Актуальность. 

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности кволевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цель программы:

Воспитание и социализация духовно-нравственной личности формированием личностных качеств посредством создания условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к  самореализации.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория.        Знакомство        с        программой        «Шахматная        школа».        Режим        занятий.

Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.

Теория. Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат.

Для чего нужно играть в шахматы.

Тема 3. Шахматная доска.

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

Тема 4. Шахматные фигуры.

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика.   Дидактические   игры        «Волшебный   мешочек»,        «Угадай-ка»,        «Что общего?» и др.

Тема 5. Начальная расстановка фигур.

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.

Тема 6. Ходы и взятие фигур.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин»,

«Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»

Тема 7. Цель шахматной партии.

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха»,

«Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».

Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

            Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры

«Два хода» и др.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини- соревнований, турниров.

                                               

                                                           

СОДЕРЖАНИЕ II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.

Тема 3. Шахматная нотация.

Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика. Дидактические игры и задания: “Назови вертикаль”; “Назови горизонталь”; «Назови диагональ», “Какого цвета поле?”, “Кто быстрее”, “Вижу цель”. Игровая практика.

Тема 4. Ценность шахматных фигур.

Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Практика. Дидактические игры и задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”,

«Выигрыш материала», “Защита”. Игровая практика.

Тема 5. Техника матования одинокого короля.

Теория. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика. Дидактические, игры и задания: “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король” и др. Игровая практика.

Тема 6. Достижение мата без жертвы материала.

Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Практика. Дидактические игры и задания: “Объяви мат в два хода”, “Защитись от мата”. Игровая практика.

Тема 7. Шахматная комбинация.

Теория. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Практика. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Игровая практика. “Выигрыш материала”. Игровая практика. Дидактическое задание “Проведи пешку в

ферзи”. Игровая практика. “Сделай ничью”. Игровая практика. «Проведи комбинацию».

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.

Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. История распространения шахмат в средние века. Шахматы в западном и восточном мире.

Тема 3. Основа дебюта

Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”

Практика. “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”.

Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Практика. Игровая практика. Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.

Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.

Тема 6.

Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников «Шахматной школы»

СОДЕРЖАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Задачи на новый учебный год. Повторение теоретического материала.

Практика. Диагностические турниры между воспитанниками. Анализ результатов турниров. Разбор типичных ошибок. Решение практических задач на устранение ошибок.

Тема 2. История развития шахмат.

Теория. Появление и распространение шахмат в России.

Тема 3. Основы дебюта.

Теория. Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

Практика. Практические задания: “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Нужно ли побить пешку?”; “Захвати центр”; “Можно ли сделать рокировку?” и др. Игровая практика.

Тема 4. Основы миттельшпиля.

Теория. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Практика. Практические задания “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” и др.

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Практика. “Выигрыш или ничья?”, определить, выиграно ли данное положение; “Куда отступить королем?”, надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей; “Путь к ничьей”, точной игрой надо добиться ничьей.

Тема 6. Итоговые занятия.

Практика. Организация и проведение турниров среди учащихся «Шахматной школы», по итогам 4 лет обучения.

3.   Результаты освоения внеурочной деятельности

1 год обучения

 В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

  • о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.
  • о названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

 умеет:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доске между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

2 год обучения

 Учащиеся должны знать:

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 Уметь:

  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
  • сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

                                                                     3 год обучения

 Учащиеся должны знать:

  • основные идеи комбинаций различных типов;

 Уметь:

  • осуществлять простейшие комбинации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  1. год обучения

 Учащиеся должны знать:

  • понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
  • слабые        и        сильные        поля,        силу        и        слабость        изолированных        пешек        в        центре, централизацию блокады;

 уметь:

  • занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
  • блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;
  • использовать базовые понятия.

                     

                    4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные блоки

Количество часов

Всего

   Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Шахматная доска

4

1

3

3

Шахматные фигуры.

7

3

4

4

Начальная расстановка фигур.

1

1

5

Ходы и взятие фигур

10

4

6

6

Цель шахматной партии.

7

3

4

7.

Игра всеми фигурами из начального положения.

4

4

34

13

21

Всего

                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Повторение пройденного материала

2

1

1

2.

История развития шахмат

1

1

-

3.

Шахматная нотация

2

1

1

4.

Ценность шахматных фигур

4

2

2

5.

Техника матования одинокого короля

5

2

3

6.

Достижение мата без жертвы материала

3

1

2

7.

Шахматная комбинация

15

3

12

8.

Повторение программного материала

2

-

2

Итого

34

11

23

                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля

8

3

5

5.

Основы эндшпиля

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2

Итого

34

12

22

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ IV ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

История развития шахмат

2

2

-

3.

Основы дебюта.

10

3

7

4.

Основы миттельшпиля.

8

3

5

5.

Основы эндшпиля.

10

3

7

6.

Итоговые занятия

2

-

2

Итого

34

12

22

Календарно – тематическое планирование. 1 год

№№ п/п

Кол–во часов

                        Тема уроков

Форма занятия

Дата проведения

 Теория

 Факт

1

1

Вводное занятие.

Знакомство с шахматной доской

2

1

Шахматная доска

Работа над изучением шахматной доски. (Диагонали)

3

1

Шахматная доска.

Работа над изучением шахматной доски. (Вертикали, горизонтали)

4

      1

Шахматная доска.

Работа над изучением шахматной доски. (Центр и фланги)

5

        1

Шахматная доска.

Работа над изучением шахматной доски. (Ключевые поля)

6

1

Шахматные фигуры.

Знакомство с ценностью шахматных фигур

7

1

Начальное положение

Знакомство с расположением фигур и особенностью начального расположения.

8

1

 Ладья.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры ладья.

9

1

Ладья.

Работа над оттачиванием игры фигурой ладья

10

1

Слон.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры слон.

11

1

 Слон.

Работа над оттачиванием игры фигурой слон

12

1

Ладья против слона.

Изучение слабых и сильных сторон фигур

13

1

Ферзь.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры ферзь.

14

1

Ферзь.

Работа над оттачиванием игры фигурой ферзь

15

1

Ферзь против  ладьи слона.

Изучение слабых и сильных сторон фигур

16

1

Конь.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры конь.

17

1

Конь.

Работа над оттачиванием игры фигурой конь.

18

1

Конь против ферзя,  ладьи, слона.

Изучение слабых и сильных сторон фигур

19

1

  Пешка.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры пешка.

20

1

Пешка.

Работа над оттачиванием игры фигурой пешка.

21

1

Пешка против ферзя,  ладьи, слона, коня.

Изучение слабых и сильных сторон фигур

22

1

Король.

Знакомство с правилами игры которые касаются  фигуры король

23

1

 Король против других фигур.

Изучение слабых и сильных сторон фигур

24

1

 Шах.

Знакомство с  видами «шаха»

25

1

 Шах.

Изучение стандартных позиций

26

1

 Мат.

Знакомство с  видами «мата»

27

1

 Мат.

Изучение стандартных позиций

28

1

 Мат.

Изучение стандартных позиций

29

1

 Ничья, пат.

Знакомство с  правилами «ничьи,  пата»

30

1

 Рокировка.

Знакомство с  правилами рокировки

31

1

 Шахматная партия

Знакомство с основными стадиями шахматной партии

32

1

 Шахматная партия.

Изучение основных правил

33

1

Повторение программного материала.

Подведение итогов

Календарно – тематическое планирование. 2 год

№№ п/п

Коли- чество часов

                        Тема уроков

Форма занятия

Дата проведения

 Теория

 факт

1

1

  Повторение пройденного материала.

Повторение материала первого года.

2

1

  Повторение пройденного материала.

Повторение материала первого года.

3

1

  Краткая история шахмат.

Знакомство с историей шахмат

4

      1

  Шахматная нотация.

Знакомство  с правилами «шахматной нотацией»

5

        1

  Шахматная нотация.

Отработка чтения и записи «шахматной нотации».

6

1

  Ценность шахматных фигур.

Знакомство с «классической ценностью фигуры»

7

1

  Ценность шахматных фигур.

Изучение изменение ценности фигуры в зависимости от позиции

8

1

  Ценность шахматных фигур.

Изучение изменение ценности фигуры в зависимости от позиции

9

1

  Ценность шахматных фигур.

Изучение изменение ценности фигуры в зависимости от позиции

10

1

  Техника матования одинокого короля.

Знакомство с матом король и ферзь против короля

11

1

  Техника матования одинокого  короля.

Знакомство с матом король и ладья против короля

12

1

  Техника матования одинокого  короля.

Знакомство с матом король и конь со слоном против короля

13

1

  Техника матования одинокого короля.

Знакомство с матом король и два слона против короля

14

1

  Техника матования одинокого короля.

Отработка мата король и ферзь против короля

    15

1

  Достижение мата без жертвы  материала.

Повторение видов «мата»

16

1

  Достижение мата без жертвы  материала.

Решение задач в 1 ход

17

1

  Достижение мата без жертвы  материала.

Решение задач в 1 ход

    18

1

 Шахматная комбинация.

Знакомство со слабым пунктом F7 у черных или F2 у белых в дебюте

 19

1

 Шахматная комбинация.

Знакомство с тактическим ударом «вилка».

    20

1

 Шахматная комбинация.

Изучение видов «вилки»

 21

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «вилка» на практике.

22

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «вилка» на практике.

23

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «вилка» на практике.

24

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «вилка» на практике.

25

1

 Шахматная комбинация.

Знакомство с тактическим ударом «Вскрытый шах».

26

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «Вскрытых шах» на практике.

27

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического удара «Вскрытых шах» на практике.

28

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического приема «Вскрытых шах» на практике.

29

1

 Шахматная комбинация.

Знакомство с тактическим ударом «связка»

30

1

 Шахматная комбинация.

Изучение видов «связка»

31

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического приема «связка» на практике.

32

1

 Шахматная комбинация.

Отработка тактического приема «связка» на практике.

33

1

Повторение программного материала.

Подведение итогов

34

1

Повторение программного материала.

Подведение итогов

                                     

Календарно – тематическое планирование. 3 год

№№ п/п

Кол-во

часов

Тема уроков

  Форма занятия

Дата проведения

 Теория

Факт

1

1

 Повторение пройденного материала.

Повторение материала прошлого  года.

2

1

Игровая практика.

 Отработка на практике

3

1

Повторение пройденного материала.

Повторение материала прошлого  года.

4

1

Игровая практика

Отработка на практике

5

1

Основы дебюта.

Изучение дебюта «Итальянская партия»

6

1

Игровая практика.

Отработка на практике

7

1

Основы дебюта.

Знакомство с вариантом 4.С2-С3 «Итальянской партии»

8

1

Игровая практика.

Отработка на практике

9

1

Основы дебюта.

Знакомство с вариантом 4. d2-d3 «Итальянской партии»

10

1

Игроваяпрактика.

Отработка на практике

11

1

Основы дебюта.

Знакомство с партиями гроссмейстеров сыгравших дебют «Итальянской партии».  

12

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

13

1

 Основы дебюта.

Изучение дебюта «Испанская партия»

14

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

15

1

Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. а6

16

1

Игровая практика.

Отработка на практике

17

1

Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. а6

18

1

Игровая практика.

Отработка на практике

19

1

Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. а6

20

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

21

1

 Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. а6

22

1

Игровая практика.

Отработка на практике

23

1

 Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. d6

24

1

Игровая практика.

Отработка на практике

25

1

 Основы дебюта.

Изучение дебюта с вариантом 3. а6

26

1

Игровая практика.

Отработка на практике

27

1

Основы  дебюта.

Изучение дебюта «ферзевый гамбит»

28

1

Игровая   практика.

Отработка на практике

29

1

Основы  миттельшпиля.

Изучение дебюта с вариантом 3. Е3

30

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

31

1

Основы миттельшпиля.

Изучение дебюта с вариантом 3. Е4

32

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

33

1

Основы миттельшпиля.

Знакомство с правилами миттельшпиля

34

1

Подведение итогов

Повторение пройденного материала

Календарно – тематическое планирование. 4 год

№№ п/п

Кол-во

часов

Тема уроков

Форма занятия

Дата проведения

Теория

 

Факт

1

1

  Вводный урок

Повторение материала прошлого  года.

2

1

Основы миттельшпиля.

Повторение правил миттельшпиля

3

1

Игровая практика.

Отработка на практике

4

1

Основы миттельшпиля.

Изучение основных планов игры

5

1

Игровая практика.

Отработка на практике

6

1

Основы миттельшпиля.

Изучение основных планов игры

7

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

8

1

Основы миттельшпиля.

Знакомство с многоплановой игрой

9

1

Игровая практика.

Отработка на практике

10

1

Основы миттельшпиля.

Знакомство с многоплановой игрой

11

1

Игровая практика.

Отработка на практике

12

1

Основы миттельшпиля.

Знакомство с «переменной плана»

13

1

Игровая практика.

  Отработка на практике

14

1

Основы эндшпиля

Знакомство с общими закономерностями эндшпиля

  15

1

Игровая практика.

Отработка на практике

  16

1

Основы эндшпиля

Знакомство с общими закономерностями эндшпиля

  17

1

Игровая практика.

Отработка на практике

  18

1

Основы эндшпиля

Изучение пешечных структур

  19

1

Игровая практика.

Отработка на практике

  20

1

Основы эндшпиля

Изучение пешечных структур

  21

1

Игровая  практика.

Отработка на практике

  22

1

Основы эндшпиля

Изучение тактики «крепость»

  23

1

Игровая практика.

Отработка на практике

  24

1

Основы эндшпиля

Изучение тактики «крепость»

25

1

Игровая практика.

Отработка на практике

26

       1

Основы эндшпиля

Изучение ладейных окончаний

27

1

Игровая практика.

Отработка на практике

28

1

Основы эндшпиля

Изучение тактики «игра на материал»

29

1

Игровая практика.

Отработка на практике

30

1

Основы эндшпиля

Вспоминаем  виды «мата» одинокому королю

31

1

Игровая практика.

  Отработка на практике

32

1

Игровая практика.

  Отработка на практике

33

1

Игровая практика.

  Отработка на практике

34

1

Повторение программного материала.

  Подводим итоги

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. М., 1979.
  2. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада. М., 1995.
  3. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М., 1982.
  4. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. М., 1983.
  5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. М.,1997
  6. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М., 1969.
  7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. М., 1980.
  8. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. М.,1983.
  9. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. М., 1991.
  10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. М., 1990.
  11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев, 1986.
  12. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры. М., 1983.
  13. Карпов А. Е. Избранные партии. М., 1978.
  14. Костьев А. Учителю о шахматах. М., 1986.
  15. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. М., 1980.
  16. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии. Л., 1956.
  17. Майзелис И. Шахматы. М., 1960.
  18. Макарычев С., Макарычева М. От А до ... М., 1995.
  19. Нимцович А. Моя система. М., 1984.
  20. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. Рязань, 1994.
  21. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. М., 1994.
  22. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. М.,1991.
  23. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. М., 2001.
  24. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. М., 2000.
  25. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. М., 2000.
  26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. Обнинск, 1998.
  27. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 1999.
  28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск, 2002.
  29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. Обнинск, 2004.
  30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. Обнинск, 2005.
  31. Суэтин И. Как играть дебют. М., 1981.
  32. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. М., 1997.
  33. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. М., 1981.
  34. Фишер Р. Мои 60 памятных партий. М., 1981.
  35. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер. М., 1964.
  36. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др. М., 1991.
  37. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. М.,1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"

Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа               Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

Почему детей нужно обучать игре в шахматы и что дают детям шахматы

В статье рассматривается польза занятия шахматами....

Внеурочка- шахматы 5-6

Внеурочка- шахматы  5-6...