Рабочая программа «Траектория личного качества жизни»
рабочая программа (8 класс)

Ушакова Елена Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Траектория личного качества жизни» составлена на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2010 г. №1897) «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15;

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413);

   - Положение о внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального, основного и среднего общего образования в МБОУ СОШ №3, с учетом авторской  программы «Траектория личного качества жизни», автор Пеньков А. М., Покровский О. В. («Траектория личного качества жизни». Пеньков А. М., Покровский О. В. Внеурочная деятельность/Евсеев А.В. - Издательство: Просвещение, 2020 г.)

            - Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ внеурочной деятельности, курсов и предметов учебного плана для классов, реализующих программы ФГОС МБОУ СОШ №3.

Программа «Траектория личного качества жизни»  направлена на помощь учащимся в овладении навыками ведения здорового образа жизни. Программа осуществляет связь теоретических знаний, полученных на уроках биологии с практикой здоровьесбережения.

Цель реализации программы: формирование здоровьесберегающей грамотности, овладение умениями и навыками укрепления здоровья на основе правил здорового образа жизни; формирование мотивации здорового образа жизни у подростков.

Задачи:

1. Формировать навыки безопасного и гигиенически правильного поведения, умение управлять своим психическим здоровьем;

2. Укреплять здоровье обучающихся за счёт повышения их двигательной активности и гигиенической культуры;

3. Развивать ученическую самостоятельность, познавательные процессы, адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков других людей;

4. Формировать умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления здоровья;

5. Вовлекать учащихся в коммуникативную и проекиную деятельность.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №3.

Общая характеристика учебного предмета. 

Программа направлена на формирование культуры безопасного поведения и здорового образа жизни, способствующего социальному, личностному, интеллектуальному, познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы благодаря сохранению и укреплению здоровья как биосоциальной базы, необходимой для достижения целей на каждом этапе своего жизненного пути.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

            Программа «Траектория личного качества жизни» входит в перечень внеурочных программ реализуемых МБОУ СОШ №3 в 2020-2021 уч. году. Согласно недельной учебной нагрузки  обучающихся 8 класса предусмотрен 1 час в неделю на прохождение данной программы.  Рабочая программа внеурочной деятельности «Траектория личного качества жизни» рассчитана на 35 часов. За учебный период предусмотрено: практических работ – 8, проектных работ – 2.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
            Признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к себе, другим людям и к природе. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Выработка ценностных ориентаций на здоровье и соответствующих им образа мыслей, установок и стереотипов поведения, обеспечивающих человеку в условиях реальной окружающей среды высокий уровень здоровья, жизнедеятельности в настоящем и долголетия в будущем.

2. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения программы:

-  воспитание ценностного отношения к ЗОЖ в комплексном понимании здоровья;

- осознание учащимися понятия здоровья, знание основных принципов и правил ЗОЖ;

- формирование готовности и способности к ведению ЗОЖ, потребности в соблюдении основных принципов культуры здоровья;

- воспитание социальной компетентности, навыков построения системы значимых социальных и межличностных отношений, эффективных коммуникаций;

- развитие внимания, памяти, скорости мышления, интеллектуальное становление личности;

- отработка навыков постановки жизненных целей и определения путей их достижения;

- формирование устойчивой мотивации к развитию, самосовершенствованию;

- воспитание здоровой, психологически устойчивой личности;

- развитие способности мыслить творчески и генерировать идеи, формирование дивергентного мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, планировать результаты и способы их достижения;

- умение видеть различные пути решения задач на основе дивергентного мышления, осуществление анализа найденных решений с точки зрения оптимальности в заданных условиях;

- умение контролировать свою деятельность, навыки самоорганизации и саморегуляции, коррекция действий в соответствии с изменяющейся ситуацией, владение основами самооценки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения;

- умение организовывать совместную деятельность;

- умение использовать речь для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- формирование и развитие мышления.

3. Содержание программы

  1. Основы здоровьесбережения.

   Качество жизни и здоровье.  История развития представлений о значении здоровья. Санитарно-гигиеническая культура древнего мира. Особенности становления культуры здоровьесбережения древней Руси. Я. Каменский – основоположник здоровьесберегательных технологий в учебном процессе.

   Работа с дополнительными источниками: подготовка информационных роликов (презентаций) о развитии гигиены в Древней Греции, Древнем Риме и Древнем Востоке.

  1. Движение – жизнь.

   Физическая активность и здоровье. Вред гиподинамии. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Возрастные особенности формирования опорно-двигательной системы. Системный подход в организации тренировочного режима.

 Работа с дополнительными источниками: подбор информации о специальных  упражнениях  для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия.

Практикум. Составление комплекса упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток, для самостоятельных занятий.

  1. Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека.

   Поддержание сердечно-сосудистой системы в рабочем состоянии. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы. Влияние двигательной активности на сердечно-сосудистую систему. Методики определения физиологического состояния человека.

Практикум. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии. Составление памятки по сохранению здоровья сердечно-сосудистой системы.

  1. Роль дыхания в поддержании жизнеобеспечения.

   Заболевания органов дыхания. Влияние состояния окружающей среды на работу органов дыхания. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Работа с дополнительными источниками: связь дыхания и кровообращения. Иммунная система и болезни дыхательной системы.

Практикум. Овладение навыками точечного массажа для профилактики инфекционных заболеваний.

  1. Ты -  то, что ты ешь. 

   Значение питания. Энергопоступление и энергозатраты. Особенности питания подростков. Режим питания.

Работа с дополнительными источниками: заболевания желудочно-кишечного тракта, меры их профилактики.

Практикум. Составление суточного и недельного меню с учетом возрастных потребностей подростков. Подбор материала для подготовки сценария спектакля «Путешествие пищевого комочка»

  1. Кожа – зеркало здоровья.

   Влияние общего состояния организма на состояние кожных покровов. Кожные заболевания. Уход за кожей.

Работа с дополнительными источниками: связь состояния кожи и внутренней среды организма; кожа как индикатор нарушений работы кишечника.

Практикум. Определение типов кожи на разных участках лица. Изучение сальных и потовых желёз. Разработка гигиенических правил по уходу за кожей разного типа.

  1. Регуляторные механизмы.

   Роль нервной системы в поддержании здоровья. Поддержание здоровья – полезная привычка. Динамический стереотип – физиологическая основа навыков и привычек. Гигиенические основы поддержания работоспособности нервной системы.

Работа с дополнительными источниками: Что такое психическое здоровье; Стресс. Как с ним бороться.

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности включает в себя: печатные пособия, технические, компьютерные и других информационные средства обучения.

Список литературы:

1. Пеньков А. М., Покровский О. В. Внеурочная деятельность/Евсеев А.В. - Издательство: Просвещение, 2020 г.

2. Вайнер, Э.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер. - М.: КноРус, 2017. - 480 c.

3. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Л.Н. Вдовина. - РнД: Феникс, 2015. - 342 c.

4. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Л.Н. Вдовина. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 276 c.

5. Дьяконов, И.Ф. Основы здорового образа жизни для всех / И.Ф. Дьяконов. - СПб.: Спецлит, 2018. - 126 c.

6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 352 c.

7. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.

8. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Мисюк. - М.: Юрайт, 2013. - 431 c.

9. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Мисюк. - М.: Юрайт, 2012. - 431 c.

10. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Мисюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 431 c.

11. Назарова, Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2018. - 191 c.

12. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c.

13. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И. Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.

14. Чумаков, Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Б.Н. Чумаков. - М.: ПО России, 2004. - 416 c.

15. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Г.П. Артюнина. - М.: Академический проект, 2009. - 766 c.

4.Тематическое планирование «Траектория личного качества жизни» 8 класс, с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Элемент содержания

Количество часов

В том числе

Контрольные работы

Лабораторные/ практические работы

Проектные работы

8 класс                                    1. Основы здоровьесбережения.  

Вводное занятие. Качество жизни и здоровье. Знакомство с тематикой курса, формами работы.

Понятия: «здоровье», «качество жизни». Что такое здоровье? Пути повышения качества жизни. Как качество жизни связанное со здоровьем.

1

Санитарно-гигиеническая культура Древнего Мира.

Медицина и гигиена в древности. Развитие гигиенических знаний в Древнем Мире. Санитарно-гигиеническая культура Руси.

1

Особенности становления культуры здоровьесбережения древней Руси.

Славянские практики здоровьесбережения. Традиции, опыт, накопленный народным врачеванием.

1

                                                 

                                                2. Движение – жизнь.

Физическая активность и здоровье. Вред гиподинамии.

Физическая активность, как важнейшая составляющая здоровья. Гиподинамия - причины, симптомы, диагностика и лечение.

1

Профилактика заболеваний о/д системы. Возрастные особенности формирования о/д системы.

Уроки физкультуры в школе, как основная мера профилактики заболеваний опорнодвигательной системы. Этапы формирования опорнодвигательной системы с учётом возрастных особенностей ребёнка.

1

Возрастные нормы двигательной активности

Ориентировочные нормы двигательной активности. Дифференцировка нормы суточной двигательной активности.  

1

Главное – соблюдать меру

Чувство меры, как основной ориентир правильной физической нагрузки. Составление дневника физической активности.

1

Практикум. Составление  комплексов упражнений для развития о/д системы

Рекомендации по составлению комплексов упражнений для развития опорнодвигательной системы. Составление индивидуального комплекса упражнений РОДС.        

1

1

                                               

                                                 3. Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека.

Поддержание с/с системы в рабочем состоянии. Возрастные особенности с/с системы.

Знакомство с сердечнососудистой системой, её строение и функции.  Меры поддержки сердечнососудистой системы в рабочем состоянии. Возрастные нормы.

1

Влияние двигательной активности на с/с систему.

Рассмотреть вопрос, как состояние сердца зависит от уровня физической работоспособности и тренированности.

1

Методики определения физиологического состояния человека.

 Практикум. Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии.

Обзор методик определения физиологического состояния человека.

Знакомство с методом   регрессии, как одной из формул определения уровня физиологического состояния человека.

1

1

Практикум. Составление памятки по сохранению здоровья с/с системы.

Рекомендации по составлению индивидуальной памятки сохранения здоровья сердечнососудистой системы.

1

1

                                                4. Роль дыхания в поддержании жизнеобеспечения.

Заболевания органов дыхания. Влияние состояния окружающей среды на работу органов дыхания.

Классификация заболевания органов дыхания, причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика. Какую роль играет окружающая среда на работу органов дыхания.

1

Ученический лекторий по материалам из дополнительных источников.

Дополнительный материал по темам: «Заболевания органов дыхания, их предупреждение», «Влияние экологических факторов на органы дыхания человека».

1

Предупреждение инфекционных заболеваний.

Практикум. Овладение навыками точечного массажа для профилактики инфекционных заболеваний.

Комплекс мер, направленный на предупреждение инфекционных заболеваний.

Точечный массаж, как один из способов профилактики и лечения острых респираторных заболеваний.

1

1

                                                 5. Ты -  то, что ты ешь.

Значение питания. Энергопоступление и энергозатраты.

Значение питания , как одной из важнейших составляющих ЗОЖ. Знакомство с понятиями: энергетический баланс, коэффициент энергетической ценности, энергопоступление и энергозатраты.

1

Особенности питания подростков. Режим питания.

Рациональное питание подростков, как одно из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функций различных органов и тканей. Принципы здорового питания.

1

Практикум. Составление суточного и недельного меню с учетом возрастных потребностей подростков.

Расчёт энергозатрат и рационального питания. Составление суточного и недельного меню подростков, покрывающее потребности в энергии, белках, жирах и углеводах.

1

1

Ученический лекторий по материалам из дополнительных источников.

Дополнительный материал по темам: «Принципы рационального питания и умения правильно подбирать пищевые продукты соответственно энергетическим затратам», « О чём важно помнить, составляя меню подростку?»

1

Решение задач на составление рационов питания

Закрепление и применение на практике тем: «Нормы питания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион».

1

Решение задач на составление рационов питания

Закрепление и применение на практике тем: «Нормы питания», «Энергозатраты человека и пищевой рацион».

1

«Полезные» и «вредные» продукты – немного о пищевых суевериях.

Пищевые привычки.

Народные приметы и суеверия про продукты питания.

1

Потребление воды и питьевой режим.

Рациональный порядок потребления воды в течение суток. Питьевой режим, как основа многих лечебных методик и одно из условий профилактики большинства заболеваний.

1

                                                 6. Кожа – зеркало здоровья.

Влияние общего состояния организма на состояние кожных покровов.

Факторы, влияющие на кожу. Состояние и внешний вид кожи - ключ к здоровью человека.

1

Кожные заболевания.

Строение кожи. Виды заболеваний кожи, виды, признаки, описание.

1

Уход за кожей.

Уход за кожей: общие правила, этапы ухода, питание.

1

Практикум. Определение типов кожи на разных участках лица. Изучение сальных и потовых желез.

Типы кожи лица: оценка типа и состояния кожи. Тест на определение типа кожи лица. Функции и патологии потовых и сальных желез.

1

1

Практикум. Разработка гигиенических правил по уходу за кожей разного типа.

Правила ухода за разными типами кожи: сухой, жирной, чувствительной, комбинированной, нормальной. Индивидуальная разработка правил для себя.

1

1

                                        7. Регуляторные механизмы.

Роль НС в поддержании здоровья.

Значение нервной системы в жизнедеятельности человека. Нервная система: укрепление и восстановление.

1

Поддержание здоровья - полезная привычка. Динамический стереотип - физиологическая основа навыков и привычек.

Привычки, как типичные действия или черты поведения, ставшие его потребностью Формирование полезных привычек. Основа человеческого поведения, как физиологическая основа навыков и привычек.

1

Гигиенические основы поддержания работоспособности НС.

Физиологическая сущность процессов утомления и переутомления. Профилактика утомления и переутомления у детей и подростков.

1

Практикум. Овладение методами саморегуляции.

Саморегуляция - её виды и функции, эффективные методы.  Популярные методы саморегуляции. Механизм естественной саморегуляции.

1

1

Круглый стол. «Моё здоровье в моих руках»

Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.

1

Круглый стол. «Моё здоровье в моих руках»

Актуализировать тему здоровья, здорового образа жизни, ответственного поведения к своему здоровью.

1

Итоговое занятие.

Обратная связь, рефлексия, подведение итогов курса.

1

Итого:

35

8

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа " Право в нашей жизни"

предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по овладению правовыми знаниями...

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ

Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка  с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве....

Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»

Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...