программа учебного предмета музицирование
рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Паспорт программы учебного предмета
2. Структура и содержание учебного предмета
3. Условия реализации программы учебного предмета
4. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 994.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Г. ЯРЦЕВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
музицирование
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
МУЗИЦИРОВАНИЕ
- Область применения программы:
Программа учебного предмета является частью дополнительной общеразвивающей программы «Фортепиано» в области музыкального искусства со сроком обучения 3 года.
Программа учебного предмета может быть использована: в реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства в МБУ ДО детская школа искусств г. Ярцево при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Место предмета в структуре дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства: Исполнительская подготовка.
1.3. Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета:
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
-подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
-исполнять несложные произведения с листа.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета: максимальной учебной нагрузки обучающегося 262,5 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 105 часа; самостоятельной работы обучающегося 157,5 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Количество часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 262,5 | |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) | 105 | |
В том числе: | ||
практические занятия | 103 | |
контрольные уроки, зачеты, академические концерты, технические зачеты, контрольные работы, прослушивания и др. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 157,5 | |
В том числе: | ||
Итоговая аттестация | - |
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета: Музицирование
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов | ||
Тема 1. Подбор по слуху. | Содержание учебного материала. | 27 | ||
Развитие первоначальных музыкально-слуховых навыков. Развитие первоначальных метроритмических представлений. | ||||
Практические занятия | 26 | |||
Контрольные работы, зачёты | - | |||
Самостоятельная работа | 44 | |||
Музыкальный материал: Детские песенки, попевки, потешки, русские народные песни: «У кота», «Василек», «Две тетери», «Во саду ли в огороде», «Во поле береза стояла», «Цапля». | ||||
Тема 2. Подбор аккомпанемента | Содержание учебного материала. | 22 | ||
- разбор взаимосвязи мелодии и аккомпанемента; - работа над потактовыми гармоническими схемами произведения; -выведение мелодической линии из аккордовых звуков; -освоение гармонической структуры аккомпанемента; - ознакомление с буквенным обозначением аккордов. | ||||
Практические занятия | 21 | |||
Контрольные работы, зачёты | - | |||
Самостоятельная работа | 38 | |||
Музыкальный материал: Р.н.п.» Я на горку шла», р.н.п. « Во кузнице», В. Шаинский « Кузнечик». | ||||
Тема 3. Транспонирование | Содержание учебного материала | 24 | ||
- владение гармонизацией на начальном этапе обучения - ознакомление с кварто-квинтовым кругом тональностей | ||||
Практические занятия | 23 | |||
Контрольные работы, зачёты | - | |||
Самостоятельная работа | 33,5 | |||
Музыкальный материал: Детская песенка «Ходит зайка по саду», « Жили у бабуси», Б.н.п. « Савка и Гришка», Ю. Абелев « Грустная песня», Р.н.п. « Как у нас-то козел», Соколова «Затопила мама печку»,«Земляника и лягушки». | ||||
Тема 4. Чтение с листа | Содержание учебного материала. | 28 | ||
- теоретический анализ произведения ( размер, тональность, динамические оттенки, построение мелодии) - развитие навыков чтения ритмического рисунка - развитие навыков пользования техническими, слуховыми, зрительными приемами - формирование навыков видения мелодии в следующем такте - формирование навыков свободного ориентирования в нотном тексте | ||||
Практические занятия | 27 | |||
Контрольные работы, зачёты | 1 | |||
Самостоятельная работа | 42 | |||
Музыкальный материал: Р.н.п. « Пойду ль я», Р.н.п. « Ах вы, сени», « У меня ль во садочке», детская песенка « Про козлика», Укр.н.п. « Ой, лопнув обруч», «Ой, ты девица», « Коровушка», «Я на горку шла», С. Ляховицкая « Русская песня», И.Филипп « Колыбельная». | ||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, столы, стулья, нотная литература, подставки.
Технические средства: музыкальный центр, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Балацкая, А., Петрова Н. Играть легко!: – М.: «Классика –XXI». – 2013.
- Барсукова, С. Веселая музыкальная гимнастика. - Ростов н/Д.: «Феникс».- 2008.
- Бурнашева, Э.И., Шилова В.В. Подбор по слуху.- вып.1. – СПб.: «Крмпозитор». – 2012.
- Барсукова, С. Азбука игры на фортепиано. - Ростов на/Д.: «Феникс».- 2008.
- Геталова, О., Визная, И. В музыку с радостью. – СПб.: «Композитор». - 2014.
- Крохе-музыканту. Нотная азбука для самых маленьких: Ч. 1,2.- сост. Ирина Королькова.- Ростов н/Д.: «Феникс».-2015.
- Жилин, В. Занимательные игры для чтения с листа.- М.: PILLC. – 2005.
- Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. - сост. Ляховицкая. - изд. 5. – М.: «Музыка». – 2001.
- Симонова, Т. Звери и птички с нотной странички: пособие для начинающих пианистов / Т. Симонова. – Смоленск. – 2004.
- Торопова Н. Музыкальные зарисовки/ Н. Торопова.- Ростов н/Д.: «Феникс».- 2005.
- Юдовина-Гальперина, Т. «Большая музыка – маленькому музыканту»: лёгкие переложения для фортепиано.- альбом № 1,2.- под ред. Ольги Геталовой.- М.: «Музыка». - 2004.
- Юному музыканту – пианисту: хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 класс / сост. Г.Г. Цыганова, И.С. Королькова.- 10-е изд. – Ростов н/Д.: «Феникс».- 2011.
Дополнительные источники:
- Абдуллин Э. Методологическая культура педагога-музыканта. – М.: «Академия». - 2002.
- Балацкая, А., Петрова Н. Играть легко!: учебно-методическое пособие. – М.: «Классика –XXI». – 2013.
- Альтерман С.С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет / С.С. Альтерман.- Т. 1,2.- СПб: «Композитор».- 2010.
- Богино Г. К. Игры-задачи для начинающих музыкантов / Г.К. Богино. – М.: «Музыка».- 1994.
- В музыку с радостью / Сост. Геталова О., Визная И. - СПб: "Композитор". - 2001.
- Дьяченко Н. Музыкальные картинки. Первое знакомство ребенка с музыкой. - М.: «Музыка». - 2002.
- Начинаю играть на рояле. Учебное пособие / Сост. Березовский Б., Борзенко А., Сухоцкая Е. –Ч. 1,2.- СПб: "Композитор".- 2009.
- Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: «Классика XXI».- 2004.
- Сотникова О. Я учусь играть. Пособие для начинающих пианистов. - СПб: "Союз художников". - 2001.
- Смирнова Т. И. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: «Музыка».- 2002.
- Перунова Н. Музыкальная азбука для детей дошкольного возраста. - СПб: "Советский композитор".- 2000.
- Фортепианная школа Фаины Брянской. Для маленьких музыкантов: с играми, сказками, путешествиями и загадками. –Ч. I.- М.: «Классика – XXI». – 2008.
- Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. СПб.: «Союз художников».- 2002.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета выпускник знает: - способы выражения творческих фантазий и сопереживания посредством музыки. В В результате освоения предмета выпускник должен уметь: - подбирать по слуху несложные мелодии и аккомпанемент; - исполнять несложные произведения с листа. | Зачёты, академический концерт |
|
Приложение №1
Примерный список контрольных прослушиваний
1 класс
1. Детская песенка «Василек»
2. Детская песенка «У кота»
3.Р.н.п. «Как под горкой под горой»
4.Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
5. В. Калинников « Тень тень»
6.Детская песенка « Вальс собачек»
7. Соколова « Баба Яга», « Колокольчик», « Новый день»
8. Р.н.п. «Во поле береза стояла»
9. М. Красев « Елочка»
2класс
1.Детская песенка « Ходит зайка по саду»
2. Детская песенка « Жили у бабуси»
3.Б.н.п. « Савка и Гришка»
4.Ю. Абелев « Грустная песня»
5.Р.н.п. « Как у нас-то козел»
6. Соколова «Затопила мама печку»
7. Соколова «Земляника и лягушки»
8. Груз.н.п. « Сулико»
9. Витлин « Дед Мороз»
3класс
1.Р.н.п. « Пойду ль я»
2.Р.н.п. « Ах вы, сени»
3.Р.н.п. « У меня ль во садочке»
4.Детская песенка « Про козлика»
5. Укр.н.п. « Ой лопнув обруч»
6. Укр.н.п. « Ой ты девица»
7. С. Ляховицкая « Русская песня»
8. Р.н.п. « Коровушка»
9. Сок И.Филипп « Колыбельная»
10. Р.н.п. «Я на горку шла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-639955-1433338514.jpg)
Учебная рабочая программа по предмету "Музицирование"
Широкая сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей, желающих получить музыкальное образование.В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Муз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/03/picture-639955-1433338514.jpg)
Методические рекомендации по предмету "Музицирование".
Методические рекомендации по предмету "Музицирование" написаны в помощь преподавателям детских музыкальных школ. Эта работа была представлена на методическом объединении школы, где получила высокую оц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-48999-1447983366.jpg)
Рабочая программа учебного предмета Музыка 1-4 класс включающий модули «Коллективное хоровое музицирование» и «Коллективное инструментальное музицирование» 1-4 класс в рамках деятельности региональной инновационной площадки
Рабочая программа учебного предмета музыка разработана в рамках региональной инновационой площадки по апробации программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-665865-1573207160.jpg)
Дополнительная адаптированная программа общего эстетического образования (музыкальное направление) по учебному предмету «Музицирование на синтезаторе»
Направленность программы: - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе; - социализация личности ребёнка с задержкой...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/08/picture-778473-1460147354.jpg)
Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/08/picture-778473-1460147354.jpg)
Презентация методических и практических материалов по предмету "Музицирование" на вокально-хоровом отделении
Краткое описание методических и практических задач курса "Музицирование". Примерная программа для всего периода обучения. Программа нацелена на развитие мелодического и гармоническог...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/06/picture-800583-1467754056.jpg)
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....