Учебная рабочая программа по предмету "Музицирование"
рабочая программа по музыке по теме

Семикова Елена Ивановна

Широкая сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей, желающих получить музыкальное образование.

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Музицирование» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно - эстетическое воспитание и общее музыкальное образование.

Актуальность данной программы определяется важностью музыкального воспитания подрастающего поколения, вниманием педагогической общественности на поиски новых прогрессивных форм и методов в общем музыкальном образовании.

Как известно, основой сегодняшнего педагогического процесса  явилась межпредметная связь, выразившаяся в комплексном подходе обучения детей, выдвигая новые формы учебной работы.

Новые формы естественно раздвигают рамки привычного педагогического процесса и призваны не только всесторонне развивать способности обучающихся, но и приобщать их к живой музыке.

 

Предмет «Музицирование» занимает значительное место в системе других дисциплин учебного плана детской музыкальной школы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Широкая сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей, желающих получить музыкальное образование.

В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Музицирование» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно - эстетическое воспитание и общее музыкальное образование.

Актуальность данной программы определяется важностью музыкального воспитания подрастающего поколения, вниманием педагогической общественности на поиски новых прогрессивных форм и методов в общем музыкальном образовании.

Как известно, основой сегодняшнего педагогического процесса  явилась межпредметная связь, выразившаяся в комплексном подходе обучения детей, выдвигая новые формы учебной работы.

Новые формы естественно раздвигают рамки привычного педагогического процесса и призваны не только всесторонне развивать способности обучающихся, но и приобщать их к живой музыке.

Предмет «Музицирование» занимает значительное место в системе других дисциплин учебного плана детской музыкальной школы.

Курс музицирования имеет свою четко обозначенную цель – развить способность и привить любовь к домашнему музицированию. 

В возрождении такой прекрасной традиции заинтересованы и педагоги и родители. Актуальность этой задачи в наше время всеобщего понижения культурного уровня населения очевидна.

Данная программа направлена на развитие у обучающихся творческих, музыкальных, импровизационных способностей. В программе использованы методические рекомендации и опыт работы по развитию творческих способностей детей центра Смирновой, педагогов Т.С.Ивановой , Г.С.Франко, Г.Ж.Арцишевских.

Предмет «Музицирование» тесно связан с курсом  фортепиано.

Основные  задачи  программы:

  1. Научить детей владеть инструментом;
  2. Воспитание хорошего музыкального вкуса;
  3. Расширение кругозора;
  4. Формирование общей культуры личности в процессе музыкального образования.

Просматривается четкая связь «Музицирования» с теоретическими дисциплинами. Использование теоретических знаний на уроках музицирования повышает музыкальную грамотность, расширяет и закрепляет теоретические и исторические познания обучающихся.

                Новизна данной программы заключается в том, что она предназначена для обучающихся фортепианного отделения и имеет свои отличительные особенности:

  1. Особое внимание уделяется развитию творческой инициативности обучающихся, пробуждению и поддержанию интереса к занятиям музыкой;
  2. Делается акцент на развитие образного мышления и чувственно-эмоционального восприятия музыки;
  3. Подготавливается выведение ребенка на самообучение и самоуправление;
  4. Широко используется методика обучения обучающихся игре на фортепиано в рамках групповых занятий;
  5. Основные темы программы (развитие звуковысотного слуха, работа по подбору мелодий рассматриваются на материалах, изучаемых на специальности произведений.

Программа «Музицирование»  рассчитана  на пятилетнее обучение и условно делится на три этапа.

I этап – помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием простейших элементов импровизации. Цель – постановка игрового аппарата, развитие метро-ритма , развитие интонации и звуковысотного слуха, приобретение навыков свободного разбора нотного текста и чтения с листа.

II этап – развитие творческих исполнительских способностей. Цель – развить образно-эмоциональное представление учащимися музыкальных произведений (в том числе на примерах вокальной музыки), знакомство с интерпретацией, подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним, умение работать в разных тональностях.

III этап – развитие навыков ансамблевой игры и аккомпанемента, самостоятельная работа над произведениями для домашнего музицирования. Цель – научить ученика петь под собственный аккомпанемент и аккомпанировать другим, играть в ансамбле, привить любовь к коллективному музицированию, расширить репертуар обучающихся, используя переложения популярных оперных, симфонических, джазовых, эстрадных инструментальных и вокальных произведений.

Общие задачи программы по музицированию, поставленные перед детьми разных возрастов (7-14 лет), практически одинаковы, поэтому методы их решения  очень близки. Отличия в проведении уроков заключаются лишь в использовании материала различной сложности, в манере общения, стиле и темпе объяснения.

Все это отражается в индивидуальных планах обучающихся и должно соответствовать возрастным особенностям детей, их общему уровню развития.

По учебным планам предмету «Музицирование» отводится 0,5 учебного часа в неделю или 2-2,5 часа в месяц, 18 часов в год.

Ведущей формой занятий является индивидуальный урок,
который проводится как интегрированный, комплексный урок, урок-
тест, урок-викторина и в других формах. На уроках используются
разнообразные      игровые    
методы,        убеждение,     сравнение,

метод примеров, поощрения и одобрения. А также используют творческие задания (нарисовать «музыку», дописать музыкальную фразу, сочинить музыку на заданный образ и пр.). наглядно-иллюстративные методы (таблицы, рисунки и другое), практический показ, словесные методы (объяснение инструкции выполнения заданий, чтение литературных произведений и другие). В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, творческие задания. Широкое внедрение в образовательном процессе имеет педагогика сотрудничества, технологии индивидуального, дифференцированного, развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, педагогика ненасилия и педагогика успеха.

Для успешного освоения программы наряду с индивидуальным уроком предполагается обучение в рамках коллективного урока, что позволяет увеличить количество часов до 4 часов в месяц (2 ученика на одном уроке) и делает урок более интересным и продуктивным.

Итак, данная программа предполагает самостоятельный выбор педагогом формы и режима занятий в рамках учебного плана.

Основными  формами текущего  контроля является  проверка  выполнения заданий  и  анализ  работы на занятии.

Формами  промежуточного контроля являются: контрольный  урок, который  проводится в  конце полугодий и выступления обучающихся на концертах различного уровня.

Ученик.

  • Читает с листа (уровень произведения для чтения с листа на 2 класса ниже изучаемых на общем фортепиано)
  • Исполняет по нотам одну пьесу из своего репертуара для домашнего музицирования (переложение популярной музыки или любимую пьесу русских, современных или зарубежных композиторов)
  • Исполняет песню под собственный аккомпанемент или аккомпанирует другому исполнителю
  • Показывает игру в ансамбле.

Итоговая  оценка  складывается из оценок  в  четвертях и отметок  за  контрольные уроки.

           Ожидаемые результаты.

По окончании курса музицирования и при успешном выполнении программы обучающиеся должны владеть следующими навыками:

  1. Грамотно разбираться в нотном тексте, т.е. читать с листа;
  2. Уметь подобрать знакомую мелодию по слуху, а также простейший аккомпанемент к ней;
  3. Знать виды фактурного аккомпанемента и использовать их при игре песен с буквенным обозначением функций, использовать теоретические знания;
  4. Грамотно аккомпанировать несложный аккомпанемент по нотам себе или товарищу, придерживаясь стиля, формы, собственной интерпретации музыкального произведения;
  5. Иметь навыки игры в ансамбле;
  6. Уметь самостоятельно выбрать и освоить произведения для домашнего музицирования, т.е. постоянно пополнять репертуар новыми любимыми пьесами.
  7. Принимать активное участие в подготовке семейных праздников, школьных концертов и вечеров, т.е. стать активным пропагандистом музыкального искусства.

Педагогическая целесообразность программы связана  с  направлением  образовательного процесса на постепенное развитие обучающихся в  соответствии с требованиями и  уровнем  подготовки выпускников ДШИ.

Обучение детей по данной программе открывает внутренние возможности в освоении техники чтения с листа нотного текста. Свободное владение этим навыком позволит высвободить на уроке общего фортепиано время для работы над исполнительским мастерством, для развития техники исполнения.

Умение легко подбирать по слуху помогает легко справиться со знаками альтерации, запомнить произведение наизусть. Новые пьесы учатся быстро, за короткий срок формируется интересный репертуар.

Развитое внутреннее чувство ритма избавляет от счета вслух и позволяет играть не только классические произведения, но и джазовую, и эстрадную музыку.

Ребенок,  умеющий легко исполнять песни под собственный аккомпанемент и импровизировать, читать с листа и играть популярную музыку, всегда будет желанным гостем в любой компании, сможет участвовать в домашних и школьных музыкальных вечерах, что доставит большую радость родственникам и друзьям.


                                           1 класс.

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Донотный  период

1

1

2

Постановка исполнительского аппарата

1

3

Развитие метроритма

1

2

4

Подбор по слуху

1

2

5

Чтение  с листа

-

3

6

Ансамль

-

6

Всего 18 часов

3 часа

 16часов

Основная задача курса музицирования в 1 год обучения  - помощь в освоении основ игры на фортепиано в игровой форме с использованием приемов простейшей импровизации.

Темы занятий . I полугодие.

  1. Знакомство с клавиатурой. «Донотный» период обучения. Творческие игры по быстрой ориентации на клавиатуре, нахождению клавиш нужной октавы, тембровые и регистровые примеры звучания.
  2. Работа по постановке игрового аппарата, посадке за инструментом, по координации движений. Упражнения и тренинг, построенные на образных ассоциациях.

Освоение основных приемов игры: legato, non legato,staccato. Упражнения по освоению этих приемов. Изучение легких однострочных пес с использованием изученных приемов игры. Сочинение сюжетов на упражнения по различным видам техники игры.

Примеры.

 «Дождик» – стаккато;

«Тяжелые шаги» – партаменто;

«Лай собачки» – маркатто;

«Бежит ручей», «Льется вода», «дети идут взявшись за руки» -      легато и т.д.

  1. Упражнения и творческие задания по работе над звукоизвлечением. Звукоподражание.
  2. Подготовительные упражнения по технике чтения с листа. Графическое восприятие нотной записи. Чтение «бус». Игра в одной аппликатурной позиции
  3. Инсценированные импровизации на выбранную тему.

Темы занятий . II полугодие.

  1. Продолжение работы по темам I полугодия;
  2. Развитие чувства метроритма. Освоение ритмической пульсации на примерах ритмических упражнений.

а) Cоставление ритмических блоков с последующим их освоением.

               Используются длительности

 б) Простейшие ритмические импровизации на одной-двух клавишах, вокальные импровизации со слоговой поддержкой (та-та, ти-ти-та и т.д.)

3. Подбор простейших мелодических попевок по слуху, начинающихся с тоники (I ступень лада) или доминанты (V ступень лада) с поступенным движением звуков. Определение по слуху движения мелодии ( на месте, вниз или вверх «по лесенке» в пределах квинты). Пение по слуху повторов одного и того же звука, поступенных движений звуков, простейших звуковых сочетаний, песенок, подбор их мелодии на инструменте в тональностях без знаков, в размере 2/4, 3/4, 4/4, в медленном или умеренном темпе. Подбор Т - S - D ( с басом).

Пример. «Прозвенел звонок», «Светит солнышко», «Как под    горкой» и т.д.

4. Работа над техникой чтения с листа однострочных примеров из сборников «Сольфеджио» или из других источников (см. приложение).

  • Чтение ритмов на одном звуке с текстовой поддержкой
  • Мелодии из двух звуков
  • Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции
  • Мелодии с различным направлением звуков
  • Гаммообразные и арпеджированные последовательности звуков.

На каждом уроке ученику задается по 3-5 номеров для самостоятельного чтения с листа.

5. Самостоятельная работа ученика над понравившимися мелодиями из ранее прочитанных с листа.

  • Анализ последовательности звуков
  • Заучивание наизусть
  • Сочинение слов (если отсутствуют)
  • Работа над выразительностью, звукоизвлечением, чувственно-эмоциональной стороной исполнения.

          6. Игра с педагогом в ансамбле. Работа над техникой синхронного исполнения, техникой совместного дыхания, техникой одновременных штрихов. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики в форме песен, маршей, танцев.

2 ансамбля в год.

Все упражнения, примеры, творческие задания по темам преподаватель подбирает по собственному усмотрению с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ученика, а также поставленных на каждом этапе обучения задач.

На контрольном уроке ученик

  1. Исполняет любимую песенку (из самостоятельно подобранных по слуху или выученную по нотам);
  2. Читает с листа пьесу в однострочном изложении с анализом движения звуков, разбором ритмических особенностей, определив настроение пьесы, темп и динамику исполнения

                                  2 класс

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие  метроритма

1

1

2

Чтение  с листа

-

3

3

Подбор по слуху

-

2

4

Ансамбль

-

7

5

импровизация

1

1

6

Самостоятельная работа

-

2

Всего 18 часов

2 часа

 16часов

Во втором классе продолжается развитие тем, освоенных учеником в первом классе, но на более сложном нотном и теоретическом материале.

  1. Развитие метроритма.
  1. Составление и освоение ритмических блоков с использованием различных длительностей , включая
  2. Ритмические и вокальные импровизации (па-па) на одном звуке и звуках перезвучий.

  1. Чтение нот с листа.
  1. Сочинение “бус”, их запись и игра с анализом движения звуков.
  2. Чтение мелодий песенного характера на двух нотных станах (уровень сложности – 1 класс)

  • Артикуляционные обозначения.
  • Добавочные линейки.
  • Случайные знаки альтерации.
  • Басовый ключ.
  • Знаки альтерации в ключе. Скачки в мелодии.
  • Знаки альтерации в ключе. Разнообразие штрихов и длительностей. Паузы.

На каждом уроке читаем 1-2 пьесы. На дом задается 2-4 пьесы.

  1. Развитие звуковысотного слуха. Подбор мелодий песенного характера.
  1. Упражнения по определению характера движения мелодии (вверх-вниз, на месте, скачки)
  2. Подбор песен после предварительного разучивания по слуху со словами и анализа движения мелодии.

Пример песен для подбора: «Зайка», «Едет воз», «Мишка с куклой» и т.д.

  1. Знакомство с тональностями и их буквенным обозначением. Подбор простейшего аккомпанемента к знакомым мелодиям.

  1. Мажорный и минорный лад.
  2.  Главные ступени лада.

I – тоника   Т

IV – субдоминанта    S

V – доминанта    D

  1. Подбор простейшего аккомпанемента в виде опорных звуков главных ступеней лада.
  2. Работа над песнями, начинающимися с I, III, V ступени одной тональности (C, G, D).
  1. аккомпанемента в год.

  1. Ансамбль. Игра с педагогом в 4 руки ансамблевых пьес, народной  музыки, русской  и  зарубежной классики. Работа  над техникой  синхронного  исполнения.    1-2 произведения в полугодие.

  1. Инсценированные импровизации на тему, выбранную учеником. Звукоподражание. Динамика звука и его образно-эмоциональная окраска.

  1. Самостоятельная работа над пьесой для домашнего музицирования.

  1. Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.
  2. Подробный анализ произведения.
  3. Составление плана работы (ход действий, последовательность).
  4. Выбор методов и приемов работы.

Учеником самостоятельно выучивается 1-2 пьесы в полугодие.

          Учащийся    должен    уметь  читать    с    листа    простые    произведения, выразительно, полным и певучим звуком играть мелодии с несложным аккомпанементом и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передать характер и образ пьес

У учащегося должны быть сформированы — правильная посадка, пластичность действий аппарата, инструментальные навыки, координация рук и синхронность действий, аппликатура в позиционных группах, в аккордах и арпеджио, интерес к музыке, к изобразительному искусству, театру, положительное отношение к занятиям, эмоциональная реакция на художественные произведения, передачу чувств в рассказе, исполнении, впечатлительность от восприятия художественных произведений, приобретен элементарный исполнительский (сценический, слушательский, зрительский ) опыт, общие представления о добром и прекрасном.

На контрольном уроке в конце года ученик:

  1. Исполняет подобранную ранее по слуху песенку.
  2. Читает с листа.
  3. Исполняет по нотам произведение в ансамбле с педагогом.
  4. Показывает самостоятельно выученную пьесу.

                                3 класс.

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие  метроритма

1

1

2

Чтение  с листа

-

3

3

Подбор по слуху

-

2

4

Ансамбль

-

8

5

Музыкальная подготовка

1

-

6

Самостоятельная работа

-

1

7

аккомпанемент

1

Всего 18 часов

2 часа

 16часов

Продолжается работа по учебно-тематическому плану 2 класса, но с усложнением изучаемого материала.

  1. Музыкальная подготовка. Освоение профессиональных речевых оборотов и музыкальной терминологии. Музыкально-теоретический анализ пьесы: тональность, размер,  развитие мелодии.
  2. Развитие метроритма.

1.Составление и освоение ритмических блоков с одной ритмической строчкой, используя более сложные ритмические фигуры                                        

                  , синкопы и т.д.

2. Собирать короткие блоки в длинные ритмические схемы, чтобы «перебить» автоматизм и активизировать внимание так необходимое при чтении с листа.

  1. Игра ритмических схем на клавиатуре (музыка шагов)

- мама

                                                         - ребенок

  • папа

  • кошка, собачка и т.д.

  1. Ритмические импровизации на двух-трех нотах. Для     более продвинутых детей – по звукам трезвучий.
  2. Сочинение и игра «бус» в ритмической последовательности.

  1. Чтение нот с листа.

Примеры для чтения подбираются индивидуально, с учетом уже освоенных учеником навыков. Берутся пьесы песенного характера, этюды за 1-2 класса, начиная от простого изложения к сложному.

Чтению с листа предшествует подробный анализ произведения, так как появляются дополнительные линейки, знаки альтерации, разнообразные штрихи, сложные тональности, аппликатура.

  1. Строение фраз (повтор, суммирование).
  2. Мелодия и остинатное сопровождение.
  3. Параллельное движение голосов в симметричном и «зеркальном» движении.
  4. Изучение аппликатурных принципов.
  5. Изучение упражнений по навыку игры «вслепую».
  6. Чтение с листа отдельно партии левой руки, знакомя с различными видами фактур (терции, трезвучия, бас + терция, арпеджио и т.д.).

Примеры для чтения брать из сборников этюдов, вальсов, сонат. Партию правой руки исполняет педагог  или другой ученик.

Цель – приучить «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, изменения фактуры, аппликатурные особенности и т.д.

На уроке прочитывать одно произведение. На дом задается два-три произведения (сложность – 1-2 класс).

  1. Подбор знакомых мелодий и простейшего аккомпанемента к ним.
  1. Подбор знакомых песенных мелодий. Запись.
  2. Определение тональности, опорных точек для подбора баса аккомпанемента.
  3. Знакомство с фактурным аккомпанементом.

Терции, основные виды трезвучий, построенные на главных ступенях лада – «снеговики-дирижеры».

  1. Работа над одной песней в тональностях C, D, E, G, a.. Работа в  одной тональности над песнями, начинающимися с I, III, V ступени лада.

  1. Изучение знакомых несложных песен по сборникам с несложным буквенным обозначением функций аккордров аккомпанемента.

          Правая рука – мелодия.

 Левая рука – “снеговики” по буквенным обозначениям        аккордов.

1-2 песенки в полугодие.

  1. Работа над простейшим аккомпанементом детских песен, песен из мультфильмов.

 Мелодия аккомпанемента дублирует вокальную партию (правая рука). А в партии левой руки

  1. Выдержанный бас.
  2. Мелодическое движение нижнего голоса аккомпанемента.
  3. Унисон.
  4. Сочетание нижнего голоса аккомпанемента с созвучиями.
  5. Аккорды в нижнем голосе аккомпанемента.

Один аккомпанемент в полугодие.

  1. Работа над чистотой интонации и развитие звуковысотного слуха.
  2. Самостоятельная работа над выбранной пьесой для домашнего музицирования.
  1. Выбор пьесы после проигрывания нескольких пьес педагогом.
  2. Подробный анализ произведения.
  3. Составление плана работы (ход действий, последовательность).
  4. Определение методов и приемов работы для достижения поставленной цели.

Ученик самостоятельно разучивает два произведения в год.

  1. Игра в четыре руки ансамблевых пьес (С педагогом или другим учеником).

 За год – 2 ансамбля.

           Учащийся должен владеть аккордовой техникой, уметь синхронно играть в ансамбле, читать с листа в тональностях до 3 знаков, подбирать по слуху мелодии и простой аккомпанемент, технически грамотно исполнять произведения, самостоятельно их разучивать.

           У учащегося должны быть сформированы: координация движений рук на
клавиатуре, ощущение объема клавиатуры,        скоординированы мышцы, голос, слух и художественные представления, сформированы основы художественного вкуса, эмоциональная отзывчивость; воспитано осознанное отношение к произведениям искусства, устойчивый интерес к искусству, развиты музыкальные и художественные способности.

На контрольном уроке в конце года ученик:

  1. Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент понравившейся песни по нотам.
  2. Читает с листа.
  3. Исполняет по нотам произведение в ансамбле.
  4. Показывает произведение для домашнего музицирования (переложение популярной мелодии или самостоятельно выученную пьесу современных композиторов).

Сложность – 1-2 класс.

4 класс

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие метроритма

1

2

Чтение нот с листа

3

3

Подбор мелодий

2

4

Аккомпанемент

3

5

Работа над партитурами

1

6

Пьесы домашнего музицирования

2

7

Ансамбль

6

Всего:

18

Продолжается работа по учебно-тематическому плану 3 класса, но с усложнением изучаемого материала.

  1. Развитие метро-ритма.
  1. Составление из простых ритмических блоков длинных ритмических схем. Освоение схем с более сложными джазовыми и эстрадными ритмами, в однострочном изложении.

Одна рука стучит пульс. Другая – ритм.

Каждая схема отрабатывается до автоматизма.

Пример

и т.д.

  1. Игра ритмических схем на клавиатуре. (Пульс лучше отсчитывать левой ногой).
  2. Ритмические импровизации
  • Преподаватель играет аккомпанемент, ученик одной рукой импровизирует, используя сначала 3 ноты, затем 5 и т.д.
  • Ученик играет гармоническую сетку. Педагог импровизирует.
  • Ученик стучит ритм и аккомпанирует аккордами (по 4 от каждой ступени I-VII-IV-V)

Вид аккомпанемента:

аккордовый (по 4 в такте)

                                бас+терция

                                медленный арпеджированный

  1. Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой музыки

(Отдельно каждой рукой)

  1. Чтение нот с листа

Сложность пьес для чтения – 2-3 классы.

  • Пьесы с постепенным увеличением количества позиционных перемещений.
  • С включение негармонических звуковых сочетаний.
  • Со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания.

  1. Развитие зрительной памяти, навыка чтения на один такт вперед.
  2. Работа над навыком игры «вслепую»
  3. Переключение внимания с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения.

На уроке ученик читает с листа 1 произведение или отрывки из нескольких.

На дом задается 1-2 произведения для чтения с листа.

               III. Подбор мелодий по слуху и аккомпанемента к ним.

1. Подбор мелодии после устного звуковысотного анализа.        Запись.

2. Определение тональности и функций аккомпанемента.

3. Выбор фактуры аккомпанемента.

4. Работа в тональностях        C, a; D; F, d; G, e; A; c, m.

    IV. Работа над песнями из песенных сборников с буквенным          обозначением функций аккомпанемента.

  1. Разучивание мелодий.
  2. Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.
  3. Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.
  4. Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки. Пение вокальной партии.

Две песни в год.

  1. Работа над несложными романсами и современными песнями.

Два произведения в год.

  1. Работа над инструментальными переложениями популярной классической, современной эстрадной и джазовой музыки.

Два произведения в год.

  1. Самостоятельная работа над  выбранным произведением для домашнего музицирования.

Одно произведение в год.

                  IX. Работа над ансамблевыми произведениями. Работа над техникой синхронного виртуозного исполнения произведения, техникой педализации. Игра в четыре руки (с преподавателем) произведений народной музыки, русской и зарубежной классики - пьес для фортепиано, песен с использованием ансамблевых навыков «солирования», «аккомпанирования».

Один-два ансамбля за год.

              Художественное воспитание. Вовлечение учащегося в активную концертную, просветительную деятельность (участие в литературно-музыкальных композициях, беседах, концертах и других мероприятиях), анализ и оценка выступлений, содержания музыкального и литературного
материала,        основные  этические  и  эстетические  категории  красоты, искусства, культуры, духовной культуры, художественной культуры.

На контрольном уроке в конце года ученик:

  1. Исполняет подобранную ранее по слуху песенку или аккомпанемент песни (романса) по нотам.
  2. Читает с листа (сложность – 2 класс).
  3. Играет в ансамбле.
  4. Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.

5 класс

Учебный элемент

теоретич

Практич.

1

Развитие метроритма

1

2

Чтение нот с листа

2

3

Аккомпанемент

3

4

Игра партитур

1

5

Репертуар домашнего музицирования

5

6

Ансамбль

6

Всего 18 часов.

18

Продолжается работа по учебно-тематическому плану  4 класса, но делается акцент на самостоятельный выбор учащимися произведений для изучения.

  1. Развитие метро-ритма.

  1. Составление и освоение ритмических схем в двухстрочном изложении

ПРИМЕР. Правая рука

                Левая рука

Пульс левой ногой

  1. Ритмические импровизации. Ученик играет левой рукой гармоническую сетку на I, VII, IV, V ступенях, используя различные виды аккомпанемента:

  • Аккордовый,  медленный
  • Медленный арпеджированный
  • Пунктирный
  • Разложенные аккорды и т.д.

                 Правой рукой играет ритмическую импровизацию. (Можно        на нескольких клавишах или по звукам трезвучий. Главное – интересный ритм).

   

  1. Освоение примеров сложного ритма из сборников джазовой и эстрадной музыки.

  • Для слабых учащихся отдельно каждой рукой, с отстукиванием пульса. Партию другой руки играет педагог.
  • Для остальных – игра сразу двумя руками. При   затруднении пульс отстукивать левой ногой

  1. Чтение нот с листа.

Сложность произведений для чтения – 3 класс.

Используют пьесы различные по жанру, стилю, строению, в том числе полифонические, джазовые и эстрадные произведения.

Продолжается работа над:

  1. Развитием зрительной памяти, навыка чтения на такт вперед;
  2. Развитие навыка игры «вслепую»;
  3. Способностью сокращения срединных фактур (при чтении аккомпанемента);
  4. Умением переключать внимание с нот, ритма, общей нюансировки на выразительность исполнения,  собственную интерпретацию.

На уроке ученик читает произведение целиком или отрывок, если пьеса объемная.

На дом задается 2-3 произведения для чтения с листа. Сложность и количество произведений подбирается индивидуально для каждого учащегося.

На уроке можно проверить только одну пьесу или отрывок

III.   Работа над песнями и популярными мелодиями из сборников      с буквенным обозначением функций аккомпанемента.

  1. Разучивание мелодий.
  2. Пение вокальной партии. Верхний голос аккомпанемента дублирует вокальную партию. Нижний – по буквенным обозначениям игра аккордов.
  3. Выбор фактуры аккомпанемента, соответствующего стилю и форме песни.
  4. Игра разложенного на две руки фактурного аккомпанемента без мелодической поддержки. Пение вокальной партии.
  5. Две песни в год.

Песни выбирает сам ученик. Педагог может только посоветовать.

Количество зависит от индивидуальной подготовки и желания учащихся, но не менее двух произведений в год.

IV.    Работа над несложными романсами и современными    

песнями.        

Можно брать изучаемые на вокале и на хоре, если позволяет сложность изложения.

VI. Работа над фортепианными переложениями популярной

        инструментальной музыки.

Если произведение сложное, но сыграть очень хочется, научить ребенка сокращать срединные структуры или фактурный аккомпанемент не в ущерб общему содержанию, стилю, замыслу композитора.

Не менее 2-х произведений в год.

VII. Самостоятельная работа над выбранным произведением для

             домашнего музицирования.

                1 произведение в год.

VIII.  Работа над ансамблевыми произведениями.

Это может быть не только классическое произведение, но и переложение современной музыки или песни для 4-х ручного исполнения.

Особое внимание уделить джазовой и популярной музыке. Возможны собственные переложения популярной песни для исполнения в ансамбле.

Prima – мелодия в октавном, аккордном изложении с развернутыми проигрышами.

Secondo – разложенный на две руки фактурный аккомпанемент.

         2-3  ансамбля в год.

          Художественное воспитание. Воспитание высокохудожественного вкуса, самостоятельности ( в выборе репертуара, самостоятельном разучивании произведений и программ, выборе разнообразных видов деятельности), потребности ( в профессиональной деятельности, в художественных занятиях), формирование эстетического отношения к действительности, системы эстетических и этических знаний.

        Учащийся должен уметь самостоятельно и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений, играть в ансамбле, аккомпанировать, читать с листа произведения за 3-4 классы, подбирать по слуху мелодию и аккомпанемент, анализировать музыкальные произведения.

         Учащийся должен знать основы музыкальной грамоты и применять ее в исполнительской практике, основные музыкальные понятия и термины, историю исполнительства, методики подбора по слуху и транспонирования, характерные особенности фортепианных школ.

На контрольном уроке в конце года ученик :

  1. Исполняет аккомпанемент романса или современной песни;
  2. Читает с листа;
  3. Играет в ансамбле;
  4. Исполняет по нотам переложение популярной музыки или самостоятельно выученную пьесу для домашнего музицирования.

При успешной сдаче контрольного урока ставится отметка по пятибалльной системе. Если ребенок по каким-либо причинам не сдал контрольный урок, то ему назначается дополнительный срок по его сдаче.

Отметка за год по предмету «Музицирование» складывается из оценки за контрольный урок и четвертных отметок, те, в свою очередь, выставляются по текущим оценкам за уроки .


Методическое обеспечение программы:

Дидактический материал:   рисунки   и  таблицы,     набор     открыток  с музыкальными терминами.

Методический материал: разработки открытых уроков, бесед, методические рекомендации по предмету. 

Оборудование класса: два фортепиано, два стула, два стула с мягким сиденьем, набор подставок (скамеек), сборники нотной литературы.

Технические   средства   обучения:       магнитофон,    проигрыватель, фонохрестоматия ( с записями исполнения пианистов- исполнителей ).

В программе использованы методические рекомендации и опыт работы по развитию творческих способностей детей центра Смирновой, педагогов Т.С.Ивановой , Г.С.Франко, Г.Ж.Арцишевских.

Примерный репертуарный список

произведений по аккомпанементу.

1-2 классы

Вокальные произведения.

                Народные песни.

  • Украинская народная песня «Ой дзвоны дзвонять».
  • Эстонская народная песня «У каждого свой музыкальный инструмент».
  • Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени».
  • Русская народная песня «Шла тропинка».
  • Русская народная песня «Как под горкой».
  • Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Детские песни.

  • «Зайка».
  • «Котик».
  • «Мишка с куклой».
  • «Едет, едет паровоз».

Витлин.   «Белочка», «Ели», «Вишенка», «Краны-великаны», «Солнышко»,    

                «Метелица».

Потаненко. «Листья золотые».

Тиличеева.  «Труба», «Зарядка», «Песни грибов» .

Якушенко.  «Синяя песенка».

Якубов.   «Мой ослик»..

Мягкова.  «Маленькие дударики».

Волкова.  «Простая песенка», «Сонная песенка».

3-4 классы

Зарубежные композиторы.

Бах   «Зима».

Гайдн  «Мы дружим с музыкой».

Советские композиторы.

Баневич  «Голубая лодочка».

Долуханян  «Прилетайте птицы».

Дубравин  «Котик в избушке».

                «Летняя песенка».

                «Морская песенка»,

                «Без друзей никак нельзя».

                «Слушайте птиц».

                «Снеженика».

Ефимов    «Барашек».

Литовко   «Веселые музыканты».

               «Веселые лягушки».

               «Соловушка».

               «У кота».

Паулс       «Колыбельная».

               «Сонная песенка».

«Популярная  музыка из кинофильмов». Составитель Модель. Издание 2-е.

«Чебурашка» песни из мультфильмов. Выпуск 5.

«Будет песенка» песни Шаинского. Изд. 1981г.

5 класс

Зарубежные композиторы.

Бетховен «Малиновка».

Григ        «Детская песенка».

Моцарт   «довольство жизнью». «Детские игры». «Тоска по весне».

Мельо     «Утренняяя тоска».

Русские композиторы.

Гречанинов «Вербочка»,

Гурилев       «Радость душечка», «Сарафанчик».

Глинка         «Где нашароза».

Варламов    «Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты меня не буди».

Танеев         «Горные вершины».

Римский Корсаков  «Проводы зимы».

Алябьев      «Я Вас любил».

       Советские композиторы.

Абрамов    «Ливень».

Гладков     «Песня о волшебниках», «Новогодняя песенка».

Дубравин  «Родная земля», «Веселый колобок», «Попутная», «Музыка в лесу».

Ефимов     «Хороший пес».

Зарицкая «Где зимуют зяблики».

Марченко «Детектив», «Какаду».

Павленко «Капельки».

Пахмутова «Кто пасется на лугу?»

Серебрянников «Бочонок собачонок», «Семь моих цветных карандашей», «Песенка вешняя», «Рыжий пес».

Семенов «Котенок».

Тугарин «Песенка про Плим».

Филипенко «Березонька».

Хачатурян «Мелодия».

Чичков «Здравствуй, Родина моя».

«Популярная музыка их мультфильмов». Сост. Модель. Изд. 2.

«Чебурашка» песни из мультфильмов. Выпуск 5.

«Будет песенка» песни Шаинского. Изд. 1981г.

Народные песни.

Русская народная песня обработка Кикты «В темном лесе».

Русская народная песня обработка Вильбора «Чорнобровый. Чорноокий»

Русская народная песня «Я на камушке сижу».

Русская народная песня «Среди долины ровныя».

Русская народная песня обработка Миронова «Тонкая рябина».

Русская народная песня «о не ветер ветку клонит».

Русская народная песня обработка Соколова «Однозвучно звучит колокольчик».

15 русских народных песен , переложение Ан. Лядова (по выбору).

Рекомендованная нотная литература.

Ансамбли. Вып 1-10., М., 1969, 1973, 1982, 1983, 1985

Брат и сестра. - Выпуски с 1961 г. по 1965., 1993-1995.

Дуэт из сказки. Фортепианный ансамбль. Сост. Прокопец ОН, Кривова

ИА.-Тюмень, 2003. Вып.1.

Калейдоскоп     фортепианных  ансамблей.   Сост.   Прокопец     ОН  и

Скуднова ГР.-Тюмень, 2003. Вып. 3.4.1. 49.Калейдоскоп фортепианных ансамблей. Сост. Прокопец ОН, Кривова

ИА.-Тюмень, 2003.Вып. З.Ч. 2.

Репертуар концертмейстера. Вып 3. Историко-бытовой танец. - СПб,

2002.

. Репертуар концертмейстера. Вып 1. Классический танец. - СПб, 2002. .Репертуар концертмейстера. Вып 2.Народно-характерный танец.- СПб,

2002. 86.Русские народные песни в обработке для фортепиано в 4 руки.-   М.,

1985.

.Русские народные песни/легкие обр. Е.Комалысовой,- М., 1989. .Сборник полифонических пьес для фортепиано.- М., 1960. 89.Сборник пьес и ансамблей. Ред В. Битюцкий.- 1-2 кл.-М., 1980. 90.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих.-

Л., 1990.

Фортепианный ансамбль.- Тюмень, 2003.Вып. 2

Фортепианный дуэт.-М., 1988.

Фортепианная     игра.     Сост.     А.Николаев,     В.Натансон,     В
Малинников.- 1-2 кл. ДМШ.- М., 1982

. Джазовый и эстрадный репертуар.

. Тетрадь №3 "ALLEGRO".Cмирнoва.

Ансамбли

1. JL Прима. Пой, пой, пой.

2. Р. Роджерс. Голубая луна.

3. М Шмитц. Принцесса танцует вальс.

4. М Шмитц. Танцуем буги.

5. Дж. Шеринг. Колыбельная.

6. 3. Ромберг. Тихо, как при восходе солнца

7. М Шмитц. Веселый разговор.

8. М Шмитц. Много пятерок в портфеле.

9. М Шмитц. Оранжевые буги.

Пьесы

10. М Шмитц. Солнечный день.

11. М Шмитц. Сладкая конфета.

12. М Шмитц. Марш гномиков.

13. Л Ивенс. Начинаем чувствовать.

14. О. Питерсон. Зимний блюз.

15. И. Гурник. Веселые ладошки.

16. Л Ивенс. Трезвучие тебе должно

17. М Шмитц. Прыжки через лужи.

18. Э. Градески. Задиристые буги.

19. И. Гурник. Этюд.

20. М Шмитц. Пляска ковбоев.

21. М Шмитц. Посмотри, какая луна.

22. В. Лессер. Выходной день.

23. М Шмитц. Скачки по прерии.

24. Э. Градески. Счастливые буги.

25. М Шмитц. Караван.

26. М Шмитц. Моя любовь, где ты?

27. Л Ивенс. Тетушка Тисси.

28. М Дворжак. Этюд.

29. М Шмитц. У Ниагарского водопада.

30. М Дворжак. Этюд.

31. М Шмитц. Микки-Маус.

Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург) NOSTALGIE   1

1. Музыка Дж. Керна. Дым.

2. Музыка Д. Рида. Прощальный вальс.

3. Музыка М. Леграна. Мелодия.

4. Музыка Н. Рота. Мелодия.

5. Музыка Г. Миллера. Лунная серенада.

NOSTALGIE  2

1. 1.Музыка М. Жерара. Переложение Г. Фиртича. Вальс.

2. Музыка А. Джойса. Осенний сон.

3. Обработка В. Дмитриева. Под небом Парижа.

4. Музыка Г. Родригаса. Кумпарсита.

5. Музыка Б. Кемлферта. Путники в ночи.

NOSTALGIE   3

1. Музыка Г. Уоррен. Я знаю почему.

2. Музыка Дж. Херман. Хелло, Долли.

NOSTALGIE   4

. Музыка Ш. Дюмон. Padam, padam.

2. Музыка Дж. Леннона и П. Маккартни. Yesterday.

3. Музыка Н. Рота. Тема любви.

4. Музыка К. Вайль. Мекки Нож.

5. Музыка Р. Паулса. Мелодия.

NOSTALGIE   6

1. Музыка К. Веласкес. Besame mucho.

2. Музыка братьев Гибб. Woman in love.

3. Из репертуара дуэта «Simon dc Garfunkel». El condor раза.

(Полет кондора).

4. Музыка Т. Джилкинсон. Green fields.(Зеленые поля)

5. Дж. Леннон и П. Маккартни. Let it be.

6. Э. Джон. Sorry to be hardest world.(Жаль, что мир так сложен).

NOSTALGIE   7

1. С. Уандер. I just call to say I love you.( Я просто звоню сказать, что

люблю тебя).

2. Дж. Дассен и Ж. Бодло. Et si tu n'existais pas.

3. Е. Дога. Вальс.

4. Дж. Гершвин. Summertime. ( Лето).

5. Г. Манчини. Dear heart. (Дорогое сердце).

6. P. Паулс. Вернисаж.

7. П.Оливейра. Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров».

NOSTALGIE   8

1. Э.Морриконе. Chi Mai.(из к/ф «Профессионал»).

2. Л. Г. Луиги. Cherry pink and apple-blossom white.(Вишненвый и

яблочный цвет).

NOSTALGIE   9

1. «ABBA». Нарру New Year. (С Новым Годом).

2. М. Легран. Windmills of your mind.(Ветренность твоих желаний).

3. Г. Уоррен-Г. Миллер. Chattanooga Choo Choo.

4. Дж. Леннон и П. Маккартни. Michelle. ( Мишель).

5. Дж. Ван Хьюзен. All the way. ( Полностью).

6. И. Берлин. Play а simple melody.( Играйте простую мелодию).

7. К. Поттер. True love. ( Настоящая любовь).

8. Jingle Bells.( Колокольный звон).

NOSTALGIE   10

1. Б. Кэмпферт. The world we knew. (Мир, который мы знали).

2. Дж. Н. Хауард. Pretty woman. ( Красотка).

3. Из репертуара Х. Иглесиаса. Nathalie.

NOSTALGIE   11

1. «АВВА».Money, Money, Money.(Деньги, деньги, деньги).

NOSTALGIE   12

1.М. Легран. Love is blue.

2.М Легран. Mammy Blue.

3. С. Tennep. Red roses for а blue lady (Красные розы для голубой

леди ).

NOSTALGIE   13

1. Из репертуара Т.Джонса. Delilah. (Делила ).

2. Из penepmyapa ТДжонса. Green, green, grass of Боте.

3. Х. Брюн. Parisian Tango.

4. Х. Тизол и Д. Эллингтон. Caravan.

5. Из репертуара Х. Иглесиаса. Abrazame.

6. Lambada.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение-учебная рабочая программа.

Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое,  историческое ...

Учебная рабочая программа по английскому языку для учащихся 10–11-х классов

Учебная рабочая программа по английскому языку для учащихся 10–11-х классов...

Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса 36 часов (1 час в неделю)...

Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс 36 часов (1 час в неделю)...

Учебная рабочая программа элективного курса "Богатство и многообразие родного языка"

Учебная рабочая программа элективного курса "Богатство и многообразие родного языка"...

Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса

Рабочая программа для коррекционной школы....

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА ШКОЛЫ VIII ВИДА

Учебная рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. : В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой...