Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Гришкова Лариса Витальевна

Рабочая программа для коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_pismo.docx50.23 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Осинниковского городского округа

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»

Учебная рабочая программа

по письму и развитию речи для 5 класса

Согласовано                                Согласовано                     Утверждаю

Руководитель                              Заместитель директора по УВР  Директор МКС(К)ОУ «Школа №4»

методического объединения     МКС(К)ОУ «Школа №4               (г. Осинники)

________ Рытова Т.В.                (г. Осинники)                                 __________ Ветрова Н.В.

Протокол № ___                          _________ Магарамова С.Н.       Приказ № _______

«__»_________ 2012г.                 от «___» ________ 2012г.            от «___»___________2012г.

Учебная рабочая программа

по письму и развитию речи для 5 класса

                                                       

                                                                       Учитель: Гришкова Лариса Витальевна

                                                                  Рассмотрено на заседании

                                                                                     педагогического совета

                                                                                     Протокол №

                                                                  от «__» _________ 2012г.

2012г.

Пояснительная записка

        Учебная рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII  вида 5 – 9 классы. Сборник № 1/ под редакцией В.В. Воронковой. – Москва: Владос, 2010г. В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учебная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: Просвещение 2012г.

Используемый учебник учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний и умений, который необходим на данном этапе обучения. Учебная рабочая программа рассчитана на учебный год (170 часов, 5 часов в неделю).

           Максимальная нагрузка обучающихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей обучающихся конкретного класса.

        В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

        В 5-9 классах при обучении письму и развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья решаются следующие задачи:

- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;

- научить обучающихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- обеспечить общее развитие обучающихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.

        С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

        Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных  в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов).

        Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, к общению. Начиная с 5 класса школьники,  знакомятся с главными и второстепенными членами предложениями, учатся распространять нераспространённые предложения. Находить однородные члены предложения и правильно употреблять их в письменной и устной речи.

        Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря. Школьники учатся заполнять дневник, работать с деформированным текстом, писать изложения по предложенному учителем плану, составлять предложения и небольшой рассказ по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений. Составлять рассказ по опорным словам после разбора с учителем.

         Начиная с 5 класса обучающимся прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг).

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Формы контроля: контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.) по итогам изученной темы, четверти, года.

            Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных  повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Учебно – тематическое планирование

по письму и развитию речи

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе:

Контрольные работы

Виды работ

1.

Раздел 1. Повторение

5

1

Работа с деформированным текстом.

2.

Раздел 2. Звуки и буквы

11

1

Заполнение дневника обучающими, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем, работа с деформированным текстом.

3.

Раздел 3. Слово

130

8

Тема 3.1. Состав слова

32

2

Составление рассказа по серии картин, изложение по плану, работа с деформированным текстом, составление рассказа по материалам наблюдений, составление рассказа по вопросам учителя, изложение по предложенному учителем плану.

Тема 3.2. Части речи

10

1

Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, деловое письмо: поздравительная открытка.

Тема 3.3. Имя существительное

88

5

Работа с деформированным текстом, составление предложений по серии картин, деловое письмо: письмо родителям, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем, составление рассказа по серии картин, изложение по предложенному учителем плану, составление рассказа по вопросам учителя,  составление рассказа по материалам наблюдения Деловое письмо: поздравительная открытка.

4.

Раздел 4. Предложение

14

1

Работа с деформированным текстом, деловое письмо: письмо родителям, составление рассказа по картине.

5.

Раздел 5. Повторение пройденного за год

10

1

Изложение по предложенному учителем плану, составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем.

Итого:

170

11

34

Календарно – тематическое планирование

ур

тем.

Содержание учебного материала

Кол – во часов

Прим. сроки изучения

Кор- ция

I  четверть

Повторение

5

1.

1.

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

1

03.09.

2.

2.

Связь слов в предложении. Р.Р. Работа с деформированным текстом « Осенью».

1

04.09.

3.

3.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

05.09.

4.

4.

Контрольный диктант №1  по теме «Повторение».

1

05.09.

5.

5.

Работа над ошибками. Различение предложений по интонации.

1

06.09.

Звуки и буквы

11

6.

1.

Звуки и буквы. Алфавит. Р.Р. Заполнение дневника обучающими.

1

10.09.

7.

2.

Звуки гласные и согласные.

1

11.09.

8.

3.

Согласные твёрдые и мягкие.

1

12.09.

9.

4.

Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, ю, я.

1

12.09.

10.

5.

Согласные звонкие и глухие.

1

13.09.

11.

6.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

1

17.09.

12.

7.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.

1

18.09.

13.

8.

Гласные ударные и безударные. Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Как я провёл каникулы».

1

19.09.

14.

9.

Проверка написания безударных гласных путём изменения форм слова.

1

19.09.

15.

10.

Контрольный диктант №2по теме «Звуки и буквы».

1

20.09.

16.

11.

Работа над ошибками. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Грибное царство».

1

24.09.

Слово

130

Состав слова

32

17.

1.

Корень и однокоренные слова.

1

25.09.

18.

2.

Окончание.

1

26.09.

19.

3.

Правописание окончаний. Р.Р. Составление рассказа по серии картин «Опасность миновала».

1

26.09.

20.

4.

Приставка.

1

27.09.

21.

5.

Правописание приставок.

1

01.10.

22.

6.

Суффикс.

1

02.10.

23.

7.

Правописание суффиксов.

1

03.10.

24.

8.

Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

1

03.10.

25.

9.

Р.Р. Изложение по плану «Лесной великан» (из жизни животных).

1

04.10.

26.

10.

Закрепление материала по теме «Состав слова» (словообразование).

1

08.10.

27.

11.

Контрольный диктант №3 по теме «Состав слова» (словообразование).

1

09.10.

28.

12.

Работа над ошибками. Упражнения на закрепления умения образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

10.10.

29.

13.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

10.10.

30.

14.

Тренировочные упражнения на правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

11.10.

31.

15.

Р.Р. Работа с деформированным текстом «Какая бывает роса на траве».

1

15.10.

32.

16.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

1

16.10.

33.

17.

Тренировочные упражнения на правописания звонких и глухих согласных в корне слова.

1

17.10.

34.

18.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

1

17.10.

35.

19.

Непроверяемые гласные в корне слова.

1

18.10.

36.

20.

Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Словарный диктант.

1

22.10.

37.

21.

Непроверяемые согласные в корне слова. Р.Р. Составление рассказа по материалам наблюдений «Ранняя осень».

1

23.10.

38.

22.

Контрольный диктант № 4 по итогам I  четверти.

1

24.10.

39.

23.

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

24.10.

40.

24.

Тренировочные упражнения на правописание непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

1

25.10.

II четверть

41.

25.

Правописание приставок.

1

08.11.

42.

26.

Приставка и предлог.

1

12.11.

43.

27.

Правописание приставок и предлогов.

1

13.11.

44.

28.

Р.Р. Составление рассказа по вопросам учителя «Охрана леса».

1

14.11.

45.

29.

Тренировочные упражнения на правописание приставок и предлогов.

1

14.11.

 46.

30.

Разделительный твёрдый знак.

1

15.11.

47.

31.

Правописание разделительного твёрдого знака.

1

19.11.

48.

32.

Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Волк» (и жизни животных).

1

20.11.

Части речи

10

49.

1.

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.

1

21.11.

50.

2.

Умение различать имена существительные по вопросам и значению.

1

21.11.

51.

3.

Умение различать глагол по вопросам и значению.

1

22.11.

52.

4.

Р.Р. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте.

1

26.11.

53.

5.

Умение различать имена прилагательное по вопросам и значению.

1

27.11.

54.

6.

Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

28.11.

55.

7.

Тренировочные упражнения на умение различать части речи по вопросам и значению.

1

28.11.

56.

8.

Р.Р. Деловое письмо: поздравительная открытка.

1

29.11.

57.

9.

Контрольный диктант №5 по теме «Части речи».

1

03.12.

58.

10.

Работа над ошибками. Умение различать части речи по вопросам и значению.

1

04.12.

Имя существительное

88

59.

1.

Понятие об имени существительном.

1

05.12.

60.

2.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

05.12.

61.

3.

Правописание имён существительных собственных и нарицательных.

1

06.12.

62.

4.

Упражнения на умения различать на письме собственные и нарицательные имена существительные.

1

10.12.

63.

5.

Р.Р. Работа с деформированным текстом «А.С. Пушкин».

1

11.12.

64.

6.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Выборочный диктант.

1

12.12.

65.

7.

Определение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных по вопросам.

1

12.12.

66.

8.

Р.Р. Составление предложений по серии картин «Спасение кроликов».

1

13.12.

67.

9.

Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное).

1

17.12.

68.

10.

Определение числа имён существительных.

1

18.12.

69.

11.

Тренировочные упражнения на определение числа у имён существительных. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Наступление вечера».

1

19.12.

70.

12.

Род имён существительных, умение различать род (мужской, средний, женский).

1

19.12.

71.

13.

Определение рода у имён существительных.

1

20.12.

72.

14.

Тренировочные упражнения на определение рода у имён существительных.

1

24.12

73.

15.

Контрольный диктант № 6  по итогам II четверти.

1

25.12.

74.

16.

Работа над ошибками. Словарный диктант. Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).

1

26.12.

75.

17.

Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце (Ж, Ш, Щ,Ч).

1

26.12.

76.

18.

Р.Р. Деловое письмо: письмо родителям.

1

27.12.

 

III  четверть

77.

19.

Упражнения на закрепление правописания Ь после шипящих в конце слов у существительных женского рода.

1

14.01.

78.

20.

Тренировочные упражнения на правописания собственных и нарицательных имён существительных.

1

15.01.

79.

21.

Тренировочные упражнения на умение определять род и число имён существительных.

1

16.01.

80.

22.

Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Лебеди».

1

16.01.

81.

23.

Изменение существительных по падежам.

1

17.01.

82.

24.

Умение различать падежи по вопросам.

1

21.01.

83.

25.

Определение падежей имён существительных по вопросам.

1

22.01

84.

26.

Именительный падеж: кто? что?

1

22.01.

85.

27.

Р.Р. Работа с деформированным текстом «Лев и мышка».

1

23.01.

86.

28.

Родительный падеж: кого? чего?

1

24.01.

87.

29.

Дательный падеж: кому? чему?

1

28.01.

88.

30.

Винительный падеж: кто? что?

1

29.01.

89.

31.

Умение различать именительный и винительный падежи. Р.Р. Составление рассказа по серии картин «Снеговик».

1

30.01.

 90.

32.

Умение различать родительный и винительный падежи.

1

30.01.

91.

33.

Творительный падеж: кем? чем?

1

31.01.

92.

34.

Предложный падеж: о ком? о чём?

1

04.02.

93.

35.

Тренировочные упражнения на умение определять падежи по вопросам.

1

05.02.

94.

36.

Упражнения на закрепление определения падежей по вопросам. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Ноябрь».

1

06.02.

95.

37.

Закрепление по теме «Изменение существительных по падежам».

1

06.02.

96.

38.

Контрольный диктант №7 по теме «Изменение существительных по падежам».

1

07.02

97.

39.

Работа над ошибками. Умение различать падежи по вопросам.

1

11.02.

98.

40.

Понятие о 1,2,3 – ем склонениях имён существительных.

1

12.02.

99.

41.

Умение различать существительные 1, 2,3 склонения.

13.02.

100.

42.

Закрепление понятия о 1,2,3 – ем склонениях имён существительных.

13.02.

101.

43.

Первое склонение имён существительных в единственном числе.

1

14.02.

102.

44.

Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «Игры зимой».

1

18.02.

103.

45.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных первого склонения.

1

19.02.

104.

46.

Окончание –Ы, -И в родительном падеже (из комнаты , из деревни).

1

20.02.

105.

47.

Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Лес».

1

20.02.

106.

48.

Окончание –Е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне).

1

21.02.

107.

49.

Окончания имён существительных винительном падеже.

1

25.02.

108.

50.

Окончания – ЕЙ, -ОЙ в творительном падеже ( за деревней, за страной).

1

26.02.

109.

51.

Умение различать падежи имён существительных 1 – го склонения по вопросам и окончаниям. Творческий диктант.

1

27.02.

110.

52.

Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «В Ясной Поляне».

1

27.02.

111.

53.

Тренировочные упражнения по теме «Первое склонение имён существительных».

1

28.02.

112.

54.

Второе склонение имён существительных в единственном числе.

1

05.03.

113.

55.

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных второго склонения. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Дятел».

1

06.03.

114.

56.

Правописания имён существительных 2 склонения в именительном и винительном падежах.

1

07.03.

115.

57.

Окончание –А, - Я в родительном падеже (с озера, с поля).

1

12.03.

116.

58.

Окончание –У, -Ю в дательном падеже ( к огороду, к морю).

1

117.

59.

Окончание – Е в предложном падеже (в огороде, в море).

1

118.

60.

Окончания –ОМ, -ЕМ в творительном падеже (за полем, за деревом).

1

13.03.

119.

61.

Тренировочные упражнения по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 –го склонения».

1

14.03.

120.

62.

Третье  склонение имён существительных в единственном числе.

1

15.03.

121.

63.

Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения. Словарный диктант.

1

15.03.

122.

64.

Р.Р. Работа с деформированным текстом «Ель».  

1

19.03.

123.

65.

Контрольный диктант №8  по итогам III четверти.

1

20.03.

124.

66.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний существительных 3 – го склонения.

1

21.03.

IV  четверть

125.

67.

Окончание  - И в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади).

1

02.04.

126.

68.

Тренировочные упражнения на правописания окончаний – И в родительном, дательном и предложном падеже.

1

03.04.

127.

69.

Окончания – ЬЮ в творительном падеже (сиренью).

1

04.04.

128.

70.

Окончания имён существительных 3 – го склонения в именительном и винительном падежах.

1

05.04.

129.

71.

 Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Храбрый сторож».    

1

05.04.

130.

72.

Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения.

1

09.04.

131.

73.

Упражнения на закрепления падежных окончаний имён существительных 3 – го склонения.

1

10.04.

132.

74.

Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения.

1

11.04.

133.

75.

Р.Р. Составление рассказа по вопросам учителя «Зайчата».

1

12.04.

134.

76.

Тренировочные упражнения на правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения.

1

12.04.

135.

77.

Упражнения в правописании падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения.

1

16.04.

136.

78.

Закрепления материала по теме «Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения».

1

17.04.

137.

79.

Р.Р. Составление рассказа по материалам наблюдения «Весна в лесу».

1

18.04.

138.

80.

Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).

1

19.04.

139.

81.

Тренировочные упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям

1

19.04.

140.

82.

Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям

1

23.04.

141.

83.

Р.Р. Деловое письмо: поздравительная открытка.

1

24.04.

142.

84.

Упражнения на закрепление падежей имён существительных и падежных вопросов.

1

25.04.

143.

85.

Упражнения на закрепление понятий о 1,2,3 –ем склонениях имён существительных. Выборочный диктант.

1

26.04.

144.

86.

Закрепление по теме «Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 – го склонения».

1

26.04.

145.

87.

Контрольный диктант № 9  по теме «Имя существительное».

1

30.04.

146.

 88.

Работа над ошибками. Р.Р. Составление рассказа по опорным словам «Мой друг» (из жизни класса).

1

Предложение

14

147.

1.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

7.05.

148.

2.

Главные члены предложения.

1

149.

3.

Второстепенные члены предложения.

1

8.05

150.

4.

Нераспространенные предложения.

1

14.05.

151.

5.

Распространённые предложения. Р.Р. Работа с деформированным текстом «Весна в лесу».

1

15.05.

152.

6.

Однородные члены предложения.

1

16.05.

153.

7.

Однородные члены предложения – подлежащее, сказуемые. Словарный диктант.

1

154.

8.

Однородные второстепенные  члены предложения.

1

17.05.

155.

9.

Р.Р. Деловое письмо: письмо родителям.

1

156.

10.

Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.

1

17.05.

157.

11.

Знаки препинания при однородных членах.

1

21.05.

158.

12.

Тренировочные упражнения по теме «Предложение».

22.05.

159.

13.

Контрольный диктант №10 по теме «Предложение».

1

160.

14.

Работа над ошибками. Р.Р. Составление рассказа по картине «Лес ранней весной».

1

23.05.

Повторение

10

161.

1.

Правописание безударной гласной в корне слова.

1

24.05.

162.

2.

Р.Р. Изложение по предложенному учителем плану «Пушок».

1

24.05.

163.

3.

Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.

1

28.05.

164.

4.

Правописание приставок.

1

165.

5.

Правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения.

1

29.05.

166.

6.

Р.Р. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем «На летних каникулах» (проведение каникул).

1

30.05.

167.

7.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

168.

8.

Однородные члены предложения.

1

31.05.

169.

9.

Контрольный диктант №11 по изученному за год материалу.

1

31.05.

170.

10.

Работа над ошибками.

Содержание курса «Письмо и развитие речи»

Раздел 1. Повторение (5 часов)

        

        Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.

Раздел 2. Звуки и буквы (11 часов)

        Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё,и,ю,я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е,ё,ю,я  в начале слова и после гласных путём изменения формы слова. Алфавит.

Раздел 3. Слово (130 часов)

        Тема 3.1. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

        Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.

        Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

        Правописание приставок. Приставка и предлог.

        Разделительный Ъ.

        Тема 3.2. Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

        

        Тема 3.3. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительное собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

        Изменение имён существительных по числам (единственное и множественное число.)

        Род имён существительных, умение различать род (мужской род и женский род, средний род).

        Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.

        Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.

        Понятие о 1,2,3 –м склонениях существительных.

        Первое склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1 – го склонения. Окончания –ы, -и в родительном падеже, окончание – е в дательном и предложном падежах, окончания – ей, - ой в творительном падеже.

        Второе склонение имён существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2 – го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже, окончания – у, - ю в дательном падеже, - е в предложном падеже, окончания – ом, -ем в творительном падеже.

        Третье склонение имён существительных в единственном числе. Правописания падежных окончаний существительных 3 – г склонения. Окончание – и в родительном, дательном и предложном падежах, окончание – ью в творительном падеже.

        Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён существительных, относящихся к различным склонениям.

Раздел 4. Предложение (14 часов)

        Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые.

        Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. знаки препинания при однородных членах.

Раздел 5. Повторение пройденного за год (10 часов)

        Правописание безударной гласной в корне слова, правописание глухих и звонких согласных в корне слова, правописание приставок, правописание падежных окончаний имён существительных 1,2,3 – го склонения, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения.

Межпредметные связи: на уроках письма реализуются межпредметные связи,

прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных знаний, умений и навыков, также и межпредметных знаний, умений и навыков  (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях  и др.).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

 

Обучающиеся должны уметь: 

  • Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
  • Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • Проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
  • Обозначать мягкость согласных буквой  Ь;
  • Разбирать слово по составу;
  • Выделять имена существительные как части речи;
  • Строить простое распространенное предложение;
  • Связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
  • Пользоваться школьным орфографическим словарём.

Обучающиеся должны знать:

  • Алфавит;
  • Способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).

График

п/п

Название диктанта

Дата

1.

Контрольный диктант  по теме «Повторение».

05.09.

2.

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

20.09.

3.

Контрольный диктант  по теме «Состав слова» (словообразование).

09.10.

4.

Контрольный диктант по итогам I  четверти.

24.10.

5.

Контрольный диктант по теме «Части речи».

03.12.

6.

Контрольный диктант   по итогам II четверти.

25.12.

7.

Контрольный диктант по теме «Изменение существительных по падежам».

07.02.

8.

Контрольный диктант   по итогам III четверти.

20.03.

9.

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное».

30.04.

10.

Контрольный диктант  по теме «Предложение».

22.05.

11.

Контрольный диктант  по изученному за год материалу.

31.05.

Диктант может быть связным текстом или состоять из отдельных предложений. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в работе 2 орфографических ошибок. «4» может быть выставлена при наличии 3 орфографических ошибок, если среди них есть однотипные. Оценка «3» может быть выставлена за работу, в которой допущено 3 и более орфографических и пунктуационных ошибок. При выставлении оценок «5» и «4» учитывается также аккуратность выполнения работы. Не учитываются 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или 2 пунктуационных ошибок на изученные правила соответствует одной орфографической ошибке.  Дисграфические ошибки не учитываются.

Примерный объем текстов контрольных работ (диктантов) в 8классе –75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе союзы, предлоги, частицы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Тексты

Контрольный диктант № 1

Осень

Глубокая осень. Прозрачными стали сады и леса. Старые деревья давно облетели. И только молодые берёзки сохранили свою листву. Ярко выступает сквозь сеть берёз ели и сосны. Их освежили холод, дожди, ночные туманы. Земля покрылась листьями.

        Далеко слышны осторожные прыжки лесных зверьков.

(46 слов)

Контрольный диктант № 2

Давно уже миновал полдень, начинался закат. Облака уходили за горизонт.

        На берёзке у ручья висела маленькая кружка. Я набрал воды и глотнул. Сладкой подводной травой пахла вода из ручья. Я услышал голос долгих дождей и лесных гроз. Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем близкой зимы.

(50 слов)

Контрольный диктант № 3

Удав

        Стоит на поляне дерево. Корни и ветки переплелись. Одна ветка ствола даже обернулась как змея. А это и есть змея. Сильный и страшный удав.

        Не пройти под деревом косуле, не пробежать мышке. И птица в корне дерева не совьёт гнездо. Разом обовьётся змея вокруг добычи и съест её.

(50 слов)

Контрольный диктант № 4

Пингвины

        Это удивительные птицы. Они не летают, а плавают. Ходят пингвины столбиком. Издали пингвин похож на человека в чёрном фраке и белом жилете.

        Однажды плавал корабль в холодном океане. Видят моряки на льду целое войско. Подплыли ближе. А войско как по команде прыгнуло в воду. Поняли моряки, что это были птицы.

(51 слово)

Контрольный диктант № 5

        Главным делом жизни Валерия Чкалова было учить самолёты летать.

Вот построили самолёт. Но как поведёт себя машина в воздухе на большой скорости? Только в полёте можно ответить на этот вопрос.

        Чкалов был замечательным лётчиком. В минуту опасности он боролся за машину до последней возможности. Друзья учились у него смелости.

(49 слов)

Контрольный диктант № 6

О хлебе

        Хлеб всегда был основным продуктом питания. Порой только кусок хлеба спасал человека от голодной смерти. К хлебу – батюшке люди всегда относились с уважением.

        В культуре многих народов хлеб стоит на почётном месте. На свадьбе молодых встречают караваем. На новоселье несут пироги. И молодой матери дарят хлеб на счастье.

(50 слов)

Контрольный диктант № 7

В тот год ягоды на Байкале было много. Кусты смородины и голубики ломились от тяжести.

        Саня и дядя Митяй собирали ягоды до вечера. А вечером пошёл дождь. И только тогда грибники пошли в шалаш. Они выпили чаю и совсем разморились от усталости. Саня заснул. Это была его первая ночь в тайге.

(50 слов)

Контрольный диктант № 8

На берегу реки рос камыш. Там водились утки, кулики и другая дичь. Туда мы отправились на охоту.

        Из камышей вылетела утка. Охотник выстрелил. Утка упала в болото. Джек бросился её доставать. Через минуту он показался с уткой в зубах.

        Джек был прекрасный пес. Он прожил у нас до глубокой старости.

(50 слов)

Контрольный диктант № 9

По тропинке Вася сбегает к заводи. Ива низко склонилась над водой. Мальчик лёг на тёплые доски и стал смотреть в воду. Речные растения протянули к отмели свои стебли. Медленно плыли прозрачные рыбки.

        Широко разлился Дон по равнине. Берега густо покрылись кустарником. Весело смотрят облака в зеркальную гладь. Реют над водой чайки.

(50 слов)

Контрольный диктант № 10

Ландыш майский

        Белые цветы ландыша заметны среди зелени. В конце мая в лесу стоит запах ландыша. На этот запах летит пчела, бабочка. Осенью на стебле ландыша есть ягоды. Из цветка ландыша делают лекарство. Этим лекарством лечат сердце. Хорош ландыш в букете. Букет украсит комнату. Приятно его подарить подруге.

(46 слов)

Контрольный диктант № 11

Осина

        Осина цветёт в апреле. Листочки на осине всё время дрожат. Осину называют пионером леса. На вырубке первой растёт осина. Семена у осины мелкие. На дереве их много. Молодые осинки любят свет, быстро растут. Не боится осина мороза. Древесина у осины мягкая. Из осины делают бумагу, спички.

(47 слов)

Литература для учителя:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5 -9 классы. Сборник №1/ под редакцией В.В. Воронковой.

Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва: Владос 2010г.

  • Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: Владос, 2000г.
  • Барская Н.М., Нисневич А.А. Обучение русскому языку в 5-8 классах специальной коррекционной школы. – М., 2000г.
  • Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка в специальной коррекционной школе, 5-8 классы. – М., 2001г.
  • Бебешина Н.Н., Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах специальной коррекционной школы. – М.. Просвещение, 2003г.
  • Кудрявцева Е.Я. Диктанты  и проверочные работы по русскому языку, для специальных коррекционных школ 8 вида. 5-7 классы. – М., «Владос»; 2003г.
  • Научно – методический журнал «Дефектология»;
  • Научно – методический журнал «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...

рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс

разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ...

рабочая программа по письму и развитию речи (5 класс)

Факультет коррекционной педагогики ОП «Мой университет» www.moi-sat.ruРабочая программа по «Письму и развитию речи» для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII в...

Рабочая программа по письму и развитию речи (7 класс)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)...

Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 6 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи 8 класс 2017-2018 учебный год...